6. ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
6.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6.2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
6.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
6.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК СРЕДСТВАМИ УМК
6.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
6.6. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ.................646.7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
ЛИТЕРАТУРА
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
6. ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
6.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Она подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации учащихся, взаимодействия с семьёй, развития ученического самоуправления, участия учащихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Образовательная организация создаёт условия для реализации программы духовнонравственного развития и воспитания учащихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, общечеловеческим ценностям. Воспитание чувства гражданина России, и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся. Основывается на системе моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России при помощи социально – педагогической поддержки.
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется образовательной организацией в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации социальными партнерами школы: учреждения культуры, образования, СМИ, принимающих участие в реализации воспитательного процесса.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся содержит:
1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на начальной ступени образования.
2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
3. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовнонравственному развитию и воспитанию учащихся.
5. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
6.2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия учащимис базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовому государству, гражданскому обществу, закону и правопорядку.
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.Ценности: нравственный выбор жизни и смысла жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Уважение к родителям, семье как общности родных и близких людей в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляются взаимопомощь и взаимоподдержка, уважение достоинства человека. Равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчеству и созиданию, стремление к познанию истины, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Портрет выпускника начальной школы.
Выпускник начальной школы — это человек:
любознательный, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
6.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, признание закона и правопорядка, толерантности как социальной форме гражданского общества.
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценность человеческой жизни, смысл жизни, мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства. Свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценность труда и творчества, ценность познания мира, ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших, ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Планета Земля – общий дом для всех жителей Земли, ценность природы, родной земли, заповедной природы, ответственность человека за окружающую среду.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
6.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК СРЕДСТВАМИ УМК.
В содержании УМК «Перспективная начальная школа» (ПНШ) и программы «Школа 2100» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников УМК в МАОУ «СОШ № 2» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.Содержание курса «Русский язык» несёт особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.
Содержание курса «Литературное чтение» включает литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
Содержание курса «Окружающий мир» даёт возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру.Материалы расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества, воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
На уроках музыки, изобразительного искусства, технологии, ритмики (в 1 классах ) решаются задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе культурно-исторических и национальнокультурных традиций.
Материалы курса «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края, знакомят с культурами народов других стран мира, воспитывают толерантное отношение к другим народам и культурным традициям, развивают способности к межнациональному диалогу.
Особое место в учебном плане занимает курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики» (4 кл.). Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся, созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.
Вопросы и задания, содержащиеся в УМК («Школа 2100», «ПНШ») помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями. Осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.
Во внеурочной деятельности наиболее успешно организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Календарь традиционных школьных дел и праздников:
сентябрь - «День знаний»; «Посвящение в ученики», «Посвящение в пешеходы», «В октябрь - «День старшего поколения», «Праздник урожая», выставка «Осенний натюрморт», предметная неделя «Парад школьных наук»;
ноябрь - Классные часы «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир», праздники «День Матери», беседы «Наша Родина-Россия»;
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
декабрь - «Мастерская Деда Мороза», праздник « Новогодний карнавал», январь - Рождественские встречи «Путешествие с Дедом Морозом»;февраль - Смотр песни и строя, классный час «Рыцарский турнир», выставка март - Праздник для мам и бабушек, Интеллект - фестиваль «Открытие»;
апрель - Праздник смеха и шуток, День космонавтики, Светлый праздник Пасхи;
май - акция «Твори добро», праздник «День Победы», «Радуга семейного общения»,
6.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.1) В школе организованы подпространства: тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе, рекреации для организации игр на переменах или после уроков, наличие специально оборудованного зала для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов, позволяющие учащимся:
изучать символы российской государственности и символы родного края, достижения учащихся и педагогов школы;
осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами, ценности здорового образа жизни.
2) Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития ребёнка;
интеграции программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
3) Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы, решениях общешкольных собраний.
Педагог умеет организовывать учебные ситуации для решения проблем духовнонравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями, умеет проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
6.6. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И
ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И
ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем организации родительского лектория на родительских собраниях и индивидуальных и групповых беседах психолога, размещение информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год на сайте школы;
совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников;
расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся.
6.7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности (общешкольные походы, «Весёлые старты»);
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетического отношения к окружающему миру и самому первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуальноличностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность сочувствие и сострадания).Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы Урочная Беседы на тему истории и культуры Систематически учитель соответствии с календарнотематическим планированием).Внеурочная Обзорные экскурсии по городу. Не менее 1 раза в учитель Работа с Тематические родительские Не менее 1 раза в учитель родителями собрания, конференции, четверть индивидуальные консультации, соответствии с календарным планом Работа с Совместные мероприятия с По плану работы учитель, партнёрами центров внешкольной работы (ДЮЦ, 2. Приобщение учащихся к базовым национальным ценностям Урочная Библиотечные уроки, уроки в музее, По плану работы учитель Внеурочная Тематические классные часы, (в По плану работы учитель Работа с Совместные экскурсии, походы, По плану работы учитель, использование библиотек (школьной совместные тематические кл. часы, соответствии с планом воспитательной работы).
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
3..Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России Урочная Использование содержания УМК, Систематически учитель государственной символике, национальных праздниках, Конституции Внеурочная Концерты, праздники к «красным» По плану работы учитель Работа с Встречи с ветеранами ВОВ, По плану работы учитель, 4. Приобщение учащихся к культуре здорового и безопасного образа жизни Урочная Использование содержания УМК, Систематически, учитель здоровьесберегающих технологий, предупреждение случаев травматизма.Работа с Проведение тематических По плану работы учитель социальными мероприятий совместно с партнёрами работниками библиотеки, образования: конкурсы, викторины, литературные встречи, соревнования.
Работа с Беседы на темы: «Мы за здоровое По плану работы учитель, бабушек», проведение литературных родителями, родительских собраний строить отношения», «Особенности …возраста», «Вредные привычкипрофилактика в раннем возрасте», обеспечение здорового питания (сотрудничество со школьной, столовой), проведение мониторинга Внеурочная Ритмические перемены, прогулки на Систематически учитель,
МАОУ «СОШ № 2» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ООП НОО
ЛИТЕРАТУРА
1) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 2) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010.
4) Модели основной образовательной программы образовательного учреждения:
опыт регионов. Начальная школа /под ред.Н.И.Роговцевой.-М. : Просвещение, 5) Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией проф. Чураковой В.Г.-М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
6) Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (авторы:
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А, Тишков).
7) Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.: Просвещение, 2010.
8) Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.:
Просвещение, 2011.