Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Заместитель директора по УВР директор

МО

_/Бачерова А.А./ _/Штарк Е.Ю./

Протокол №

«_» 2013 г. «_»_2013 г.

«_» 2013 г.

Рабочая программа по физике для 11 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) на 2013 – 2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Авторы: В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова. Москва. Просвещение, 2007г.

Составитель: Ермакова Светлана Викторовна, учитель физики Ст. Панкрушиха, Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы» (составитель П.Г.Саенко, авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. В планирование включены все основные вопросы программы в соответствии с Государственным образовательным стандартом по физике.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Изучение физики в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников; система оценивания; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; формы и средства контроля; литература.

Общая характеристика учебного предмета Физика—фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всём многообразии явлений окружающего нас мира. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Оно раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

В задачи обучения физике входят:

развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования в классе.

Форма промежуточной и итоговой аттестации:

Зачет по теме «Стационарное магнитное поле».

Зачет по теме «Электромагнитная индукция», коррекция.

Зачет по теме «Колебания и волны», коррекция.

Зачет по теме «Оптика», коррекция.

Зачет по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция.

Зачет по теме «Физика ядра и элементы ФЭЧ», коррекция.

При проведении зачетных уроков примерный перечень видов деятельности учащихся может быть следующим.

Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной демонстрации (ситуации).

Например, при организации зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид механического движения по скорости и траектории.

Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».

Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков: а) установите вид движения на каждом участке; б) определите начальную и конечную скорости движения; в) постройте график проекции ускорения; г) постройте график проекции перемещения.

Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах. Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах» целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.

Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.

Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач.

Количество лабораторных и практических работ: 9.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на базовой ступени среднего (полного) общего образования:

Познавательная деятельность использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

Информационно-коммуникативная деятельность владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Рефлексивная деятельность владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни/ Г.Я.

Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А.Парфентьевой—М.: Просвещение, 2011.—399 с., [4] л.ил.— (классический курс).

Методические пособия 1. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова.—2-е изд.—М.: Просвещение, 1996.— 2. Заботин В.А. Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни: кн. для учителя/ В.А. Заботин, В.Н Комиссаров.—М.: Просвещение, 2008.—64 с.

1. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы. Практикум»

2. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы.

3. Электронное приложение к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина «Физика. 11 класс». Просвещение.

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения физики 11 класса ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта, движения планет;

основные характеристики звёзд, физическую природу планет и малых тел, строение Вселенной;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики и астрономии;

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:

наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;

физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Система оценивания Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

О физических явлениях:

Признаки явления, по которым они обнаруживаются;

Условия, при которых протекает явление;

Связь данного явления с другими;

Объяснение явления на основе научной теории;

Примеры учёта и использования его на практике;

цель, схема, условия, при которых осуществляется опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах;

явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

определение понятия (величина);

формулы, связывающие данную величину с другими;

единицы физической величины;

способы измерения физической величины;

Формулировка и математическое выражение закона;

Опыты, подтверждающие его справедливость;

Примеры учёта и применения на практике;

Условия применимости (для старших классов);

4. О физических теориях:

Опытное обоснование теории;

Основные понятия, положения, законы, принципы;

Основные следствия;

Практические применения;

Границы применимости (для старших классов);

5. О приборах, механизмах, машинах:

Назначение: принцип действия и схема устройства;

Применение и правила пользования прибором;

6. О физических измерениях:

Определение цены деления и предела измерения прибора;

Определение абсолютной погрешности прибора;

Отбор нужного прибора и правильное включение его в установку;

Снятие показаний прибора и запись из с учётом абсолютной погрешности прибора;

Определение относительной погрешности измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например, знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

Применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники;

Оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

Самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете;

Решать задачи на основе известных законов и формул;

Пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ оцениваются умения:

Планировать проведение опыта;

Собирать установку по схеме;

Пользоваться измерительными приборами;

Проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

Составлять краткий отчёт и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами. Умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых недочётов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочёта или не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил 2-3 недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объём выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение в ответе выделять главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе: ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки 1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, схем, графиков.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочёты 1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решения задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Основное содержание (68 часов, 2 часа в неделю) Электродинамика (10 часов) Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

Фронтальные лабораторные работы:

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Изучение явления электромагнитной индукции.

3. Колебания и волны (10 часов) Механические колебания. Волна. Свойства волн и основные характеристики.

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Фронтальная лабораторная работа 3. Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника.

Оптика (10 часов) Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света.

Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Фронтальные лабораторные работы 4. Экспериментальное измерение показателя преломления стекла.

5. Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

7. Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света.

8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

9. Основы специальной теории относительности (3 часа) Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика.

Связь массы и энергии.

10. Квантовая физика (13 часов) Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

Фронтальная лабораторная работа 9. Изучение треков заряженных частиц.

11. Строение и эволюция Вселенной (10 часов) Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

12. Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 час) Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

13. Обобщающее повторение — 13 часов Календарно-тематическое планирование 11 класс (2 часа в неделю, 68 часов) УМК авторов—Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин Электродинамика (продолжение)—10 часов Магнитное поле—6 часов Стационарное магнит- Знать и уметь применять правило буравчика а правило Составление ное поле. левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать и по- опорного коннимать смысл величины «магнитная индукция». спекта.

Наблюдение действия Иметь представление об устройстве и принципе дей- Лабораторная магнитного поля на ток ствия электроизмерительных приборов. Знать примене- работа.

(лабораторная работа ние закона Ампера.

Зачет по теме «Стаци- Уметь решать качественные и расчётные задачи на Контрольная ра- 20.09. онарное магнитное по- определение величины и направления магнитной индук- бота.

Электромагнитная индукция—4 часа Явление электромаг- Знать сущность электромагнитной индукции, понятие Составление нитной индукции. электромагнитный поток, правило Ленца, закон элек- опорного контромагнитной индукции, формулу для расчёта энергии спекта.

онного тока. Правило Уметь описывать и объяснять возникновение индукционного тока, процесс возникновения ЭДС, правильно Изучение явления выполнять и оформлять лабораторную работу, приме- Лабораторная дукции (лабораторная Зачет по теме Знать основные определения и формулы по теме «Элек- Контрольная ра- 04.10. «Электромагнитная тромагнитная индукция», уметь решать задачи. бота.

индукция», коррекция.

Колебания и волны—10 часов Механические колебания—1 час Определение ускоре- Знать сущность ускорения свободного падения, основ- Лабораторная ния свободного паде- ные понятия механических колебаний математического работа.

ния при помощи нитя- маятника.

ного маятника (лабора- Уметь описывать и объяснять возникновение ускорения торная работа 3). свободного падения при колебаниях математического Электромагнитные колебания—3 часа Аналогия между меха- Знать основные понятия и формулы по теме «Электро- Фронтальный ническими и электро- магнитные колебания», уметь проводить аналогии меж- опрос.

магнитными колебани- ду механическими и электромагнитными колебаниями, Решение задач на ха- Знать основные понятия, формулы, характеристики Фронтальный рактеристики электро- электромагнитных колебаний; понятие переменного опрос. Решение магнитных свободных электрического тока. Уметь решать задачи, применять задач.

Производство, передача и использование электрической энергии—2 часа Трансформаторы. Знать принцип действия и устройство трансформатора, Составление Производство, переда- основные определения и формулы, уметь рассчитывать опорного кон- 25.10. электрической энергии.

Механические волны—1 час Волна. Свойства волн и Знать основные определения и формулы по теме, основ- Составление Электромагнитные волны—3 часа Опыты Герца. Знать, в чём заключались опыты Герца, принципы ра- Составление С. Поповым. Принципы радиосвязи.

Зачет по теме «Колеба- Знать основные определения и формулы по теме «Коле- Контрольная рания и волны», коррек- бания и волны», уметь применять знания на практике. бота.

Оптика—13 часов Световые волны—7 часов Введение в оптику. Знать историю развития взглядов на природу света; ве- Составление личину скорости света; сущность принципа Гюйгенса; опорного конзаконы отражения и преломления света; явление полно- спекта.

Основные законы гео- го отражения света и его практическое применение; фи- Составление (лабораторная работа понимать смысл понятий: «фокусное расстояние», «оптическая сила линзы»;

Экспериментальное ской силы и фокусного Работать с оборудованием;

расстояния собираю- Выражать результаты в СИ;

щей линзы (лаборатор- Правильно оформлять лабораторную работу, деная работа 5). лать выводы.

Дисперсия света. Знать физическую суть дисперсии и интерференции. Составление Уметь описывать и объяснять явление дисперсии и ин- опорного контерференции света; приводить примеры практического спекта.

Измерение длины све- Знать и понимать смысл понятия—«период дифракци- Лабораторная товой волны (лабора- онной решётки», условие дифракционных максимумов. работа.

торная работа 6). Знать, как определить длину световой волны, используя Описывать и объяснять явление дифракции, приполяризации света (лабораторная работа 7). водить примеры его практического использования;

Элементы теории относительности—3 часа Элементы специальной Знать: принцип относительности Эйнштейна; зависи- Составление теории относительно- мость массы от скорости; физическую сущность закона опорного консти. Постулаты Эйн- взаимосвязи массы и энергии. спекта.

штейна. Уметь: раскрыть физическое содержание постулатов Элементы релятивист- теории относительности; объяснить границы примени- Фронтальный повторительное занятие по теме «Элементы относительности».

Излучение и спектры—3 часа Излучение и спектры. Знать основные понятия и формулы по теме «Излучение Составление Шкала электромагнит- и спектры», уметь объяснять наблюдаемые спектры, ра- опорного конных излучений. ботать со шкалой электромагнитных излучений, опреде- спекта.

Решение задач по теме лять тип излучения по длине волны или частоте. Лабораторная «Излучение и спектры» Уметь правильно оформлять лабораторную работу, ра- работа. Решение с выполнением лабора- ботать с оборудованием, выражать результаты в СИ, де- задач.

«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Зачет по теме «Опти- Знать основные определения и формулы по теме «Опти- Контрольная ра- 14.01. ка», коррекция. ка», решать задачи, применять полученные знания на бота.

Квантовая физика—13 часов Световые кванты—3 часа Законы фотоэффекта. Знать и понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон, Составление законы фотоэффекта и уметь объяснять их, используя опорного конзнания о строении вещества, гипотезу Планка и уравне- спекта.

Квантовые свойства Знать материал темы «Световые кванты». Решение задач.

света: световое давле- Уметь применять знания на практике.

ние, химическое действие света.

Атомная физика—3 часа Квантовые постулаты Знать и уметь объяснять квантовые постулаты Бора, из- Составление Зачет по темам «Све- Знать основные определения и формулы по темам «Све- Контрольная ра- 04.02. товые кванты», «Атом- товые кванты» и «Атомная физика», решать задачи, бота.

ная физика», коррек- применять полученные знания на практике.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы—7 часов Изучение треков заря- Уметь правильно оформлять лабораторную работу, ра- Лабораторная женных частиц по го- ботать с оборудованием, выражать результаты в СИ, де- работа товым фотографиям лать выводы на основе наблюдений и вычислений.

(лабораторная работа Радиоактивность. Понятие радиоактивности, польза и вред, применение и Составление история открытия. Виды радиоактивности, период полу- опорного конраспада, основные понятия и формулы по теме. спекта.

Энергия связи атомных Знать основные определения, понятия и формулы, уметь Составление ядер. решать задачи и объяснять принцип цепных ядерных опорного конреакций, принцип действия атомных электростанций на спекта.

Применение физики Знать и уметь объяснять применение физики на практи- Беседа.

ядра на практике. Био- ке, биологическое действие радиоактивных излучений.

радиоактивных излучений.

Элементарные части- Знать виды элементарных частиц, их особенности и от- Семинар.

Зачет по теме «Физика Знать основные понятия, определения и формулы по те- Контрольная ра- 28.02. ядра и элементы ФЭЧ», ме «Физика ядра и элементы ФЭЧ», решать задачи, при- бота.

коррекция. менять полученные знания на практике.

Значение физики для развития мира и развития производительных сил общества—1 час Физическая картина Знать и уметь объяснять значение физики для развития Беседа.

Строение и эволюция вселенной—10 часов Законы Кеплера. Формулировки законов Кеплера и их применение. Составление Строение Солнечной си- Знать и уметь объяснять строение Солнечной системы. Работа в парах.

Система Земля — Луна. Знать и уметь объяснять природу взаимодействия си- Семинар.

Общие сведения о Солн- Знать и уметь объяснять сведения о Солнце, источниках Составление Физическая природа Знать и уметь объяснять физическую природу звёзд, Работа в парах.

Наша Галактика. Строение нашей галактики, её основные характеристи- Беседа.

Происхождение и эво- Теории о происхождении и эволюции галактик. Что та- Составление Жизнь и разум во Все- Теории о существовании и возникновении жизни и ра- Семинар.

Обобщающее повторе- Знать и уметь объяснять основные понятия, определения Фронтальный Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.

К а б а р д и н О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.

Ш а х м а е в Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

Ш а х м а е в Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

С а у р о в Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

С а у р о в Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 271 с.

Л е в и т а н Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — П о р ф и р ь е в В. В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Просвещение, 2003. — 174 с.

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.—4-е изд., стереотип.—М.: Дрофа, 2011.—334, [2] с.

Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе: базовый и профил. уровни/ Г.Я.

10.

Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой.—М : Просвещение, 2011.—399 с., [4] л. Ил.— (классический курс).

Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/сост. Г.Н. Степанова.—2-е изд.—М.: Просвещение, 1996.—256 с., 11.

Заботин В.А. Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни: кн. для учителя/В.А. Заботин, В.Н. Комиссаров.—М.: Просвещение, 2008.—64 с., ил.

Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова.—2-е изд.—М.: Просвещение, 1996.— 13.

1. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы. Практикум»

2. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы.

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Факультет ФИЗИКИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ по направлению 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ по магистерским программам: Физическое образование Физико-астрономическое образование степень (квалификация) магистр Санкт-Петербург 2012 Структура вступительного...»