WWW.DISUS.RU

БЕСПЛАТНАЯ НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Авторефераты, диссертации, методички

Pages:     | 1 || 3 |

«У Ч Е Б Н О -М Е Т О Д И Ч Е С К И Й КОМПЛЕКС по дисциплине Б3.Б3. – МИКРОБИОЛОГИЯ Код и направление 111900.62 – Ветеринарно-санитарная эксподготовки пертиза Профиль бакалавриат подготовки Квалификация ...»

-- [ Страница 2 ] --

26. Влияние физических факторов на микроорганизмы: температуры, влажности, высушивания, механических воздействий, лучистой энергии, электричества, ультразвука.

27. Типы биологических взаимоотношений различных микроорганизмов.

28. Методы культивирования анаэробных микроорганизмов.

29. Методы окраски спор и капсул микроорганизмов.

30. Элективные и дифференциально-диагностические среды, применение.

31. Бактериофаги, их распространение в природе, получение и применение на практике.

32. Понятие о стерилизации, пастеризации, дезинфекции, асептике, антисептике.

33. Анаэробное и аэробное дегидрирование. Брожение. Виды брожений.

34. Микрофлора воздуха, методы микробиологического исследования воздуха.

35. Микрофлора воды, содержание микробов в воде различного происхождения, оценка воды: общее бактериальное загрязнение, коли-титр, коли-индекс.

36. Микробиология кормов (сена, сенажа, силоса) 37. Микробиологические процессы, протекающие при заготовке сена и методы оценки их качества, хранение и применение 38. Микробиологические процессы, протекающие при заготовке сенажа и методы оценки их качества, хранение и применение 39. Микробиологические процессы, протекающие при заготовке силоса и методы оценки их качества, хранение и применение 40. Микроорганизмы молока, молочных продуктов;

41. Микроорганизмы мяса и мясных продуктов 42. Микроорганизмы яиц.

43. Причины, вызывающие загрязнение продуктов животноводства и их устранение 44. Микрофлора рубца и ее роль в пищеварении.

45. Микрофлора организма животных, кожного и волосяного покрова 46. Микрофлора вымени и мочеполовых органов 47. Микрофлора конъюнктивы глаза и дыхательных путей 48. Микоплазмы, актиномицеты, риккетсии, их морфологические особенности, основные свойства, и роль в патологии животных и человека.

49..Понятие о единице и спектре действия антибиотиков. Классификация антибиотиков.

50. Принципы применения антибиотиков 51. Материальные основы наследственности, генетический код, геном клетки, генотип и фенотип микроорганизмов.

52. Изменчивость микроорганизмов, мутации у микроорганизмов. Направленная изменчивость микроорганизмов и ее практическое значение.

53. Антигенное строение микробов.

54. Генетические рекомбинации микроорганизмов (трансформация, трансдукция, конъюгация). Хромосомные и внехромосомные детерминанты (плазмиды).

55. Направленная изменчивость микроорганизмов и ее практическое применение, генная инженерия 56. Выявлении факторов патогенности микробов (плазмокоагулазы, гиалуронидазы, гемолизина, фибринолизина, лецитиназы, ДНК-азы.

57. Определение понятий "инфекция", "инфекционный процесс", "инфекционная болезнь", формы течения и ее проявления.

58. Определение понятия "инфекция", классификация инфекций.

59. Роль микроорганизма, макроорганизма и условий внешней среды в возникновении инфекции.

60. Формы проявления, течения инфекционных болезней. Периоды развития инфекционной болезни.

61. Понятие о патогенности и вирулентности микроорганизмов. Критерии оценки вирулентности микробов.

62. Понятие о бактериемии, септицемии, пиемии, токсемии, септикопиемии.

63. Ворота инфекции и механизм передачи 64. Распространение патогенных микробов в организме животных и пути выделения 65. Клонально-селекционная теория иммунитета Ф. Бернета и ее роль в развитии иммунитета 66. Специфическая профилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний.

67. Учение об иммунитете и значение работ Мечникова и Эрлиха в этом вопросе.

68. Естественная резистентность организма. Неспецифические факторы защиты (иммунитета).

69. Барьерно-фиксирующая роль лимфатических узлов.

70. Виды специфического иммунитета: естественный, видовой, внутривидовой, приобретенный. Искусственный, активный, пассивный иммунитет.

В-лимфоцитов. Формы иммунореагирования.

72. Клеточные факторы неспецифической защиты животного организма.

73. Гуморальные факторы неспецифической защиты животного организма 74. Современная классификация и характеристика основных классов иммуноглобулинов и антигенов 75. Бактерицидная и лизоцимная активность сыворотки крови 76. Виды иммунитета (стерильный и нестерильный иммунитет) 77. Иммунный ответ важнейшее свойство иммунной системы 78. Иммунологическая толерпнтность 79. Гиперчувствительность замедленного типа 80. Адъюванты, иммуностимуляторы 81. Определения понятия "антитела" и "антигены".

82. Иммунопатологии и иммунодефициты 83. Принципы изготовления иммунных сывороток и вакцин, контроль.

84. Диагностикумы для аллергических и серологических исследований.

85. Диагностические антигены и аллергены, характеристика, изготовление, контроль, применение.

86. Вакцины живые, инактивированные, анатоксинвакцины, химические вакцины, анавакцины, генноинженерные вакцины, адъюванты. Характеристика, применение.

87. Постановка, компоненты, сущность реакции нейтрализации, применение.

88. Постановка, компоненты, сущность реакции иммунофлуоресцирующих антител, виды реакций, применение.

89. Постановка, компоненты, сущность реакции связывания комплемента, виды, применение.

90. Постановка, компоненты, сущность реакций преципитации (РП), кольцепреципитации (РКП), диффузионной преципитации (РДП). применение.

1. Стафилококки история открытия, современная классификация и роль в патологии животных и человека 2. Морфологические и биологические свойства стафилококков 3. Схема лабораторной диагностики стафилококкозов. Иммунитет и биопрепараты 4. Стрептококки история открытия, современная классификация и роль в патологии животных и человека 5. Морфологические и биологические свойства стрептококков 6. Схема лабораторной диагностики стрептококкозов. Иммунитет и биопрепараты.

7. Общая характеристика колибактерий, распространение в природе, современная классификация и роль в патологии животных и человека.

8. Морфологические и биологические свойства колибактерий.

9. Схема лабораторной диагностики колибактериоза. Иммунитет и биопрепараты 10. Сальмонеллы, история открытия, классификация и роль в патологии животных и человека.

11. Морфологические и биологические свойства сальмонелл.

12. Схема лабораторной диагностики сальмонеллеза. Иммунитет и биопрепараты.

13. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя рожи свиней.

14. Морфологические и биологические свойства возбудителя рожи свиней.

15. Схема лабораторной диагностики возбудителя рожи свиней. Иммунитет и биопрепараты.

16. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя листериоза.

17. Морфологические и биологические свойства возбудителя листериоза.

18. Схема лабораторной диагностики возбудителя листериоза. Иммунитет и биопрепараты.

19. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя пастереллза 20. Морфологические и биологические свойства возбудителя пастереллза 21. Схема лабораторной диагностики возбудителя пастереллза. Иммунитет и биопрепараты 22. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя гемофилезного полисерозита.

23. Морфологические и биологические свойства возбудителя гемофилезного полисерозита.

24. Схема лабораторной диагностики возбудителя гемофилезного полисерозита. Иммунитет и биопрепараты 25. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя сибирской язвы 26. Морфологические и биологические свойства возбудителя сибирской язвы 27. Схема лабораторной диагностики возбудителя сибирской язвы. Иммунитет и биопрепараты 28. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя бруцеллеза.

29. Морфологические и биологические свойства возбудителя бруцеллеза.

30. Схема лабораторной диагностики возбудителя бруцеллеза. Иммунитет и биопрепараты 31. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя туляремии.

32. Морфологические и биологические свойства возбудителя туляремии.

33. Схема лабораторной диагностики возбудителя туляремии. Иммунитет и биопрепараты 34. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя лептоспироза.

35. Морфологические и биологические свойства возбудителя лептоспироза.

36. Схема лабораторной диагностики возбудителя лептоспироза. Иммунитет и биопрепараты 37. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя кампилобактериоза.

38. Морфологические и биологические свойства возбудителя кампилобактериоза.

39. Схема лабораторной диагностики возбудителя кампилобактериоза. Иммунитет и биопрепараты.

40. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя дизентерии свиней.

41. Морфологические и биологические свойства возбудителя дизентерии свиней.

42. Схема лабораторной диагностики возбудителя дизентерии свиней. Иммунитет и биопрепараты.

43. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя дизентерии свиней.

44. Морфологические и биологические свойства возбудителя дизентерии свиней.

45. Схема лабораторной диагностики возбудителя дизентерии свиней. Иммунитет и биопрепараты.

46. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя туберкулза.

47. Морфологические и биологические свойства возбудителя туберкулза.

48. Схема лабораторной диагностики возбудителя туберкулза. Иммунитет и биопрепараты.

49. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя паратуберкулза.

50. Морфологические и биологические свойства возбудителя паратуберкулза.

51. Схема лабораторной диагностики возбудителя паратуберкулза. Иммунитет и биопрепараты.

52. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя столбняка.

53. Морфологические и биологические свойства возбудителя столбняка.

54. Схема лабораторной диагностики возбудителя столбняка. Иммунитет и биопрепараты.

55. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя ботулизма.

56. Морфологические и биологические свойства возбудителя ботулизма.

57. Схема лабораторной диагностики возбудителя ботулизма. Иммунитет и биопрепараты.

58. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя эмфизематозного карбункула.

59. Морфологические и биологические свойства возбудителя эмфизематозного карбункула.

60. Схема лабораторной диагностики возбудителя эмфизематозного карбункула. Иммунитет и биопрепараты.

61. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя злокачественного отека.

62. Морфологические и биологические свойства возбудителя злокачественного отека.

63. Схема лабораторной диагностики возбудителя злокачественного отека. Иммунитет и биопрепараты.

64. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя брадзота.

65. Морфологические и биологические свойства возбудителя брадзота.

66. Схема лабораторной диагностики возбудителя брадзота. Иммунитет и биопрепараты.

67. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя энтеротоксемии овец.

68. Морфологические и биологические свойства возбудителя энтеротоксемии овец.

69. Схема лабораторной диагностики возбудителя энтеротоксемии овец. Иммунитет и биопрепараты.

70. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителя некробактериоза.

71. Морфологические и биологические свойства возбудителя некробактериоза.

72. Схема лабораторной диагностики возбудителя некробактериоза. Иммунитет и биопрепараты.

73. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителей микоплазм.

74. Морфологические и биологические свойства возбудителя плевропневмонии крупного рогатого скота.

75. Схема лабораторной диагностики плевропневмонии крупного рогатого скота. Иммунитет и биопрепараты.

76. Морфологические и биологические свойства возбудителя инфекционной плевропневмонии овец.

77. Схема лабораторной диагностики инфекционной плевропневмонии овец. Иммунитет и биопрепараты.

78. Морфологические и биологические свойства возбудителя инфекционной агалактии 79. Схема лабораторной диагностики инфекционной агалактии овец и коз. Иммунитет и биопрепараты.

80. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителей риккетсиозов.

81. Морфологические и биологические свойства возбудителя Ку-риккетсиоза (Кулихордка).

82. Схема лабораторной диагностики возбудителя Ку-риккетсиоза (Ку-лихордка). Иммунитет и биопрепараты.

83. Морфологические и биологические свойства возбудителей эрлихиоза собак и жвачных животных.

84. История открытия, классификация и роль в патологии животных и человека возбудителей хламидиозов.

85. Морфологические и биологические свойства возбудителя хламидиозов.

86. Схема лабораторной диагностики возбудителя хламидиозов – хламидиоз птиц.

87. Возбудители трихофитии и микроспории, характеристика, диагностика 88. Возбудитель эпизоотического лимфангита, характеристика, диагностика 89. Возбудители аспергиллза, пенициллиомикоза, мукормикозов, кандидамикоза, кокцидиоидомикоза.

90. Возбудитель стахиботриотоксикоза, характеристика, диагностика.

4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.1 Основная, дополнительная и нормативная литература 1. Ветеринарная микробиология иммунология: Учебник / Под ред. проф.

Н. А. Радчука. - М.: Агропромиздат, 1991.

2. Костенко Т. С, Скаршевская Е. И, Гительсон С.С. Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии: Учеб. Пособ. - М.: Агропромиздат, 1989.

3. Практикум по ветеринарной микробиологии и иммунологии. / Т. С. Костенко, В. Б. Родионова, Д. И. Скородумов – М.: Колос, 2001.

Дополнительная:

1. Антонов Б.И, Борисова В.В, Волкова П.М. и др. Лабораторные исследования в ветеринарии. Справочник. - М.: Агропромиздат, 1986.

2. Клиническая иммунология: Учебник /Под ред. А.В. Караулова. – М.: МИА, 1999.

3. Петров Р. В. Иммунология М. Медиздат. 1987.

4. Озидзе Д.Ф. Ветеринарные биопрепараты. М. «Колос» 1981.

5. Ройт А., Бростофф Дж., Мейл Д. Иммунология (перевод с англ.). – М.: Мир, 2000.

6. Клиническая иммунология: Руководство для врачей. /Под ред. Е.И. Соколова. – Медицина,1998.

7. Колычев Н. И. Ветеринарная микробиология и иммунология. Омск 1996.

8. Сидоров М.И., Скородумов Д.И., Федотов В.Б. Определитель зоопатогенных микроорганизмов. – М.: Колос, 1995.

9. Шевченко А.А., Шевченко Л.В. Микробиология и иммунология. Учебник. Краснодар, 2002.

10. Шевченко А.А., Шевченко Л.В., Ляпкало Я.М. Лабораторная диагностика инфекционных болезней животных. Краснодар. 2002.

11. Сибирская язва в Краснодарском крае (рекомендации) /Под ред. В.Н. Шевкопляс, Краснодар, 2002.

12. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Болезни кроликов. Учебное пособие. Краснодар, 2002.

13. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Классификация возбудителей бактериозов сельскохозяйственных животных. Методические рекомендации. Краснодар, 2003.

14. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Ветеринарная микробиология и иммунология, методические указания (по изучению дисциплины и задания для контрольных работ студентам заочного обучения факультета ветеринарной медицины). Краснодар, 2003.

15. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Пищевые токсикоинфекции и токсикозы.

Учебное пособие. – Краснодар, 2006.

16. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Salmonella и Рroteus / Н. Н. Гугушвили, А. А. Шевченко, А. И. Двадненко // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. – 33 с. 50 экз.

17. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Staphylococcus и Streptococcus / Н. Н. Гугушвили, А. А. Шевченко, Т.А. Инюкина, Л. А. Коростылева // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. –34 с. 50 экз.

18. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Escherichia / Н. Н. Гугушвили, А. А. Шевченко, Т.А. Инюкина, Л. А. Коростылева // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. – 23 с.

50 экз.

19 Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Erysipelothrix и Listeria / Н. Н. Гугушвили, А.А. Шевченко,Т.А. Инюкина,Л.А. Коростылева, В. М. Гугушвили, Е.

А. Горпинченко, Д. М. Зеркалев, А. Р. Литвинова // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. – 28 с.

50 экз.

20. Гугушвили Н. Н. Программа и методические указания по учебной практике по специальности 110501.65 – «Ветеринарно-санитарная экспертиза» квалификация – Ветеринарно-санитарный врач / А. А. Лысенко, А. А. Шевченко, Н. Н. Гугушвили // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. –27 с. 50 экз.

21. Гугушвили Н. Н. Водообеспечение плавательных бассейнов / Н. Г. Гайдукова, Н. Н. Гугушвили, И. В. Шабанова // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. – 137 с. 25 экз.

22. Гугушвили Н. Н. Возбудитель сибирской язвы / Н. Н. Гугушвили, А. А. Лысенко, А. А. Шевченко, И. М. Беретарь, Т. А. Инюкина, Л. А. Коростелева, А. Р. Литвинова, В. М. Гугушвили, Е. А. Горпинченко, Д. Ю. Зеркалев, В. В. Сиренко // Краснодар: КубГАУ, 2011. – 36 с.

23. Гугушвили Н. Н. Патогенные спириллы и спирохеты Н. Н. Гугушвили, А. А.

Лысенко, А. А. Шевченко, Т. А. Инюкина, И. М. Беретарь, Л. А. Коростелева, А. Р. Литвинова, В. М. Гугушвили, Е. А. Горпинченко, В. В. Сиренко, Д. Ю. Зеркалев, Т. И. Пашник, И. В. Сердюченко // Краснодар: КубГАУ, 2011. – 34 с.

24. Гугушвили Н. Н. Возбудители родов Rickettsia и Chlamydia / Н. Н. Гугушвили, А. А. Лысенко, А. А. Шевченко, Т. А. Инюкина, И. М. Беретарь, Л. А. Коростелева, А. Р. Литвинова, В. М. Гугушвили, Е. А. Горпинченко, В. В. Сиренко, Д. Ю. Зеркалев // Краснодар: КубГАУ, 2011. – 29 с.

25. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Mycobacterium / Н. Н. Гугушвили, А. А.

Лысенко, А. А. Шевченко, Т. А. Инюкина, И. М. Беретарь, Ю. А. Макаров Л. А. Коростелева, А. Р. Литвинова, В. М. Гугушвили, Е. А. Горпинченко, В. В. Сиренко, Д. Ю. Зеркалев // Краснодар: КубГАУ, 2011. – 31 с.

1. Санитарно-микробиологический анализ питьевой воды. Методические указания МУК 4.2.1018- 2. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация внутреннего контроля. Качества санитарно-микробиологических исследований воды. Методические указания МУ 2.1.4.1057-01.

3. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1331- 4. Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Санитарномикробиологический и санитарно-паразитологический анализ воды поверхностных водных объектов. Методические указания. МУК 4.2.1884-04.

5. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.1188-03.

6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР. Охрана природы почвы ГОСТ Методы отбора и подготовки проб для химического, 17.4.4.02-84 бактериологического, гельминтологического анализа.

7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1287-03.

8. Руководство Министерства здравоохранения Российской Федерации Р 3.1.683- "Использование ультрафиолетового излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях". М., 1998.

Программное обеспечение и Интернет ресурсы 1. Тесты для контроля знаний и обучения по общей и частной микробиологии.

2. Мультимедийные разработки по курсу лекций и лабораторных занятий по дисциплине «Ветеринарная микробиология и микология»

3. Обучающая программа бактериальные, вирусные и грибковые болезни животных (рисунки) 4. Обучающая программа «Термины и определения» для студентов факультета ветеринарной медицины.

г) база данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. wikipedia.org/wiki – Википедия – поисковая система.

2. Meduniver.com – медицинский информационный сайт.

3. www.gamaleya.ru – ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи.

4. www.gabrich.com – Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени Г.Н. Габричевского.

5. pasteur-nii.spb.ru – эпидемиологии и микробиологии имени Пастера 6. www.medmicrob.ru – база данных по общей микробиологии.

7. biomicro.ru – проблемы современной микробиологии.

8. micro-biology.ru – ресурс о микробиологии для студентов.

9. www.medliter.ru – электронная медицинская библиотека.

10. www.4medic.ru – информационный портал для врачей и студентов.

11. microbiologu.ru – поисковая система по микробиологии.

12. smikro.ru – поисковая система по санитарной микробиологии.

4.2 Перечень учебно-методической документации по дисциплине 1. Шевченко А.А., Шевченко Л.В. Микробиология и иммунология. Учебник. Краснодар, 2002.

2. Шевченко А.А., Шевченко Л.В., Ляпкало Я.М. Лабораторная диагностика инфекционных болезней животных. Краснодар. 2002.

3. Сибирская язва в Краснодарском крае (рекомендации) /Под ред. В.Н. Шевкопляс, Краснодар, 2002.

4. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Болезни кроликов. Учебное пособие. Краснодар, 2002.

5. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Классификация возбудителей бактериозов сельскохозяйственных животных. Методические рекомендации. Краснодар, 2003.

6. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Ветеринарная микробиология и иммунология, методические указания (по изучению дисциплины и задания для контрольных работ студентам заочного обучения факультета ветеринарной медицины). Краснодар, 2003.

7. Шевченко А. А., Шевченко Л. В. Нутрии (биологические особенности, содержание, разведение, болезни и лечение). М.: Аквариум, 2004.

8. Шевченко Л.В., Шевченко А.А., Зеркалев Д.Ю. Рекомендации по лабораторной диагностике вирусной геморрагической болезни кроликов. Краснодар: КГАУ, 2003.

9. Шевченко Л.В., Шевченко А.А., Зеркалев Д.Ю. Рекомендации по профилактике и ликвидации вирусной геморрагической болезни кроликов в Краснодарском крае. Краснодар. ГУ Краснодарского края «Типография», 2004.

10. Шевченко Л.В., Шевченко А.А., Зеркалев Д.Ю., Горнастаев Э.А. Рекомендации по профилактике и ликвидации колибактериоза нутрий в Краснодарском крае. Краснодар, 2004.

11. Гугушвили Н.Н. «Иммунологические методы исследования в ветеринарии» Утвержденные МСХРФ Департаментом ветеринарии №13-7-2/2128 г. Москва 2001. – 95 с.

12. Гугушвили Н.Н., Радуль Н.П., Шевкопляс В.Н. «Гистохимия иммунокомпетентных органов и цитохимический анализ крови» Утвержденные МСХРФ Департаментом ветеринарии №13-7-2/2127 г. Москва 2001. – 90 с.

13. Гугушвили Н.Н., Инюкина Т.А., Антипов В.А. Совершенствование методов определения связанных и свободных аминокислот, летучих органических компонентов в продуктах убоя животных при тканевых гельминтозах. Утвержд. Россельхозакадемии «Инвазионные болезни животных» прот. №3 от 25.09.2009 г. //Краснодар. «ЭДВИ». 2009.

– 31с.

14. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Salmonella и Рroteus / Н. Н. Гугушвили, А. А. Шевченко, А. И. Двадненко // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. – 33 с.

15. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Staphylococcus и Streptococcus / Н. Н. Гугушвили, А. А. Шевченко, Т.А. Инюкина, Л. А. Коростылева // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. –34 с.

16. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Escherichia / Н. Н. Гугушвили, А. А. Шевченко, Т.А. Инюкина, Л. А. Коростылева // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. – 23 с.

17. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Erysipelothrix и Listeria / Н. Н. Гугушвили, А.А. Шевченко,Т.А. Инюкина,Л.А. Коростылева, В. М. Гугушвили, Е.

18. Гугушвили Н. Н. Программа и методические указания по учебной практике по специальности 110501.65 – «Ветеринарно-санитарная экспертиза» квалификация – Ветеринарно-санитарный врач / А. А. Лысенко, А. А. Шевченко, Н. Н. Гугушвили // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. –27 с.

19. Гугушвили Н. Н. Водообеспечение плавательных бассейнов / Н. Г. Гайдукова, Н. Н. Гугушвили, И. В. Шабанова // Краснодар: Куб ГАУ, 2011. – 137 с.

20. Гугушвили Н. Н. Возбудитель сибирской язвы / Н. Н. Гугушвили, А. А. Лысенко, А. А. Шевченко, И. М. Беретарь, Т. А. Инюкина, Л. А. Коростелева, А. Р. Литвинова, В. М. Гугушвили, Е. А. Горпинченко, Д. Ю. Зеркалев, В. В. Сиренко // Краснодар: КубГАУ, 2011. – 36 с.

21. Гугушвили Н. Н. Патогенные спириллы и спирохеты Н. Н. Гугушвили, А. А.

22. Гугушвили Н. Н. Возбудители родов Rickettsia и Chlamydia / Н. Н. Гугушвили, А. А. Лысенко, А. А. Шевченко, Т. А. Инюкина, И. М. Беретарь, Л. А. Коростелева, А. Р. Литвинова, В. М. Гугушвили, Е. А. Горпинченко, В. В. Сиренко, Д. Ю. Зеркалев // Краснодар: КубГАУ, 2011. – 29 с.

23. Гугушвили Н. Н. Возбудители рода Mycobacterium / Н. Н. Гугушвили, А. А.

Программное обеспечение:

1. Тесты для контроля знаний и обучения по общей и частной микробиологии.

2. Мультимедийные разработки по курсу лекций и лабораторных занятий по дисциплине «Ветеринарная микробиология и иммунология»

Технические средства обучения: наглядные пособия (муляжи, стенды, плакаты, схемы), диафильмы, электрические стенды, видиофильмы.

Видеофильмы:

1. Иммунная система 2. Внутренняя жизнь клеток 3. Процессы фагоцитоза 4. Функции крови, выработка антител 5. Заболевания иммунной системы 6. Вирус гепатита С 7. Иммунодепрессивные реакции при курении и наркозависимости 8. Бактериофаги 9. Антибиотики – панацея или убийца 11. Яды и отравители Патенты на изобретение используемые в учебном процессе, 1. Гугушвили Н. Н. Способ получения преципитирующих сывороток для определения видовой принадлежности мяса домашних и диких животных / Н. Н. Гугушвили, Б. С.

Сенченко // Пат. 2145503 Российская Федерация, МПК 7 А 61 К 39/395/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. –№97121627/13; заявл. 24.12.1997;опубл. 20.02.2000, Бюл. № 5 – С. 316.

2. Гугушвили Н. Н. Способ определения видовой принадлежности мяса домашних и диких птиц / Н. Н. Гугушвили, Н. Н.Урусов, Б. С. Сенченко, Ю. Б. Шпанько, В. Ю. Герасимова // Пат. 21178169 Российская Федерация, МПК 7 G 01 N 33/12/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2000107592/13; заявл. 28.03.2000; опубл.. 10.01.2002, Бюл. № 1 – С. 338.

3. Гугушвили Н. Н. Способ определения дифференцировки Т-, В-,NK-лимфоцитов в мазках крови животных и птиц / Н. Н. Гугушвили, Н. П. Радуль, О. В. Супрунов, Б. С. Сенченко, А. Л. Кулакова // Пат. 2192638 Российская Федерация, МПК 7 G 01 N 33/48/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет.

– №2000100536/13; заявл. 10.01.2000, опубл. 10.11.2002, Бюл. №31 – С. 506.

4. Гугушвили Н. Н. Способ определения активности кислой фосфатазы в мазках крови / Н. Н. Гугушвили // Пат. 2196987 Российская Федерация, МПК 7 G 01 N 33/48, С Q 1/42/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2000109910/13; заявл. 17.04.2000, опубл. 20.01.2003, Бюл. №2 – С. 495.

5. Гугушвили Н. Н. Способ профилактики иммунодефицита у коров в сухостойный и послеродовой периоды / Н. Н. Гугушвили, Н. П.Радуль, Н. Н.Урусов, В. Н. Шевкопляс // Пат. 2182826 Российская Федерация, МПК 7 А 61 K 33/38, 35/78, заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. –№2000102191/13; заявл.

26.01.2000, опубл. 27.05.2002, Бюл. №15 – С. 209.

6. Гугушвили Н. Н. Способ цитохимического определения активности миелопероксидазы в мазках крови животных / Н. Н. Гугушвили, Н. П. Радуль // Пат. 2196509 Российская Федерация, МПК 7 А 61 В 5/145, С 12 Q 1/28, G 01 N 33/49/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2000109984/13; заявл.

18.04.2000, опубл. 20.01.2003, Бюл. №2 – С. 344.

7. Гугушвили Н. Н. Способ выявления пероксидазы в иммунокомпетентных органах животных / Н. Н. Гугушвили, Н. П. Радуль, В. Н. Шевкопляс // Пат. 2198403 Российская Федерация, МПК 7 G 01 N 33/50, С 12 Q 1/28/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2000121829/13; заявл. 15.08.2000, опубл. 10.02.2003, Бюл. №4 – С. 475.

8. Гугушвили Н. Н. Способ выявления щелочной фосфатазы в иммунокомпетентных органах животного / Н. Н. Гугушвили, Н. П. Радуль // Пат. 2198404 Российская Федерация, МПК 7 G 01 N 33/50, С 12 Q 1/42/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2000121833/13; заявл. 15.08.2000, опубл.

10.02.2003, Бюл. №4 – С. 475–476.

9. Гугушвили Н. Н. Способ определения активности щелочной фосфатазы в мазках крови крупного рогатого скота и птиц / Н. Н. Гугушвили // Пат. 2212843 Российская Федерация, МПК 7 А 61 В 5/145, G 01 N 33/49/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2000109913/13; заявл. 17.04.2000, опубл.

27.09.2003, Бюл. №27. – С. 393.

10. Гугушвили Н. Н. Способ определения питательной ценности мяса животного / Н. Н. Гугушвили, М. В. Мирцхулава, А. Ф. Инюкин, Т. А. Инюкина, А. А. Инюкина, С.

А. Инюкина // Пат. 2243723 Российская Федерация, МПК А 61 В 5/145//G 01 N 33/02/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2003112545/13; заявл. 28.04.2003, опубл. 10.01.2005, Бюл. №1(III ч.). – С. 602.

11. Гугушвили Н. Н. Способ определения активности щелочной фосфатазы в мазках гемолимфы у пчел / Н. Н. Гугушвили, М. В. Мирцхулава, Н. Н. Курзин, В. И. Терехов, В. Н. Шевкопляс, Н. В. Когденко, А. В. Скориков // Пат. 2253679 Российская Федерация, МПК С 12 Q 1/42, G 01 N 33/50/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2003113042/13; заявл. 05.05.2003, опубл. 10.06.2005, Бюл.

№16 (IV ч.). – С. 1163.

12. Гугушвили Н. Н. Способ определения активности кислой фосфатазы в мазках гемолимфы у пчел / Н. Н. Гугушвили, М. В. Мирцхулава, С. А. Плотников, Н. П. Радуль, К. Б. Шахбалаев, М. Р. Киракосян // Пат. 2256919 Российская Федерация, МПК G 01 N 33/50, С 12 Q 1/42/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2003113043/13; заявл. 05.05.2003, опубл. 20.07.2005, Бюл. №20 (III ч.). – С. 630.

13. Гугушвили Н. Н. Способ определения активности щелочной фосфатазы в гомогенате из органов и тканей у пчел / Н. Н. Гугушвили, М. В. Мирцхулава // Пат. Российская Федерация, МПК С 12 Q 1/42, G 01 N 33/50/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2003113041/13; заявл. 05.05.2003, опубл. 20.07.2005, Бюл. №20 (III ч.). – С. 566.

14. Гугушвили Н. Н. Способ определения активности кислой фосфатазы гомогената из органов и тканей у пчел / Н. Н. Гугушвили, М. В. Мирцхулава, А. Ю. Шантыз, Г. С.

Шантыз // Пат. 2256918 Российская Федерация, МПК G 01 N 33/50, С 12 Q 1/42/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2003113040/13; заявл. 05.05.2003, опубл. 20.07.2005, Бюл. №20 (III ч.). – С. 630.

15. Гугушвили Н. Н. Способ определения гликогена в экстракте из органов и тканей пчел / Н. Н. Гугушвили, М. В. Мирцхулава, А. Л. Кулакова, Ю. И. Власенко, С. С.

Дегтярева, Н. И. Бандурова // Пат. 2256320 Российская Федерация, МПК А 01 K 67/00, G 01 N 33/52/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2003112547/13; заявл. 28.04.2003, опубл. 20.07.2005, Бюл. №20 (III ч.). – С. 436– 437.

16. Гугушвили Н. Н. Устройство для массажа вымени животных / Н. Н. Гугушвили, Н. Н. Курзин, И. А. Потапенко, А. Л. Кулакова, М. В. Назаров, А. С. Чесовской, Д. Н. Курзин // Пат. 2299559 Российская Федерация, МПК А 01 J 7/00 А 01 J 7/04/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. - №2004134316/12;

заявл. 24.11.2004, опубл. 27.05.2007, Бюл. № 15 (I ч.). – С. 207.

17. Гугушвили Н. Н. Способ профилактики иммунодефицита у новорожденных телят / Н. Н. Гугушвили, И. А. Доми, Д. Н. Курзин, В. Н. Шевкопляс // Пат. 2349332 Российская Федерация, МПК А 61 К 36/00 А 61 К 33/38/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. - №2007106671/13; заявл. 21.02.2007, опубл. 20.03.2009, Бюл. №8.

18. Гугушвили Н. Н. Способ оценки качества продуктов убоя животных / Н. Н. Гугушвили, К. В. Синецкий, Т. А. Инюкина, Н. В. Когденко, Е. А. Горпиченко, Д.

М. Субачев, В.М. Гугушвили, А. О. Малахова // Пат. 2402763 Российская Федерация, МПК G 01 N 33/02/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2009107674/13; заявл. 03.03.2009, опубл. 27.10.2010, Бюл. №30.

19. Гугушвили Н. Н. Способ оценки качества рыб, зараженных гельминтами / Н. Н. Гугушвили, М. Е. Дубинина, К. В. Синецкий, Т. А. Инюкина, Е. А. Горпиченко, Н.

В. Когденко, Г. Г. Силина, В. М. Гугушвили // Пат. 2403565 Российская Федерация, МПК G 01 N 33/02/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. –№2009107677/13; заявл. 03.03.2009, опубл. 10.11.2010, Бюл. №31.

20. Гугушвили Н. Н. Способ определения питательной ценности рыб, зараженных гельминтами / Н. Н. Гугушвили, М. Е. Дубинина, К. В. Синецкий, Т. А. Инюкина, Е. А.

Горпиченко, Н. В. Когденко, Ю.Ф. Якуба, В. М. Гугушвили // Пат. 2403551 Российская Федерация, МПК G 01 N 3/12/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2009107671/13; заявл. 03.03.2009, опубл. 10.11.2010, Бюл. №31.

21. Гугушвили Н. Н. Способ оценки качества продуктов убоя животных / Н. Н. Гугушвили, К.В. Синецкий, Т. А. Инюкина, Е. А. Горпиченко, Д. М. Субачев, Н. В.

Когденко, В. М. Гугушвили // Пат. 2392618 Российская Федерация, МПК G 01 N 33/12/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2009107664/13; заявл. 03.03.2009, опубл. 20.06.2010, Бюл. №17.

22. Гугушвили Н. Н. Способ оценки качества продуктов убоя животных / Н. Н. Гугушвили, К.В. Синецкий, Т. А. Инюкина, Е. А. Горпиченко, Д. М. Субачев, Н. В.

Когденко, В. М. Гугушвили // Пат. 2416093 Российская Федерация, МПК G 01 N 33/02/ заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет. – №2009107672/15; заявл. 03.03.2009, опубл. 10.04.2011, Бюл. №10.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины Микробиологическая аудитория №312, площадью 72 м, рассчитана на ведение занятий по группам численностью по 28 человек.

В аудитории 15 лабораторных столов, рабочий бокс, термостат, три лабораторных шкафа с посудой и демонстрационными биопрепаратами, три электрических стенда, 4 настенных плаката, 1 настенный стенд с рекомендациями, световые микроскопы, плашки для постановки серологических реакций, насос Камовского, анаэростат, пипетки Флоринского (10 шт.), трибуна, настенная доска, настенный экран для показа диафильмов, подставка с плакатами и схемами (2 шт); термостат, бытовые холодильники (4 шт.), лабораторная посуда (набор различной лабораторной посуды), лабораторные шкафы (4 шт), водяная баня, центрифуга, люминесцентный микроскоп, световые микроскопы (56 шт.), плашки для постановки серологических реакций (10 шт.), магнитная мешалка, лабораторные боксы (2 шт), ультрафиолетовые лампы (2 шт), гомогенизатор, оборудование и краски для окраски микроорганизмов (генцианвиолет, раствор Люголя, фуксин основной, метиленовая синь, бриллиантовая зелень) (15 комплектов), формалин. Наглядные пособия (муляжи 10 шт.), стенды (5 шт), плакаты, схемы разные (120 шт).

Микробиологическая аудитория №314, площадью 72 м, рассчитана на ведение занятий по группам численностью по 24 человек.

В аудитории 12 лабораторных столов, рабочий бокс, термостат, три лабораторных шкафа с посудой и демонстрационными биопрепаратами, три электрических стенда, 4 настенных плаката, 1 настенный стенд с рекомендациями, световые микроскопы, лабораторная посуда, лабораторные шкафы, оборудование и краски для окраски микроорганизмов (генцианвиолет, раствор Люголя, фуксин основной, метиленовая синь, бриллиантовая зелень) (12 комплектов), формалин. Наглядные пособия (2 шт), стенды (3 шт), плакаты, схемы (58 шт).

Научно-исследовательская лаборатория – площадью 65 м рассчитана на подгруппу: термостат, бытовой холодильник, набор различной лабораторной посуды, лабораторные шкафы, лабораторные столы, водяная баня, центрифуга, люминесцентный микроскоп.

Плакаты: систематика палочковид- Весы рычаж- Электростенд по Плакаты: систематика извитых бак- Весы рычаж- Электростенд по рованной водой; учебное пособие.

Плакаты: систематика спорообра- Весы рычаж- Электростенд по Термостат, микроанаэростат, авто- Весы рычаж- световые микроклав, холодильник, центрифуга, ные скопы «Биолам».

световые микроскопы, дистиллятор, Технические весы, потенциометр, водяная баня, керамические и асбестовые фильтры, аппарат для изготовления ватно-марлевых пробок, лабораторная посуда (чашки Петри, бактериологические и серологические пробирки, пластиковые планшеты, колбы, мерные цилиндры, пипетки, бактериологические петли, иглы, шприцы, пинцеты, ножницы, шпатели); учебное пособие.

Плакаты: систематика грибов, Весы рычаж- световые микрогрибные культуры, учебное посо- ные скопы «Биолам».

Плакаты: классификация питательных сред, сухие питательные среды (агар-агар, пептон, желатина), МПА, МПБ, Эндо; чашки Петри, учебное пособие.

Плакаты: методы выделения чистой Весы рычаж- световые микрокультуры, методы культивирования ные скопы «Биолам»., Микробиологический анализ воздуха, учебное пособие.

Плакаты: методы определения чув- Весы рычаж- световые микроствительности микробов к антибио- ные скопы «Биолам».

тикам, классификация антибиотиков, учебное пособие.

Плакаты: определение биохимиче- Весы рычаж- световые микроских свойств микробов, учебное ные скопы «Биолам».

Плакаты и схемы приготовления Весы рычаж- световые микроразведений при определении ОМЧ ные скопы «Биолам».

воды, почвы, коли-титра, колииндекса; учебное пособие.

Плакаты и рисунки молочно- Весы рычаж- световые микрокислых микробов, показатели каче- ные скопы «Биолам».

ства молока, определение колититра, учебное пособие.

Плакаты и рисунки по определению Весы рычаж- световые микрофагоцитарной активности крови, ные скопы «Биолам».

учебное пособие.

Плакаты и рисунки по фиксации Весы рычаж- шприцы лабораторных животных и методам ные введения, учебное пособие Плакаты и рисунки по серологиче- Весы рычаж- световые микроским реакциям (РА, РП, РГА, РДП, ные скопы «Биолам».

РСК, МФА, Роз-бенгаловая проба), пластиковые плашки для реакций, учебное пособие.

Плакаты, рисунки и муляжи кокко- Весы рычаж- Электростенд по 1– Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей стафилококкозов, схема ные скопы «Биолам».

лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей стрептококкозов, схема ла- ные скопы «Биолам».

бораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей колибактериоза, схема ла- ные скопы «Биолам».

бораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей сальмонеллеза, схема ла- ные скопы «Биолам».

бораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей рожи свиней и листериоза, ные скопы «Биолам».

схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей пастереллеза, гемофилез- ные скопы «Биолам».

ного полисерозита и актинобациллезной пневмонии свиней, схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителя сибирской язвы схема лабо- ные скопы «Биолам».

раторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей бруцеллеза и туляремии, ные скопы «Биолам».

схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей лептоспироза, кампилобак- ные скопы «Биолам».

териоза и дизентерии свиней, сапа, схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей туберкулеза и паратубер- ные скопы «Биолам».

кулеза, схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей анаэробных инфекций ные скопы «Биолам».

(злокачественного отека, анаэробной дизентерии ягнят, брадзота, столбняка, ботулизма), схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие Плакаты, рисунки микробов возбу- Весы рычаж- световые микродителей микоплазмозов, риккетсио- ные скопы «Биолам».

зов и хламидиозов, схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов Весы рычаж- световые микроВозбудителей дерматофитозов ные скопы «Биолам».

(трихофитии, микроспории), схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

Плакаты, рисунки микробов возбу- световые микродителей микозов пенициллиомико- скопы «Биолам».

за, мукоромикоза, кандидомикоза, эпизоотического лимфангита, кокцидиокдомикоза).

Плакаты, рисунки микробов возбу- световые микродителей микотоксикозов (рубраток- скопы «Биолам».

сикозы, фузариотоксикозы, стахиботриотоксикоз, дендродохиотоксикоз, схема лабораторной диагностики, биопрепараты, учебное пособие.

ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протоколом заседания методиче- Декан факультета ветеринарной ской

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСИЙ ПЛАН

направления подготовки бакалавры 1. План лекций 1.1 Очная форма по дисциплине «Микробиология»

факультета ветеринарной медицины курс – 2, семестр – 3, недели лекции Темы раТема и основные тезисы лекции гии. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Классификация микроорганизмов по Л. Пастера, Р. Коха, И. Мечникова). Развитие отраслевых микробиологий: медицинской, сельскохозяйственной, технической, ветеринарной (работы:

номенклатура микроорганизмов.

Вид как таксономическая единица. Понятие о культуре, штамме, клоне, сероваре, изоляте микробов. Различные классификации микроорганизмов, классификация, Морфология и строение микро- Мультимедийная Принципы классификации микроорганизмов. Морфология и строение бактерий. Морфология бактерий и классификация их по внешним признакам: кокки, палочковидные, извитые. Строение бактерий: цитоплазма, ядерный аппарат, включения, оболочка, капсула, споры, жгутики. Морфология и строение актиномицетов, плесневых и несовершенных грибов, ОТПП), риккетсий. Краткие сведения о вирусах. Морфология, микроскопических грибов: мукоровые, пеницилловые, аспергиллиевые, фузариум, дерматомицеты, кладоспрориум, оидиум, дрожжи и дрожжеподобные грибы. Морфология и строение микоплазм, L-форм, риккетсий, вирусов.

окисления субстрата микробами.

Механизм и типы питания микроорганизмов. Углеродное питание (аутотрофы и гетеротрофы), азотное питание (протеолитические, дезаминирующие, нитритнонитратные, азотфиксирующие), потребность микробов в минеральных веществах, стимуляторы роста. Характеристика искусственных питательных сред. Дыхание микробов и классификация их по типу дыхания. Аэробное и анаэробное дегидрогенирование, микроорганизмов. Фазы развития Физиология микроорганизмов. Мультимедийная ферментах. Классификация ферментов по характеру и механизму состав микробов: количество воды и сухого вещества (белков, жиров, углеводов, процентное содержание органогенов, неорганических веществ). Характеристика микроорганизмов. Общее понятие о микробных ферментах. Современная классификация микробных ферментов на 6 групп: гидролазы, оксиредуктазы, трансферазы, лиазы, лигазы, изомеразы.

микроорганизмов в воде различного происхождения. Оценка качества воды, определение общего коли-индекса. Микрофлора организма животных (кожного, волосяного покрова, слизистых оболочек дыхательных путей и половых органов), микрофлора пищеварительного тракта, роль микрофлоры желудка в пищеварении. Микрофлора воздуха. Микрофлора Микроорганизмы как симбиотические партнеры: мутуализм, комменсализм, паразитизм, антагонизм. Гнотобиотические и СПФ-животные. Пробиотики ветеринарного назначения Роль микроорганизмов в превращении веществ в природе.

Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе (азотфиксация, аммонификация, денитрификация, нитрификация). Влияние физических факторов (температура, высушивание, механические микроорганизмы. Подразделение микробов по отношению к температуре (мезофильные, психрофильные, термофильные). Действие химических веществ на микроорганизмы. Метод лиофилизации микробов и его практическое Взаимоотношение в мире микробов. Антибиотики Понятие о стерилизации, дезинфекции, асептике, антисептике, пастеризации. Взаимоотношение в мире микробов (симбиоз, мутуализм, комменсализм, антагонизм, паразитизм). Продуценты антибиотиков, принципы их получения. Понятие о единице и на микробную клетку. Антибиотикорезистентность микробов и Учение об изменчивости и наследственности микроорганизмов.

клетки, генотипе, фенотипе. Современное учение о происхождении микроорганизмов. Наследственно закрепленные (генотипические) формы изменчивости: мутация (спонтанная, индуцированная), трансформация, трансдукция, конъюгация. Обратимые (фенотипические) формы изменчивости: диссоциация, модификация, бактерий: трансформация, трансдукция, конъюгация. Внехромосомная передача наследственных признаков (плазмиды), применение генной инженерии.

Сущность инфекции. Взаимоотношения между микро - и макроорганизмами (симбиоз, комменсализм, паразитизм). Сапрофиты и паразиты. Условия возникновения инфекций. Инфекционная болезнь. Критерии инфекционной болезни, отличающие ее от неинфекционных заболеваний. Стадии развития и клинического проявления инфекционной болезни: типичное, атипичное (абортивное, стертое, злокачественное), молниеносное, острое, подострое и токсемии. Свойства болезнетворных микробов (инфекционность, токсичность, агрессивность, патогенность, наличие капсул, ферментов). Вирулентность и факторы вирулентности. Токсины и их классификации. Методы ослабления и усиления вирулентности болезни, распространение возбудителя в организме и классификация инфекций. Основы Локализация микробоввозбудителей в организме и патогенез. Периоды в развитии инфекционных болезней, характерные черты инфекционных болезней. Виды инфекции. Бактерионосительство и бактериовыделение.

Условия возникновения инфекции. Источники инфекции. Входные "ворота" инфекции и условия Локализация микробоввозбудителей в организме животных. Патогенез. Бактериемия, септицемия, пиемия; септикопиемия, токсемия. Периоды развития инфекционных заболеваний животных. Виды инфекций (простая местная, параинфекция; секцифарная, естественная и искусственная, экзогенная и эндогенная, бессимптомные и атипичные инфекции, реинфекция, суперинфекция, рецидив). Бактерионосительство и бактериовыделение.

в иммунном ответе с участием антигенов комплекса гистосовместимости, фагоцитов, Т- и Влимфоцитов. Формы иммунного клеточных факторов, иммунологическая память, толерантность, аллергия. Феномены взаимодействия антиген-антитело.

Возбудители стафилококковых Мультимедийная таксономических групп. Патогенные кокки. Стафилококки. История открытия. Характеристика морфологических, культуральных, биохимических свойств.

выделения. Антигенная структура. Устойчивость. Лекарственная устойчивость. Отбор патматериала для исследования. Бактериологическая диагностика стафилококков. Особенности иммунитета.

Характеристика морфологических, культуральных, биохимических свойств. Возбудители мыта у стрептококковых инфекций у животных. Токсины, значение патогенных кокков как возбудителей заболеваний животных с появлением маститов, мыта, пневмонии, гнойных процессов. Бактериологическая диагностика стафилококков. Особенности иммунитета.

морфологических, культуральных, биохимических, патогенных классификация. Возбудители колибактериоза сельскохозяйственных животных, их свойства, методы лабораторной диагностики, Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, патогенные свойства возбудителей сальмонеллеза овец, лошадей, телят, поросят и птиц. Их устойчивость, антигенная структура. Методы лабораторной диагностики, технология приготовления и контроля биопрепаратов, Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, патогенные свойства указанных возбудителей, их устойчивость, антигенная структура. Методы лабораторной диагностики и рожи свиней и листериоза. Характеристика вакцин и сывороток, которые применяются при указанных заболеваниях, технология Возбудители пастереллеза, ге- Мультимедийная Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, патогенные свойства возбудителей пастереллеза, актинобациллеза, гемофилеза сельскохозяйственных животных и птиц, устойчивость, антигенная структура, изменчивость. Методы лабораторной диагностики при указанных заболеваниях. Технология История открытия. Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, патогенные свойства и различие возбудителя сибирской язвы и антракоидов. Лабораторные методы диагностики. Диагностика сибирской язвы. Исследования кожевенного и мехового сырья на сибирскую язву. Дифференциация История открытия. Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, патогенные свойства бруцелл и возбудителя туляремии, разновидность устойчивость, токсинообразование, антигенная структура бруцелл. Патогенез и иммунологические фазы при бруцеллезе. Бактериологическая, аллергическая, бруцеллезе. Характеристика вакцин и сывороток. Диагностика рохеты (возбудители лептоспироза, кампилобактериоза и дизентерии свиней) История открытия. Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, патогенные свойства возбудителей свиней и лептоспироза, их устойчивость, антигенная структура.

Методы диагностики кампилобактериоза, лептоспироза и дизентерии свиней. Иммунитет. Характеристика диагностических и лечебно-профилактических биопрепаратов, применяемых при указанных заболеваниях.

биохимические, патогенные свойства указанных микроорганизмов.

Методы лабораторной диагностики сапа и мелиоидоза. Биопрепараты - диагностикумы. Их приготовление, контроль и применение.

туберкулеза сельскохозяйственных животных и паратуберкулеза крупного рогатого скота. Морфологические, тинкториальные, патогенные свойства возбудителей туберкулеза, типы возбудителя туберкулеза, устойчивость, антигенная структура. Бактериологическая и аллергическая диагностика и характеристика диагностических и профилактических биопрепаратов. Дифференциальная диагностика туберкулеза и паратуберкулеза крупного рогатого скота. Меры борьбы с туберкулезом.

чумы и псевдотуберкулеза животных. Морфологические, культуральные, биохимические, патогенные свойства возбудителей также псевдотуберкулеза животных. Диагностика заболеваний и Общая характеристика возбудителей анаэробных инфекций, распространение в природе, роль в Возбудители столбняка, ботулизма, эмфизематозного карбункула, энтеротоксемии овец и некробактериоза. Морфологические и биологические свойства возбудителей. Схема лабораторной диагностики. Иммунитет и биопрепараты.

История открытия микоплазмозов. Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, свойства возбудителей перипневмонии крупного рогатого скота, инфекционной агалактии овец и коз, респираторного микоплазмоза птиц, инфекционного синусита индеек, их устойчивость, антигенная структура. Диагностика указанных заболеваний.

Технология изготовления биопрепаратов и методы контроля.

История открытия. Морфологические, культуральные, патогенные свойства возбудителей риккетсиозов: Ку-лихорадки, гидроперикардита жвачных, риккетсиозного хламидиозов, вызывающих поражение органов дыхания, мочеполовых органов, пищеварительного тракта. Методы лабораторной диагностикой, иммунитет, лечебные Возбудители трихофитии, микроспории, аспергиллеза, пенициллиомикоза, мукормикозов кандидамикоза, эпизоотического лимфангита, кокцидиоидомикоза.

Морфология, культуральные, токсические свойства возбудителей Афлатоксикозы, диагностика. Охратоксикозы, диагностика и меры профилактики. Пенициллотоксикозы, рубратоксикозы, фузариотоксикозы, стахиботриотоксикоз, 3 План лабораторных занятий Лекции: 1. Введение в курс микробиоло- Мультимедийные.

гии. Систематика и номенклатура микро- Лабораторная аппаорганизмов. Классификация микроорга- ратура.

2. Морфология и строение микроорганизмов ЛЗ 1. Микробиологическая лаборатория и ее задачи. Микроскоп и работа с ним. Техника безопасности в лаборатории. Методы исследований, применяемые в микробиологической практике 2. Морфология и строение микроорганизмов ЛЗ 2. Морфология шаровидных. Красители, используемые в микробиологии.

мов. Классификация микроорганизмов по 2. Морфология и строение микроорганизмов ЛЗ 3. Морфология палочковидных бактерий. Приготовление бакпрепаратов. Простой метод окраски.

ЛЗ 4. Сложные методы окраски: по Граму и Циль-Нильсену. Извитые формы бактерий. Окраска спорообразующих бактерий.

Определение подвижности бактерий гия микроорганизмов ЛЗ 5. Лабораторная аппаратура. Методы стерилизации различных материалов. Окраска капсул у бактерий.

Лекции: 2. Морфология и строение мик- Мультимедийные.

гия микроорганизмов ЛЗ 6. Морфология актиномицетов, грибов, дрожжей. Выявить внутриклеточные включения гликоген в препарате «раздавленная капля».

Лекции: 2. Морфология и строение мик- Мультимедийные.

ЛЗ 7. Приготовление питательных сред.

Методы культивирования микроорганизмов и аппаратура. Микробиологический анализ воздуха.

Лекции: 2. Морфология и строение мик- Мультимедийные.

гия микроорганизмов ЛЗ 8. Методы получения чистой микробной культуры. Культуральные свойства микроорганизмов. Учет результатов микробиологического анализа воздуха.

Лекция: 4. Физиология микроорганизмов. Мультимедийные.

Экология микроорганизмов Лабораторная аппаРоль микроорганизмов в превращении ратура, микробиоловеществ в природе. Влияние факторов гические препараты, внешней среды на микроорганизмы полный набор антиВзаимоотношение в мире микробов. Ан- биотиков тибиотики 6. Генетика микроорганизмов ЛЗ 9. Антибиотики. Методы определения антибиотикорезистентности бактерий.

Изучение биохимических свойств микробов и их чувствительность к антибиотикам Лекция 4: Физиология микроорганизмов. Мультимедийные.

Экология микроорганизмов Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 10. Санитарно-микробиологическое гические препараты исследование воды Лекция 4: Физиология микроорганизмов. Мультимедийные.

Экология микроорганизмов Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 11. Санитарно-микробиологическое гические препараты исследование почвы. Учет результатов исследования воды.

Тема 12: Тематическая аттестация Лекция 4: Физиология микроорганизмов. Мультимедийные.

Экология микроорганизмов Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 13. Санитарно-бактериологическое гические препараты исследование молока и молочных продуктов. Учет результатов исследования почвы Лекции: 6. Генетика микроорганизмов Мультимедийные.

7. Учение об инфекции. Возникновение Лабораторная аппаинфекционной болезни, распространение ратура, микробиоловозбудителя в организме и классификация гические препараты инфекций 8. Основы иммунологии и аллергологии Опсоно-фагоцитарная реакция крови (ОФР). Бактериофаги. Учет результатов исследования молока и молочных продуктов. Биологический метод исследования.

Определение патогенности и вирулентности микроорганизмов.

Лекции: 6. Генетика микроорганизмов Мультимедийные.

7. Учение об инфекции. Возникновение Лабораторная аппаинфекционной болезни, распространение ратура, микробиоловозбудителя в организме и классификация гические препараты инфекций 8. Основы иммунологии и аллергологии.

ЛЗ 15. Серологические реакции Ознакомиться с сущностью, компонентами, методами постановки реакции агглютинации (РА) и ее модификации (Розбенгаловая и др.).

Ознакомиться с сущностью, компонентами, методами постановки реакции гемагглютинации (РГА), реакции не прямой (пассивной гемагглютинации).

Ознакомиться с сущностью, компонентами, методами постановки реакции преципитации (РП) и ее модификации, реакции связывания комплемента (РСК).

Ознакомиться с сущностью, компонентами, методами постановки реакции иммунофлюоресценции (МФА) и ее модификации.

Тема 16: Тематическая аттестация Лекция 9–10. Возбудители стафилококко- Мультимедийные.

вых и стрептококковых инфекций Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 17. Возбудители стафилококкозов, гические препараты стрептококкозов Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 11–12: Возбудитель колибакте- Мультимедийные.

риоза и сальмонеллеза Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 18: Возбудители колибактериоза и гические препараты сальмонеллеза.

Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 13: Возбудители рожи свиней и Мультимедийные.

Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 13: Возбудители рожи свиней и Мультимедийные.

ал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 14–15: Возбудители пастереллеза, Мультимедийные.

гемофилезного полисерозита и актиноба- Лабораторная аппациллезной пневмонии свиней ратура, микробиологические препараты ЛЗ 21. Возбудители пастереллеза Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение..

Лекция 14–15: Возбудители пастереллеза, Мультимедийные.

гемофилезного полисерозита и актиноба- Лабораторная аппациллезной пневмонии свиней ратура, микробиологические препараты ЛЗ 22. Возбудители гемофилезного полисерозита Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 14–15: Возбудители пастереллеза, Мультимедийные.

гемофилезного полисерозита и актиноба- Лабораторная аппациллезной пневмонии свиней ратура, микробиологические препараты ЛЗ 23. Возбудители актинобациллезной пневмонии свиней Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

ЛЗ 24. Тематическая аттестация Лекция 16–18. Возбудитель сибирской Мультимедийные.

язвы, бруцеллеза и туляремии Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 25. Возбудитель сибирской язвы. гические препараты Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 16–18. Возбудитель сибирской Мультимедийные.

Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 19–20. Патогенные лептоспиры и Мультимедийные.

спирохеты (возбудители лептоспироза, Лабораторная аппакампилобактериоза и дизентерии свиней) ратура, микробиологические препараты ЛЗ 27. Возбудители лептоспироза.

Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 19–20. Патогенные лептоспиры и Мультимедийные.

спирохеты (возбудители лептоспироза, Лабораторная аппакампилобактериоза и дизентерии свиней) ратура, микробиологические препараты ЛЗ 28. Возбудители кампилобактериоза и дизентерии свиней.

Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

Лекция 21. Патогенные псевдомонады Мультимедийные.

(коринобактерии) Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 29. Возбудители сапа и мелиоидоза гические препараты Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и биопрепараты.

Лекция 22. Патогенные микобактерии Мультимедийные.

инфекций (клостридиозы), микоплазмозов, Лабораторная аппаратура, микробиолоЛЗ 31. Возбудители анаэробных инфекций гические препараты (злокачественного отека, анаэробной дизентерии ягнят, брадзота, инфекционной энтеротоксемии, эмфизематозного карбункула, столбняка, ботулизма).

Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

ЛЗ 32. Возбудители микоплазмозов, риккетсиозов и хламидиозов.

Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

ЛЗ 33. Тематическая аттестация Лекция 26. Возбудители дерматофитозов, Мультимедийные.

хофитии, микроспории) микозов, вызываемых плесневыми и дрожжеподобными грибами (пенициллиомикоза, мукоромикоза, кандидомикоза, эпизоотического лимфангита, кокцидиокдомикоза) и микотоксикозов Характеристика возбудителей, патматериал для исследования, иммунитет и лечение.

4. Программа самостоятельной работы студентов типы питания микробов. Химический природе. Экология микроорганизмов и их роль в превращении веществ в природе. Микрофлора почвы и ее значение, патогенные микробы в почве. Микрофлора воды, содержание микроорганизмов в воде различного происхождения.

Учение об изменчивости и наследст- 4 семестр Устный опрос, закрепленные (генотипические) формы изменчивости.

Механизм действия антибиотиков, микробов и методы определения.

ная, генерализованная и местная, па- 1 неделя компьютерное тесраинфекция; секцифарная, естествен- тирование, письная и искусственная, экзогенная и эн- менный (реферат), ные инфекции, реинфекция, суперинфекция, рецидив). Бактерионосительство и бактериовыделение.

Возбудитель и схема лабораторной 5 семестр Устный опрос, стика. Иммунитет, специфическая профилактика и лечение Возбудитель и схема лабораторной Возбудители дизентерии свиней, схенеделя компьютерное тесма лабораторной диагностики. Иммутирование, письнитет, специфическая профилактика и Возбудитель и схема лабораторной 5 семестр Устный опрос, диагностики сапа. Иммунитет, спе- 1 неделя компьютерное тесцифическая профилактика и лечение. тирование, письВозбудитель и схема лабораторной менный (реферат), специфическая профилактика и лечение.

Возбудитель и схема лабораторной Возбудитель и схема лабораторной Возбудители риккетсиозов, хламинеделя компьютерное тесдиозов и схема лабораторной диагнотирование, письстики. Иммунитет, специфическая профилактика и лечение.

Возбудитель и схема лабораторной 5 семестр Устный опрос, диагностики копытной гнили. Иммунитет, специфическая профилактика и Возбудители болезней, вызываемых микроскопическими грибами (мукор, пенициллы, аспергиллы и др.), диагностика, профилактика, лечение.

5 График выполнения курсового проекта/работы рабочей программой не предусмотрен

РАЗРАБОТАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры от Типовая учебная программа курса Примерная программа дисциплины Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

«Ветеринарная микробиология и микология»

Рекомендуется для направления подготовки (специальности) Квалификация (степень) «специалист»

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Ветеринарная микробиология и микология» состоит в том, чтобы сформировать у студентов научное мировоззрение о многообразии биологических объектов, микробиологических приемов и методов диагностики инфекционных болезней животных, конструирования рекомбинантных бактерий - вакцинных штаммов и продуцентов биологически активных веществ, создания новых видов диагностикумов, вакцин и сывороток, а также дать студентам теоретические и практические знания по общей и частной ветеринарной микробиологии и микологии.

В задачи курса «Ветеринарная микробиология и микология» входят:

1. Изучение объектов ветеринарной микробиологии, их морфологии, физиологии, экологии, эволюции.

2. Приобретение практических навыков для изучения строения бактерий и микроскопических грибов, генетики микроорганизмов, тинкториальных, культуральных, биохимических, патогенных свойств, антигенной структуры.

3. Изучение возбудителей инфекционных болезней животных.

4. Изучение методов современной микробиологии, ее возможностей, достижений и перспектив развития.

5. Приобретение навыков при использовании классических и генотипических методов лабораторной диагностики инфекционных болезней животных.

6. Изучение основ санитарной микробиологии.

7. Изучение основ инфекционного процесса и факторов патогенности микроорганизмов.

8. Изучение основ иммунологии и факторов иммунного ответа организма животных на возбудителей инфекционных болезней.

9. Ознакомление с технологией производства диагностикумов и перспективных путей их совершенствования с использованием достижений молекулярной биологии, иммунологии, генной и клеточной инженерии.

10. Изучение перспективных и экологически безопасных технологических процессов, основанных на использовании микроорганизмов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» относится к базовой части общепрофессионального ветеринарно-биологического цикла.

Знания по ветеринарной микробиологии и микологии базируются на принципах материалистической методологии, на знаниях по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии, клинической диагностике.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология»:

1. Знание основных учений в области гуманитарных и социально-экономических наук.

2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.

4. Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе.

5. Иметь представление о возможностях современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.

6. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, знаниями проблем рыночной экономики, экономическими методами анализа сельскохозяйственного труда в рамках своей профессиональной деятельности, ветеринарной информационной и вычислительной техникой.

7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы.

8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.

9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.

10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.

11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.

12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук.

13. Быть готовым методически и психологически к работе над междисциплинарными проектами.

14. Иметь основополагающие знания по органической, неорганической, аналитической и физколлоидной химии, физики с основами биофизики, молекулярной биологии, генетики, физиологии и анатомии животных, патфизиологии и патанатомии и клинической диагностике.

Дисциплины, для которых дисциплина «Ветеринарная микробиология и микология» является предшествующей:

9. Клиническая диагностика.

10. Иммунология.

11. Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза.

12. Общая и частная хирургия.

13. Акушерство и гинекология.

14. Ветеринарно-санитарная экспертиза.

15. Эпизоотология и инфекционные болезни.

16. Вирусология и биотехнология К изучению дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» может быть допущен студент, обладающий аналитическим мышлением, имеющий навыки самостоятельной работы и способный перейти от информационного обучения к методологическому.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология» направлен на формирование у выпускника по направлению подготовки 111800 – «Ветеринария», специальности 111801 – «Ветеринария», с квалификацией «Ветеринарный врач» следующих компетенций:

а) общекультурные:

- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей е достижения;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества;

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- использует знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;

- стремится к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом;

- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.

б) профессиональные:

- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой обследования животных;

- знает методы асептики и антисептики и их применение;

- соблюдает правила работы с медикаментозными средствами и их хранения;

- умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии.

В результате изучения дисциплины «Ветеринарная микробиология и микология»

студент должен знать:

- физические и химические основы жизнедеятельности организма;

- микроструктуру клеток, тканей и органов животных;

- понятия о нозологии и этиологии болезней, патогенез типовых патологических процессов и особенности их проявления у различных видов животных;

- основы современных достижений по дисциплине «Ветеринарная микробиология и микология»;

- методы микроскопии, используемые в микробиологии;

- основные виды болезнетворных бактерий и грибов, их классификация и особенности жизнедеятельности;

- влияние окружающей среды на бактерии и грибы;

- методы выделения и идентификации микроорганизмов;

- роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе, использование бактерий и микроскопических грибов в промышленности и сельском хозяйстве;

- состав микрофлоры организма животных и ее значение;

- учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов;

- виды генетических рекомбинаций и использование генетических рекомби-нантов в получении вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков и фермен-тов;

- внехромосомные факторы наследственности и их роль в формировании лекарственной устойчивости бактерий и грибов;

- роль микроорганизмов в развитии инфекционного процесса и условия возникновения инфекционного процесса, значение свойств бактерий и грибов и состояния макроорганизма в развитии инфекционного процесса;

- понятие об иммунитете и механизме иммунного ответа у животных;

- история создания диагностических препаратов и вакцин;

- современная классификация биопрепаратов, принципы их получения и применения;

- лечебно-профилактические и диагностические сыворотки, иммуноглобулины, их получение.

- таксономия, морфологические и биологические свойства возбулителей инфекционных болезней;

- патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при инфекционных заболеваниях;

- основные методы диагностики, специфической профилактики и лечения инфекционных болезней животных;

- гигиенические параметры содержания животных.

Студент должен уметь:

- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с биофизической точки зрения;

- оценивать химические реакции;

- применять вычислительную технику в своей деятельности;

- грамотно объяснять процессы, происходящие в организме, с точки зрения общебиологической и экологической науки;

- использовать знания физиологии при оценке состояния животного;

- отбирать материал для микробиологических исследований;

- проводить бактериоскопию;

- делать посев микроорганизмов на питательные среды для получения чистых культур бактерий и грибов, идентифицировать выделенную культуру по морфологическим, культуральным, тинкториальным, биохимическим, серологическим, иммунологическим и геннотипическим методами.

- определять антибиотикочувствительность микроорганизмов;

- определять общее микробное число, коли-титр и коли-индекс воды, микробную обсемененность почвы, воздуха, а также объектов ветнадзора;

- проводить заражение и вскрытие лабораторных животных и определять факторы патогенности и вирулентность микроорганизмов;

- проводить отбор патматериала от павших животных, проб кормов, воды, воздуха, навоза, почвы для лабораторных исследований;

- выделять и идентифицировать патогенные микроорганизмы;

- использовать основные реакции иммунитета для идентификации выделенной микробной культуры и обнаруживать с помощью различных серологических реакций антитела в сыворотке крови больных животных при инфекционных болезнях; ставить и учитывать серологические реакции;

- проводить геннотипическую идентификацию микроорганизмов;

- интерпретировать результаты микробиологических, микологических, серологических и геннотипических исследований.

Студент должен владеть:

- знаниями об основных физических, химических и биологических законах и их использовании в ветеринарии;

- навыками работы на лабораторном оборудовании;

- навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента;

- знаниями по механизмам развития болезни;

- методами бактериологического, микологического и микотоксикологического анализа кормов;

- классическими и геннотипическими методами лабораторной диагностики инфекционных болезней животных;

- современными методами обнаружения и изоляции микроорганизмов из патологического материала;

- методами идентификации бактерий и микроскопических грибов;

- методами получения различных компонентов серологических реакций (диагностических сывороток, антигенов, эритроцитов и др.).

- методами постановки биопробы на разных видах лабораторных животных;

- методами вскрытия трупов лабораторных животных и патоморфологической диагностикой заболеваний;

- методами клинического обследования животных на инфекционные болезни с целью прижизненного отбора патматериала и отправки его в лабораторию;

- методами интерпретации результатов лабораторной диагностики с целью постановки своевременного диагноза на инфекционные болезни животных;

- методами составления планов лабораторных исследований при заразной патологии и оформления соответствующей необходимой документации;

- методами оценки качества биопрепаратов и определения их пригодности к использованию.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ АБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины 6 зачетных единиц В том числе:

В том числе:

Другие виды самостоятельной работы:

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Морфология, физиология и экология микроорганизмов История развития микро- Исторические этапы в развитии микробиологии как биологии науки. Выдающиеся ученые-микробиологи и их открытия. Достижения в области микробиологии Систематика микроорга- Классификация, номенклатура, таксономические Морфология и строение Внешние признаки и строение бактерий, в т.ч. мибактерий коплазм, риккетсий, хламидий.

Морфология микроско- Морфологические особенности грибов родов Мукор, пических грибов Пенициллиум, Аспергиллус, Фузариум, Стахиботрис, Тинкториальные свойст- Методы окрашивания микроорганизмов и их струква микроорганизмов тур по Граму, Циль-Нильсену, Златогорову, Михину, Химический состав мик- Качественное и количественное содержание органироорганизмов ческих и минеральных веществ в бактериях. Значение их для жизнедеятельности микроорганизмов.

Биохимические свойства Ферментативная активность микроорганизмов. Биомикроорганизмов химические тест-системы, применяемые для идентификации бактерий.

Питание и дыхание мик- Классификация микроорганизмов по способу питароорганизмов ния и дыхания. Источники энергии. Аэробное и анаэробное дегидрогенирование.

Рост и размножение мик- Динамика развития популяции бактерий в питароорганизмов тельной среде и биологические свойства бактерий в Культуральные свойства Классификация питательных сред для культивиромикроорганизмов вания бактерий и грибов. Особенности роста микроорганизмов на плотных, жидких и полужидких питательных средах.

Антигенные свойства Виды антигенов бактерий (соматический, капсульмикроорганизмов ный, жгутиковый). Протективные антигены.

Генетика микроорганиз- Генотип и фенотип бактериальной клетки. Особенмов ности структуры ДНК. Плазмиды, их функции в бактериальной клетке. Трансформация, трансдукция, Влияние факторов внеш- Механизм действия на микроорганизмы высоких и ней среды на микроорга- низких температур, лучистой энергии, химических низмы веществ, антибиотиков, бактериофагов, бактериоцинов, фитонцидов и др.

Экология микроорганиз- Роль микроорганизмов в круговороте веществ в мов природе, экологическая ниша, формы взаимоотношений между микроорганизмами.

Микрофлора тела живот- Экзогенная и эндогенная, аутохтонная и аллохтонных ная микрофлора тела животных, полезная микрофлора. Дисбактериоз. СПФ-животные.

Инфекция и инфекцион- Формы проявления инфекционного процесса. Роль ная болезнь микроорганизмов в возникновении и развитии инфекционной болезни.

Патогенность и виру- Факторы патогенности микроорганизмов. Принцип лентность микроорга- определения LD50. Инвазивность и токсичность микнизмов роорганизмов, значение этих факторов в развитии инфекционного процесса. Применение микроорганизмов с ослабленной вирулентностью.

Иммунитет и иммунная Виды иммунитета, органы иммунной системы. Знасистема чение и роль иммунитета в поддержании гомеостаза Специфические и неспе- Клеточные и гуморальные факторы иммунитета.

цифические факторы Механизм иммунного ответа.

иммунитета Антитела и антигены Химическая структура антител и антигенов. Формы Методы диагностики ин- Классические и генотипические методы диагностики фекционных болезней инфекционных болезней. Бактериологические, микологические, серологические, иммунологические методы, полимеразная цепная реакция, ДНКгибридизация, биосенсоры, биочипы.

Характеристика сероло- РА, РП, РСК, ИФА и их модификации гических реакций Биопрепараты Технология изготовления диагности-ческих сывороток, антигенов, эритроцитарных диагностикумов, Грамположительные Классификация стафилококков и стре-птококков и их кокки - возбудители ста- роль в патологии животных. Характеристика возбуфилококкозов и стрепто- дителей стафилококкозов, мыта лошадей, мастита кокковых инфекций жи- коров, диплококковой инфекции. Методы лабораторвотных. ной диагностики.

Грамположительные па- Характеристика возбудителей рожи свиней и листелочки правильной фор- риоза. Методы лабораторной диагностики.

мы, не образующие спор.

Грамположительные па- Характеристика возбудителей туберкулеза, паратулочки неправильной фор- беркулезного энтерита, актиномикоза. Методы лабомы, не образующие спор, раторной диагностики.

аэробные, кислотоустойчивые.

Спорообразующие грам- Характеристика возбудителей сибирской язвы и положительные палочки. клостридиозов. Методы лабораторной диагностики.

Анаэробные грамотрица- Характеристика возбудителей некробактериоза и тельные палочки, не об- копытной гнили овец. Методы лабораторной диагразующие спор. ностики.

Грамотрицательные фа- Характеристика возбудителей эшерихиоза, сальмокультативно-анаэробные неллеза, иерсиниоза, чумы верблюдов, пастереллеза, палочки. гемофилезного полисерозита свиней, актинобациллярной плевропневмонии свиней. Методы лабораторной диагностики.

Грамотрицательные Характеристика возбудителей бруцеллеза, бордеаэробные микроорганиз- теллеза и туляремии. Методы лабораторной диагномы с неясным системати- стики.

ческим положением.

Аэробные, не ферменти- Характеристика возбудителей сапа, псевдомоноза, рующие, грамотрицатель- мелиоидоза. Методы лабораторной диагностики.

ные палочки.

Грамотрицательные из- Характеристика возбудителей лептоспироза, кампивитые микроорганизмы. лобактериоза, дизентерии свиней и микоплазмозов.

Грамотрицательные бак- Характеристика возбудителей риккетсиозов и хлатерии, облигатные внут- мидиоза. Методы лабораторной диагностики.

риклеточные паразиты Микроскопические гри- Характеристика возбудителей эпизоотического лимбы – возбудители мико- фангита, кандидамикоза, трихофитии, микроспории, зов и микотоксикозов стахиботриотоксикоза, фузариотоксикоза, аспергиллотоксикоза. Методы лабораторной диагностики.

Микробиологическое ис- Санитарно-показательные микроорганизмы. Опреследование воды, возду- деление общего микробного числа, коли-титра, коха, почвы, навоза ли-индекса, перфрингенс-титра, концентрации термофильных бактерий. Оценка качества воды, микробной загрязненности воздуха, выявление почвенных инфекций.

Микробиологическое ис- Микрофлора кожевенного, пушно-мехового сырья, следование сырья живот- шерсти, пуха и пера. Микроорганизмы, вызывающие ного происхождения порчу сырья. Методы оценки качества.

Микробиологическое ис- Микрофлора молока и молочных продуктов, мяса и следование пищевых яиц, мясной и яичной продукции, рыбы и рыбной продуктов и кормов для продукции, продукции пчеловодства, растениеводживотных ческой продукции, сухих и консервированных кормов для животных.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № Наименование обеспе- №№ разделов дисциплины «Ветеринарная микробиолоп/п чиваемых (последую- гия», необходимых для изучения обеспечиваемых (послещих) дисциплин дующих) дисциплин Клиническая диагностика Патологическая анатомия и судебноветеринарная экспертиза Общая и частная хирургия Акушерство и гинекология Ветеринарно-санитарная экспертиза Эпизоотология и инфекционные болезни Вирусология и биотехнология № Наименование раздела дисциплины п/п 1. История развития микробиологии.

2. Систематика микроорганизмов.

4. Морфология микроскопических грибов.

5. Тинкториальные свойства микроорганизмов.

6. Химический состав микроор-ганизмов.

7. Биохимические свойства.

8. Питание и дыхание микроорганизмов.

9. Рост и размножение микроор-ганизмов.

11. Антигенные свойства микроорганизмов.

12. Генетика микроорганизм.

13. Влияние факторов внешней среды на 14. Экология микроорганизмов.

15. Микрофлора тела животных.

16. Инфекция и инфекционная болезнь.

17. Патогенность и вирулентность микроорганизмов 18. Иммунитет и иммунная система.

19. Специфические и неспецифические 20. Антитела и антигены.

21. Методы диагностики инфекционных 23. Биопрепараты.

24. Грамположительные кокки – возбудители стафилококкозов и стрептококковых вильной формы, не образующие спор.

аэробные, кислотоустойчивые.

27. Спорообразующие грамположительные палочки.

лочки, не образующие спор.

29. Грамотрицательные факультативно – 30. Грамотрицательные аэробные микроорганизмы с неясным систематическим поло- 2 - 4 - 4 31. Аэробные, не ферментирующие, грамотрицательные палочки.

ганизмы.

35. Микробиологическое исследование воды, воздуха, почвы, навоза.

36. Микробиологическое исследование сырья животного происхождения.

пищевых продуктов и кормов для животных.

Бактериологическая лаборатория, ее задачи. Устройство микроскопа, особенности микроскопии. Иммерсионная система. Изучение морфологии микроорганизмов в готовых бакпрепаратах. Бактериологические краски. Приготовление бакпрепаратов для микроскопии.

Изучение морфологии дрожжеподобных и плесневых грибов в готовых бакпрепаратах. Изучение колоний плесневых грибов. Просмотр видеоматериалов.

Простое окрашивание приготовленных бакпрепаратов.

Сложные методы окраски мазков из бактериальных культур (по Граму, Цилю-Нильсену). Окраска спорообразующих микроорганизмов. Методы окраски капсул. Определение подвижности микроорганизмов. Виды питательных сред и их приготовление. Техника посева микроорганизмов на жидкие, полужидкие и плотные питательные среды. Методы выделения чистой культуры. Определение концентрации микроорганизмов методом БК, по стандарту мутности, в камере Горяева, прямым подсчетом под световым микроскопом. Идентификация бактерий по биохимическим свойствам. Генетические методы идентификации бактерий.

Изучение воздействия на культуры бактерий и грибов температуры, ультрафиолетового излучения, химических веществ.

Определение чувствительности бактерий к антибиотикам.

Определение фагочувствительности бактерий по методу Аппельмана. Изучение антагонистической активности микроорганизмов.

Определение количественного и качественного сос-тава микрофлоры пищеварительного тракта лабора-торных животных по методу Эпштейн-Литвак в мо-дификации Соколовой. Выявление дисбактериоза организма животных.

Просмотр видеоматериал.

Экспериментальное заражение лабораторных живот-ных.

Моделирование колибактериоза, стрептококко-вой инфекции, стафилококкоза и псевдомоноза му-зейными штаммами микроорганизмов. Постановка биопробы на белых мышах, морских свинках и кро-ликах. Заражение животных разными Вскрытие трупов павших животных после постанов-ки биопробы. Патологоанатомическое исследование органов и тканей. Отбор патматериала. Изготовление мазков-отпечатков Выделение чистых культур патогенных бактерий из органов павших животных. Изучение биологических свойств выделенных микроорганизмов. Определение LD50 патогенных Изучение органов иммунной системы у лаборатор-ных животных. Определение концентрации гамма-глобулина в сыворотке крови кролика рефрактомет-рическим методом.

Просмотр видеоматериалов.