WWW.DISS.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
(Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)

 

Pages:     | 1 ||

«МАТЕРИАЛЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ по обществознанию в 2010-2011 учебном году КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ . 2 МАТЕРИАЛЫ ОТБОРОЧНОГО ТУРА Варианты олимпиадных заданий для осваивающих программу ...»

-- [ Страница 2 ] --
A) Федеративное государство 1) Форма правления Б) Монархия 2) Форма государственно-территориального устройства B) Конфедерация Г) Республика Д) Унитарное государство Запишите в таблицу выбранные цифры.

16. Укажите правильную последовательность освоения ступеней образования.

1) Основное общее 4) Среднее (полное) общее 2) Дошкольное 5) Высшее профессиональное 3) Аспирантура Ответ: _.

17. Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы».

- Сокращение производства отечественных товаров (20%) - Недоступность качественного образования и медицинских услуг (35%) Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие на приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоев населения в стране Z.

2) В стране Z около одной трети населения не получает качественные образовательные и медицинские услуги.

3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социальноэкономических проблем.

4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.

5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.

Ответ: _.

18. В приведённом списке указаны черты сходства достигаемого и предписанного статусов и черты отличия достигаемого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) Находится под контролем человека 2) Связан с определённой совокупностью прав и обязанностей 3) Оказывает влияние на поведение человека 4) Приобретается благодаря удаче и везению 19. Установите соответствие между конкретными признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Б) производитель свободен в определении решения, что и как производить В) распределение производственных ресурсов осуществляется государственными органами Г) количество производимой продукции определяется государством Д) государство гарантирует многообразие форм собственности 20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А)В процессе образования человек овладевает знаниями, умениями, приобретает опыт творческой деятельности. (Б) В большинстве стран сроки школьного образования за минувшие десятилетия возросли. (В) Однако, результаты подготовки выпускников часто вызывают разочарование.

Определите, какие положения текста 1) Отражают факты 2) Выражают мнения Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

21. Расположите в правильной последовательности этапы выпуска ценных бумаг 1) Изготовление бланков ценных бумаг, то есть документов, удостоверяющих факт вложения средств 2) Учредители принимают решение о выпуске ценных бумаг и составляют проспект (план) эмиссии 3) Эмитент регистрирует отчет об итогах выпуска ценных бумаг в государственном органе 4) Проспект эмиссии регистрируется в государственном органе 5) Размещение ценных бумаг среди граждан и организаций (продажа) Ответ:_.

22. Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы.

Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Каковы ваши жизненные приоритеты?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Женщина продолжает оставаться, как и прежде, хранительницей семейного очага.

2) Мужчины более склонны проводить свой досуг вне дома, в общении с друзьями.

3) Женщины в принципе не признают ценности дружбы, отвергают возможность подобных чувств.

4) Следовало бы обратить внимание на популяризацию семейных ценностей в мужской среде.

5) Занятость женщин в общественном производстве заменяет и подменяет многим представительницам прекрасного пола семью и дом.

Ответ: _.

Часть III.

«Рыночная экономика основана на товарном производстве. Товарное производство предполагает связь производителей и потребителей через куплю-продажу.

Рыночную экономику часто называют системой свободного предпринимательства. Действительно, при такой организации экономической жизни предприниматель самостоятельно выбирает сферу применения своих капиталов и способностей.

Для того чтобы существовала и функционировала рыночная экономика, необходимо наличие прежде всего частной собственности. Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения у них экономических ресурсов, т. е. конкуренции. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удаётся продать свой товар, и покупатель предпочтёт покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене. Еще одно условие функционирования рыночной экономики — свободные цены как основной источник информации для всех людей и предприятий. Эти цены складываются в результате свободного взаимодействия сил спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке.



Рынок представляет собой самый экономически эффективный способ координации экономической деятельности. Современный мир состоит, по большей части, из стран с рыночной экономикой.

23. Составьте план текста не менее чем из трех пунктов. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

_ _ _ _ _ _ 24. На чём, по мнению авторов, основана рыночная экономика? Почему рыночную экономику называют системой свободного предпринимательства? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента для объяснения _ _ _ _ _ _ 25. Какие условия, согласно тексту, необходимы для существования и функционирования рыночной экономики? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента для объяснения _ _ _ _ _ _ ?Q' Иqцqдцqуцсодержание Главные вопросы экономики Что производить?

Как производить?

кого следует производить?

.Щля 27.Рассказывtш на уроке о рыночной экономике, ученик утверждал, что конкуренция, характернiш для этой системы, играет отрицательную роль для экономики. Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три предложения отрицательной роли конкуренции 28. Согласны ли вы с тем, что рыночнtut экономическtш система представляет собой самую эффективную систему? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два арг}мента (объяснения) в запIиту своей позиции.

Председатель методической комиссии по обществознанию, профессор

МИНИСТЕРСТВО ОБРЛЗОВАНИЯ И НА).КИ РОССИЙСКОЙ ФЕДВРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО_ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Олимпиадное задание по обществознани учебном году для осваивающих программу основного общего образования, II ryр Часть 1. Школьники по задания учителя обществознания провели социологический опрос жителей микрорайона и определили основные проблемы, которые их волнуют. Какой вид деятельности характеризует данный пример?

1) Познавательную 2) Хозяйственн},ю 2. Верны ли следующие суждения о связи природы и общества?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей.

Б. Природные условия не влияют на развитие духовной кульryры общества.

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны 3. Абитуриент Михаил, успешно сдав экзамены, мечтает учиться в университете. Если мечта Михаила сбудется, то на какой ступени образования он окажется?

1) Начальное профессионаJIьное 3) Общее среднее 2) Среднее профессионшIьное 4) Высшее профессионi}льное 4. Гражданка А. приобрела золотые слитки. Как иначе она может сохранить свои сбережения от обесценивания в условиях инфляции?

1) Приобрести участок земли под дачу 2) Хранить сбережения в банковском сейфе 3) Предоставить беспроцентный заем другу 4) Хранить сбережения дома в надежном месте 5. Верны ли следующие суждения о разделении труда?

А. Разделение труда между отраслями способствует установлению хозяйственной кооперации, экономических связей.

Б. Разделение труда в современной экономике осуществляется только на уровне отраслей, на предприятиях оно не применяется.

6. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме: родители пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

1) Организация совместного досуга 3) Совместное ведение домашнего хозяйства 2) Укрепление родственных связей 4) Воспитание детей 7. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы призваны придавать общественной жизни стабильность и предсказуемость.

Б. К социальным нормам относятся традиции и ритуалы.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения 2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны 8. Государство Z сформировано несколькими республиками, которые создали общее законодательство и высшие органы власти. Однако республики сохранили часть своей самостоятельности: в них избираются президенты, действуют республиканские законодательные собрания. Какова форма государственного устройства страны Z?

2) Унитарное государство 4) Монархия 9. Верны ли следующие суждения об активном избирательном праве?

А. Активное избирательное право означает право избирать в органы государственной власти.

Б. Активное избирательное право означает право быть избранным в Государственную Думу.

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны 10. К числу политических прав граждан, установленных Конституцией РФ, относится право 1) Получить бесплатное среднее образование 2) Сохранять тайну частной жизни 3) Избирать и быть избранным в органы власти 4) Получать социальное обеспечение 11. В какой из приведенных ситуаций собственник реализует правомочие распоряжения?

1) К. проживет за границей, имеет в собственности квартиру на родине.

2) Р. подарил принадлежащий ему автомобиль своему сыну.

3) В. на своем автомобиле выполняет работу курьера.

4) С. имеет дачу, но не проживает в ней постоянно.

12. Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б. Несовершеннолетние граждане могут трудиться в сфере рекламы и искусства с раннего детства.

Часть II.

13. В приведённом списке указаны черты сходства частного и публичного права и черты отличия частного права от публичного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) Регулирует горизонтальные связи граждан 2) Реализует личные интересы граждан 3) Обеспечивается силой государства 4) Характеризуется общеобязательностью выполнения 14. В стране Д. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Если бы вам предложили принять участие в политическом движении, то какое из них вы бы выбрали? ». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Среди опрошенных популярность движения против расовой дискриминации больше, чем антивоенное движение.

2) Почти половина опрошенных готовы поддержать движение за новый экономический порядок (антиглобализм).

3) Вторым по популярности оказалось движение за сохранение и развитие демократии.

4) За антивоенное движение и движение против расовой дискриминации высказалась треть опрошенных граждан.

5) Движение за сохранение и развитие демократии оказалось менее популярным среди опрошенных, чем экологическое движение.

Ответ: 15. Установите соответствие между примерами отраслей экономики и их группами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОТРАСЛЕЙ ГРУППЫ ОТРАСЛЕЙ

ЭКОНОМИКИ ЭКОНОМИКИ

В) Лесное хозяйство Г) Бытовое обслуживание населения Д) Транспорт Запишите в таблицу выбранные цифры.

16. Укажите правильную последовательность процессов и явлений, приводящих к замедлению культурного прогресса общества на современном этапе.

1) Снижение уровня культуры 2) Недофинансирование многих очагов культуры 3) Замедление культурного развития общества 4) Незначительное материально-техническое и финансовое обеспечение учреждений культуры 5) Включение учреждений культуры в коммерцию Ответ: 17. Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы.

Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Каковы ваши жизненные приоритеты?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Женщина продолжает оставаться, как и прежде, хранительницей семейного очага.

2) Мужчины более склонны проводить свой досуг вне дома, в общении с друзьями.

3) Женщины в принципе не признают ценности дружбы, отвергают возможность подобных чувств.

4) Следовало бы обратить внимание на популяризацию семейных ценностей в мужской среде.

5) Занятость женщин в общественном производстве заменяет и подменяет многим представительницам прекрасного пола семью и дом.

Ответ: _.

18. Каждому человеку приходится в жизни исполнять множество социальных ролей.

Сравните набор возможных социальных действий подростка и взрослого. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) Пользование социальными благами 2) Государственная регистрация договоров и сделок 3) Возможность получения образования 4) Распоряжение имуществом и своим трудом 19. Установите соответствие между конкретными ситуациями и видами правоотношений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СИТУАЦИИ ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) Инспектор ГИБДД проверил документы у водителя 1) Административные Б) Дедушка подарил своему внуку принадлежащую 2) Гражданские ему коллекцию монет В) Молодая семейная пара открыла кафе домашней кухни 20. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которою обозначено определенной буквой.

(А) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов. (Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. (В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Определите, какие положения текста 1) Отражают факты 2) Выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

21. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Кредитно-денежная политика 2) Принятие законов 3) Расширение государственных заказов 4) Бюджетная политика 5) Развитие государственного сектора 6) Налогообложение Ответ:_.

22. Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Как вы храните свои сбережения?». Результаты опроса представлены в виде диаграммы (в % от числа отвечавших).

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоев населения.

2) Спрос на недвижимость в стране Z превышает спрос на ценные бумаги.

3) Проценты по банковским вкладам - один из источников доходов одной пятой части семей страны Z.

4) В стране Z наблюдается настороженное отношение к финансовым институтам, 5) В стране Z в недостаточной мере развиты рынки недвижимости и ценных бумаг.

Часть III.

«В реальной жизни общества всегда остаётся такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют вне и помимо государства. Эти связи между людьми и их группами имеют огромное значение для поддержания социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества и государства. Они поддерживаются и воспроизводятся из поколения в поколение. Интересы и потребности отдельных индивидов и общественных групп должны и могут иметь самостоятельную и независимую от установлений государства основу для своей реализации. Речь идёт о таких институтах общества, как семья, церковь, средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации и союзы.

Следовательно, гражданское общество — это совокупность неполитических отношений свободных индивидов и их ассоциаций в различных сферах жизни (экономической, национальной, духовно-нравственной, религиозной и т. д.). Деятельность личности, как индивидуальная, так и коллективная, в названных областях жизни должна быть свободна от директивного (приказного) регулирования со стороны государства. Разумеется, что возможности и глубина функционирования этих процессов отражает степень демократичности общественно-политической системы страны. Независимость граждан, их возможность самостоятельно сосуществовать, реализуя частные интересы и потребности, прямо пропорциональна отношениям власти и подчинения в данном государстве. Задача социальной организации общества — создать условия для удовлетворения первостепенных потребностей человека (в одежде, нище, жилье), которые он может и хочет реализовать по своему усмотрению. Понятие «гражданское общество», таким образом, применимо к сфере частных интересов и потребностей людей.

Государство должно признавать право на существование сферы частных интересов: в экономике — рынок труда и капитала, свобода предпринимательства; в национально-духовной сфере — свобода культурной, национальной и религиозной жизни. Все эти проявления реальной жизни находятся вне сферы политического контроля со стороны государства»

23. Составьте план текста не менее чем из трех пунктов. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

_ _ _ _ _ _ 24. Что понимают авторы под гражданским обществом? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три предложения о гражданском обществе.

_ _ _ _ _ _ 25. Каковы, согласно тексту, обязательства государства по отношению к гражданскому обществу? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три примера.

_ _ _ _ _ _ Какие интересы индивидов реа.пизует?

2. Каков характер связей и отношений между людьми?

3. Каковы средства реализации?

4. Что представJIяет собой его основа?

27.РасскжывчuI на уроке о гражданском обществ€, ученица отметила, что оно rrредполагает существование развитого в политическом отношении государства, и наоборот, рttзвитое государство всегда предполагает нt}личие гражданского общества. Не все rIащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогztющий ответить на вопрос и обоснуйте обе точки зрения учеников.

28. Согласны ли вы с тем, что гражданское общество это общество вражды людей друг с ствоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в заrциту своей позиции.

Председатель методической комиссии по обществознанию, профессор

МИНИСТЕРС ТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОС СI4I;IСКОЙ ФЕДЕРЛЦИИ

госуларственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССЙЙСКИЙ ГОСУДАРСТВВННЫЙ ТОРГОВО_ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Олимпиадное задание по обществознан для осваивающих программу основного общего образования, II rур Часть 1. В обществе,.Щ. преобладают информатика и сфера обслуживания. Безлюдные ЗаВОдские цехи, роботизированные производства, гигантские гипермаркеты, космические стан_ ции являк)тся признаками этого общества. К какому типу относится общество Щ.?

1) Индустриальному 2)Промышленному 2. Верны ли следующие суждения об обществе?

Д. Общество включает в себя различные формы объединения и взаимодействия люДеЙ.

Б. Общество включает в себя природную среду жизни людей.

2) Верно только В 4) Оба суждения неверны 3. Иван увлекается изучением птиц, обитающих в средней полосе России. Он участвуеТ в ежегодном кольцевании птиц, изучает влияние изменения климата на численность и поведение отдельных видов птиц. Иван опубликовал несколько статей в специальном жуРНаЛе по проблемам биологии, готовит книry о птицах. К какой области относится деятельнОСТЬ Ивана?

называют 1) Прибылью 2) Налогом 5. Верны ли следующие суждения о торговле?

А. Экономисты различают оптовую и розничную торговлю.

Б. В современном обществе активно развивается торговля через интернет.

2) Верно только В 4) Оба суждения неверны 6. Какой пример иллюстрирует хозяйственную функцию современной семьи?

1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.

2) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.

3) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.

4) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

7. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Человек обладает одной социальной ролью.

Б. Человек обладает целым набором социальных ролей.

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны 8. В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

2) Абсолютная монархия 4) Республика 9. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии выражают интересы различных групп граждан.

Б. Политические партии разрабатывают программы развития страны.

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны 10. В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ.

Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации?

1) Суверенная государственность 3) Прямое действие 2) Высшая юридическая сила 4) Особый порядок принятия 11. Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ. В этом проявилось полномочие Президента РФ 1) Определять основные направления внутренней и внешней политики 2) Определять структуру Правительства РФ 3) Руководить внешней политикой государства 4) Присваивать государственные награды, премии, воинские звания 12. Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ?

А. Президент РФ является главой исполнительной власти.

Б. Президент РФ разрабатывает и принимает государственный бюджет.

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны Часть II.

13. В приведённом списке указаны черты сходства рынка совершенной конкуренции и рынка монополистической конкуренции и черты отличия рынка совершенной конкуренции от рынка монополистической конкуренции. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) Для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги 2) Происходит соединение производителей товаров и услуг и их потребителей 3) Осуществляется совершенствование производства товаров и услуг 4) Имеется множество производителей товаров и услуг, ни один из которых не может влиять на положение дел на рынке 14. В стране К. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое направление деятельности государства в экономике должно быть приоритетным? ». Результаты опроса представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Реализация программ помощи нуждающимся в качестве приоритетного направления деятельности государства в экономике более популярно у мужчин, чем у женщин.

2) Защита основ рыночной экономики как приоритетное направление деятельности государства в экономике является самым популярным среди опрошенных мужчин.

3) Регулирование инфляции в качестве приоритетного направления деятельности государства в экономике более популярно у женщин, чем у мужчин.

4) Производство общественных товаров и услуг как приоритетное направление деятельности государства в экономике является третьим по популярности среди всех опрошенных, 5) Реализацию программ помощи нуждающимся в качестве приоритетного направления деятельности государства в экономике выбрала четверть опрошенных мужчин.

Ответ:.

15. Установите соответствие между примерами социальных норм и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ

B) Помощь соседу-инвалиду по хозяйству 2) Правовые Г) Предъявление водительских прав сотруднику патрульно-постовой службы Д) Спасение девочки во время пожара Е) Оплата штрафа за нарушение правил

А Б В Г Д Е

16. Укажите правильную последовательность фаз межличностного конфликта 1) Выбор способов действия сторон 2) Разрешение конфликта 3) Осознание сторонами возникших противоречий 4) Преодоление напряжённости в отношениях ранее конфликтовавших сторон 5) Выбор стратегии взаимодействия сторон Ответ: 17. Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Как вы храните свои сбережения?». Результаты опроса представлены в виде диаграммы (в % от числа отвечавших).

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоев населения.

2) Спрос на недвижимость в стране Z не превышает спрос на ценные бумаги.

3) Проценты по банковским вкладам - один из главных источников доходов семей страны Z.

4) В стране Z наблюдается настороженное отношение к финансовым институтам, 5) В стране Z в недостаточной мере развиты рынки недвижимости и ценных бумаг.

Ответ: 18. Школьник Олег выполняет домашнее задание по математике, а его сестренка играет с куклой. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания - учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) Целенаправленное получение новой информации 2) Создание воображаемой обстановки 3) Использование различных предметов 4) Соблюдение определенных норм и правил 19. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какую меру вы считаете наиболее эффективной гарантией права на охрану здоровья и медицинскую помощь?*. Результаты опроса представлены в таблице.

Бесплатность определённого объёма медицинских услуг 32 Развитие за счёт государства сети больниц и поликлиник 20 Реализация основных лекарственных препаратов по доступным 38 для населения ценам Проведение ежегодной всеобщей диспансеризации населения 10 Проанализируйте содержание таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Развитие за счёт государства сети больниц и поликлиник как мера, призванная гарантировать право на охрану здоровья и медицинскую помощь, более популярна у опрошенных женщин, чем у мужчин.

2) Бесплатность определённого объёма медицинских услуг является первой по значимости мерой, гарантирующей право на охрану здоровья и медицинскую помощь, среди опрошенных женщин.

3) Реализация основных лекарственных препаратов по доступным для населения ценам представляет самую популярную меру, обеспечивающую гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь, среди обеих групп опрошенных.

4) Проведение ежегодной всеобщей диспансеризации населения как мера, гарантирующая право на охрану здоровья и медицинскую помощь, менее популярно у мужчин, чем у женщин.

5) Развитие за счёт государства сети больниц и поликлиник как наиболее эффективная гарантия права на охрану здоровья и медицинскую помощь занимает третье по популярности место среди опрошенных мужчин.

Ответ:.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(А)В современном мире распространены десятки религий, последователи которых проживают в одних странах и регионах. (Б) Жизненно важным, в этой связи, является формирование чувства уважения к людям, исповедующим другую веру. (В) Очевидно, без толерантного отношения людей друг другу совместное проживание представителей разных религий вызовет многочисленные конфликты.

Определите, какие положения текста 1) Отражают факты 2) Выражают мнения Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

21. Вставьте пропущенные термины. Признаками юридического лица являются:

1) Имеет органы управления 2) Обладает собственным обособленным_ 3) Выступает от собственного 4) Отвечает по долгам своим_ 5) Может предъявлять иски и выступать ответчиком в суде 22. Прочитайте теист. Проанализируйте данные диаграммы.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?»

Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

- Сокращение производства отечественных товаров (20%) - Недоступность качественного образования и медицинских услуг Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие на приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоев населения в стране Z.

2) В стране Z более одной трети население не получает качественные образовательные и медицинские услуги.

3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социальноэкономических проблем.

4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.

5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.

Ответ: _.

Часть III.

«Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства.

Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы.

Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольноуправляющих... функций всё более высокого уровня с принятием ответственных решений».

23. Составьте план текста не менее чем из трех пунктов. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Запишите ответ в отведенном для этого месте.

_ _ _ _ _ _ 24. Чем, по мнению авторов, характеризуется современная НТР? С использованием текста и обществоведческих знаний приведите две характеристики НТР и запишите.

_ _ _ _ _ _ 25. К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите объяснение в тексте и используя обществоведческие знания, запишите два предложения, относящиеся к начальному периоду НТР.

_ _ _ _ _ 2б. Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.

27. Рассказывая на уроке об особенностях современЕой НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальньтх проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зреЕия отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос и обоснуйте обе точки зрения учеников.

28. Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социчшьными последствиями, благодаря которым сформировz}лось всемогущество человека, его tIревосходство I1ад природой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Председатель методической комиссии по обществознанию, профессор к олимпиадному заданию по обществознанию в 2010-2011 учебном году для осваивающих программу основного общего образования, II тур Часть I (правильный ответ оценивается –2 балла, за неправильный – 0 баллов.

Часть II (правильный ответ оценивается –4 балла, при допущении одной ошибки – Часть III (оценивается по количеству правильных ответов.

задания Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) основа рыночной экономики;

2) рыночная экономика - система свободного предпринимательства;

3) условия существования и функционирования рыночной экономики;

4) достоинства рыночной экономики.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков Три и более правильных предложения (пример ответа по существу вопроса) 1) По мнению авторов, «рыночная экономика основана на товарном 2) Рыночную экономику называют системой свободного предпринимательства, потому что при такой организации экономической жизни предприниматель самостоятельно выбирает 3) Сферу применения своих капиталов и способностей Согласно тексту, для существования и функционирования рыночной экономики необходимы следующие условия:

1) частная собственность;

3) свободные цены Что производить? Определяют сами потребители.

Как производить? Определяют сами производители 26 Для кого следует Потребители получают сколько хотят, Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

1. Приводит постоянному разорению многих товаропроизводителей.

2. Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу 3. Периодически приводит к кризисам 4. Усиливает социальное неравенство в обществе 2) фрагмент текста, например:

27 • Благодаря конкуренции «товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать свой товар, и покупатель предпочтёт покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право приобретать товар по минимальной цене»

Приведены фрагмент и одно предложение или только 2-3 предложения 1) Выражена позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) Приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что рыночная экономическая система способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям;

рыночная экономическая система справедливо распределяет доходы по 28 результатам труда;

в случае несогласия может быть указано, что рыночная экономическая система усиливает социальное неравенство в обществе;

рыночная экономическая система вызывает не стабильность в экономике (проблемы занятости, социального расслоения и т. д.) Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) Согласие (несогласие) и один аргумент, или только два аргумента к олимпиадному заданию по обществознанию в 2010-2011 учебном году для осваивающих программу основного общего образования, II тур Часть I (правильный ответ оценивается –2 балла, за неправильный – 0 баллов.

Часть II (правильный ответ оценивается –4 балла, при допущении одной ошибки – Часть III (оценивается по количеству правильных ответов.

задания Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль социального пространства, в котором люди взаимодействуют вне и 2) институты гражданского общества;

3) сущность гражданского общества;

4) уровень развития гражданского общества как показатель демократичности общественно-политической системы страны;

5) обязательства государства по отношению к гражданскому обществу.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков 1) Авторы понимают под гражданским обществом «совокупность неполитических отношений свободных индивидов и их ассоциаций в различных сферах жизни (экономической, национальной, духовно-нравственной, 24 2) Понятие «гражданское общество» применимо к сфере частных интересов и 3) Государство должно поддерживать гражданское общество.

Согласно тексту, государство по отношению к гражданскому обществу должно признавать право на существование сферы частных интересов:

1) в экономике — рынок труда и капитала, свобода предпринимательства;

2) в национально-духовной сфере — свобода культурной, национальной и религиозной жизни;

3) все эти проявления реальной жизни находятся в не сферы политического контроля со стороны государства Три и более правильных предложения (пример ответа по существу вопроса) 1. Какие интересы индивидов Определяют сами потребители. Производители 2. Каков характер связей и Определяют сами производители отношений между людьми?

3. Каковы средства Потребители получают сколько хотят, 4. Что представляет собой его Свободный индивид с неотъемлемыми правами Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

ответ на вопрос, например:

в тексте отражена первая точка зрения (точка зрения ученицы) — существование гражданского общества возможно только в условиях сильного демократического правового государства.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

фрагмент текста, например:

27 • «... возможности и глубина функционирования этих процессов (связанных с деятельностью личности в областях жизни, свободных от директивного регулирования со стороны государства. — Авт.) отражает степень демократичности общественно-политической системы страны»;

• «Независимость граждан, их возможность самостоятельно сосуществовать, реализуя частные интересы и потребности, прямо пропорциональна отношениям власти и подчинения в данном государстве»

1) Выражена позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением.

2) Приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что • в гражданском обществе каждый из людей стремится удовлетворить свои собственные потребности и интересы, что приводит к противоречиям, ослабляющим стабильность гражданского общества;

• гражданское общество характеризуется многообразием общественных и частных интересов, усиливающих стихийность в его развитии. Поэтому гражданское общество нуждается в помощи со стороны государства;

3) в случае несогласия может быть указано, что • формирование гражданского общества ведет к самоограничению граждан • существование институтов гражданского общества ослабляет влияние государства на различные сферы жизни Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) Согласие (несогласие) и один аргумент, или только два аргумента Согласие без достаточной аргументации или один аргумент к олимпиадному заданию по обществознанию в 2010-2011 учебном году для осваивающих программу основного общего образования, II тур Часть I (правильный ответ оценивается –2 балла, за неправильный – 0 баллов.

Часть II (правильный ответ оценивается –4 балла, при допущении одной ошибки – Часть III (оценивается по количеству правильных ответов.

задания Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

сущность современной научно-технической революции (НТР);

научная деятельность — неотъемлемая часть общественного производства;

характерные черты нового этапа НТР;

роль НТР в изменении положения человека в системе производства.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков Три и более правильных предложения (пример ответа по существу вопроса) По мнению авторов, современная НТР «характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается:

1) в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, 2) сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства»

Согласно тексту, начало современной НТР относится к 50-м годам XX столетия.

1) Это обусловлено тем, что с этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства, 2) Наука превращается в непосредственную производительную силу общества В качестве трёх направлений современной НТР могут быть перечислены:

1) использование принципиально новых технологий (информационных, биотехнологий и др.):

2) качественные изменения предметов труда, широкое использование новых материалов;

3) создание и использование гибких автоматизированных производств, робототехнических комплексов.

Могут быть перечислены другие направления современной НТР Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка зрения (точка зрения ученика) — современная НТР обеспечивает научно-техническую базу успешного решения глобальных проблем человечества, играя ведущую роль в развитии общества.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

27 • «Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется:

масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных 1) Выражена позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным 2) Приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что • НТР способствует развитию образования, превращению его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования;

• НТР позволяет человеку овладеть высокими скоростями, сравнительно 28 безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях;

3) в случае несогласия может быть указано, что • НТР приводит к тому, что человек становится всё более зависим от техники:

техногенные катастрофы приносят значительный ущерб не только природе, но и человеку;

• НТР в развитых и развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой вызывает рост безработицы.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) Согласие (несогласие) и один аргумент, или только два аргумента министЕрство оБрАзовАния и нА)rки россIпlскоЙ ФЕдЕрАции Госуларственное образовательное учреждение высшего профессионального российский госудАрствЕнный торгово_экономичЕский

УНИВЕРСИТЕТ

Часть I.

rlpa выполненuu эmой часmа запuлцumе Bata оmвеm в оmвеdенное лrесmо в Bade послеdоваmельносmа букв uлu цuфр.

1. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) влечение 2) ощущ9ние 3) аффект 4) память 5) мьтшление б) фантазия Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

ответ:

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором проIryщен ряд с.пов. Выберите из предлагаемого сrIиска спова, которые необходлмо вставить на место пропусков.



Pages:     | 1 ||


Похожие работы:

«Министерство образования Российской Федерации Ростовский государственный университет Геолого-географический факультет Кафедра физической географии экологии и охраны природы Программа комплексной учебной зональной общегеографической практики студентов 2 курса дневного отделения, обучающихся по специальности 013600 Геоэкология Ростов-на-Дону 2003 Печатается на основании Решения кафедры физической географии, экологии и охраны природы, протокол № от 2003г. Программа разработана доцентами Л.А....»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ухтинский государственный технический университет (УГТУ) Институт физической культуры и спорта ПРОГРАММА профессионально-ориентированной практики для студентов специальности 032101 – физическая культура и спорт Ухта 2009 УДК 796 (075.8) Б 86 Бочаров, М.И. Программа профессионально-ориентированной практики для студентов специальности 032101 – физическая культура и спорт [Текст] /...»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный аграрный университет АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине Д.1.1 - ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ индекс и наименование дисциплины Код и направление подготовки 120700 – Землеустройство и кадастры Профиль подготовки 120701.62 – Землеустройство 120702.62 - Земельный кадастр Квалификация (степень)...»

«Организация Объединенных Наций A/HRC/18/23 Генеральная Ассамблея Distr.: General 4 July 2011 Russian Original: English Совет по правам человека Восемнадцатая сессия Пункты 2 и 3 повестки дня Ежегодный доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека и доклады Управления Верховного комиссара и Генерального секретаря Поощрение и защита всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие Доклад...»

«ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (для 4 класса) МОБУ СОШ № 25/11 г. Таганрог Содержание Введение 2 1. Пояснительная записка 3 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 8 3. Базисный учебный план начального общего образования 12 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 16 5. Программы отдельных учебных предметов 6. Программа...»

«ЯРКИЕ ВЕХИ ЖИЗНЕННОГО П УТ И Вот уже много лет в Татарстане на слуху имя Мансура Хасанова -одного из татарских зыялы, мелькающее то в программах научных конференций, то на экране телевизора, то в газетных статьях. Кто же он такой? Ответ можно найти в его богатой биографии. Он сам себя вырастил из простого крестьянского джигита в видного деятеля татарского народа. Изучив жизнь и быт своего народа, его историю, обычаи и традиции, беря пример у выдающихся людей прошлого и современников, Мансур...»

«European Researcher, 2012, Vol.(29), № 9-2 17.00.00 Art History 17.00.00 Искусствоведение UDC 7.046.3 Images of the Russian Saint Dukes Vladimir, Boris and Gleb in the Russian Art of the XVII Century (Monumental Painting Case Study) Natalia M. Abramenko Institute UNIC, Moscow, Russia Bolshaya Sadovaya street, bld. 8, Moscow, 123001 Lecturer E-mail: [email protected] Abstract. The article discusses the images of St. Princes Vladimir, Boris and Gleb in the monumental painting of the XVII century,...»

«Принята: Утверждаю: решением Совета школы Директор МБОУ Рунской ООШ Протокол №6 от 10.06.13г. Н.В. Орлова А.В.Петров Приказ № 96 от 16.07.2013 Основная образовательная программа основного образовательного учреждения МБОУ Рунской основной общеобразовательной школы на 2013 – 2018 год. п. Рунский 2013 г. 1 Содержание Паспорт программы..5 Общие положения.. 1. Целевой раздел...10 1.1. Пояснительная записка.. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы...»

«ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина Колледж агротехнологий и бизнеса Ульяновской ГСХА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники МДК. 02.01. Комплектование машинно-тракторного агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ МДК. 02.02. Технологии механизированных работ в растениеводстве МДК. 02.03. Технологии механизированных работ в животноводстве Специальность 110809 Механизация сельского хозяйства Уровень подготовки базовый...»

«Федеральная научно-образовательная программа Творческого и научно-технического развития детей и молодежи ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА ПОЛОЖЕНИЕ О Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ Первые шаги в науке Москва – 2009 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Учредителем Всероссийского детского конкурса научноисследовательских и творческих работ Первые шаги в науке (далее конкурс) является Общероссийская общественная организация Национальная система развития научной, творческой и...»

«Содружество Воинских Духовных Традиций Программа секции ушу Возраст: 5-13 лет Автор: Макушин Андрей Александрович (тренер секции ушу) Москва 2013 1 Пояснительная записка Дословно ушу означает боевое (У) искусство (ШУ). Однако ушу – это не только восточное единоборство, но и древнейшая философия, отражающая всю многогранность, продуманность и неоднозначность китайской культуры и истории. По сути кунг-фу и ушу – это одно и тоже. Ушу дословно переводится как боевые искусства, а гунфу, также...»

«Олег Новоселов Женщина. Учебник для мужчин (1я редакция издания с сайта автора: http://humans-ethology.com) Читать он-лайн с сайта автора: http://humans-ethology.com/#reader1 В книге с точки зрения биологии и теории эволюции в единой системе и исчерпывающем объеме описаны и объяснены принципы и особенности взаимоотношений мужчины и женщины, а так же принципы устройства и функционирования человеческих обществ от бытового до геополитического уровня, начиная с эпохи нижнего палеолита и до наших...»

«1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.П. ГОРЯЧКИНА УМО ФГОУ ВПО МГАУ Лаборатория геоинформационных технологий (межкафедральная лаборатория ИНТК ФГОУ ВПО МГАУ) УТВЕРЖДАЮ ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОРПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ П.Ф. Кубрушко 20 августа 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ...»

«Записи выполняются и используются в СО 1.004 Предоставляется в СО 1.023. СО 6.018 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова Факультет природообустройства и лесного хозяйства СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Проректор по учебной _/Соловьев Д.А./ /Ларионов С.В./ _ 2010 г. _ 2010 г. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА по дисциплине Охотоведение Для специальности...»

«2012/2013 2010 уч.год. ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №231 городского округа Самара Заведующий МБДОУ №231 - Кичайкина Л.Т. Старший воспитатель - Куликова Н.А 2012/2013г. Публичный отчет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №231 городского округа Самара Структура и содержание публичного отчета 1. Общая характеристика МБДОУ 1.1. Характеристика...»

«Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Международный университет природы, общества и человека Дубна (университет Дубна) ИСАУ кафедра системного анализа и управления УТВЕРЖДАЮ проректор по учебной работе С.В. Моржухина __20 г. Программа дисциплины Информационная безопасность Направление подготовки 080500 Бизнес-информатика Профиль подготовки Электронный бизнес Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная г. Дубна,...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет Новокузнецкий институт (филиал) Факультет информационных технологий Кафедра экологии и естествознания УТВЕРЖДАЮ Декан ФИТ Каледин В.О. 16 февраля 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД.Ф.10 Основы природопользования Для специальности 020804.65 Геоэкология Специализация 013602 Региональное...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный аграрный университет им Н.И. Вавилова Согласно Утверждаю Декан ФВМиБТ Проректор по учебной работе _А.В. Молчанов _С.В. Ларионов _2013 г. 2013 г. МОДУЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Основы животноводства Специальность 110201 – Агрономия Факультет – Агрономический Кафедра технологии производства продуктов животноводства и племенного дела Курс 3 Объем дисциплины...»

«ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Основы программирования на Паскаль АВС Составитель: Овчинников А. А. г. Волгоград 2012 год Волгоград МОУ СОШ № 95 А.А. Овчинников Рецензент: к.т.н., ст. преподаватель кафедры Программное обеспечение автоматизированных систем (ПОАС) ВолгГТУ С.А. Овчинников Аннотация Пособие предназначено для обучения основам программирования школьников на начальном этапе. Необходимость такого пособия вызвана тем, что в базовых учебниках для средней школы раздел программирования либо вообще...»

«УДК 796.01:612 ТРЕНАЖЕР ФРОЛОВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЛОВЦОВ-ВЕТЕРАНОВ Э.И. Камалова – аспирантка Камская государственная академия физической культуры спорта и туризма Набережные Челны TRAINING APPARATUS FROLOV AS EFFECTIVE MEANS IN INCREASING VETERAN – SWIMMERS' EFFICIENCY E.I. Kamalova – post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny e-mail: [email protected] Ключевые слова: тренажер Фролова, гипоксия,...»






 
2014 www.av.disus.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.