-2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Контошинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по Директор МБОУ «КонтошинУМР ская СОШ»
// /_/
ФИО ФИО /_/
Протокол №_ «»_20_г. ФИО от «»_20_г. Приказ №_ от «»_20_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 9 класса, основная ступень обучения, на 2013-2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов, - 3-е изд., пересмотр.-М.: Дрофа, 2010.Составитель: Кононова Вера Олеговна, учитель физики и математики Контошино -3Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования от 2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
-примерной программы (полного) общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы»
/сост. В.А.Коровин, В.АОорлов);
авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы.
учебного плана «МБОУ «Контошинская СОШ» на 2013-2014 учебного года, протокол педсовета №1 от 30 августа 2013, приказ №130 от 30.08.2013.
Цели и задачи программы Цели:
освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления;
законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-4развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Формы организации образовательного процесса Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, контрольная работа, практическая работа, зачёт, в ходе которого используются:
-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;
-технологии обучения: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и лабораторная работа;
-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, лабораторная работа, итоговый, текущий, тематический контроль.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Физика 9» отводится 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю (35 недель). В том числе – 5 лабораторных работ, контрольные работы.
В классе обучаются 7 учеников, 2 занимаются на «4» и «5», 1 – по программе VII вида.
Единый Учебно-Методический Комплект, рекомендованный РАО, с учебником по физике А.В. Перышкина Е.М.Гутник «Физика. 9класс» составляют:
Громцева. О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 класс к учебнику А.В. Перышкина Громцева О.И Тесты по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М.
"Физика. 9 кл.".
Марон А.Е. Опорные конспекты и разноуровневые задания к учебнику А.В. Перышкина Физика 9 класс Минькова Р. Д. Рабочая тетрадь по физике. 9 класс к учебнику А.В Перышкина, Гутник Минькова Р.Д. Тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс к учебнику А.В Перышкина, Гутник Перышкин А.В Сборник задач по физике для 7-9 классов. Пособие ориентировано на учебники А.В. Перышкина "Физика. 7 класс", "Физика. 8 класс" и на учебник А.В. Перышкина и Е.М. Гутник "Физика. 9 класс".
Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. М.:
Дрофа, Законы взаимодействия и движения тел Механические колебания и волны. Звук.
Электромагнитное поле Строение атома и атомного ядра.
Итоговое повторение
-6ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
в году Определение координаты дви- ная энергия Перемещение при прямолиней- тения, сохранения импульса Импульс ном равномерном движении. и мех. энергии Закон сохранения имУметь: наблюдать, описы- пульса Прямолинейное равноускорен- вать и объяснять явления:ноускоренного движения. Грапредставлять результаты из- Частота, амплитуда колефик скорости.
Перемещение при прямолиней- графиков и на их основе вы- Реактивное движение сином равноускоренном движе- являть эмпирические зави- стемы мира Перемещение тела при прямолинейном равноускорен- решать задачи на примененом движении без началь- ние изученных законов;
« Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» осуществлять самостоятельный поиск информации с Решение задач на тему: «Рав- использованием различных «Равномерное равноускоренное движение».
Второй закон Ньютона. Третий Движение тела, брошенного «Измерение ускорения свободного падения».
Закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других Прямолинейное и криволинейное движение.
Решение задач «Движение Искусственные спутники Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Ракеты.
Ньютона. Закон сохранения сохранения импульса».
бодные колебания. Колебатель- понятие механического ко- Механические волны Величины, характеризующие колебательное движение.
Лабораторная работа №3 объяснять виды механиче- тона «Исследование зависимости ских колебаний и волн;
периода и частоты свобод- Измерять период колебаний ных колебаний математимаятника;
Превращении энергии при Затухающие колебания. Вы- ны нити, периода колебания Распространение колебаний в Источники звука. Звуковые колебания Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Отражение звука. Эхо. Решение задач по теме: Механические колебания и волны. Звук».
«Механические колебания и ское изображение. Неоднород- Знать: Энергия эл.поля конденные и однородные магнитные Смысл понятия: магнитное сатора Направление тока и направле- Наблюдать и описывать, Электромагнитная инние линий его магнитного поля. объяснять явления: взаимо- дукция Обнаружение магнитного поля. ник с током; электромагнит- Колебательный контур Индукция магнитного поля Магнитный поток. Опыты Фа- предупреждения опасного «Изучение явления электромагнитной индукции».
Явление самоиндукции Переменный ток. Генератор Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор.
Передача электрической энергии на расстоянии Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Скорость распространения электромагнитных волн Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. принципы радиосвязи и телевидения Электромагнитная природа Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
«Электромагнитное поле».
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (11 часов) Радиоактивность как свидетель- Знать смысл понятий Радиоактивность ство сложного строения атома. атом, атомное ядро, Альфа, бета, гамма – Альфа-, бета-, и гамма – излуче- ионизирующее излучение излучения Модели атомов. Опыт Ре- тры веществ на основе Планетарная модель Радиоактивные превращения для оценки безопасности Период полураспада Ядерный реактор. Лабораторная работа № Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.
Обобщающий материал данной темы.
Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов 4 часа Резерв 2 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:знать/понимать смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Контрольная работа №1 «Равномерное равноускоренное движение».
Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса».
Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»
Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле»
Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»
Лабораторная работа №1 « Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».
Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
Единый Учебно-Методический Комплект, рекомендованный РАО, с учебником по физике А.В. Перышкина Е.М.Гутник «Физика. 9класс» составляют:
Громцева. О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 класс к учебнику А.В. Перышкина Громцева О.И Тесты по физике. 9 класс к учебнику Перышкина А.В., Гутник Е.М.
"Физика. 9 кл.".
Марон А.Е. Опорные конспекты и разноуровневые задания к учебнику А.В. Перышкина Физика 9 класс Минькова Р. Д. Рабочая тетрадь по физике. 9 класс к учебнику А.В Перышкина, Гутник Минькова Р.Д. Тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс к учебнику А.В Перышкина, Гутник Перышкин А.В Сборник задач по физике для 7-9 классов. Пособие ориентировано на учебники А.В. Перышкина "Физика. 7 класс", "Физика. 8 класс" и на учебник А.В. Перышкина и Е.М. Гутник "Физика. 9 класс".
Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. М.:
Дрофа, основная Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. М.:
Дрофа, Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В.
Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.:
Дрофа, 2003. – 96 с. ил.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
дополнительная Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.:
Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:
Дрофа, 2007. -207 с.
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета, б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок, б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета, в) или не более двух-трех негрубых ошибок, г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов, д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории, в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов, в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.
Оценка «4» - «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.
Оценка «1» - «очень плохо» ставится, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения, неумение выделить в ответе главное, неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неумение делать выводы и обобщения, неумение читать и строить графики и принципиальные схемы, неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов, неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике, нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента, небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными, ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.), ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета), ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными), нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде.
Оценка лабораторных и практических работ Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью, б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения, в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей, г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы, б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно, в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Приложение