СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения
1.1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06
«Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств»......... 3
1.2 Общая характеристика основной образовательной программы высшего
профессионального образования по направлению подготовки
1.2.1 Цель (миссия) ООП ВПО
1.2.2 Срок освоения ООП ВПО
1.2.3 Трудоемкость ООП ВПО
1.3 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО
2 Характеристика профессиональной деятельности
2.1 Область профессиональной деятельности выпускника
2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника
3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО
4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО
4.1 Календарный учебный график
4.2 Учебный план
4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся....... 4.4.1 Программа научно-исследовательской практики
4.4.2 Программа научно-педагогической практики
4.4.3 Организация научно-исследовательской работы магистрантов
5 Фактическое ресурсное обеспечение
5.1 Кадровое обеспечение.
5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение
5.3 Материально-техническое обеспечение
6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социальноличностных) компетенций выпускников
7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВПО
7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
7.2 Итоговая государственная аттестация
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Общие положения Основная образовательная программа, реализуемая в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств», представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
ООП ВПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и магистерской программе и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств»
Нормативную правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
• Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;
• Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ноября 2009 года № 549;
• Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
• Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки «Агроинженерия», утвержденная на заседании Совета УМО при Правительстве Российской Федерации;
• Устав ВГМХА им. Н.В. Верещагина.
1.2 Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 1.2.1 Цель (миссия) ООП ВПО ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств», имеет своей целью подготовку высококвалифицированных кадров для народного хозяйства в интересах экономического и социального развития России, в условиях вступления России в ВТО.
В области воспитания целью ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» является формирование социально-личностных качеств выпускников – целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, приверженности этическим нормам, коммуникабельности, умения работать в коллективе, повышение общей культуры и расширение кругозора.
В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств» является подготовка в области гуманитарных, социальных, математических и профессиональных знаний, предоставление образовательных услуг высшего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и востребованности на рынке труда.
1.2.2 Срок освоения ООП ВПО Срок освоения ООП ВПО – 2 года для очной формы обучения.
1.2.3 Трудоемкость ООП ВПО Трудоемкость освоения студентом данной ООП ВПО за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки составляет 120 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП ВПО.
1.3 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП ВПО Лица, имеющие диплом о высшем профессиональном образовании (бакалавра, специалиста или магистра) и желающие освоить данные магистерские программы, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программа которых разрабатывается академией, при этом у поступающего должно быть выявлено наличие ряда ключевых компетенций из числа установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия»
2 Характеристика профессиональной деятельности 2.1 Область профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности магистров включает: техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства; эффективное использование и сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, средств электрификации и автоматизации технологических процессов при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства 2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
- машинные технологии и системы машин для производства, хранения и транспортирования продукции растениеводства и животноводства;
- технологии и средства мелкосерийного производства сельскохозяйственной техники;
- технологии технического обслуживания, диагностирования и ремонта машин и оборудования;
- методы и средства испытания машин;
- машины, установки, аппараты, приборы и оборудование для хранения и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства, а также технологии и технические средства перерабатывающих цехов и предприятий;
- электрифицированные и автоматизированные сельскохозяйственные технологические процессы, электрооборудование, энергетические установки и средства автоматизации сельскохозяйственного и бытового назначения; энергосберегающие технологии и системы электротепло-, водо- и газоснабжения сельскохозяйственных потребителей, экологически чистые системы канализации и утилизации отходов животноводства и растениеводства.
2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника Магистр по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
научно-исследовательская;
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научнопедагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника Магистр по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
выбор машин и оборудования для ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
обеспечение эффективного использования и надежной работы сложных технических систем в растениеводстве и животноводстве;
поиск путей сокращения затрат на выполнение механизированных и электрифицированных производственных процессов;
разработка технических заданий на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации, электрификации, автоматизации и средств технологического оснащения;
анализ экономической эффективности технологических процессов и технических средств, выбор из них оптимальных для условий конкретного производства;
оценка инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий;
разработка мероприятий по повышению эффективности производства на основе комплексного использования сырья, замены дефицитных материалов, изыскания способов восстановления или утилизации изношенных изделий и отходов производства;
разработка мероприятий по охране труда и экологической безопасности производства;
выбор оптимальных инженерных решений при производстве продукции (оказании услуг) с учетом требований международных стандартов, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.
организационно-управленческая деятельность:
управление коллективом, принятие решений в условиях спектра мнений;
прогнозирование и планирование режимов энерго- и ресурсопотребления;
поиск инновационных решений технического обеспечения производства продукции (оказания услуг) с учетом требований качества и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
организация работы по совершенствованию машинных технологий и электротехнологий производства и переработки продукции растениеводства и животноводства;
организация технического обслуживания, ремонта и хранения машин, обеспечения их топливом и смазочными материалами;
повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области инновационной деятельности;
адаптация современных систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов;
подготовка отзывов и заключений на проекты инженерно-технической документации, рационализаторские предложения и изобретения;
проведение маркетинга и подготовка бизнес-планов производства и реализации конкурентоспособной продукции и оказания услуг;
управление программами освоения новой продукции и внедрение перспективных технологий;
координация работы персонала при комплексном решении инновационных проблем - от идеи до реализации на производстве;
организация и контроль работы по охране труда;
научно-исследовательская деятельность:
разработка рабочих программ и методик проведения научных исследований и технических разработок;
сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
выбор стандартных и разработка частных методик проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;
подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
разработка физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к процессам механизации, электрификации, автоматизации сельскохозяйственного производства, переработки сельскохозяйственной продукции, технического обслуживания и ремонта машин и оборудования;
проведение стандартных и сертификационных испытаний сельскохозяйственной техники, электрооборудования, средств автоматизации и технического сервиса;
управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности;
анализ отечественных и зарубежных тенденций развития механизации, электрификации и автоматизации технологических процессов в сельскохозяйственном производстве;
проектная деятельность:
проектирование машин и их рабочих органов, приборов, аппаратов, оборудования для инженерного обеспечения производства сельскохозяйственной продукции;
проектирование технологических процессов производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники на основе современных методов и средств;
проектирование систем энергообеспечения, электрификации и автоматизации для объектов сельскохозяйственного назначения;
педагогическая деятельность:
выполнение функций преподавателя в образовательных учреждениях.
3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения ООП ВПО выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способность использовать на практике умения и навыки организации исследовательских и проектных работ (ОК-4);
способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-5);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в смежных областях знаний (ОК-6);
владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-7).
профессиональными (ПК):
общепрофессиональными:
способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении стандартных и нестандартных профессиональных задач (ПК-1);
владение логическими методами и приемами научного исследования (ПК-2);
владение методами анализа и прогнозирования экономических эффектов от и последствий реализуемой и планируемой деятельности (ПК-3);
способность анализировать современные проблемы науки и производства в агроинженерии и вести поиск их решения;
по видам деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
способность и готовность организовать на крупных предприятиях АПК высокопроизводительное использование и надежную работу сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для производства, хранения, транспортировки и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства (ПК-4);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к кооперации с коллегами и организации работы коллективов исполнителей (ПК-5);
способность и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия (в том числе экологические) принимаемых организационно-управленческих решений в области технического и энергетического обеспечения высокоточных технологий производства сельскохозяйственной продукции (ПК-6);
научно-исследовательская деятельность:
способность и готовность применять знания о современных методах исследований (ПК-7);
способность и готовность организовывать самостоятельную и коллективную научноисследовательскую работу, вести поиск инновационных решений в инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса (ПК-8);
проектная деятельность:
способность к проектной деятельности на основе системного подхода, умением строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-9);
способность проведения инженерных расчетов для проектирования систем и объектов (ПКготовность осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-10);
педагогическая деятельность:
способность проектировать содержание и технологию преподавания, управлять учебным процессом (ПК-11).
4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП ВПО В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП ВПО регламентируется учебным планом с учетом магистерской программы «Машины и аппараты пищевых производств»; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
4.1 Календарный учебный график Последовательность реализации ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств» по годам (включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы) приводится в рабочем и учебном планах.
Календарный учебный график представлен в учебном плане.
4.2 Учебный план Учебный план направления подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерской программы «Машины и аппараты пищевых производств» является основным документом, регламентирующим учебный процесс.
ООП ВПО магистерская программа предусматривает изучение следующих учебных циклов:
М1- общенаучный цикл;
М2 - профессиональный цикл;
М3 – практики и научно-исследовательская работа;
М4 - итоговая государственная аттестация.
Учебный цикл М2 имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом.
Учебный план отображает логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций. В нем указана общая трудоемкость дисциплин, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.
Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и/или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и/или для продолжения профессионального образования в аспирантуре.
Учебный план ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерской программы «Машины и аппараты пищевых производств» прилагается (Приложение 1).
4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, что отражено в рабочих программах дисциплин.
В состав ООП ВПО 35.04.06 «Агроинженерия», магистерской программы «Машины и аппараты пищевых производств» входят рабочие программы всех учебных дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору магистра. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) прилагаются (Приложение 2).
4.4 Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся 4.4.1 Программа научно-исследовательской практики При реализации данной ООП ВПО предусматривается научно-исследовательская практика (НИП) после первого и второго курсов обучения.
Научно-исследовательская практика магистрантов имеет целью расширение профессиональных знаний, полученных ими в процессе обучения, и формирование практических умений и навыков ведения самостоятельной научной работы, а также должна предусматривать:
- закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
- сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы студента (НИРС);
- сбор материала - для написания выпускной работы магистра.
Основными задачами НИП является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации. Кроме того задачи НИП могут быть следующими:
- выявление и формулирование актуальных научных проблем;
- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения:
- разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов:
- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования.
Время прохождения практики – 2 и 4 семестры. Общая продолжительность практики 12 недель. Формой отчета о прохождении учебной практики является отчет по выбранной теме исследования с приложением опубликованных статей.
4.4.2 Программа научно-педагогической практики Научно-педагогическая практика (НПП) магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Машины и аппараты пищевых производств» имеет целью подготовку магистранта к следующим видам деятельности:
- реализация профессиональных образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам высшего профессионального образования;
- проектирование, разработка и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием;
- создание творческой атмосферы образовательного процесса;
- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе;
- использование собственной научной работы в качестве средства образовательного процесса;
- воспитание гражданственности, развитие творческого мышления, системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности студента.
Практика проводится на выпускающих кафедрах осуществляющих подготовку магистров, или других кафедрах технологического и инженерного факультетов. Сроки и продолжительность проведения практики устанавливаются в соответствии с учебными планами и календарным графиком учебного процесса - в четвертом семестре продолжительностью 6 недель.
4.4.3 Организация научно-исследовательской работы магистрантов Научно-исследовательская работа (НИР) является обязательной составляющей образовательной программы подготовки магистра и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия».
НИР предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у магистрантов способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умений объективной оценки научной информации, свободы научного поиска и стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности.
НИР магистрантов проводится на выпускающей кафедре, а также на базе научноисследовательских учреждений, научно-исследовательских лабораторий и центров, кафедр академии, предприятиях и организациях.
Научно-исследовательская работа магистранта опирается на современные достижения в области науки; включает использование современных научных и образовательных технологий; активно использовать язык современной науки; предусматривать возможность формирования у магистра таких навыков и умений как:
- умение определять содержание изучаемой проблемы, ее место и значение в науке и практике;
- умение формулировать цели и задачи исследования, выдвигать и обосновывать исследовательские гипотезы;
- навыки формирования плана самостоятельной исследовательской деятельности; определения промежуточных этапов и выбора эффективных форм самоконтроля;
- навыки ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, самостоятельной работы с источниками на языке оригинала и в переводе и с научной литературой, в том числе иностранной;
- умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- навыки самостоятельной обработки полученных результатов, их анализа и осмысления;
- навыки оформления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов и, магистерской диссертации.
Содержание НИР определяется выпускающей кафедрой, осуществляющей магистерскую подготовку. НИР в семестре может осуществляться в следующих формах:
- осуществление научно-исследовательских работ в рамках госбюджетной научноисследовательской работы (сбор, анализ научно-теоретического материала, сбор эмпирических данных, интерпретация экспериментальных и эмпирических данных);
- выполнение научно-исследовательских видов деятельностей в рамках грантов, осуществляемых на технологическом и инженерном факультетах;
- участие в решении научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрами технологического и инженерного факультетов в рамках договоров с образовательными учреждениями, исследовательскими коллективами;
- участие в организации и проведении научных, научно-практических конференций, круглых столах, дискуссиях, диспутах, организуемых кафедрами технологического и инженерного факультетов академии;
- самостоятельное проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов по актуальной проблематике;
- участие в конкурсах научно-исследовательских работ;
- осуществление самостоятельного исследования по актуальной проблеме в рамках магистерской диссертации;
- ведение библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий;
- рецензирование научных статей;
- разработка и апробация диагностирующих материалов;
- разработка страниц сайтов кафедр факультета;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Программы практик представлены в приложении 3.
Ресурсное обеспечение данной ООП ВПО формируется на основе требований к условиям реализации ООП ВПО, определяемых ФГОС ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств»
5.1 Кадровое обеспечение.
Реализация ООП магистратуры обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научноисследовательскому семинару, имеют российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора имеют не менее 12 процентов преподавателей.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры осуществляется штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора (д.т.н., проф. Гнездилова А.И.) В составе учебно-вспомогательного персонала вуза, участвующем в реализации ООП по специальности сотрудники межфакультетских кафедр, специализированных лабораторий и кабинетов, учебного управления. (Приложение 4) 5.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение ООП ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам. Содержание каждой из таких учебных дисциплин представлено в рабочих программах учебных дисциплин (Приложение 2).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочнобиблиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет и т.д.
С 2012 года библиотека работает с помощью автоматизированной библиотечноинформационной системы (АБИС) «ИРБИС 64», которая позволяет автоматизировать практически все библиотечные процессы.
В АРМе «Каталогизатор» производится регистрация читателей (профессорскопреподавательского состава, студентов, сотрудников вуза), тем самым создается и корректируется база данных «Читатель».
Продолжается работа по автоматизации процессов комплектования и учета фонда в соответствии с функциональными возможностями АРМа. Модуль «Книгообеспеченность» позволяет вести постоянный мониторинг обеспеченности учебной литературой. В базе данных «VUZ – книгообеспеченность» отражены все кафедры, факультеты, дисциплины и циклы дисциплин нашего вуза.
Основным информационным ресурсом, обеспечивающим взаимодействие пользователя со всем спектром библиотечно-информационных услуг, является электронный каталог, созданный на базе АБИС «ИРБИС».
Связующим звеном в развитии информационно-образовательного пространства вуза является наличие полноценного сайта библиотеки. В отчетном году продолжалась работа по наполнению сайта библиотеки, поскольку он является инструментом для оперативного информирования пользователей о деятельности библиотеки, для обеспечения непрерывного и полного доступа к информации, продвижения информационных продуктов и услуг. Количество обращений на сайт составило более 28 тыс. пользователей.
Снижение количества студентов, переход академии на двухуровневую систему образования, введение системы дистанционного обучения, использование пользователями Интернет-ресурсов и другие факторы повлияли на снижение основных статистических показателей деятельности библиотеки.
В библиотеке работает компьютерный класс, который предоставляет доступ пользователям к электронным ресурсам: электронно-методическим изданиям вуза, правовой базе данных «Консультант плюс», электронному каталогу, удаленным ресурсам, к электронно-библиотечным системам.
На основании Договора № 2077-12 для студентов и преподавателей академии был продлен доступ к ЭБС издательства «Лань» к пакету «Ветеринария и сельское хозяйство». В пакет входит 229 документов, обращений за год – 2570. Вместе с тем, издательство «Лань» предоставило доступ (бонус) к новым издательским коллекциям по различным областям знаний.
В течение 2013-2014 учебного года библиотека имеет тестовые доступы к следующим электронно-библиотечным системам: Polpred.com, ZNANIUM.COM, Public.ru, BOOK.ru, Библиотех, Университетская библиотека онлайн, Айбкус.
В конце отчетного года издательство «Юрайт» в качестве бонуса предоставило доступ к части своих электронных изданий для преподавателей и студентов академии.
На основании Договора № 852-13 библиотека имеет удаленный доступ к электронным информационным ресурсам ГНУ ЦНСХБ Россельхозакадемии.
Ведется справочно-библиографическая и информационная работа. В помощь научной и учебной деятельности вуза составляются библиографические указатели (1), рекомендательные списки литературы (5), бюллетени новых поступлений (65).
Общий фонд библиотеки на конец отчетного периода составляет 483020 единиц хранения, 78069 названий. За последние пять лет в структуре книжного фонда значительных изменений не наблюдается. Структура книжного фонда библиотеки представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Структура книжного фонда библиотеки Приоритетными направлениями в комплектовании являются учебные издания с грифами МО, УМО, периодические издания, включенные в перечень ВАК, официальные издания органов государственной власти.
За 2013 год всего поступило 9094 экземпляра всех видов изданий, в том числе:
- 3741 экз. учебных и учебно-методических изданий;
- 5179 экз. научно и научно-производственной литературы;
- 174 экз. художественной литературы.
Заказы на приобретение оформлялись в соответствии с 94-ФЗ. Всего оформлено и отправлено 24 заказа в 16 издательств: «КноРус», «Лань-Трейд», «Профессия», «Юнити-Дана», «ИнфраМ», «Академия», «Юрайт», «Проспект», «Проспект Науки», «Гиорд», «ДеЛи», Медкнигасервис», «Троицкий мост», «Дашков и К», «Интермедиа», «Квадро». В начале года был заключен договор на поставку статистических изданий с Территориальным отделом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области.
Количество выписываемых периодических печатных изданий составило 1685 экз., из них 1674 экз.- журналы, 11 комплектов газет, с каждым годом это количество сокращается. Поступление периодических изданий отражено на диаграмме.
Информация о поступающих периодических изданиях представлена в электронном каталоге библиотеки и включена в сводный каталог периодики на сайте Областной библиотеки им. Н. В.
Бабушкина.
За отчетный год принято 1824 экз. печатных изданий с кафедр ВГМХА. В основном - учебно-методическая и методическая литература, изданная в ИЦ ВГМХА (74 % (1349 экз.)- это методическая литература).
Учебно-методическое обеспечение ООП ВПО представлено в Приложении 5.
5.3 Материально-техническое обеспечение Ресурсное обеспечение данной ООП ВПО формируется на основе требований к условиям реализации ООП ВПО, определяемых ФГОС ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств».
Всем обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам через Интернет в зале библиотеки, компьютерных классах Интернет-центра. Студентам обеспечен доступ к электронно-библиотечной системе ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия».
Общее количество единиц вычислительной техники в вузе, в 2013 году составило 489. За лет парк компьютеров увеличился в 2 раза.
На декабрь 2013 года в вузе 367 компьютеров (75%) используются непосредственно для образовательной и научной деятельности, из них 355 компьютеров подключены к локальной вычислительной сети и к Интернет. В учебном процессе задействовано: в вузе 10 компьютерных класса.
В финансово-хозяйственной и административной сфере занято 122 компьютеров (25%). Количество мультимедийных проекторов составляет 34 единицы. При этом оборудовано 20 стационарных мультимедийных класса.
Доля компьютеров класса PIV, Intel Core 2 Duo составляет на текущий момент 90% от общего количества.
В академии имеется 19 копировальных аппаратов, 39 многофункциональных устройств, плоттеров, 133 принтера, 40 мультимедиапроекторов, 21 экран.
В настоящий момент в к Интернет подключено более 400 компьютеров.
Автоматизированная библиотечно-информационная система (ИРБИС) «Библиотека» внедрена в библиотеке ВГМХА, на сайте библиотеки организован доступ к электронным каталогам.
Вуз обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения:
Офисные программы:
1. Microsoft Office 2003.
5. Microsoft Office 2007.
1. Mozilla Firefox.
3. Internet Explorer.
Материально-техническое обеспечение ООП ВПО представлено в Приложении 6.
6 Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников Одним из важных направлений деятельности высшей школы является выполнение социального заказа на подготовку компетентных специалистов, обладающих социальнопрофессиональной адаптивностью и мобильностью; высокой мотивацией к работе, самообразованию, самосовершенствованию в профессиональной деятельности; коммуникабельностью; умением работать в команде и т.д. Современному выпускнику вуза необходимы кроме профессиональных компетенций социально-личностные компетенции, входящие в группу общекультурных компетенций.
В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом:
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
• способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
• способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
• способность свободно пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения;
• владеть навыками публичной и научной речи.
Воспитательная работа в ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина» регламентируется Уставом ВГМХА им. Н.В.Верещагина и Правилами внутреннего распорядка академии и осуществляется в соответствии с «Концепцией воспитательной работы» на основе разработанного Положения о воспитательной работе и другими локальными актами.
В 2010 г. создано Управление по воспитательной и социальной работе ВГМХА им. Н. В.
Верещагина. В него вошли музей, отдел по внеучебной работе, редакция газеты «Академгородок», спортивный клуб, студенческий городок, общественное питание.
Одним из структурных подразделений занимающихся организацией и ведением воспитательной работы в Академии является отдел по внеучебной работе.
В состав отдела по внеучебной работе входят Культурно - досуговый центр ВГМХА им.
Н.В. Верещагина и Социально-психологическая служба.
Отдел по внеучебной работе осуществляет свою деятельность по 10 основным направлениям:
1. Организационное или методическое сопровождение внеучебной и воспитательной работы;
2. Популяризация здорового образа жизни, оздоровительная работа;
3. Трудовое воспитание и добровольческая деятельность;
4. Работа с органами студенческого самоуправления (далее ССУ) и общественными объединениями академии;
5. Гражданско-патриотическое воспитание;
6. Информационное обеспечение внеучебной и воспитательной деятельности;
7. Культурно-досуговое и эстетическое;
8. Поддержка молодой семьи;
9. Экологическое воспитание;
10.Учебно-воспитательное.
Использование стимулирующего воздействия социокультурной среды вуза на развитие социально-личностных компетенций студентов основано на принципе: образование выполняет свои функции через социокультурную среду учебного заведения.
Организацией работы со студентами на факультетах руководят заместители деканов по социально-воспитательной работе.
Важным участком воспитательной работы в академии является функционирование института кураторов, обеспечивающего решение ряда индивидуальных образовательных проблем и способствующего скорейшей адаптации студентов младших курсах в академии.
Ведущей организацией в системе студенческого самоуправления является профсоюзная организация студентов и аспирантов, которая принимает активное участие в управлении академией:
разработке нормативных документов, определяющих организацию учебно-воспитательного процесса; социальной поддержке досуга, быта в студенческом городке; питания, спорта, просветительско-культурных мероприятий.
Социокультурная среда академии включает структурные подразделения, призванные обеспечить разнонаправленное ее насыщение для удовлетворения потребностей студентов в развитии их интеллектуального, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, лидерского потенциалов.
В настоящее время в академии действуют 8 программ регулирующих воспитательную работу Академии:
- Программа воспитательной деятельности на период обучения;
- Программа «Здоровье студенчества»;
- Программа поддержки молодой студенческой семьи «Молодая семья»;
- Программа адаптации первокурсников - Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин»;
- Программа экологического воспитания «Наш край»;
- Программа эстетического, духовно-нравственного, культурно-досугового воспитания «Истоки»;
- Программа социально-психологического сопровождения образовательного процесса.
Студенты могут принимать участие в мероприятиях:
• 1 сентября – праздник для первокурсников «День знаний»;
• сентябрь - Посвящение в студенты;
• 1 октября - Международный День пожилых людей (помощь ветеранам, торжественный вечер);
• ноябрь - смотр-конкурс художественной самодеятельности между факультетами «Студенческая осень» под девизом «Алло, мы ищем таланты»;
• ноябрь - Международный день студентов - гала-концерт, на котором подводятся итоги смотра-конкурса;
• 25 января – День российского студенчества – Татьянин День – и День рождения вуза;
• 14 февраля – День Святого Валентина (праздник проводится в общежитиях студгородка);
• Февраль - ярмарка рабочих мест;
• март – конкурс «Молодая семья»;
• март - конкурс студенческого творчества «Студенческая весна»;
• апрель - Форум сельской молодежи Вологодской области;
• май - Мотоагитпробег «Победа»;
• май - праздники, приуроченные ко Дню Победы;
• 9 мая - участие в городском театрализованном шествии, посвященном Дню Великой Победы.
В академии организуется отдых для студентов в санатории-профилактории «Политехник», на базе отдыха «Коробово», в летний трудовой сезон в южные трудовые лагеря. Академия совместно с ГУЗ «Вологодский областной центр медицинской профилактики» продолжает реализацию пилотной программы «Здоровье студенчества». В рамках этой программы осуществляются следующие мероприятия: обучение отряда волонтёров «Свобода», тренинги по профилактике негативных явлений «Сделай выбор», «Профилактика инфекций, передающихся половым путем», диспуты с врачами-специалистами (нарколог, сексолог, гинеколог, диетолог, дерматовенеролог и т.д.), открытый лекторий «Медицинский полис. На что я имею право», индивидуальное консультиование (диетолог, нарколог, гинеколог, трихолог), акции «Я против СПИДа», осенняя и зимняя Недели здоровья, акции «Россия без табачного дыма», «Студенты против табака!», наполнение стендов по ЗОЖ, участие в национальной акции «Телефон доверия», показ фильмов по проблемам сохранения репродуктивного здоровья студентов, День здоровья, распространение раздаточного материала по профилактике ИПП, по поддержке материнства и детства.
Спортивно-оздоровительная работа в академии проводится в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России», подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» и другими нормативными документами, а также на основании анализа состояния спортивно-массовой и оздоровительной работы.
Реализация спортивно-оздоровительной работы, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни осуществляется кафедрой физического воспитания. На его базе функционируют спортивные секции по различным направлениям, включая и спортивнотехнические. В академии проводятся различные турниры и соревнования областного и российского масштаба. Спортсмены академии принимают активное участие в областных и городских фестивалях студенческого спорта. Ежегодно студенческие спортивные команды академии участвуют в спортивных мероприятиях российского и международного уровня.
С 2008 в ФГБОУ ВПО ВГМХА им. Н. В. Верещагина действует программа гражданскопатриотического воспитания «Я - гражданин». Программа реализуется в 3 основных направлениях:
- «Моя история». Цель направления:
- повысить уровень осведомлённости об истории России и героическом прошлом страны.
- «Я гражданин своей страны». Цель направления:
- воспитать чувство гражданской ответственности, повысить гражданскую активность студентов, популяризовать государственную символику и государственные праздники Российской Федерации.
- «Дискуссионный клуб». Цель направления:
- содействие воспитанию у студентов правовой культуры и чувства гражданской ответственности, повысить информированность о состоянии и путях развития в России гражданского общества, привить студентам навыки проведения дискуссий с привлечением общественности. Дискуссионным клубом проводятся также ежегодные встречи студенчества с ректором.
В рамках программы совместно со Штабом СО, отрядом волонтеров «Свобода» и Молодежной организацией реализуются цикл мероприятий: проект «Роща памяти», благоустройство территории вокруг Памятника участникам в Великой Отечественной войне в Комсомольском сквере, на воинском кладбище, организован трудовой десант в Октябрьском доме-интернате и в Доме ветеранов, диспуты по истории России и государственной символике, были проведены интерактивные лекции «История академии», Слёт открытия трудового сезона, посвящённого Победы в Великой Отечественной войне.
При поддержке Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области ежегодно проводятся Мотоагитпробег, посвященный Победе нашего народа в ВОВ, а так же Межвузовская военно-патриотическая игра «Зарница».
В Академии создан молодёжный Пресс-центр, организующий информационное освещение деятельности общественной жизни академии, отдела по внеучебной работе, общественных объединений. Пресс-центр принимает участие в выпуске вузовской газеты «Академгородок» (2 раза в месяц), выпускает студенческую газету «Кухня» (1 раз в месяц), и стенгазету «На лету» (1 раз в месяц), поддерживает информационные контакты с печатными изданиями, сайтами, телевидением на уровне области, федерального округа, Российской Федерации.
Студенты и сотрудники академии неоднократно участвовали в съемках телепередач на областном телевидение. Репортажи о мероприятиях академии размещались в СМИ не только на уровне Вологодской области, но и на уровне Российской Федерации. Информацию о мероприятиях проводимых в академии регулярно публиковалась на информационных порталах. На данный момент одним из самых популярных по посещаемости является группа «Мой ВУЗ - ВГМХА» с дружественными группами «Культурная жизнь ВГМХА» и «Профком студентов ВГМХА» на сайте www.vkontakte.ru.
Отдел содействия трудоустройству выпускников является подразделением ВГМХА.
Цели деятельности:
1. Содействие временной занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников.
2. Изучение спроса на образовательные услуги в регионе и определение перспективных сегментов рынка образовательных услуг.
Основные задачи:
- сотрудничество с предприятиями и организациями;.
- взаимодействие с органами государственной власти Вологодской области, с органами государственной службы занятости населения, с центрами содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников, с общественными организациями и объединениями;
- взаимодействие со структурными подразделениями академии;
- создание банка данных: выпускников академии, предприятий, вакансий;
- проведение организационных мероприятий (семинаров-тренингов, ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций предприятий и организаций работодателей и т. п.), способствующих успешному трудоустройству студентов и выпускников академии;
- мониторинг рынка труда и анализ трудоустройства выпускников;
- исследование тенденций и перспектив развития рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования Вологодской области, проведение маркетинговых исследований.
Одним из важнейших направлений работы академии является улучшение социальнобытовых условий для студентов, аспирантов и сотрудников академии.
7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 110800.68 «Агроинженерия» и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП ВПО осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе, а также действующими нормативными документами академии.
7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств» для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации созданы соответствующие фонды оценочных средств. Эти фонды включают фонды тестовых контрольных заданий, тем рефератов и заданий для самостоятельной работы студентов.
Образцы фондов оценочных средств прилагаются (Приложение 7).
7.2 Итоговая государственная аттестация Итоговой государственной аттестацией является защита выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Программа итоговой государственной аттестации магистрантов по направлению подготовки 35.04.06 «Агроинженерия», магистерская программа «Машины и аппараты пищевых производств» прилагается (Приложение 8).