МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 160 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА
ТЮМЕНИ
Автореферат
«Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно – экологической работе с дошкольниками»
Инструктор по физической культуре МАДОУ д/с № 160 Гусарева Лариса Станиславовна Г. Тюмень 2013 г.
Содержание 1. Введение 2. Обоснование целесообразности и возможности формирования у дошкольников экологических знаний в физкультурно – экологической работе.
3. Организация физкультурно – экологической работы в ДОУ 4. Заключение 5. Список литературы Введение «Принципы жизни – в согласии с Природой и ее законами – должны войти в кровь и плоть человека.
Значит, первое что можно и нужно делать сегодня, понять, принять эти принципы и решать проблемы образования и воспитания.
Новая цивилизация должна начать с новых образовательных программ.
Н.Н. Моисеев.
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становится мощным средством, разностороннего развития ребенка (В.Т.
Лободин).
Одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей. О важности формирования здоровья в детском возрасте свидетельствуют результаты многочисленных исследований ученых (Н.И. Шлык, 1990; Н.А. Матвеева, 2000; А.А. Баранов, 2005).
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает серьезную озабоченность в обществе и государстве (об этом указывают, в частности, А.А. Баранов, Т.А. Щеплягина, А.Г. Ильина, 2005).
Парадокс нашего общества состоит в том, что все понимают значение здоровья для человека, но его качество постоянно ухудшается и становится проблемой нации.
Усугубление экологических проблем побуждает людей к поиску способов осмысления ценностей экологии, экологического мышления у населения, формирование начал экологической культуры (В.А. Игнатова, 1998; Н.И.
Кондратьева, 2000; С.Н. Николаева, 2002). И ключ к росту экологического сознания – экологическое образование.
Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений современной дошкольной педагогики. Оно связано не только с развитием личности ребенка, но и с перспективами нашей планеты (Ю. Фаусек, дошкольное образование, /август 2011/).
Экологическое образование является новой категорией, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее направлениями, одним из которых является «здоровье».
Экологическое образование и физическая культура имеют общую задачу:
понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности.
-3Именно физическая культура по образному выражению В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека.
В дошкольных учреждениях существует большое количество программ, связанных с формированием у дошкольников знаний в области физической культуры и экологического образования как нового направления, но до сих пор нет программы, которая непосредственно решала бы проблемы экологического образования дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями (Н.Ю. Мищенко, 2003; Т.А. Радионова, 2005) Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры.
В инструктивно – методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства Образования Российской Федерации от 10.03.2000, № 16/23 указывается на необходимость целесообразного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сохранить количество занятий в целом и их общую продолжительность.
Вышеизложенное говорит о том, что проблема поиска путей совершенствования образовательного процесса в ДОУ на основе реализации интегрированного подхода в физическом воспитании является актуальной.
Гипотеза. Повышение эффективности образования в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников в дошкольного учреждения и родителей.
Объект исследования:физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс физкультурно – оздоровительной работы экологической направленности в дошкольных учреждениях.
Цель исследования: обоснование методики интегрированных занятий по физической культуре, направленной на решение физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить научную литературу о целесообразности и возможности формирования у дошкольников экологических знаний в процессе физкультурно – оздоровительной работы.
способствующей формированию экологических знаний у дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
3. Оценить эффективность разработанной методики.
Научная новизна: определена целесообразность интеграции двигательной и познавательной деятельности детей для формирования у них физкультурно – экологических знаний на основе общей задачи сохранения и укрепления здоровья. Разработана методика физкультурно – экологической работы с дошкольниками.
дошкольников экологических знаний в процессе физкультурно – оздоровительной работы.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, Н.Н.Поддъяков, А. В. Запорожец, Г.Г.
Кравцов и др.). В этот период устанавливаются связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, миром социальных отношений, рукотворным миром (миром вещей и духовными ценностями).
Как отмечают С.Б. Тихвинский, И.М. Воронцов (1991), Д.В. Зелинская (1995), здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические и личностные характеристики ребенка, социально – экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам материнства.
В основе катастрофического ухудшения здоровья, по мнению А. А. Баранова (1998), лежит целый комплекс социально – экономических причин к которым относится отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у детей потребности в сохранении здоровья и гармоничном развитии.
По словам Н.А. Матвеевой (2000), формирование здоровья – одна из ведущих задач образовательных учреждений. Здоровым можно считать ребенка, который в полной мере может удовлетворить свои биологические, духовные и социальные потребности. Это возможно, если на всех этапах онтогенеза организм развивается в соответствии с генетической программой и адекватно адаптируется к меняющимся факторам окружающей среды.
Конвенция оправах ребенка подчеркивает право его на высоко – качественное образование. В соответствии с Конвенцией образование охватывает не только познавательные потребности детей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие.
Такая точка зрения на образование опирается на интересы каждого ребенка и учитывает его уникальные способности и потребности.
Как подчеркивают З.И. Тюменова, В.А. Мошевич (1994), интеграция должна рассматриваться в контексте непрерывного образования, воспитания и развития. Поэтому построение единой целостной системы «интегрированногоразвития» было бы естественно начинать с ДОУ, чтобы уже с дошкольного возраста начинали формироваться представления о целостности окружающего мира. По мнению авторов, основной целью телесное, духовное и социальное благополучие; только при этих условиях,возможно, гармонизировать развитие ребенка. Интеграция учебно – воспитательного процесса, формирующего ребенка как личность, должна быть нацелена не только на образовательную его составляющую, но и в целом – на учебно –воспитательный комплекс, ориентированный на воспитание гармоничной личности в рамках формальных и неформальных воспитательных систем.
В целом развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время находится в стадии становления. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90 – е годы: появляется ряд парциальных авторских программ, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»).
На сегодняшний день степень экологизации образования в детских садах страны сильно варьируется от региона к региону.
В диссертационных исследованиях Г.А. Каданцевой (1993), А.С.
Дворниковой, Ю.К. Чернышенко (1997), И.К. Спиркиной (2000), Стародубцевой (2004) обосновывалась интеграция умственного и двигательного развития дошкольников, интеграция познавательной и двигательной активности. В процессе педагогических экспериментов Л.Н.
Волошиной и С.Б. Шармановой доказали эффективность использования межпредметных связей на физкультурных занятиях интегрированной формы.
Н.Ю. Мищенко обоснована методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей.
Результаты диссертационных исследований показывают возможность организации физкультурно –экологической работы в дошкольных учреждениях, способствующих улучшению здоровья и показателей их физической подготовленности, а также повышению уровня экологической грамотности.
Тема автореферата важна и необходима для общества и прежде всего для меня, так как я помимо должности инструктора по физической культуре работаю педагогом дополнительного образования по экологии, уже 5 лет.
Стаж работы инструктором по физической культуре – 2 года. Поэтому мои знания по экологии помогают мне в работе физинструктора.
Наш детский сад работает по программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы», реализуя интегрированный подход, использую в своей работе программу Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»
Успех реализации физкультурно – экологической работы обеспечивается обязательными условиями:
Постоянным общение с природой Созданием эколого – оздоровительной развивающей среды Накоплением учебно – наглядного, методического материала и оборудования Повышением уровня экологического образования и культуры работников ДОУ Пропагандой физкультурно – экологических знаний среди родителей, детей и педагогов ДОУ Разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно – экологической работы сдетьми и родителями.
В процессе физкультурно – экологической работы использую такие формы:
Утренние гимнастики Физкультурно – экологические занятия Физкультурно –экологические досуги Подвижные игры с экологической направленностью В своей работе я целенаправленно осуществляю экологическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе занятий по физической культуре.
Оздоровительная направленность обусловлена возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения интегративных занятий и дней здоровья; воздействием различных постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма, обеспечением тренирующего эффекта занятий и рекомендуемого уровня двигательной активности.
Образовательная направленность заключается в формировании элементарных знаний экологического характера, являющихся исходным условием осознанно – правильного отношения дошкольников в природе; в совершенствовании у детей двигательных умений и навыков, а также в развитии двигательных и познавательных способностей.
кругу общечеловеческих ценностей познания (приобретение новых природоведческих знании), преобразования (природной среды и собственного себя), переживания (эстетического характера), возникающих при непосредственном восприятии природных явлений и объектов), а также в формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Так физкультурно – экологические занятия способствуют у детей познавательного интереса, активизации знаний, осознанию практической значимости изучаемого предмета.
В детском саду есть спортивная площадка, поэтому если погода позволяет, то занятия провожу на воздухе. На территории сада достаточно деревьев и кустарников, что позволяет в процессе занятий проводить наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.
Детям очень нравятся сюжетные занятия, где они «превращаются» в разных животных, отправляются на прогулку в лес, на речку, на луг и т д.
Содержание занятий составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями.
В физкультурно – экологические занятии обязательно включаю здоровьесберегающие технологии: дыхательные упражнения, различные виды массажа, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и др.
В течение учебного года проводим физкультурно – экологические досуги, задачей которых является создание бодрого настроения, стимулирования активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
Физкультурно – экологический досуг проводится в целях закрепления знаний детьми по экологии и физической культуре и как элемент активного отдыха детей.
Содержание физкультурно – экологического досуга зависит от времени года, условий проведения, возраста и уровня подготовленности детей. По содержанию может быть различным: строиться на знакомых детям подвижных играх, игровых упражнениях, включаются игры –эстафеты, игры – аттракционы. Также в содержание досуга входят экологические задания, вопросы,загадки. Викторины.
Каждый физкультурно – экологический досуг проводим под музыкальное сопровождение.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным:
Песок, глина, камни Растения Животные Человек и природа С детьми, которые посещают кружок «Юный эколог» (старшие и подготовительные группы) в конце пройденного блока («Вода», «Воздух»
«Солнце» и т. д.) проводим спортивно–экологический праздник («Волшебница – вода», «Воздух - невидимка», «Путешествие по планетам»).
НА эти праздники приглашаем родителей.
Таким образом, блоковая структура программы позволяет реализовать проблемный подход, каждый блок отражает определенную проблему, которая рассматривается с разных точек зрения. Каждая проблема позволяет раскрывать экологические вопросы в процессе физкультурно – экологической работы.
Результаты своей работы вижу в результатах мониторинга физического развития, проводимого в начале и конце учебного года.
По результатаммониторинга за 2 полугодие 2012 - 2013г. следующие результаты:
Общий результат по саду 40,9% детей с высоким уровнем, 59,4 % со средним уровнем, 3,6% В подготовительных группах увеличилось количество детей с высоким уровнем на 21%, уменьшилось количество детей с низким уровнем на 8,4% по сравнению с началом года.
В старших группах увеличилось количество детей с высоким уровнем на 10,2%, уменьшилось количество детей с низким уровнем на 6,4% по сравнению с началом года.
В средних группах увеличилось количество детей с высоким уровнем на 15%, уменьшилось количество детей с низким уровнем на 12,1% по сравнению с началом года.
Планирую в дальнейшем провести мониторинговое исследование физического развития и экологических знаний у группы детей, которые посещают кружок «Юный эколог» и у группы детей не посещающих кружок.
Мониторинг экологических знаний проводится по методике В.Л.
Малашенковой «Оценка успешности экологического образования дошкольников»
Моя цель – добиваться высоких результатов в физкультурно – экологической работе.
Таким образом, воздействуя на деятельную сферу личности ребенка повышаем уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков развития двигательных качеств и способностей, формирование практических умений и навыков в природоохранительной деятельности на основе усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим.
1. Лободин В.Т. В стране здоровья: Программа эголого – оздоровительного воспитания – М.: Мозаика –синтез, 2. Сидорова Т.В. Физкультурно – экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие /АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас: АГПИ, 3. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 4. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М.: Школьная Пресса, 5. Кушина Е.Г. Эколого – валеологическое образование – Челябинск:
Издательство ЧГПУ, 6. Маханева М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть!
Методическое пособие – М.:Т.Ц. Сфера, 7. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в саду – Система мероприятий / М.: Айрис – пресс, 8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.:Изд. Дом Карапуз, 9. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу: Учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений // - М.: Просвещение, 10. Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. Физкультурно – оздоровительная с дошкольниками в детском саду и дома – М.: Школьная Пресса, 11.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу Мир природы - 2 – е изд.// - Волгоград:
Учитель,