8. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
8.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8.2. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
8.3. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
8.4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ
8.5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
8.6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
8.7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
8.8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИТЕРАТУРА
МАОУ «СОШ № 2» КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ООП НОО
8. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
8.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям, обучающимся в начальной школе (1– классы), в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию трудностей возникающих в процессе получения образования.Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей, имеющих проблемы в обучении, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей, где могут варьироваться степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Обеспечение нормального развития учащегося (с учётом его психофизиологических возможностей) в школьной среде.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Своевременное выявление учащихся с трудностями адаптации.Определение особых образовательных потребностей учащихся, имеющих проблемы в обучении.
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
Создание условий, способствующих освоению детьми основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи этой категории учащихся с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий.
Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), педагогам и всем участникам образовательного процесса по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
8.2. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
МАОУ «СОШ № 2» КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ООП НОО
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные проблемы в усвоении учебного материала.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) учащихся данной категории получать психолого-педагогическую, медико-социальную помощь в рамках образовательного процесса.
8.3. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами в обучении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию учащихся общеобразовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории учащихся, со всеми участниками образовательного процесса.
8.4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащихся;
МАОУ «СОШ № 2» КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ООП НОО
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития учащегося, имеющего проблемы в усвоении учебного материала коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с учащимся;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – учащимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся, имеющих проблемы в обучении;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей данной группы учащихся.
8.5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения факторов. Сроки реализации:
1 – 4 классы начального школьного обучения.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента учащихся для учёта особенностей развития учащихся, определения специфики и их особых образовательных потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения учащихся при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
МАОУ «СОШ № 2» КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ООП НОО
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения учащихся, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
8.6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение учащихся специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля, многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка, составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательной организации, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией учащихся, имеющих проблемы.
8.7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Психолого-педагогическое обеспечение:обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей обучающегося; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности данной категории учащихся; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
МАОУ «СОШ № 2» КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ООП НОО
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);обеспечение участия всех учащихся, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя--логопеда, учителя-дефектолога и др.
8.8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение эффективности программы соотносится с поставленной целью и задачами.
Методами оценки эффективности программы являются: опросы учащихся, учителей, родителей и других участников образовательного процесса:
индивидуальные и групповые интервью, наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересов их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.), повышение уровня школьной мотивации у данной категории учащихся, повышение уровня самооценки, самоорганизации и самореализации у учащихся, повышение эффективности стимулирования педагогов к внедрению личностноориентированных технологий обучения с учетом динамики готовности учителей к педагогическим инновациям, установление диалоговых отношений между учащимися, учителями, родителями;
формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому вариативному поведению в сложных жизненных ситуациях.
МАОУ «СОШ № 2» КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ООП НОО
ЛИТЕРАТУРА
1) Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1995.2) Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
3) Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб., 1996.
4) Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - СПб., 1994.
5) Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
6) Ллойд Л. Школьная магия. - СПб., 1994.
7) Мазо Г.Е. Психологический практикум. - Минск, 1991.
8) Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
9) Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.
10) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ, 1990.
11) Психодиагностическая работа в начальной школе. Сост. Архипова И.А.- СПб.:
12) Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. - Пермь, 1993.
13) Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1991.
14) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1995.
15) Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях. Под ред. Кушнир Н.Я. - Минск, 1996.