Записи выполняются и используются в СО 1.004
СО 6.018
Предоставляется в СО 1.023.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский государственный аграрный университет
имени Н.И. Вавилова
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Проректор по учебной работе /––––––––––––/ /Ларионов С.В./ «_» г. «_» г.
РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА
«Русский язык и культура речи»Дисциплина Для специальности (направления подготовки) – для всех специальностей и направлений СГАУ им. Н.И. Вавилова Кафедра «Русский язык и культура речи»
Курс – (по учебному плану) Семестр – (по учебному плану) Объем дисциплины:
Всего часов - Из них: аудиторных – в т.ч. лекции – практические занятия – самостоятельная работа – Форма итогового контроля: семестр – (экзамен) Программу составили: Доц. Павлова Н.И., доц. Садилов И.В.
Саратов Введение Рабочая (модульная) программа:
предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, у студентов всех специальностей и направлений СГАУ, участвующих в процессе изучения дисциплины; устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование у студентов базовых знаний по теоретическим основам, повышение речевой культуры выпускника вуза, помощь в овладении основными навыками речевого общения в разных сферах и ситуациях профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление (понимать и уметь объяснить) о правильности как основном критерии хорошей речи, о трудных нормах ударения, произношения, грамматики; об организации общения, о языке и его функциональных разновидностях, стилях, о нормах русской речи;
о средствах эффективного делового речевого общения.
знать:
– основы теоретических понятий о языке и речи;
– основы знаний о нормах русской речи;
– основные сведения о речевой коммуникации;
– определение функциональных разновидностей литературного языка – стилей речи.
уметь:
– пользоваться словарями и справочниками;
– применять знания о нормах, стилях и жанрах в речевой практике ;
– анализировать речь окружающих и свою собственную;
– редактировать тексты разных стилей;
– составлять деловые документы;
– совершенствовать навыки речевого общения;
– выступать перед аудиторией с научным или деловым сообщением.
Раздел 2. Исходные требования к подготовленности студентов Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» состоит из 3 модулей:
1. Культура русской речи и нормы литературного языка.
2. Уместность речи и культура речевого продуцирования.
3. Культура речевого общения.
Все модули изучаются в одном семестре. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении курса русского языка в школе и дисциплины «Русский язык и культура речи».
Приступая к изучению дисциплины, студент должен знать основные теоретические понятия о языке и речи, основы знаний о нормах русской речи, иметь навыки речевого общения.
По завершении курса студент должен применять знания о нормах, стилях и жанрах в речевой практике.
Раздел 3. Содержание и методика входного контроля Входной контроль по дисциплине проводится в семестре. Этот вид контроля позволяет проверить исходный уровень знаний студента, его готовность к изучению данной дисциплины и дает возможность правильно выбрать методику изложения учебного материала.
Для успешного прохождения входного контроля студент должен продемонстрировать знание русского языка в объёме школьной программы.
Входной контроль проводится на первом практическом занятии в форме письменного опроса. Пять заданий ориентированы на выявление знаний норм русского литературного языка. Контрольные вопросы указаны в приложении 1. Время на проведение входного контроля 30 мин.
Максимальный рейтинг 3 балла.
человеческого общения. Язык и речь. Понятие о речевой деятельности и ее видах. Культура речи как важнейший фактор общей культуры человека.
Русская речевая культура и ее типы в сфере действия литературного языка.
Речь и языковая личность. Основные функции языка. Речевое общение и его составляющие. Русский литературный язык, его признаки, основные этапы речевой культуры. Нормы литературного языка и их особенности.
Структурные типы норм ударения, произношения, грамматики. Нормативные письменной речи. Анализ типичных нормативных ошибок в предложенных психологическая и ситуативная уместность речи. Коммуникативные роли адресата, адресанта, наблюдателя речи. Коммуникативные роли адресата, адресанта, наблюдателя речи. Уместность речи в зависимости от характера общения (межличностное – массовое, официальное – неофициальное, непосредственное – опосредованное).
5 Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Стилевая 2 0, 6 Культура научного речевого общения. Научный стиль, его своеобразие, 2 0, разновидности. Профессионально значимые жанры научной речи (тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия, доклад).
официально-деловой письменной речи.
9п Культура научного продуцирования, доклад, рецензия, дипломная работа как 2 0, 10п Культура официально – деловой речи. Типы документов. Анализ образцов 2 2 0, деловых документов. Деловая переписка: особенности структурирования и оформления текстов. Языковые средства и речевые нормы деловой переписки.
11п Редактирование и продуцирование текстов официально–делового стиля. 2 2 0, Трансформация текстов, изменение их структуры и содержания.
12п Рубежный контроль: проверка умений и навыков стилистического анализа и продуцирования текстов научного и официально-делового стиля Темы для самостоятельного изучения 4с Стилевое расслоение языковых средств. Стилистически окрашенные средства 2 лексики, морфологии, словообразования и их употребление.
7с Характеристика, резюме и рекомендательное письмо как жанры официально- Речевые тактики (приведение примера, усиление, контраст). Массовое общение. Устное публичное выступление. Общее понятие о риторике как науке и способах речевого воздействия.
9 Работа над содержанием выступления (изобретение речи). Речевая композиция, 2 2 0, правила развертывания речи. Роль начальной и заключительной части выступления. Основная часть выступления. Требования к аргументированной речи. Правила аргументации. Работа над оформлением речи. Выразительность речи. Культура дискуссионного общения. Полемические приемы убеждения 13п Культура делового общения. Стартовое тестирование. Проведение ролевых игр 2 2 0, «Переговоры», «Деловая беседа», «Телефонный разговор в деловом общении».
14п Этика речевого общения. Этика устной речи. Этика слушания. Типы речевого 2 2 0, поведения. Особенности русского речевого этикета.
15п Культура устного публичного выступления. Анализ образцов ораторского 2 2 0, стиля, видеозаписей выступлений.
16п Работа над содержанием (изобретением) речи. Подготовка текста выступления 2 2 0, на профессионально значимую тему. Выступление в группе: защита рефератов и их анализ (рецензирование).
17п Культура полемической речи. Логические и психологические правила ведения 2 2 0, спора. Подготовка и проведение диспута на заданную тему.
Темы для самостоятельного изучения 9с Современная деловая риторика.
экзаменационной сессии. Учебный график изучения дисциплины приведен в Приложении 2. Максимальный балл –52.
5. Краткая организационно – методическая характеристика дисциплины Обучение дисциплине «Русский язык и культура речи» проводится в форме лекций, практических занятий, тестирования, деловой игры. При чтении лекций используются следующие технические средства обучения:
магнитофон, видеомагнитофон, телевизор. Дисциплина преподается по учебному плану. Учебное время распределяется следующим образом: на лекции отводится 18 часов, на практические занятия – 34 часа, на самостоятельную работу студентов – 52 часа.
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях в форме индивидуального устного собеседования. Максимальный рейтинг за каждое занятие – 0,3 балла.
При этом учитывается прилежание студента, уровень знаний и активность работы на занятиях. Баллы распределяются следующим образом:
прилежание (подготовка к работе, качество оформления тетради) - 20%, уровень знаний - 60%, активность работы - 20%. Рубежный контроль проводится после каждого модуля в форме письменного опроса.
профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста всех специальностей и направлений СГАУ.
Устанавливается максимальный объем учебной нагрузки студента часа аудиторных занятий по учебному плану.
Самостоятельная работа предполагает подготовку к практическим занятиям, выполнение письменных домашних упражнений, изучение программного материала, не вошедшего в лекционный курс.
Всего на самостоятельную работу отводится 52 часа, из них на подготовку к практическим занятиям 20 часов, на подготовку к рубежным контролям – 6, на подготовку к экзамену – 6 часов, на проработку тем, вынесенных на самостоятельное изучение – 20 часов.
Для обеспечения мотивации изучения курса на самостоятельное изучение выносятся темы, которые будут использованы при проведении рубежных и выходных контролей.
Раздел 7. Система оценки результатов выходного контроля При изучении дисциплины используется рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов. Максимальное количество баллов, которое может получить студент по видам контроля, приведено в таблице 1.
Итоговый рейтинг Rсм за семестр подсчитывается путем перевода учебных баллов в зачетные по формуле:
Rсм = nBфакт/Bmax, где: n – количество часов аудиторных занятий по учебному плану;
Bфакт – максимально возможная сумма учебных баллов;
Bmax– фактическая сумма баллов, набранная студентом.
Итоговый рейтинг проставляется в зачетную книжку студента и зачётно-экзаменационную ведомость.
Критериями оценки могут служить: глубина усвоения студентом учебного материала, умение применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач, объем полученных знаний. В каждом из этих критериев можно выделить 3 уровня (табл.2).
Если все критерии соответствуют третьему уровню, то студенту выставляется максимальный рейтинг. Если все критерии соответствуют первому уровню – минимальный.
Глубина усвоения описательное упрощенное объяснение на основе знания учебного материала изложение объяснение общих закономерностей, Умение применять для решения для выбора для самостоятельной полученные знания элементарных оптимального формулировки задачи и ее Объем усвоенного программы Раздел 8. Содержание и методика выходного контроля В качестве выходного контроля предусмотрен экзамен. Вопросы, выносимые на экзамен, формируются на основе вопросов рубежных контролей 1, 2 и 3 модулей. Экзамен проводится в форме устного и письменного собеседования. Студенты, набравшие по всем видам текущего контроля менее 21 балла, к экзамену не допускаются. Студенты, набравшие от 21 до 30 баллов, сдают экзамен. Студентам, набравшим более 31 балла, добавляются поощрительные баллы и выставляется экзаменационная оценка без сдачи экзамена.
Если студент по результатам входного, рубежных и выходного контроля набрал от 45 до 52 баллов, ему выставляется оценка «отлично»; от 38 до 44 баллов «хорошо»; от 32 до 37 баллов «удовлетворительно».
Раздел 9. Материально-техническое обеспечение В качестве материально-технического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи» используются:
1. Мультимедийные приложения к лекциям:
– нормы русского литературного языка;
– функциональные стили русского литературного языка;
– эффективность речевого общения.
а) основная литература (библиотека СГАУ) 1. Дмитриева, О.И. Русский язык и культура речи :учеб. пособие / О. И.
Дмитриева, Н. М. Орлова, Н.И. Павлова – Саратов, 2008. – 223 с.– ISBN 978Выходцева, И.С. Русский язык и культура устной и письменной речи :
учеб. пособие / И. С. Выходцева, Т. В. Кузнецова, Н. В. Любезнова. – Саратов, 2009. – 229 с. – ISBN 978-5-91272-773- б) дополнительная литература 1. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения для деловых людей. / Л. В.Балашова. Т. А. Милехина, С. А. Рисинзон, Н. М. Орлова. – Саратов:
Слово, 2007.
2. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения / Л. В.Балашова. – Ч. I. – Саратов: Лицей, 2001.
3. Балашова, Л. В. Русский язык и культура общения / Л. В.Балашова. – Ч.
II. – Саратов : Лицей, 2001.
4. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М., –2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2008 – 320 с. – ISBN 5-06-001165- 5. Голуб, И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Е. Розенталь. – М., 2010.
6. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации / О. Я.Гойхман, Т.
М.Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2007- (серия «Высшее образование», – с. –ISBN 5-16-000657-5.
7. Гольдин, В. Е. Русский язык и культура речи : учебник для студентовнефилологов / В. Е.Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова. – 2-е изд., стереотип. – М. : УРСС, 2002.
8. Валгина, Н.С. Функциональные стили русского языка : учеб. пособие / Н.С. Валгина. Московский государственный университет печати. – М.:
МГУП, 2003 – 192 с. –ISBN 5-8122-0305- 9. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д., 2007.
10. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации / О. Я.Гойхман, Т.
М.Надеина. – М., ИНФРА-М, 2007.
11. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов : / А.А.
Данцев, Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002., – 320 с. – ISBN 5Дмитриева, О. И. Практикум по русскому языку и культуре речи. учеб.
пособие для студентов нефилологических специальностей. / О. И.
Дмитриева, Н. М. Орлова. – 3-е изд. доп. и испр. Саратов : ФГОУ «Саратовский ГАУ»,. 2007.
13. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В.
Кузнецова.– 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
14. Культура русской речи : учебник для вузов / под ред. Л. К. Грудиной, Е.
Н. Ширяева. – М., 2001.
15. Максимов, В. И. Государственный образовательный стандарт по курсу «Русский язык и культура речи» и его реализация на факультетах нефилологического профиля / В. И.Максимов // Мир русского слова. – 2001. – № 2. – С. 36–44.
16. Михайличенко, Н. А. Риторика / Н. А.Михайличенко. – М., 2003.
17. Михальская, А. К. Основы риторики : Мысль и слово / А. К.Михальская.
18. Мурашов, А.А. Культура речи: Практикум : А.А. Мурашов. – М., Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
19. Новичихина, М.Е. Ведение спора / М.Е. Новичихина. – Воронеж, 2008.
20. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. – М., 2009.
21. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М., Издательский дом «ОНИКС 21 век»:
Мир и образование, 2001.
22. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 23. Русский язык и культура речи: курс лекций/ под ред. Н.А.Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 24. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В.Хохлова. – СПб., Питер, 2010.
25. Сидорова, М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю.
Сидорова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
26. Стилистика и литературное редактирование : учеб пособие / под ред. В.И.
Максимова. – М., Гардарики, 2004.
27. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И.
Формановская. М., 2009.
28. Формановская, Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. – М.: Русский язык, 2002.
29. Ханин, М. И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить : учеб. пособие / М. И. Ханин. – СПб., 2010.
30. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина [и др.]; под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
31. Штрекер, Н.Ю.Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Словари:
1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З.
Е.Александрова. – М. : Русский язык, 2000.
2. Бельчиков, Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М. : Русский язык, 2001.
3. Горбачевич, К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / К. С.Горбачевич. – СПб. : Норинт, 2002.,– с. – ISBN 978-5-17-058265-5, 978-5-271-2.
4. Граудина, Л. К. Грамматическая правильность русской речи : опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л. К. Граудина, В. А.
Ицкович, Л. П. Катлинская. – М., 2001.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И.Ожегов, Н. Ю.
Шведова. – М., 2002.
6. Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р. И. Аванесова. – 6-е изд. – М., 2003.
7. Орфоэпический словарь русского языка : произношение, ударение, грамматические формы. – М.,1989. – (И др. издания).
8. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э.Розенталь, М.
А. Теленкова. – М.,. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс 2006., – 832 с.
9. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка : словарь-справочник / под. ред. К. С. Горбачевича. – Л., 2001.
10. Словарь иностранных слов. – М. : Русский язык, 2009.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://dazor.narod.ru/ckbooks/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm - Словари русского языка онлайн (Орфоэпический словарь, Грамматический словарь, Словарь синонимов).
Введенская, Л.А.,Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов Л.А Введенская, Л.Г Павлова, Е.Ю. Кашаева[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/50030/ Казарина, С. Г., Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку / С. ГКазарина, А. В Милюк., М. П. Усачева [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://fictionbook.ru/author/a_v_milyuk/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_poso/ read_online.html?page= Каталог образовательных Интернет-ресурсов (Стилистика и культура речи).– Режим доступа:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_o p=viewlink&cid=2672&orderby=titleA&fids[]= Электронная библиотека СГАУ - http://library.sgau.ru Вопросы входного контроля по дисциплине «Русский язык и культура 1.Орфоэпические (акцентологические) нормы.
2.Морфологические и синтаксические нормы.
3.Лексические нормы русской речи. Значение слова.
4.Различные типы речевых ошибок.
Вопросы рубежных контролей по дисциплине «Русский язык и Вопросы, рассматриваемые на аудиторных занятиях 1.Культура речи: предмет и задачи курса. Основные понятия культуры речи (язык и речь, речевая деятельность, речевое общение, речевое событие, коммуникативные качества речи).
2.Правильность речи как важнейший критерий речевой культуры.
Понятие нормы литературного языка. Разные подходы к оценке норм (антинормализаторство, пуризм, динамическая теория нормы).
3. Причины изменения норм литературного языка. Вариантность языковых норм. Типы языковых вариантов.
4. Структурные типы норм литературного языка. Орфоэпические нормы. Колебание норм ударения и произношения.
5. Грамматические нормы. Колебание в употреблении грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов.
6. Трудные случаи реализации синтаксических норм.
7. Лексическая правильность речи: нормы словоупотребления.
8. Типология речевых ошибок. Представление о редактировании текста.
Нормативные словари русского литературного языка.
9.Выразительность русской речи. Лексические образные средства речи.
Стилистические фигуры.Работа с текстом.
1.Социально-функциональная дифференциация (стратификация) языка и понятие литературного языка. Специфика литературного языка в соотношении с другими разновидностями общенародного языка (просторечием, жаргонами, территориальными диалектами).
2.Возникновение и развитие русского литературного языка.
Существование литературного языка в разные периоды функционирования русского языка.
3.Речь как показатель социального статуса говорящего.
4.Изменения в русском языке последних десятилетий.
Вопросы, рассматриваемые на аудиторных занятиях 1.Текст как единица общения. Стилистическая окраска текста.
2.Понятие о стилях литературного языка. Общая характеристика системы функциональных стилей (функциональных типов речи) литературного языка: научного, официально-делового, публицистического, разговорного, художественного. Стилевая уместность речи.
3.Культура научной речи. Структура и средства организации научного текста. Языковые особенности научных текстов. Подстили научной речи.
4.Культура научного продуцирования и жанры научной речи.
Требования к реферату, тезисам, аннотации, рецензии.
5.Культура деловой речи. Общая характеристика официально-делового стиля. Доминанты деловой речи.
6.Культура деловой речи и языковые особенности официальноделового стиля.
7.Языковые нормы деловой речи: составление текста документа.
Основные требования к документации.
8.Культура деловой речи. Жанры делового стиля (деловые письма, резюме, докладная записка, заявление и др.).
9.Реклама в деловой речи. Классификация рекламы. Особенности языка рекламы.
1.Стилевое расслоение языковых средств. Стилистически окрашенные средства лексики, морфологии, словообразования и их употребление.
2.История развития научного стиля.
3.История русского делового письма.
4.Характеристика, резюме и рекомендательное письмо как жанры официально-делового стиля.
5.Язык и средства массовой информации. Влияние языка СМИ на языковые пристрастия общества.
Вопросы, рассматриваемые на аудиторных занятиях 1.Особенности устной публичной (ораторской) речи. Этапы подготовки и проведения выступления 2.Требования к аргументирующей речи. Правила аргументации.
3.Оратор и аудитория. Каналы воздействия на аудиторию и средства привлечения внимания аудитории. Образ ритора и его основные составляющие (этос, пафос и логос).
4.Культура дискуссионной речи. Логические и психологические правила ведения спора.
5.Эффективность речевого общения.Психология речевой коммуникации. Культура невербального общения.
6. Этика речевого общения. Этика устной речи. Этика слушания.
7.Типы речевого поведения. Особенности русского речевого этикета.
Вопросы для самостоятельного изучения 1.Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима.
2.Традиции красноречия в России.
3.Современная деловая риторика.
4.Риторическое искусство известных политиков (прошлого и современности).
5.Риторическое искусство и имидж лидера.
6.Выразительность ораторской речи.
7.Русская речевая культура и ее типы.
8.Уместность речи как показатель уровня речевой культуры.
Уместность речи и виды ситуаций, типы общения, виды общения.
9.Культура телефонного разговора, общение по мобильному телефону, СМС-общение. Особенности общения в Интернете.
1.Культура речи: предмет и задачи курса. Основные понятия культуры речи (язык и речь, речевая деятельность, речевое общение, речевое событие, коммуникативные качества речи).
2.Социально-функциональная дифференциация (стратификация) языка и понятие литературного языка. Специфика литературного языка в соотношении с другими разновидностями общенародного языка (просторечием, жаргонами, территориальными диалектами).
3.Возникновение и развитие русского литературного языка.
Существование литературного языка в разные периоды функционирования русского языка.
4.Правильность речи как важнейший критерий речевой культуры.
Понятие нормы литературного языка. Разные подходы к оценке норм (антинормализаторство, пуризм, динамическая теория нормы). Изменения в русском языке последних десятилетий.
5. Причины изменения норм литературного языка. Вариантность языковых норм. Типы языковых вариантов.
6. Структурные типы норм литературного языка. Орфоэпические нормы. Колебание норм ударения и произношения.
7. Грамматические нормы. Колебание в употреблении грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов.
8. Трудные случаи реализации синтаксических норм.
9. Лексическая правильность речи: нормы словоупотребления.
10. Типология речевых ошибок. Представление о редактировании текста.
Нормативные словари русского литературного языка.
11. Выразительность русской речи. Лексические образные средства речи. Стилистические фигуры.Работа с текстом.
12.Текст как единица общения. Стилистическая окраска текста.
13.Понятие о стилях литературного языка. Общая характеристика системы функциональных стилей (функциональных типов речи) литературного языка: научного, официально-делового, публицистического, разговорного, художественного. Стилевая уместность речи.
14. Культура научной речи. Структура и средства организации научного текста. Языковые особенности научных текстов. Подстили научной речи.
15. Культура научного продуцирования и жанры научной речи.
Требования к реферату, тезисам, аннотации, рецензии.
16.История развития научного стиля.
17. Культура деловой речи. Общая характеристика официальноделового стиля. Доминанты деловой речи.
18. Культура деловой речи и языковые особенности официальноделового стиля.
19. Языковые нормы деловой речи: составление текста документа.
Основные требования к документации.
20.Культура деловой речи. Жанры делового стиля (деловые письма, резюме, докладная записка, заявление и др.).
21. История русского делового письма.
22. Характеристика, резюме и рекомендательное письмо как жанры официально-делового стиля.
23. Реклама в деловой речи. Классификация рекламы. Особенности языка рекламы.
24. Язык и средства массовой информации. Влияние языка СМИ на языковые пристрастия общества.
25. Риторика как наука, как искусство. Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима.Традиции красноречия в России.
26. Особенности устной публичной (ораторской) речи. Этапы подготовки и проведения выступления 27. Требования к аргументирующей речи. Правила аргументации.
28. Оратор и аудитория. Каналы воздействия на аудиторию и средства привлечения внимания аудитории. Образ ритора и его основные составляющие (этос, пафос и логос).
29.Современная деловая риторика.
30.Риторическое искусство известных политиков (прошлого и современности).Риторическое искусство и имидж лидера.
31.Выразительность ораторской речи.Культура дискуссионной речи.
Логические и психологические правила ведения спора.
32.Эффективность речевого общения.Психология речевой коммуникации. Культура невербального общения.
33. Этика речевого общения. Этика устной речи. Этика слушания.
Типы речевого поведения. Особенности русского речевого этикета.
34.Русская речевая культура и ее типы.
35.Уместность речи как показатель уровня речевой культуры.
Уместность речи и виды ситуаций, типы общения, виды общения.
36. Культура телефонного разговора, общение по мобильному телефону, СМС-общение. Особенности общения в Интернете.
изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»
тич.
заня Само ст.
рабо Выходной контроль отлично – 14 – 16 16 баллов Итоговая оценка отлично – 45 –