Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Индустриально-промышленный техникум»
Программа духовно – нравственного
воспитания молодежи
«Духовное возрождение»
Авторы:
\\\\\\\\\\\\\\\\\\Л.П. Михайличенко – директор
О.В. Ситникова – зам. дир. по УВР Н.В. Бучнева – педагог доп. обр.
Рассказово 2012 Церковь Иоанна Богослова г. Рассказово Содержание Введение 3 I. Основные тенденции и проблемы духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения II. Цель и задачи программы III. Финансирование программы IV. Основные направления программы и мероприятия V. Механизм реализации программы VI. Полученные результаты реализации программы
ВВЕДЕНИЕ
Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно – нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Наше учреждение – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему, где заботятся о нравственном становлении личности. На помощь приходит нам православие. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции. Мы стараемся воспитать у наших обучающихся национальное достоинство русского человека и сформировать в душах молодого поколения черты, присущие русскому человеку: доброту, благородство, сострадание, благочестие, трудолюбие и др. Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении ее членов.Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Наша задача сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним из иностранных языков, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного.
Духовный человек – это, прежде всего, гражданин и патриот. Это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа.
У каждого города, села, посёлка есть своя «визитная карточка» архитектурное сооружение, своего рода символ, благодаря которому это место уже нельзя спутать ни с каким другим. Уникальной достопримечательностью г.
Рассказово является церковь Иоанна Богослова, история создания которой своими корнями уходит к началу восемнадцатого века… Первый рассказовский храм был построен ещё в начале семнадцатого века.
Первый поселенец на рассказовской земле Степан Рассказ считал, что только православная вера и церковь помогут объединить народ. Поэтому сразу после поселения начал строить церковь.
Как рассказали нам архивные документы и книги по краеведению, нынешняя церковь Иоанна Богослова заложена в 1879г. на народные средства, а также на пожертвования помещика и фабриканта Асеева и потомственного почётного гражданина Константина Крюченкова.
Строительство нового храма продолжалось 24 года.
Двадцатый век наряду с его созидательными вехами вошёл в историю и как отрицатель Святой веры, как разрушитель христианских храмов. Не миновала чаша сия и рассказовскую церковь. В 1918году началось её разрушение, в 1929году с колокольни был сброшен её «Святой голос» - главный колокол. В 1937 году церковь закрыли.
Но в годину великих испытаний, во время Великой Отечественной войны, её вернули верующим, и в 1945году в храме вновь начались богослужения.
Первым натоятелем нашего храма после его открытия в 1945 году был протоиерей Михаил Кронидовач Сперанский.
С 1946 года началось восстановление церкви. Вскоре она была переосвещена, храм снова стал центром православной веры в Рассказове.
Наш храм, как и любой на Руси, - это опора для всех бедных и нуждающихся людей, беженцев, безработных и других социально незащищённых категорий граждан, для всех нас.
…Каждое утро в ранние часы с центральной площади города Рассказова, в любую погоду, раздаётся удивительный, чудный звон малиновый звон – Православного храма Иоанна Богослова.
Колокольный звон будит и тех, кто спешит на утреннюю службу, и тех, кто когда-то пытался отлучить православных горожан от церкви… Время примирило их, а Правда Истины – Святая Вера в Бога – помогла новому поколению вернуться к своим истокам. Бело – голубое чудо Богословской церкви возвышается над городом как символ покаяния, милосердия и любви.
Социальное служение Рассказовского храма – образец милосердия и человеколюбия для каждого из нас.
Работа по духовно – нравственному воспитанию молодёжи в нашем техникуме построена на истории нашего храма, его традициях, знаменательных датах… Данная программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учебно-образовательном процессе.
I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей.
Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние подростков.
Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
- ослабление в образовательных учреждениях работы по духовнонравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся;
- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и, в том числе, – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;
- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;
- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;
- формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовнонравственное развитие человека;
- уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.
Понимая культуру как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, следует выделять основной предмет культуры, определяющий ведущие направления в воспитании духовно-нравственной личности: правовая культура, культура поведения (этикет), экологическая культура, сексуальная культура.
Формирование экологической культуры как элемента духовнонравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Эта сравнительно новая проблема остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису из-за неразумного отношения к природе и ее ресурсам. Ведущей идеей воспитания экологической культуры детей, подростков и молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям.
Поиск новых, эффективных методов непрерывного экологического образования, использование доступных возрасту природоохранных мероприятий и многое другое – требование сегодняшнего дня.
Произошли упущения в нравственном воспитании молодежи.
Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания.
Основными показателями социализации индивида выступают:
знание традиционных устойчивых норм поведения;
представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
нормативная система этикета.
Воспитательная работа в указанной области требует формирования у воспитанников именно этих компонентов. Разработка действенных, практикоориентированных методов и средств развития правильного, соответствующего социальным нормам поведения возможна при условии создания системы взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций.
В то же время, опираясь на роль народных традиций в современном воспитании, необходимо приобщать детей к народным этикетным традициям, к духовным и нравственно-этическим ценностям народа.
Успехи на пути формирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.
В то время как интерес населения к правовой информации возрастает и растет престижность юридических специальностей, еще не удается преодолеть правовой нигилизм значительной части нашего общества. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры и начинать это нужно со школьного возраста.
Воспитание правовой культуры предполагает формирование умений видеть ценность права и его социальную роль, правовым способом разрешать конфликты.
Задача образовательных учреждений сегодня – способствовать развитию правовой культуры обучающихся, будущих граждан России, в процессе усвоения ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, об основных отраслях права, а главное – через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Этому должно способствовать использование различных форм обучающей деятельности: право как учебный предмет, факультативные занятия, классные часы, досуговые мероприятия, интеграция нескольких учебных дисциплин, участие подростков в деятельности учреждений дополнительного образования, реализующих образовательную программу правового воспитания.
В сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.
реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений.
обеспечить решение основных задач в сфере духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся.
-воспитание формирование у них устойчивого интереса к эстетическим ценностям, художественной культуре, обеспечение гуманистической направленности воспитательного процесса;
-содействие гармоничному духовному развитию личности подростка и привитие основополагающих принципов нравственности;
-содействие по распространению опыта педагогов в области духовнонравственного воспитания.
общепринятых норм и правил поведения в быту и общественной среде;
самостоятельно ориентироваться в явлениях художественной культуры;
выявление эстетических потребностей обучающихся, содействие развитию их творческого потенциала;
поддержка молодежной субкультуры в рамках создания реального культуротворческого процесса;
пропаганда творческих достижений обучающихся;
развитие культуры межнационального общения; воспитание толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде;
создание и развитие любительских объединений и клубов по интересам, художественных центров, театральных, танцевальных, хоровых и вокальных коллективов и др.
осуществление конкретных мероприятий в сфере духовно-нравственного, эстетического, художественного, интеллектуального развития и правовой культуры;
дальнейшее развитие и поддержание материально-технической базы для проведения в лицее культурно-массовых мероприятий;
противодействие распространению в среде подростков пороков табакокурения, алкоголизма, наркомании и насилия.
-Принцип добровольности.
-Принцип доверия и поддержки.
-Принцип гуманизма.
Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.
Духовность – подход к истине через православие.
Финансирование программы осуществляется за счет:
внебюджетных средств образовательного учреждения.
IV. Основные направления программы и мероприятия 1. Духовно-нравственное развитие 1.1.Экскурсии по святыням 2. Художественно-творческое развитие 2.1. Участие в фестивале В техникуме широко и на высоком уровне поставлена работа по духовно-нравственному воспитанию молодёжи.
Установлены хорошие взаимоотношения с настоятелем Иоанно-Богословской церкви города иереем Владимиром Шелдовициным. Он является гостем на многих мероприятиях. Дети с удовольствием беседуют с батюшкой, задают много интересующих их вопросов.
Основополагающее значение в процессе духовно – нравственного развития детей, формирования целостного мировоззрения и ценностных представлений о значимости духовно – нравственной культуры имеет изучение предмета «История мировой культуры».
Традиционно обучающиеся техникума ежегодно участвуют в областном Славянском фестивале, на котором отдыхают душой и сердцем, получают много положительных эмоций. На протяжении последних пяти лет техникум завоёвывает в фестивалях призовые места и дипломы Лауреатов. Активно участвует в конкурсе рефератов, тематических программ, которые публикуются среди лучших программ в сборниках методических материалов по итогам проведения областного Славянского фестиваля. Необыкновенно значима тематическая программа «Мой храм – моя Святыня».
Обучающиеся и педагоги техникума принимают участие в Питиримовских духовно – образовательных чтениях и каждый раз находят в них что-то новое и полезное для своей духовной жизни, для осмысления прошлого и настоящего родной, православной Церкви.
Организуются экскурсии в Иоанно - Богословскую церковь, выездные мероприятия в с. Трегуляй, г. Задонск, Сергиев Пасад.
Обучающиеся и сотрудники техникума оказали помощь по сбору средств на строительство детского приюта с домовой Церковью Святителя Николая Чудотворца Мамонтовой пустыни в Сосновском районе.
Проводя анализ работы по духовно – нравственному воспитанию подростков, очевидны результаты, отражающие положительную динамику работы:
обучающаяся Лавринович Наташа, посещая монастыри, церковь, активно участвуя в проводимых мероприятиях, глубоко проникнувшись духовной жизнью, избрала для себя путь – служение Православной Церкви. В настоящее время Наташа является послушницей Вознесенского женского монастыря г. Тамбова, Любимова Ирина, Забавников Андрей – семинаристы духовной семинарии.
Нравственное воспитание подростков помогает педагогам техникума решать проблему профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. За последние три года их количество снизилось в среднем на 20%.
За большой вклад в духовно – нравственное воспитание и просвещение обучающихся в адрес техникума получены благодарственные письма управления образования и науки области, Тамбовской епархии. Значит есть результат нашей работы – в душах детей посеяно доброе, здоровое зерно любви к своему Отечеству, народу, его истории.
Выполнение программы осуществляют следующие структурные подразделения:
Ежемесячная газета « Новости техникума»
Координацию выполнения программы осуществляет Совет по внеучебной работе Контроль за выполнением программы духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
VI. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на 2012-2015 годы обеспечивает повышение статуса воспитания в техникуме на основе широкого общественного согласия. К полученным результатам относятся:подготовка и издание методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности;
повышение культурного уровня образовательного процесса;
развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
создание условий для развития духовной личности;
поддержка инновационной деятельности педагогов и развитие научнопедагогического потенциала;
оптимизация учебной нагрузки, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся и педагогических работников.