МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

города Оленегорска Мурманской области

Рабочая программа

по физике

10 - 11 Б класс

Программу составили:

Пименова М.П. учитель физики

первой квалификационной категории

Стрельцова О.И. учитель физика первой квалификационной категории 2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 10 - 11 Б класса разработана на основе:

Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике на базовом уровне, опубликованной в Сборнике нормативных документов, «Дрофа», М, 2007г., в соответствии с учебным планом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4».

Для реализации программного содержания используются учебники:

Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)/ С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. - М.: Мнемозина, 2011. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)/ С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. - М.: Мнемозина, 2012, Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)/ С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. - М.: Мнемозина, 2013. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)/ С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. - М.: Мнемозина, 2012, В учебниках логично расположен основной учебный материал для изучения физики на базовом и профильном уровне. Учебник 10 класса состоит из 3 частей («Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика» и «Электродинамика»), 11 класса из 4 частей («Электродинамика» (продолжение), «Специальная теория относительности», «Физика атома и ядра атома», «Строение Вселенной»). Учебник представляет собой краткий, но полный курс физики. Он включает в себя не только обязательный материал, но и материал для повторения. Учебник содержит вопросы для проверки усвоения материала, упражнения, примеры решения задач и лабораторные работы. Для повторения и подготовки к ЕГЭ в учебник включен раздел «Задачи». Особенностью учебника является реализация в нем гуманитарной направленности физического образования – главы заканчиваются историческими экскурсами, ко многим имеются эпиграфы.

Физика является базовым предметом на ступени среднего (полного) общего образования, имеет особое значение в развитии обучающихся и формировании современного научного мировоззрения.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В МОУ СОШ №4 в 10-11 Б классе предмет ФИЗИКА реализуется на базовом уровне, на изучение физики отводится 3 ч в неделю, 102 часа в год и 204 часа на старшей ступени обучения, что соответствует федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ. Дополнительный третий час в неделю, выделяемый за счет часов МОУ СОШ №4, предназначен для расширения знаний обучающихся и используется в основном для решения задач. С целью проверки знаний и умений учащихся предполагаются различные формы контроля устный опрос, проверочные работы, лабораторные работы, контрольные работы, тесты.

В Программу внесены изменения: увеличено количество часов на изучение тем «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика и элементы астрофизики»

Количество Количество часов в рабочей Раздел часов в программе научного познания.

элементы астрофизики.

Практическая часть программы:

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий.

Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона.

Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения.

Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

1. Измерение ускорения свободного падения.

2. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

3. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

4. Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

5. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести 6. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.

Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

7. Измерение влажности воздуха.

8. Измерение удельной теплоты плавления льда.

9. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Законы распространения света. Оптические приборы.

Демонстрации Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы 10. Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

11. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

12. Измерение элементарного заряда.

13. Измерение магнитной индукции.

14. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

15. Измерение показателя преломления стекла.

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Демонстрации Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц.

16. Наблюдение линейчатых спектров.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Перечень учебно-методических средств обучения.

1. Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.:

Дрофа, 2007.

2. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват учреждений (базовый и профильный уровни)/С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М.: Мнемозина, 2011.

3. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват учреждений (базовый и профильный уровни)/С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М.: Мнемозина, 2011.

4. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А.

Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2007, 2009.

5. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А.

Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2008.

6. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика. 10-11 класс. – М.:

Дрофа, 2005.

7. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979.

8. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006.

9. Физика. 10 класс. Рабочая тетрадь: учеб. Пособие для учащихся общеобразоват.

учреждений / С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, Компьютер в выходом в интернет, мультимедиапроектор, экран, комплект электронных пособий по курсу физики 7, 8, 9 класс.

Графопроектор.

Комплект электроснабжения кабинета физики.

Телевизор, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон.

Набор учебно-познавательной литературы.

Комплекты компьютерных экспериментов «Живая физика»

Компьютерный измерительный блок с набором датчиков, осциллографическая приставка.

Набор оборудования по молекулярной физике комплекта «ЕГЭ-лаборатория»

Комплект лабораторного оборудования «ГИА-лаборатория»: механические явления;

тепловые явления; электромагнитные явления; оптические и квантовые явления.

Лаборатория L-микро (демонстрационный эксперимент по физике): механика;

геометрическая оптика; электричество (1, 2, 3), набор электроизмерительных приборов постоянного и переменного тока; тепловые явления; газовые законы и свойства насыщенных паров; оптика; волновые явления на поверхности жидкости; комплект по механике поступательного прямолинейного движения (согласованный с компьютерным измерительным блоком).

Лаборатория L-микро (физика в ученическом эксперименте): механика, оптика, электричество, молекулярная физика и термодинамика.

Комплект для изучения свойств электромагнитных волн.

Комплект приборов для изучения для изучения принципов радиоприема и радиопередачи.

Набор по электростатике.

Таблицы по физике.

1. Открытый класс. Сетевое образовательное сообщество.

http://www.openclass.ru/node/ 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/ 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://www.fcior.edu.ru/ Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике.

Физические законы. и теории, границы их применимости.

Механическое движение и его виды. Относительность Прямолинейное равномерное движение.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение.

ЛР № 1 «Исследование движения тела под действием Движение тел, брошенных под углом к горизонту.

Решение задач на баллистическое движение.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Центростремительное ускорение Решение задач на движение по окружности.

Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Первый Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Решение задач на законы Ньютона.

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

ЛР № 2 «Изучение движения тел по окружности под действием Предсказательная сила законов классической механики.

Границы применимости классической механики.

Решение задач на движение тел под действием силы тяжести, Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Решение задач на применение условий равновесия.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Решение задач на закон сохранения импульса.

ЛР № 3 «Исследование упругого и неупругого столкновений Механическая работа. Мощность.

Закон сохранения механической энергии.

Решение задач на закон сохранения механической энергии.

ЛР №4 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости»

Решение задач на законы сохранения и изменения импульса и ЛР №5 «Сравнение работы силы с изменением кинетической Решение комбинированных задач на законы сохранения Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

Количество вещества. Молярная масса.

Модель идеального газа. Давление газа.

Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа.

Решение задач на уравнение Менделеева – Клапейрона.

Решение задач на газовые законы.

Модель строения твердых тел. Кристаллические и аморфные Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел ЛР №6 «Измерение удельной теплоты плавления льда»

Решение задач на плавление и кристаллизацию твёрдых тел.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение.

ЛР № 7 «Измерение поверхностного натяжения»

Расчет количества теплоты при изменении агрегатного Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Решение задач на определение влажности воздуха, точки росы.

ЛР № 8 «Измерение влажности воздуха»

Внутренняя энергия и способы её изменения Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.

Принципы действия тепловых машин.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Обобщение знаний по теме «Молекулярная физика»

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения Решение задач на закон сохранения заряда и закон Кулона.

Электрическое поле. Напряжённость электрического поля Потенциал электрического поля. Разность потенциалов.

Решение задач на характеристики электрического поля.

Проводники в электрическом поле Диэлектрики в электрическом поле Электрическая ёмкость. Конденсатор. Энергия электрического Решение задач на расчет электроемкости конденсатора.

Решение задач на закон Ома для полной цепи.

ЛР № 9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления Последовательное и параллельное соединение проводников.

Изучение последовательного и параллельного соединения ЛР№ 10 «Измерение электрического сопротивления с помощью Решение задач на соединения проводников.

Решение задач по теме «Электростатика. Законы постоянного КР № 5 по теме «Электростатика. Законы постоянного тока»

Электрический ток в электролитах. Закон электролиза.

ЛР № 11 «Измерение элементарного электрического заряда»

Электрический ток в газах. Плазма.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости 102.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Вихревое поле.

ЛР №1 «Измерение магнитной индукции».

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные Решение задач на определение сил Ампера и Лоренца.

Обобщающее занятие по теме «Магнитное поле»

Явление электромагнитной индукции.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Закон электромагнитной индукции.

Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Самоиндукция. Индуктивность.

Обобщение по теме "Электромагнитная индукция" Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

Математический и пружинный маятники.

ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Энергия колебательного движения.

Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

Свободные электромагнитные колебания.

Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

Период свободных электрических колебаний.

Решение задач на характеристики колебаний.

Вынужденные электромагнитные колебания.

Генератор переменного тока.

Производство, передача и потребление электрической КР №2 по теме «Механические и электромагнитные Поперечные и продольные волны. Длина волны.

Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле.

Свойства электромагнитных волн.

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света.

ЛР № 3 «Измерение показателя преломления стекла».

Решение задач на законы геометрической оптики.

Построение изображений, даваемых линзами.

Изображения в собирающей и рассеивающей линзах.

Интерференция света. Когерентность.

Дифракция света. Дифракционная решетка.

ЛР №4 «Определение спектральных границ чувствительности Решение задач на формулу дифракционной решетки.

КР № 3 по теме «Механические и электромагнитные волны»

Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Закон взаимосвязи массы и энергии.

Квантовая физика и элементы астрофизики (34 ч) Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект.

Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотон. Энергия, масса и импульс фотона.

Решение задач на явление фотоэффекта.

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

Корпускулярно-волновой дуализм света.

Решение задач по теме «Фотоэффект»

ЛР № 5 «Наблюдение линейчатых спектров»

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Решение задач на определение энергии связи ядра.

Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных Энергетический выход ядерных реакций.

Решение задач на определение энергетического выхода.

Ядерный реактор. Ядерная энергетика.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза Закон радиоактивного распада.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

Современные представления о происхождении и эволюции 102.

«Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кафедра дерматовенерологии УТВЕРЖДАЮ: Проректор по научной и клинической работе профессор Н.П. Сетко _ _20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА научно-исследовательской работы послевузовского профессионального образования в аспирантуре по специальности 14.01.10 Кожные и венерические болезни Форма...»