Кафедра физики

полимеров и кристаллов

21.03.2014

Общая информация

Кафедра физики полимеров и кристаллов

[до 1994 года – кафедра физики кристаллов]

была организована в 1953 году академиком А.В. Шубниковым.

Новое название кафедра получила после объединения

с лабораторией физики полимеров в 1993 году.

С этого времени кафедрой заведует

профессор А.Р. Хохлов, академик Российской Академии Наук.

На кафедре в настоящее время обучаются 52 студента и 30 аспирантов.

Учебный план для каждого студента составляется индивидуально научным руководителем по согласованию с заведующим кафедрой Информация о кафедре Публикации Физического факультета количество цитирований статей в журналах Top-25 Кафедра физики полимеров и кристаллов – наиболее активная с точки зрения публикаций в престижных научных журналах Информация о кафедре Публикации Физического факультета количество цитирований на одного автора в журналах Top- Кафедра физики полимеров и кристаллов – наиболее активная с точки зрения публикаций в престижных научных журналах Информация о кафедре Научные проекты кафедры Дизайн функциональных полимерных систем • 20 федеральных целевых программ • 2 международных гранта • 18 грантов РФФИ, 2 гранта Президента РФ • Совместные лаборатории МГУ-НИИПТ (Тайвань), Шлюмберже (Франция), ГНИИХТЭОС (Россия), РОСНАНО (Россия) Физика кристаллизации и свойства кристаллов и пленок низко и высокомолекулярных соединений • 2 федеральных целевых программ • 3 гранта РФФИ, 1 грант Президента РФ Cегнетоэлектрические и суперионные монокристаллы синтез и исследование • 3 гранта РФФИ Информация о кафедре Международное сотрудничество • Университет г.Ульм (Германия), • Университет Пьера и Марии Кюри (Франция), • Университет г. Нагоя (Япония), • Университет г. Хельсинки (Финляндия), • Университет г. Майнц (Германия), • Университет г. Байройт (Германия), • Университет г. Токио (Япония), • Национальная Лаборатория в Ливерморе (США), • Институт полимерных исследований Макса-Планка г. Майнц (Германия), • Центр ядерных исследований Карлсруе (Германия) • Институт Садрона г. Страсбург (Франция) • Университет г. Синьчжу (Тайвань) • НИИ промышленных технологий (Тайвань) • Университет Париж-11 (Франция) Гранты Немецкого научно-исследовательского общества Проекты в рамках Совместной лаборатории МГУ-НИИПТ (Тайвань) Проекты в рамках Совместной лаборатории МГУ-LG Chem Проекты в рамках Совместной лаборатории МГУ Schlumberger Информация о кафедре Дополнительную информацию о кафедре можно получить на сайте кафедры http://polly.phys.msu.ru а также у куратора 2-го курса Орловой Екатерины Игоревны, к. ц-28; тел. 939-28-83;

e-mail: [email protected] Информация о зачислении Прием студентов 2 курса на кафедру физики полимеров и кристаллов будет осуществляться по результатам собеседования.

Для прохождения собеседования необходимо подать в учебную часть заявление о зачислении на кафедру до 25 мая.

Основным критерием при отборе студентов на кафедру будет число потерянных баллов (с учетом уменьшения этого числа по итогам курсовых работ на 2 курсе).

Зачисление будет проходить в конце мая.

При зачислении каждому студенту будет задан вопрос о лаборатории, в которой он собирается работать. Ответ будет пониматься как намерение, а не как твердое обязательство.

Перечень специальных отделенческих и кафедральных курсов для студентов кафедры (2013/2014 учебный год) III курс, 6 семестр (1 экзамен, 2 зачета) Филиппова О.Е., Тамм М.В.

IV курс, 7 семестр (2 экзамена, 2 зачета) Киселева О.И. Молекулярные основы живых систем (1 часть) Виноградова О.И. Коллоидные системы Гаськов А.М.

Перечень специальных отделенческих и кафедральных курсов для студентов кафедры (2013/2014 учебный год) IV курс, 8 семестр (3 экзамена, 2 зачета, 1 дополнительный зачёт) Иванов В.А.

Крамаренко Е.Ю., Статистическая физика макромолекул Хохлов А.Р.

Потемкин И.И. Физика «мягких» сред Яминский И.В. Бионаноскопия Киселева О.И. Молекулярные основы живых систем (2 часть) Лаптинская Т.В., Малышкина И.А., Харитонова Е.П.

Трибельский М.И. Физика конденсированного состояния Махаева Е.Е. Методы исследования макромолекул Ерухимович И.Я. Практика научной литературной работы Перечень специальных отделенческих и кафедральных курсов для студентов кафедры (2013/2014 учебный год) V курс, 9 семестр (4 экзамена, 1 зачет, 1 дополнительный зачёт) Пономаренко С.А. Введение в органическую электронику Лаптинская Т.В. Оптические методы исследования полимеров Говорун Е.Н.

Тамм М.В.

Иванов В.А.

Ерухимович И.Я.

Перечень специальных отделенческих и кафедральных курсов для студентов кафедры (2013/2014 учебный год) V курс, 10 семестр (2 экзамена, 1 зачет) Иванов В.А. Современные методы Монте-Карло для моделирования полимеров Крамаренко Е.Ю. Полиэлектролиты в растворах и вблизи поверхностей Казначеев А.В. Физика жидких кристаллов Пономаренко С.А. Материалы для органической электроники Хохлов А.Р. Успехи физики полимеров и кристаллов Яминский И.В. Введение в экспериментальные нанотехнологии Филиппова О.Е. Ассоциирующие полиэлектролиты Образцов А.Н. Физические принципы нанотехнологий Специальные практикумы 1. Использование компьютеров в физических исследованиях. 3-ий курс (весенний семестр) 2. Практикум по химии и физике полимеров. 4-ий курс (осенний семестр) 3. Методы исследования полимеров. 4-ий курс (весенний семестр) 4. Практикум по сканирующей зондовой микроскопии 5. Компьютерное моделирование полимеров 6. Математический вычислительный практикум (ВМиК МГУ) Экспериментальное оборудование кафедры • Атомно силовой микроскоп Nanoscope- (Digital Instruments) • Просвечивающий электронный микроскоп LEO 912 AB OMEGA • Светорассеяние AVL/DLS/SLS – 5000 System • Broadband Dielectric Spectrometer • Атомно силовой микроскоп Nanoscope- (Digital Instruments) • УФ спектрофотометр Hewlett-Packard HP 8452 A • Флюоресцентный спектрофотометр • Флюоресцентный микроскоп • Роторный испаритель BUCHI R-205/A • Реометр Haake RheoStress RS Экспериментальное оборудование кафедры • Микрореометр • Статическое светорассеяние: FICA 50 гониометр • Динамическое светорассеяние:

Photon correlation spectrometer • Ультрацентрифуга MOM • Установка по миллиметровой спектроскопии полимеров • HPLC хромотография • Установка для экспериментов в суперкритических средах • Оптический микроскоп Zeiss Axioplan •Набор оборудования для термомеханических исследований, Netsch, (Germany) Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов

КРИСТАЛЛЫ ПОЛИМЕРЫ

ТЕОРИЯ

ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЬЮТЕРНОЕ

ЭКСПЕРИМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЕ

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров Яковлевич Профессор Ерухимович Игорь (к. 2-71, т.939-2959, e-mail: [email protected]) •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров Семен Ильич Профессор Кучанов (к. 2-71, т. 939-2959, e-mail: [email protected]) •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез Профессор Потемкин Игорь Иванович •Полимеры 2-70, т.939-4013, e-mail: [email protected]) (к. в сверхкритических жидкостях •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Профессор Крамаренко Елена Юльевна •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (к. 2-70, т.939-4013, e-mail: [email protected]) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных Доцент Говорун Елена Николаевна элементов (к. 2-70, т. 939-4013, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика

ТЕОРИЯ

Пространственная структура макромолекулы (случайные блуждания)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

АППАРАТ

СТАТИСТИЧЕСКОЙ

ФИЗИКИ

Термодинамика поверхностных слоев Теоретическая группа д.ф.-м.н. профессора Научная работа ведется в Московском государственном университете и Ульмском университете (Германия).

Аспиранты имеют возможность защищать кандидатские диссертации в двух университетах Ассоциирующие полиэлектролиты Предсказанные новые эффекты: образование кластеров (вирус табачной мозаики, сегменты ДНК и др.) оптимального размера, аномальное гелеобразование Эффект перезарядки Теория адсорбированных полимеров Гребнеобразные полимеры Молекулярные моторы, основанные на Эффект спонтанного искривления Фазовый переход «стержень-глобула»

Полиэлектролиты и сверхразветвленные полимеры: Теория + компьютерный эксперимент (д.ф.-м.н., профессор Крамаренко Е.Ю.) Теоретическое описание иономерного состояния позволяет обнаружить новые фазовые переходы в полиэлектролитных системах:

Ионизация блока короны вызывает переход, сопровождающийся Возможность фазового расслоения в скачкообразным изменением агрегационного числа мицелл: комплексе полиэлектролитного геля с ПАВ:

Магнитные эластомеры: Теория +Эксперимент - новый тип композита, представляющего собой высокоэластичную полимерную матрицу с диспергированными в ней магнитными частицами нано- или микро- размера (патент RU 2157013) Жесткие (E>1000 кПа) Сочетание магнитных и упругих свойств приводит к появлению уникальной способности материала к обратимому изменению размера и вязкоупругих, электрических и магнитных свойств во внешнем магнитном поле – широкие возможности практического применения!

в однородных полях в неоднородных полях магнитоконтролируемый Гигантская Теория структурообразования макромолекул с гидрофобными и полярными группами Поверхностно-активные вещества (модель молекулы - димер) в полимерных системах Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем Профессор Виноградова Ольга Игоревна •Компьютерное моделирование биополимеров (ЦКП, ИФХЭ РАН, т. 955-4603, e-mail: [email protected]) •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем Ст. н. сотр. Асмолов Евгений Савельевич •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов (ЦКП, ИФХЭ РАН, т. 955-4603, e-mail: [email protected]) •Синтез полимеров •Полимеры в сверхкритических жидкостях •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование)систем •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов Вед. н. сотр. Трибельский Михаил Исаакович •Синтез полимеров 939-5156, e-mail:[email protected]) •Полимеры вн. сотр. Тамм Михаил Владимирович Ст. сверхкритических жидкостях •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов (к.3-24, т. 939-5156, e-mail: [email protected]) •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы Н. сотр. Бодрова Анна Сергеевна •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов 3-24, т. 939-5156, e-mail: [email protected]) Инженер Стадничук Владимир Игоревич •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров (к. 3-24, т. 939-51-59) •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Михаил Исаакович Трибельский Год рождения: 1951 г.

Окончил физ. фак. МГУ в 1973 г., Ведущий научный сотрудник Кандидат физ.-мат. наук (МФТИ, 1976 г.) Доктор физ.-мат. наук (ИТФ Ландау, 1985 г.) Избран профессором The University of Tokyo, Japan; 1996 г.

Избран профессором Fukui University, Japan; 1998 г.

Избран COE Professor, Kyushu University, Japan; 2007 г.

Премия Ленинского комсомола; 1979 г.

JSPS Fellowship, Japan; 2005 г.

Текущие научные интересы:

• Самоорганизация и хаос в диссипативных системах.

• Эконофизика (описание и предсказание динамики рынка методами неравновесной статистической механики).

• Субволновая оптика наночастиц.

Динамические системы и фракталы Прогнозы колебаний курсов валют на FOREX Аномальное рассеяние и поглощение света наночастицами Поле вектора Пойтинга в окрестности наночастицы при приближении к плазмонному резонансу, которому соответствует 2.22. Плоскополяризованная электромагнитная волна. Вектор Е лежит в плоскости рисунка. Радиус частицы a 0.048. Величина вектора Пойтинга нормирована на поле падающей волны.

Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Компьютерное моделирование полимерных систем •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем Доцент Иванов Виктор Александрович •Компьютерное моделирование биополимеров (к. РУ-1Д, т. 939-4756, e-mail: [email protected]) •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем Н. сотр. Чертович Александр Викторович •Физическая химия биополимеров (к. 2-28 т. 939-1013, и композитных материалов •Физическая химия полимеров e-mail: [email protected]) Н. сотр. Мартемьянова Юлия Алексеевна •Синтез полимеров •Полимеры в сверхкритических жидкостях [email protected]) (к. РУ-1Д, т. 939-4756, e-mail:

•Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Н. сотр. Шамардина Ольга Михайловна •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (к. 3-24, т. 939-4408, e-mail: [email protected]) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Некоторые примеры исследований по компьютерному моделированию полимеров 1) Растворы и расплавы «жесткоцепных» полимеров.

2) Растворы «сильноассоциирующих» полимеров.

3) Изучение композитных материалов.

4) Микрофазное расслоение в сополимерах.

Суперкомпьютерный комплекс "Ломоносов" Основные технические характеристики суперкомпьютера "Ломоносов" Процессор основного типа вычислительных узлов Intel® Xeon X5570 Nehalem Система хранения данных T-Platforms ReadyStorage SAN 7998/Lustre Суперкомпьютер СКИФ МГУ "ЧЕБЫШЁВ" Пиковая производительность 60 TFlop/s Производительность на Linpack 47.04 TFlop/s (78.4% от пиковой) Число процессоров/ядер в системе 1250 / Число стоек всего/вычислительных 42 / Число блэйд-шасси/вычислительных узлов 63 / суперкомпьютерных кластерах С вводом в эксплуатацию кластера Ломоносов стало возможно решить за 2-3 месяца задачи, которые еще 3-4 года назад в России решить было невозможно.

«Огрубленное» моделирование Моделирование «из первых принципов»

Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Компьютерное моделирование биополимеров •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем Профессор Василевская Валентина Владимировна •Компьютерное моделирование биополимеров •ФизическаяРАН, к. 348, т.8-499-783-2373, e-mail: [email protected]) (ИНЭОС химия полимерных гелей и коллоидных систем Профессор Халатур Павел Геннадьевич •Физическая химия биополимеров •ФизическаяРАН, к. 348, т. и композитных материалов [email protected]) (ИНЭОС химия полимеров 8-499-783-2373., e-mail:

Вед.н.сотр. Ронова Инга Александровна •Синтез полимеров •Полимеры в сверхкритических жидкостях (ИНЭОС РАН, к. 224, т. 8-499-135-8035, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методыПавел Вячеславович растворов Ст.н.сотр. Комаров исследования полимерных •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (ИНЭОС РАН, к. 348, т. 8-499-783-2373., e-mail: [email protected]) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов Лазутин Алексей Александрович Н.сотр.

(ИНЭОС РАН, к. 348, т.8-499-783-2373, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Амфифильные макромолекулы содержат группы, имеющие различное сродство с полярными и неполярными растворителями К настоящему времени в группе при использовании модели макромолекул с амфифильным строением звена были выявлены необходимые условия формирования растворимых при высоких концентрациях полимера глобул, предложены модели самоорганизации и формирования фибрилл в растворах биологических и имитирующих их синтетических макромолекул, введено понятие глобулярных поверхностных нанореакторов. Кроме того изучаются процессы наноструктурирования в концентрированных растворах амфифильных макромолекул, предложена оригинальная модель распознавания неоднородных поверхностей.

Полиэлектролитные системы: теория (проф. Василевская В.В.) Интерполимерные комплексы формируются из противоположно заряженных макромолекул вследствие сильного электростатического притяжения. Если макромолекулы имеют разное сродство к растворителю, то образуется двухфазный комплекс, состоящий из ядра и сольвофильной оболочки. Такие комплексы в растворе не агрегируют друг с другом.

Под действием низкомолекулярной соли вначале комплекс резко увеличивает свои размеры, и только затем распадается на отдельные макроионы.

Лизин и его производные – это биоразлагаемые макромолекулы. Комплексы таких макромолекул перспективны для использования в генной терапии и наномедицине.

Структура мембраны Nafion с молекулами воды внутри ионных каналов В настоящее время в ИНЭОС РАН моделируются протонопроводящие мембраны на основе полибензимидазолов в рамках проекта «Разработка новых электродов-катализаторов и токопроводящих разделительных Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем Профессор Филиппова Ольга Евгеньевна •Компьютерное моделирование полимерных систем (к. 3-74, т. 939-1464, e-mail: [email protected]) •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическаясотр.полимерных гелей и коллоидных систем Ст. н. химия Барабанова Анна Ивановна (ИНЭОС РАН, к. 263, т.8-499-135-6502, e-mail: [email protected]) •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и Вячеслав Сергеевич М. н. сотр. Молчанов композитных материалов •Синтез полимеров т. 939-1464, e-mail: [email protected]) (к. 3-74, ЦКП, •Полимеры в сверхкритических жидкостях Инженер Шибаев Андрей Владимирович •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов (к. 3-74, т. 939-1464, e-mail: [email protected]) •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика “Умные” полимерные системы для блокирования воды в скважине Задача:

препятствует течению нефти Zaroslov Yu.D., Filippova O.E., Blagodatskikh I.V., Khokhlov A.R.

Patent GB № 2393962 A (2004), патент РФ № 2276675C2 (2005), US Patent № 7151078 (2006), US Patent № 7287588 (2007) Самоорганизующиеся сетки, восприимчивые к углеводородам Гидрофильная заряженная | группа • Вязкость системы ПАВ/полимер превышает на 4 порядка вязкость растворов полимера и ПАВ, взятых по-отдельности при тех же концентрациях.

1. J.A. Shashkina, O.E. Philippova, Y.D. Zaroslov, A.R. Khokhlov, T.A. Pryakhina, I.V. Blagodatskikh Langmuir 2005, 21, 1524-1530.

2. V.S. Molchanov, O.E. Philippova, A.R. Khokhlov, Y.S. Kovalev, A.I. Kuklin Langmuir 2007, 23(1), 105-111.

3. O.E.Philippova, A.I. Barabanova, V.S. Molchanov, A.R. Khokhlov Eur. Polym.J. 2011, 47. 542-560.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем Вед.н.сотр. Гринберг Валерий Яковлевич •Компьютерное моделирование полимерных систем (ИНЭОС РАН, к. 155, т. 8-499-135-6457) •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическаясотр.полимерных гелей и коллоидных систем Ст. н. химия Бурова Татьяна Васильевна (ИНЭОС РАН, т.8-499-135-0728, e-mail: [email protected]) •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров •Полимеры в сверхкритических жидкостях •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика порядок-беспорядок ТИПЫ ПЕРЕХОДОВ: Глобула Клубок, Двойная спираль Клубок, Мицеллообразование, Жидкофазное расслоение, Коллапс.

СИСТЕМЫ: Белки, Полисахариды, ДНК, Синтетические Полимеры, Разбавленные Растворы и Гели.

Калориметрия, Денсиметрия, Скоростная Седиментация.

ВЫХОДНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ: Парциальная Теплоемкость, PHC(T); Размерное Распределение Частиц, PSD(T).

ПАРАМЕТРЫ ПЕРЕХОДА: Избыточная Теплоемкость, EHC(T); Температура, Энтальпия, Инкремент Теплоемкости Перехода:

МЕХАНИЗМ

ПЕРЕХОДА

EHC(T) + PSD(T) + Термодинамические Модели

ГЛОБУЛА

КЛУБОК

cp, кДж / моль / K Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделированиеЕлена Евгеньевна Профессор Махаева полимерных систем (к. 2-71, т. 939-2959, e-mail: [email protected]) •Компьютерное моделирование биополимеров Вед.н.сотр. Стародубцев Сергей Геннадиевич •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем (ИНЭОС РАН, к. 352, т.

•Физическая химия биополимеров 8-499-135-1017, e-mail: [email protected]) •Физическаясотр.полимеров и композитных материалов Ст. н. химия Насимова Ирина Рашитовна •Синтез полимеров (к. 2-28, т. 939-1013, e-mail: [email protected]) •Полимеры в сверхкритических жидкостях Н. сотр. Комарова Галина Александровна •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов (к. Ц-33, т. 939-3191, e-mail: [email protected]) •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы Ст.н.сотр. Годовский Дмитрий Юрьевич •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных (ИНЭОС РАН, т. 8-499-721-2970) элементов Мл. н. сотр.Кожунова Елена Юрьевна •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая939-1013, e-mail: [email protected]) (к. 2-28, т. спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Полимеры, восприимчивые к внешним полям В 2005 г. На базе кафедры была создана совместная лаборатория МГУ- LG Chem для проведения долгосрочных научно-исследовательских работ по отдельным проектам. Главная цель Лаборатории – фундаментальные исследования, представляющие интерес для промышленности.

Директор лаборатории - академик А.Р.Хохлов.

В лаборатории разработаны новые электрохромные полимерные материалы и устройства с электрически управляемой величиной светопоглощения, «умные» окна.

В настоящее время в Лаборатории проводятся исследования по проекту «Функциональные полимеры нового поколения».

Цель проекта - создание на основе проводящих полимеров прозрачных композиций и антистатических покрытий, разработка методов получения супергидрофильных и супергидрофобных поверхностей.

КОМПОЗИТЫ НА ОСНОВЕ ГЕЛЕЙ И ОРГАНОГЛИН

Д.х.н. Стародубцев Сергей Геннадиевич Обработка пластинок глины, бентонита катионными ПАВ придает им гидрофобный характер и способность поглощать углеводороды.

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ПА НА ПОГЛОЩЕНИЕ БЕНЗОЛА

КОМПОЗИТОМ НА ОСНОВЕПАА ГЕЛЯ И БЕНТОНИТА

ЦЕТИЛПИРИДИНИЙ ХЛОРИД

ГЕКСАДЕЦИЛТРИМЕТИЛАММОНИЙ БРОМИД

ТЕТРАДЕЦИЛТРИМЕТИЛАММОНИЙ БРОМИД

ДОДЕЦИЛТРИМЕТИЛАММОНИЙ БРОМИД 26

Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров Профессор Сонин Анатолий Степанович •Физическая химия полимеров и композитных материалов (ЦКП, e-mail: [email protected]) •Синтез полимеров •Полимеры в сверхкритических жидкостях Александр Вячеславович Вед. н. сотр. Емельяненко (ЦКП, т. 939-4013, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Вед. н. сотр. Казначеев Анатолий Викторович •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (ЦКП, e-mail: [email protected]) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов сотр. Голованов Андрей Станиславович •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров (ЦКП, т. 939-4013, e-mail: [email protected] ) •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов Н. сотр. Рудяк Владимир Юрьевич •Перспективные углеродные материалы (ИНЭОС РАН, e-mail: [email protected] ) •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы Совместная лаборатория с Институтом промышленных Руководитель направления:

Вед. н. сотр. Емельяненко Александр Вячеславович (физический факультет МГУ, ЦКП, т. 939-4013, http://polly.phys.msu.ru/~emel/) Сотрудники:

Проф. Сонин Анатолий Степанович (ЦКП, e-mail: [email protected]) Вед. н. сотр. Казначеев Анатолий Викторович (ЦКП, e-mail: [email protected]) Проф. Палто Сергей Петрович (Институт кристаллографии РАН, т. 330-7847, e-mail: [email protected]) Изотропная жидкость Хиральные разновидности ЖК фаз Новейшие достижения в области состояния вещества:

промежуточные смектические фазы (субфазы) • теория (А.В. Емельяненко, С.П. Палто) • эксперимент (А.С. Сонин, А.В. Казначеев, Е.П. Пожидаев) • компьютерное моделирование (А.В. Емельяненко, С.П. Палто) Молекулярно-статистическая физика, термодинамика, оптика, электродинамика Применение жидких кристаллов • ЖК телевизоры и дисплеи • Регистрирующие среды на основе ЖК (визуализация механических, акустических, химических и др. воздействий на материал, медицинская диагностика тканей) • Быстродействующие модуляторы и переключатели (защитные сварочные маски, световые шторки с управляемой прозрачностью в автомобилях и т.п.) Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Теоретическая физика полимеров. поверхностях. Полимерные адгезивы.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные материалы для топливных элементов Новые полимерные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Вед.н. сотр. Галлямов Марат Олегович •Полимеры в сверхкритических жидкостях (к. 2-72, т. 939-2982, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Жидкиен. сотр. Фельдштейн Михаил Майорович Вед. кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (ИНЭОС РАН, к.258, т. 8-499-1359372) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных Н. сотр. Григорьев Тимофей Евгеньевич элементов (ИНЭОС РАН, к. 460, т.8-499-1359360, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Стоит задача оптимизации функциональности и улучшения характеристик Катодны й катализатор Э лектролитная м ем брана А нодны й катализатор Газодиф ф узионны й слой Б иполярная пластина Лаборатория оснащена современным оборудованием по исследованию материалов и испытанию готовых топливных элементов Некоторые разработки уже находятся на стадии внедрения в производство Работа идет в сотрудничестве со российскими и зарубежными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими коллективами Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Теоретическая физика полимеров.

•Теоретическая физика полимеров.

•Компьютерное моделирование полимерных систем.

•Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем.

•Растворы амфифильных полимеров, полимерные нанокомпозиты. Совместная лаборатория с •Растворы амфифильных полимеров, полимерные нанокомпозиты. Совместная лаборатория с Институтом промышленных технологий Тайваня.

Институтом промышленных технологий Тайваня.

•Полимеры, восприимчивые к внешним полям. Совместная лаборатория с компанией LG Chem •Полимеры, восприимчивые к внешним полям. Совместная лаборатория с компанией LG Chem (Корея).

(Корея).

•Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы. Совместная •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы. Совместная лаборатория с Институтом промышленных технологий Тайваня.

лаборатория с Институтом промышленных технологий Тайваня.

•Твердые полимерные электролиты, топливные элементы. Работы с Норильским Никелем.

•Твердые полимерныеКештов Мухамет Лостамбиевич электролиты, топливные элементы. Работы с Норильским Никелем.

•Синтез полимеров.

•Синтез полимеров. к. 269, т. 651-2930, e-mail: [email protected]) (ИНЭОС РАН, •Полимеры в сверхкритических жидкостях.

•Полимеры в сверхкритических жидкостях.

Ст.н.сотр. Стаханов Андрей Игоревич •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Сканирующая РАН, к. 434, т. 8-499-135-9296, e-mail: [email protected]) (ИНЭОС зондовая микроскопия биополимеров.

•Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров.

Н. сотр. Давыдова Надежда Константиновна •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов.

•Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов.

•Физика кристаллизации. Кристаллизация белков. e-mail: [email protected]) (ИНЭОС РАН, к. 352, т. 8-499-135-1017, •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков.

•Изучение нелинейных явлений в сложных системах. Биомолекулярный компьютинг.

•Теоретическая физика нелинейных явлений и неравновесных процессов •Теоретическая физика нелинейных явлений и неравновесных процессов •Физическая акустика кристаллов.

•Физическая акустика кристаллов.

•Теоретическая физика кристаллов и квазикристаллов. Информационно-синергетические и •Теоретическая физика кристаллов и квазикристаллов. Информационно-синергетические и теоретико-групповые методы в науке и искусстве.

теоретико-групповые методы в науке и искусстве.

•Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников.

•Перспективные углеродные материалы.

Сопряженные полимеры для устройств органической электроники Электроактивные -сопряженные полимеры Преимущества полимерных технологий перед неорганическими аналогами:

1) дешевизна;

2) легкость;

3) простота изготовления гибких устройств большой площади;

4) возможность структурной модификации.

Полимерные солнечные фотоэлементы 700km На сегодняшний день солнечная энергетика производит 1 ГВт энергии в год Необходимы дешевые материалы для солнечных фотоэлементов!

Электролюминисцентные органические Испытание светодиодов на основе новых полимеров Исследования лаборатории фокусируются на электронных, оптикоэлектронных и фотонных явлениях в полимерах, которые находят свое применение в различных областях:

• фотодетекторы • батарейки • сенсоры • электрохромные устройства • солнечные фотоэлементы • светоизлучающие диоды для плоских дисплеев Мы изучаем, как электронные, молекулярные и супрамолекулярные структуры и морфология сопряжённых полимеров влияют на их фотопроводимость, люминесценцию и свойства переноса заряда.

Приглашаем студентов, заинтересованных работать в интересной области, находящейся на стыке фотофизики, физики и химии полимеров и нанотехнологий. Полученные результаты могут быть использованы в курсовых и дипломных работах и стать основой кандидатской диссертации. Научная группа ведет интенсивные исследования в тесном контакте с химиками синтетиками из ИНЭОС РАН, результаты работ регулярно публикуются в высокорейтинговых зарубежных и российских журналах.

Лаборатория имеет контакты с рядом зарубежных университетов, в которых ведутся исследования в области органической химии, оптоэлектроники и компьютерного моделирования полимерных процессов,в частности, с университетами Германии, Японии, Китая, Тайваня, Турции и Индии.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Вед.н.сотр. Никитин Лев Николаевич •Полимеры в сверхкритических жидкостях (ИНЭОС РАН, к. 276, т. 8-499-135-0522, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Жидкиен. сотр. Саид-Галиев Эрнест Ефимович Ст. кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы •Полимеры наРАН, к. 276, Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных (ИНЭОС поверхностях. т. 8-499-135-0522, e-mail: [email protected]) элементов сотр. Кизас Ольга Андреевна (ИНЭОС РАН, к.434, т.8-499-1260939) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов Н. сотр. Николаев Александр Юрьевич •Перспективные углеродные материалы (ИНЭОС РАН, к. 276, т. 8-499-135-0522, e-mail: [email protected]) •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика

СВЕРХКРИТИЧЕСКАЯ

Ркр

ТВЕРДОЕ ТЕЛО

ЖИДКОСТЬ

СВЕРХКРИТИЧЕСКИЙ СО2:

Давление • Модификация полимеров в сверхкритических средах - Нанопористые материалы, в т.ч. для биомедицинских целей - гидрофобизация тканей и сухое окрашивание природных и синтетических материалов («smart-текстиль») - Биотопливо из растительного сырья и отходов сельского хозяйства и легкой промышленности («биодизель») • Синтез полимерных композитов в сверхкритических средах - Функциональные материалы (наночастицы металлов в полимерных и карбоновых матрицах для микроэлектроники, оптики, катализа, материалов c магнитными и нелинейно-оптическими свойствами) - Катализаторы для топливных элементов («fuel cells») - Новые поколения полимеров (проводящие полимеры, полимеры с низкой диэлектрической проницаемостью и др.) Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Теоретическая физика полимеров.

•Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Вед.н.сотр. Благодатских Инесса Васильевна •Полимеры в сверхкритических жидкостях (ИНЭОС РАН, к. 267, 280, т. 8-499-135-9248, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Ст.н.сотр. Тимофеева Галина Ивановна •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (ИНЭОС РАН, к.265, 278, т. 8-499-135-9381, e-mail: [email protected]) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных Доцент Лаптинская Татьяна Васильевна элементов (к. Ц-33, т. 939-3191, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов Ст.н.сотр. Воробьев Михаил Михайлович •Перспективные углеродные материалы (ИНЭОС РАН, к.350, т. 8-499-135-0522, e-mail: [email protected]) •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика С.н.с. к.х.н.

Тимофеева Галина Ивановна Основные направления Определение молекулярных и конформационных характеристик и молекулярной неоднородности полимеров (методы рассеяния света, седиментации, гель-проникающей хроматографии). Установление закономерностей их синтеза Проблемы водородной энергетики: изучение зависимости между условиями синтеза полибензимидазолов различного строения, их молекулярными характеристиками и потребительскими свойствами мембраны, полученной из данного материала.

Синтез и изучение свойств ассоциирующих амфифильных полимеров Синтез «умных» гидрогелевых наночастиц и создание на их основе биосенсоров нового поколения Новые подходы к синтезу амфифильных макромолекул и гидрогелевых наночастиц эмульгатор и ион церия(IV) составляют окислительновосстановительную систему, образующую свободные Наночастицы перспективны для создания биосенсоров путем введения в их состав взаимодействующих с определенными компонентами биологических жидкостей (например, гликозилированным гемоглобином для диагностики диабета). Частицы Преимущества: высокая емкость по гидрогеля макромолекулам, простота анализа.

A() Распределение по размерам коллоидных частиц интермедиата силоксанолята натрия (метод фотонной корреляционной Типы молекулярной структуры медь/натрий органосилоксана Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров Профессор Яминский Игорь Владимирович, (Лабораторный •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров 939-1009, e-mail: [email protected]) корпус «А», к. 225, т.

•Физическая химия полимеров и композитных материалов(Лабораторный корпус Ст.препод. Киселева Ольга Игоревна •Синтез полимеров т. 939-1009, e-mail: [email protected]) •Полимеры вн. с. Абрамчук Сергей Савельевич (Лабораторный корпус Ст. сверхкритических жидкостях «А», к.208, т. 939-3128, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы Ст. н. сотр. Филинов Александр Сергеевич (ЦКП, т. 926-3743, eПолимеры на[email protected])адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных mail: поверхностях. Полимерные элементов Н. сотр. Большакова Анастасия Владимировна (Лабораторный •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров корпус «А», к. 225, т. 939-1009, e-mail: [email protected]) •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы Борисович (Лабораторный Н. сотр. Мешков Георгий •Поисккорпус «А», к. 225, т. 939-1009, сегнетоэлектриков и суперионных проводников и исследование новых монокристаллов e-mail: [email protected]) Н. сотр. Дубровин Евгений Владимирович (ЦКП, т. 926-3743, eФизика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов mail: [email protected]) •Методы теории симметрии Н. сотр. Cиницина Ольга Валентиновна (Лабораторный корпус •Хемоинформатика т. 939-1009 e-mail: [email protected]) Группа сканирующей зондовой микроскопии полимеров профессор Яминский Игорь Владимирович Ключевые слова: атомное и молекулярное разрешение, наноструктуры, конформационные переходы, неразрущающие измерения, свойства поверхности, нанокомпозитные и функциональные полимеры, бионаноэлектроника В настоящее время в группе проводятся исследования в следующих направлениях:

- наномеханика полимерных материалов - разработка зондовых микроскопов (Интернет-микроскопия, термонаноскопия) - изучение конформационных переходов в биополимерах - аналитическая нанобиотехнология - комплексообразоване в системах нуклеиновые кислоты – белки - изучение структуры и физических свойств полимеров и полимерных композиционных материалов (совместно с кафедрой ВМС химического факультета МГУ) Некоторые объекты исследования группы Изображение бактерий Escherichia coli (штамм JM109) в жидкости, полученное на атомно-силовом микроскопе.

Просвечивающий электронный Изображение развернутой молекулы ДНК методом темного поля в упруго рассеянных электронах Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Теоретическая физика полимеров.

•Физика кристаллизации. Кристаллизация белков.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Профессор Рашкович Леонид Николаевич •Полимеры в сверхкритических жидкостях (к. Ц-49, т. 939-2981, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы т. 939-2908) Вед. н. сотр. Швилкин Борис Николаевич (к. Ц-61, Ст. н. сотр. Наумова Инесса Ивановна •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов к.101а, 939-1630, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика

ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИКИ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ

Профессор, д.т.н. Рашкович Леонид Николаевич Комната Цоколь- Метод исследования: теория, эксперимент Область научных интересов:

Механизм и кинетика роста кристаллов белков, полимеров и других перспективных Новые кристаллы для нейтронных сцинтилляторов Заряженные частицы, рентгеновское излучение, гамма-излучение, нейтроны Получение кристаллов из органических растворителей для исследование механизма их роста* Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Теоретическая физика полимеров.

•Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Вед.н.сотр., проф. Гаврилова Надежда Дмитриевна •Полимеры в сверхкритических жидкостях (к. 2-73, т. 939-4408, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Ст. н. сотр. Лотонов Александр Михайлович •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы •Полимеры 2-73, т. 939-4408, e-mail: адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных (к. на поверхностях. Полимерные [email protected]) элементов н. сотр., доц. Малышкина Инна Александровна (к. 2-73, т. 939-4408, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Диэлектрическая спектроскопия Широкополосная Диэлектрическая Спектроскопия (10-6 – 1012 Гц) является мощным инструментом для исследования разнообразных диэлектрических процессов.

Вращение небольших молекул в жидкостях Реориентация больших молекул в полимерах Объемная проводимость в твердых телах и жидкостях и отделение электродных эффектов Поверхностная проводимость и граничный заряд в пористых материалах.

Ионные эффекты в различных твердых телах Оборудование Диэлектрический спектрометр NOVOCONTROL (Concept 40) Основные характеристики прибора:

Диапазон измеряемого сопротивления:

Основные направления исследований Кристаллы с водородными связями. Определение характера влияния структуры водородной связи, и в частности связанной воды, на электрические свойства сегнетоэлектрических материалов.

Системы различной структурной организации. Изучение механизмов поляризуемости, электропроводности и релаксационных процессов в двумерных полимерных системах (пленках Ленгмюра-Блоджетт), трехмерных полимерных сетках, полукристаллических полимерах, кристаллах.

Ионные жидкости и полимеры на их основе. Исследование новых функциональных материалов с высокой ионной электропроводностью.

Вода в полимерах и кристаллах. Изучение взаимодействий полимер-вода с целью моделирования свойств биополимеров.

•Микро-монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников.

и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Вед.н.сотр. Воронкова Валентина Ивановна •Полимеры в сверхкритических жидкостях (к. Ц-28, т. 939-2883, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Н. сотр. Харитонова Елена Петровна •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы •Полимеры Ц-28, т. 939-2883, e-mail:адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных (к. на поверхностях. Полимерные [email protected]) элементов инж. Орлова Екатерина Игоревна (к. Ц-28, т. 939-2883, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Руководитель д.ф.м.н., проф. Воронкова Валентина Ивановна, сотрудники: к.ф.м.н. Харитонова Е.П., к.ф.м.н. Орлова Е.И.

ЦЕЛЬ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

катионные и анионные проводники для топливных элементов нелинейные оптические кристаллы

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Взаимосвязь структуры и свойств Фазовые переходы Порядок и беспорядок в структуре и их влияние на проводимость Механизмы роста и проблема получения монокристаллов

ТУННЕЛЬНЫЕ

СОЕДИНЕНИЯ

Фазы Ауривиллиуса сегнетоэлектрики, кислородные проводники кислороду (10 -1 - 10- МО Новейшая задача: новые редкоземельные молибдаты с высокой кислородной и Научные направления кафедры физики полимеров и кристаллов •Теоретическая физика полимеров.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Профессор Образцов Александр Николаевич •Полимеры в сверхкритических жидкостях (к. Ц-24, т. 939-4126, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Н. сотр. Клещ Виктор Иванович •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (к. Ц-24, т. 939-4126, e-mail: [email protected]) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов сотр. Исмагилов Ринат Рамилович (к. Ц-24, т. 939-4126, e-mail: [email protected]) •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика На кафедре ведутся работы по синтезу, исследованию и применению углеродных наноматериалов, включая: наноалмазные порошки и пленки; углеродные нанотрубки; нанокристаллический графит и графитные пленки нанометровой толщины.

Синтез этих материалов ведется путем осаждения углерода из активированной плазмой газовой среды.

На рисунках ниже показаны электронно-микроскопические изображения алмазных наноигл (А), нанокристаллитов графита (Б) и углеродных нанотрубок (В).

Синтезированные пленочные наноструктурированные углеродные материалы обладают рядом уникальных физических и химических особенностей, которые делают их привлекательными для использования в вакуумной электронике, оптоэлектронике, зондовой микроскопии, для создания высокоэффективных источников света и для других применений. На ряд таких применений сотрудниками кафедры получены патенты.

•Микро- и нанофлюидика. Коллоидные системы (теория и компьютерное моделирование) •Теоретическая физика нелинейных, неравновесных и сложных систем •Компьютерное моделирование полимерных систем •Компьютерное моделирование биополимеров •Физическая химия полимерных гелей и коллоидных систем •Физическая химия биополимеров •Физическая химия полимеров и композитных материалов •Синтез полимеров Вед. н. сотр. Баскин Игорь Иосифович •Полимеры в сверхкритических жидкостях (Химический ф-т МГУ, к. 323, т. 939-2677, e-mail: [email protected]) •Экспериментальные методы исследования полимерных растворов Ст.н. сотр. Жохова Нелли Ибрагимовна •Жидкие кристаллы и жидкокристаллические полимерные комплексы (Химический ф-т МГУ, к. 323, т. 939-2677, e-mail: [email protected]) •Полимеры на поверхностях. Полимерные адгезивы. Новые полимерные материалы для топливных элементов •Сканирующая зондовая микроскопия биополимеров •Диэлектрическая спектроскопия полимеров и кристаллов •Перспективные углеродные материалы •Поиск и исследование новых монокристаллов сегнетоэлектриков и суперионных проводников •Физика кристаллизации. Кристаллизация белков •Физическая акустика кристаллов •Методы теории симметрии •Хемоинформатика Цель исследований: Прогнозирование свойств новых материалов и дизайн веществ с заранее заданными свойствами на основе построения моделей, связыва-ющих макроскопические (активность/свойство) и микроскопические (молекулярная структура) характеристики соединений Области применения моделей “cтруктура-активность/структура-свойство”:

Технологии, связанные с разработкой новых материалов с целевыми свойствами Задачи исследований – Разработка новых методов поиска закономерностей и построения моделей “cтруктура-активность/структура-свойство” (SAR/QSAR/QSPR, structure-activity, quantitative structure-activity/structure-property relationships) с использованием последних достижений в области статистического анализа больших объемов теоретических и экспериментальных данных - Создание алгоритмов и программного обеспечения на основе новых методов для решения конкретных практических задач дизайна материалов - Прогнозирование свойств полимеров, компьютерное представление и хранение в базах данных информации о полимерах, дизайн новых полимеров с заданными свойствами http://polly.phys.msu.ru к. ц-28; тел. 939-28-83;

«УЧАСТИЕ в КОНГРЕССЕ ПЛАТНОЕ. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 октября БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БЕЛОРУССКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ Аудитория 3 ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТОИМОСТь УЧАСТИя: Мастер-класс При регистрации до 15 сентября — 450 000 руб. Проводит Леонтьева Н. 350 000 руб. для членов БРСОО 10.00–12.00 Механическая обработка корневых каналов 12.00–14.00 системой Safe saiders. Пломбирование корневых 150 000 руб. для студентов....»