Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2045
«Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель МО Директор ГБОУ СОШ 2045
Орланская Е.В.
_/
«_»_ _г.
«»_ _г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ФОЛЬКЛОР
РАЗРАБОТЧИК: учитель по музыке Мишина Неонила Михайловна 5 летСРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
7-12 летВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ЗеленоградПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования детей «Фольклор» разработана и оформлена в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 (№06-1844).Образовательная программа «Фольклор» рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений не реже одного раза в 5 лет.
Программа модифицированная. Составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей и адаптирована к условиям работы учреждений дополнительного образования. При составлении программы использована следующая литература:
1. Калугина Н.В. Основы методики работы с русским народным хором;
2. Сборник обрядовых, свадебных и лирических песен;
3. Терещенко А.В. История культуры русского народа.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа отражает непреходящее значение культурной и духовной ценности подлинной народной музыкальной культуры для патриотического воспитания и нравственно-эстетического совершенствования подрастающей личности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы. Фольклорное музыкальное образование в духе народных песенных традиций опирается на принцип самоценности музыкального искусства, который позволяет ребенку через интонационно-образную природу музыки познать мир и самого себя в этом мире, привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам.
В настоящее время проблеме воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Будучи явлением синкретическим, фольклор может и должен преподаваться как единый самостоятельный предмет, предполагающий сведение воедино теоретического и практического курсов. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно-прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему. А это чрезвычайно усложняет задачу педагога: на занятиях детей учат не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваться творчески, овладевать игрой на простейших народных инструментах, осваивать теоретические сведения, а также знакомят с народными промыслами, особенностями народного костюма.
В процессе реализации программы воспитанники получают опыт социального общения в детском коллективе и приобретают опыт социально-полезного действия, выступая с концертной программой перед родителями, пенсионерами, ветеранами войны.
Цель программы – гармоничное развитие и этнокультурное образование детей на основе изучения традиций русского фольклора, освоение элементарных традиционных танцевальных и инструментальных исполнительских навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач.
Образовательные:
изучение основных жанров русского фольклора (былины, лирические, плясовые, шуточные и др. песни);
ознакомление с народным круглогодичным календарем;
обучение вокально-певческим навыкам;
знакомство с русскими традициями – играми, хороводам, обрядами, праздниками;
обучение игре на традиционных народных инструментах: ложках, бубнах, трещотках.
Воспитательные:
воспитание у детей любви к Родине, чувства уважения и почитания народных традиций;
воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности за себя и коллектив;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям через осознание ими того, что русский фольклор – неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры.
Развивающие:
развитие у детей музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти музыкального воображения;
развитие навыков ансамблевого пения;
развития творческой индивидуальности ребенка;
формирование умений и практических навыков исполнения фольклорных произведений различных областей России и, прежде всего, Московской области.
Особенности программы Ведущие идеи программы – сохранение многовековых традиций русского народного пения, приобщение к ним воспитанников, пропаганда русского фольклорного наследия. Программа не ставит своей целью обучать детей диалектному пению. Своей задачей педагог считает донести смысл песен различных регионов России и, прежде всего, московской области, раскрыть его красоту и своеобразие, содействовать тому, чтобы дети полюбили народные песни и пели от души.
Возраст детей 7-12 лет. Первый год обучения – 7-8 лет, второй – 8- лет, третий – 9-10, четвертый и пятый год - до 12 лет. Набор детей в объединение свободный, принимаются все желающие.
Срок реализации программы – 5 лет.
Особенности класса в котором будет реализован данный учебный курс:
Количественный состав класса 15 человек. Дети занимаются по программе первый год. Уровень подготовленности к освоению программы высокий.
Форма получения образования учащимися класса-общая.
Характерной особенностью учащихся 5 года является творческое развитие ребёнка, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира, воспитание у детей чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, народным традициям, обычаем, обрядам.
Желание самовыражаться через исполнительные виды деятельности:
игры на народных инструментах, исполнение обрядовых песен и музыкальных творческих заданий.
Формами организации урока, являются работа в группах, игровая деятельность,совместная и самостоятельная деятельность, экскурсии.
Уроки делятся на несколько типов-урок «открытия» нового знания;
урок-рефлексия или урок повторения, закрепления знаний изучаемого предмета и выработки умений.
Программа 4 и 5 годов обучения тематически повторяет и закрепляет знания, умения и навыки обучающихся. Развитие компетенций учащихся идет за счет освоения все более разнообразного, сложного репертуара, а также более активной концертной деятельности.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу для каждой группы, всего 34 часов в год. Занятия групповые.
Количество детей в группах 1-го года обучения – 15 человек, 2-го, 3-го года – 12-15 человек. Программа, наряду с обычными занятиями, нацеленными на получение теоретических знаний и практических навыков, предусматривает ансамблевые занятия.
Ансамблевые занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа (34 часа в год). На ансамблевых занятиях происходит основная работа по развитию голосовых данных детей, разыгрывание народных праздников, обрядов и обычаев. Репертуар ансамбля (см. содержание занятий) включает в себя игровые, плясовые, календарные, хороводные, колыбельные, шуточные и другие песни, былины, частушки.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки По окончании полного курса обучения дети будут знать:
различные жанры русского фольклора и народных традиций;
календарные праздники и обряды;
будут уметь:
исполнять фольклорные произведения различных областей России и Московской области;
играть на традиционных народных инструментах: ложках, бубнах, трещотках;
владеть вокально-певческими навыками.
Прогнозируемые результаты по годам обучения представлены ниже.
Формы проведения итогов викторины по пройденным темам;
представление для педагогов, друзей и родителей по наработанному материалу;
подготовка и проведение праздников по народному календарю (Осенины, Зимние святки, Масленица, Встреча весны);
исполнение фольклорных произведений.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
рассказ, беседа, демонстрация, в том числе с использованием аудио- и видиоматериалов, познавательные игры, экскурсии.
Учебно-тематическое планирование и содержание занятий «Потешный фольклор»
Нравы и обычаи русского народа Календарные осенние праздники Устное народное творчество Календарные зимние праздники Музыкально- игровые композиции Календарные весенние праздники
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Вводное занятие Техника безопасности. Правила поведения в зале, классе.Теория Знакомство с планом занятий на пол года. Знакомство с русскими народными традициями с посещением музейно-выставочного комплекса «Русская изба»
«Потешный фольклор»
Теория Потешки, загадки, небылицы.
Практика Напев простых мелодий и попевок.
«Нравы и обычаи русского народа»
Теория Особенности русского народа, отличие от других народов мира. Жилища русских людей - деревянные здания и каменные хоромы. Одежда – древнейшая одежда славян, костюмы, пояса и кушаки.
Практика Рисунок жилища русского человека, эскиз рисунка русского костюма, разучивание песни «Как под горкой».
Календарные осенние праздники Теория Особенности календарных осенних праздников. Изучение русского праздника «Покров день». Особенности осенних песен, игр.
Практика Разучивание песен и хороводных движений: «Капустка», «Ах, вы, сени».
Устное народное творчество Теория Что такое устное народное творчество. Сказка как жанр устного народного творчества. Скороговорка как способ улучшения дикции, произношения.
Практика Знакомство с народными сказками – «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Петушок – золотой гребешок». Театрализованная постановка сказок.
Напев скороговорок.
Игровой фольклор Теория История появления народных игр. Сезонные народные игры.
Практика Разучивание народных игр: «Хвост и голова», «Колечко», «Шла коза».
Календарные зимние праздники Теория Особенности календарных зимних праздников. Крещенские колядки и их значение. Особенности зимних песен, игр.
Практика Разучивание песен и игровых движений: «Пришла Коляда», «Щедрый вечер».
Музыкально- игровые композиции Практика Показ и изучение простейших движений. Разучивание песни. «Я на камушке сижу». Инсценировка данной песни.
Календарные весенние праздники Теория Особенности календарных весенних праздников. Изучение русского праздника Масленица – различные празднования Масленицы, масленичные дни. Знакомство с весенними играми, песнями.
Практика Разучивание весенних песен и игровых движений. Разучивание песен:
«Блины», «Масленица-кривошейка», изготовление игрушки – Сорока.
Хороводы Теория Знакомство с традицией водить хороводы.
Практика Изучение хороводных песен, движений. Изучение хороводов «В хороводе были мы», «Земляничка».
Итоговое занятие Проведение музыкальной викторины по первому году обучения.
Прогнозируемый результат первого года обучения По итогам первого года обучения дети будут знать:
-жанры исполняемого произведения; -различать календарные песни;
уметь:
-перенимать мелодию с голоса;
-воспроизводить простейшие движения народной хореографии.
Навыки:
-певческого и речевого дыхания;
-четкости дикции;
-владения простейшими шумовыми и ударными инструментами.
Вводное занятие.
Нравы и обычаи русского народа.
особенности.
Календарные осенние праздники.
Волшебные, бытовые сказки.
Песенные жанры.
Народный зимний календарь.
Игровой фольклор.
Зимние праздники.
Музыкально- игровые композиции.
Праздники народного календаря.
Особенности игровых, свадебных хороводов.
Итоговое занятие.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Вводное занятие Техника безопасности. Правила поведения в зале, классе.Теория Знакомство с планом занятий на пол года. Знакомство с русскими народным костюмом и народными промыслами с посещением музейновыставочного комплекса «Русская изба».
Нравы и обычаи русского народа Теория Непоколебимость русского народа и его слава, сохранение народной мудрости.
Кушанья, подаваемые на стол – изобилие продуктов. Выпечка хлеба – званые обеды.
Задание «Составление меню» русского человека. Рисунок праздничного застолья. Разучивание песни «Чарочка моя».
«Величальные песни»
Теория Величальные песни. Роль и место в народном фольклоре. Особенности величальных песен.
Практика Разучивание величальных песен: «Чарочка моя», «Хлеб».
«Частушки»
Теория Понятие жанра частушки. Отличительные черты жанра песни и частушки.
Практика Разучивание частушек и инсценировкой.
Календарные осенние праздники Значение и особенности календарных осенних праздников. История возникновения жнивных и покосных песен.
Практика Разучивание жнивных и покосных песен: «Жнива», «Катерина».
Волшебные, бытовые сказки Теория Устное народное творчество. Сказка как жанр. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных.
Практика Упражнение «Сочиняем сказку». Театрализованная постановка сказок, сочиненных детьми.
Теория Знакомство и изучение особенностей: лирических песен.
Практика Разучивание лирических песен: «Как по травкам, по муравкам».
Народный зимний календарь Теория Значение и особенности зимних календарных праздников. История возникновения Святочных обрядов. Святочные увеселения, значение Святок у русского народа, древность славянских гаданий и чародейство.
Практика Разучивание зимних колядок. Игра на народных инструментах – ложки, вертушки. Разучивание детских народных гаданий.
Игровой фольклор Теория История появления народных игр (продолжение). Сезонные народные игры.
Практика Разучивание народных игр: «Бояре», Кадрильная игра- «Уж ты, полька».
Зимние праздники Теория История возникновения Нового года, Празднование Нового года в других странах мира. Изучение зимних песен, игр (продолжение).
Практика Рисунок на Новогоднюю тему. Разучивание песни «Эх, Зима».
Музыкально- игровые композиции Практика Разучивание песен: « Как у бабушки козел», «Раздувайся пузырь», «Аленький мой цветок».
Праздники народного календаря Теория Особенности весенних праздников. Изучение простонародного обряда «Встреча весны».
Практика Разучивание весенних закличек и игровых движений: «Дождик», «Веснянки».
Хороводы Теория Знакомство с традицией водить хороводы, значение хоровода.
Практика Изучение хороводных песен, разучивание хороводных движений.
Исполнение свадебных хороводов - «Как пошли наши подружки», «Не по погребу».
Итоговое занятие Музыкальная викторина по второму году обучения.
Прогнозируемый результат второго года обучения По итогам второго года обучения дети будут знать:
-жанры исполняемого репертуара;
- различать характерные особенности жанра исполняемого репертуара;
уметь:
- Перенимать мелодию с голоса;
Воспроизводить простейшие движения народной хореографии;
- Владеть жестикуляцией;
- Чувствовать ритм, используя основные приемы народной хореографии;
- Владеть простейшими народными музыкальными инструментами.
Навыки:
- певческого и речевого дыхания;
- четкость дикции и певческого народного голоса.
Похвальные качества славян.
Изделия русской выделки с самых древних времен.
Супружество и семейная жизнь Свадебные обрядовые песни областей «Николин день».
10. Святочные гадания и переряживания. 1 1 Разные празднования Масленицы.
Весенние заклички (продолжение). 13. Музыкально- игровые композиции. - 1 Хоровод «Выбор невест».
Хоровод «Вьюн и круг».
Хоровод «Просо сеяли».
15. Праздник народного календаря «Иван Купала».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Вводное занятие Техника безопасности. Правила поведения в зале, классе.Теория Знакомство с планом занятий на пол года. Продолжение знакомства с разновидностями русского народного костюма и народными промыслами с посещением музейно-выставочного комплекса «Русская изба».
Нравы и обычаи русского народа Теория Образ жизни русского человека. Изучение похвальных качеств славян – хлебосольство, набожности, гостеприимству. Знакомство с изделиями русской выделки с самых древних времен, обработка кожи, резьба, украшение драгоценными камнями, зеркалами. Особенности супружества и семейной жизни русских людей.
Музыка: появление музыкальных инструментов, многообразные музыкальные инструменты.
Практика Рисунок изделий русской выделки. Игра на народных музыкальных инструментах.
Теория История возникновения свадеб. Роль и место их в народном фольклоре.
Особенности царских свадеб. Особенности великокняжеских свадеб.
Свадебные обрядовые песни областей России: знакомство и изучение свадебного обряда Центральной России.
Практика Театрализация царской и великокняжеской свадьбы. Разучивание свадебные и праздничных песен: «Во горинке», «Захотела меня мать», «Матаня».
Свадебные и праздничные песни Практика Разучивание свадебного обряда, обрядовых песен: «Подъезжали под село», «Как на горе», «Летел голубь».
Календарные осенние праздники Теория Знакомство с народным праздником «Обжинки».
Практика Продолжение изучения осенних игр, посвященных празднику сбора урожая. Разучивание игр, посвященных празднику «Обжинки».
Времясчисление и обряды Теория Понятие времяисчисления (летоисчисления), начало летоисчисления у различных народов, разнообразие календарей. Изучение старинного русского обряда Крещение. Изучение обряда сватовства.
Практика Рисунок старинного календаря. Разучивание песен «Шел деревней», «Четыре двора».
Сказы и сказки Теория Сказы и сказки, их сходство и отличия.
Практика Сказы П. Баженова: «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка». Театрализация сказки П. Баженова.
Народные игры и забавы Теория Характеристика народных игр и забав. Особенности детских игр.
Особенности девичьих игр. Особенности мужских игр. Особенности общих игр.
Практика Знакомство и играми «Сорока», «Лошадка». Детские игры «Перегонки», «Волк и гуси». Девичьи игр «Мак», «Колечко». Мужская игра «Воробьи».
Общая игра «Лапта», «Катание с гор и на санях».
Праздник народного календаря «Николин день»
Теория Знакомство с народным праздником «Николин день».
Практика Постановка народной притчи о Николае Чудотворце.
Святочные гадания и переряживания Теория Характеристика перехода от верований к гаданиям. Особенности подблюдного гадания, песни, исполняемые во время гаданий. Приметы по хлебным фигуркам.
Практика Разучивание обряда подблюдного гадания. Разучивание песен, связанных с обрядом коляды: «Овсень», «Коляда».
Игровой фольклор Практика Разучивание народных игр: «Кошки-мышки». «А я золото хороню».
Масленичные гуляния Теория Обычай празднования Масленицы в различных областях России.
Маскарады и санное катание, введенные Петром I. Особенности весенних закличек (продолжение).
Практика Разучивание масленичных песен: «А мы Масленицу закликали», «Блины», «Масленичка». Рисунок маскарадного костюма. Масленичные игры: «Утка и селезень», «Салки», «Горелки», «Заря-заряница».
Музыкально- игровые композиции Практика «Заинька, серенький, где ты был?», «Небылицы в лицах», «Золотые ворота».
Хороводы Теория Основные хороводные движения, положения головы, рук и ног в хороводе Знакомство с хороводом «Выбор невест». Особенности хоровода «Вьюн и круг». Знакомство с хороводом «Просо сеяли».
Практика Разучивание слов и движений хороводов «Выбор невест», «Вьюн и круг», «Просо сеяли».
Праздник народного календаря «Иван Купала»
Теория Знакомство с народным праздником Ивана Купала.
Практика Разучивание купальных припевок: «Гори, горя, ясно», «Стой, гори на месте!», «Девицы».
Итоговое занятие Концертная программа «Веселые небылицы».
Прогнозируемый результат третьего года обучения По итогам третьего года обучения дети будут знать:
- отличительные черты обрядов регионов России;
- местный диалект исполняемого произведения;
- названия народных музыкальных инструментов;
уметь:
- исполнять песню ансамблем;
- играть на народных инструментах (ложки, трещотки, бубен);
- правильно надеть народный костюм;
- импровизировать на сцене.
Навыки:
-певческого и речевого дыхания;
- четкость дикции;
- певческого народного голоса.
1. Песни-игры»: «У медведя», Заинька», «Гуси, гуси»
2. Игры «Жмурки»: «Водяной», «Кривой петух»
3. Рождественские колядки: «Щедринки», «Сею, вею», «Пришла коляда», «Добрый вечер»
4. Святочные игры, забавы и пляски: «Как у тетушки Мартены», « Уж вы,гости», «Из-за леса».
5. Плясовые песни: «Ах, вы, сани», «Как на горке на горе».
6. Шуточные песни: «Жил я у пана», «Ехал барин», «Ехал дедушка Егор», «Ой, Ванька», «Картошка моя», «Ай, с по над лесом дождь», «Голубчик, мой Ванюшка»
7. Масленичные песни: «Ой, блины», «Жаворонок», «Весна идёт»
8. Веснянки: «Весна-красна», «Весняночка», «А мы просо сеяли», «Горелки», «А я по лугу»
9. Весенние хороводы: «Ох, распашемте девкам лен», «Летал, летал воробей»
10.Хороводные песни: «Земляничка-ягодка», «Вьюн над водой», «По над горочкой», «Как по травкам», «Плетень», «При дуброве во краях»
11.Троицкие песни и хороводы: «Во поле береза стояла», «Ну-ка кумушки».
12.Казачьи песни: «Шёл со службы казак», «Маруся», «Из-за гор, горы»
13. Народная хореография: «Перепляс», «Казачья», «Ярмарка», «Роща», «Летняя», «Сказка», «Виноград», «Вьюнок»
Для реализации программы необходимы аудио- и видеозаписи, методическая и педагогическая литература, настоящая программа, рисунки, плакаты и др.
Необходимо иметь:
- просторное, удобное помещение;
- настроенные музыкальные инструменты (баян, фортепиано и т.д.);
- сценические костюмы и реквизит;
- народные инструменты: ложки, бубен, трещотки, рубель и т.д.;
- аудио - видео аппаратуру для прослушивания и просмотра фольклорного материала;
- доску и мел.
Программа 4 и 5 годов обучения тематически повторяет и закрепляет знания, умения и навыки обучающихся. Развитие компетенций учащихся идет за счет освоения все более разнообразного, сложного репертуара, а также более активной концертной деятельности.
Михайловна.
1. Калугина Н.В. Основы методики работы с русским народным хором.
2. Сорокин П.А. Детский сборник из репертуара фольклорной группы детского хора радио и телевидения.
3. Попов В.С. Детский фольклор. Русская народная песня в детском 4. Сборник обрядовых, свадебных и лирических песен 5. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ сост., вступ. Ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М.: Правда, 1991. – 496 с.
6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей.
7. Терещенко А.В. История культуры русского народа 1. Хрестоматия. Начальная школа. Русский фольклор. 2. Журнал «Мама и малыш». Фольклорная педагогика - Пестушки и потешки для малышей 3. Каштанов Ю. Русские песни – 2008г.
4. Серия история россии в летописях, сказаниях и былинах 5. Пешков А.М. - Русские былины 2009Лопатина А. – Вечная мудрость сказок. Книга 3 – 7. Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности. Книга 1 – 2008г.
8. Феникс. Черницкий А.М. Мифы народов мира для детей. Серия:
Мир вашего ребенка -2008г.
9. Белый город. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора Серия: Моя первая книга -2008г.
10.Эксмо. Городецкая Н.И. Сказания земли Русской. Серия :
Русские сказки (Подарочные издания) – 2008г.