Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Заместитель директора по УВР директор

МО

_/Бачерова А.А./ _/Штарк Е.Ю./

Протокол №

«_» 2013 г. «_»_2013 г.

«_» 2013 г.

Рабочая программа по физике для 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) на 2013 – 2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Авторы:

В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова. Москва. Просвещение, 2007г.

Составитель: Ермакова Светлана Викторовна, учитель физики Ст. Панкрушиха, Пояснительная записка.

Статус документа Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и «Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы»

(составитель П.Г.Саенко, авторы программы В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. В планирование включены все основные вопросы программы в соответствии с Государственным образовательным стандартом по физике.

Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой перспективы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Изучение физики в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников; система оценивания; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; формы и средства контроля; литература.

Общая характеристика учебного предмета Физика—фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всём многообразии явлений окружающего нас мира. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Оно раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

В задачи обучения физике входят:

развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 68 учебных часов из расчета учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Форма промежуточной и итоговой аттестации:

Зачёт по теме «Кинематика».

Зачет по теме «Динамика. Силы в природе».

Зачет по теме «Законы сохранения в механике», коррекция.

Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа», коррекция.

Зачет по теме «Жидкие и твердые тела», коррекция.

Зачет по теме «Термодинамика».

Зачет по теме «Электростатика», коррекция.

Зачет по теме «Электрический ток в различных средах», коррекция, резерв.

При проведении зачетных уроков примерный перечень видов деятельности учащихся может быть следующим.

Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной демонстрации (ситуации). Например, при организации зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид механического движения по скорости и траектории.

Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».

Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков:

а) установите вид движения на каждом участке;

б) определите начальную и конечную скорости движения;

в) постройте график проекции ускорения;

г) постройте график проекции перемещения.

Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах. Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах» целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.

Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.

Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач.

Для повышения интереса к физике можно включить в зачетные мероприятия дидактические игры типа «Устами квантовой физики» (или любого другого раздела), которые проводятся по правилам интеллектуальных игр типа «Устами младенца».

Количество лабораторных и практических работ: Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на базовой ступени среднего (полного) общего образования:

Познавательная деятельность использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

Информационно-коммуникативная деятельность владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных Рефлексивная деятельность владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский.—12-е изд.—М.:Просвещение, 2005.—336 с.:ил.

Методические пособия:

1. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы.—8-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1983.—192 с., ил.

2. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ сост.

Г.Н.Степанова.—2-е изд.—М.: Просвещение, 1996.—256 с.: ил.

3. Заботин В.А. Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 кл.

1. Учебно-электронное издание «Физика 7-11 классы. Практикум».

2. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы.

Основное содержание (68 ч, 2 ч в неделю) 1. Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч) Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

2. Механика (22 ч) Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Фронтальные лабораторные работы 1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч) Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики:

статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Фронтальные лабораторные работы 3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика (21 ч) Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля.

Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Система оценивания Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

1. О физических явлениях:

Признаки явления, по которым они обнаруживаются;

Условия, при которых протекает явление;

Объяснение явления на основе научной теории;

Примеры учёта и использования его на практике;

цель, схема, условия, при которых осуществляется опыт, ход и результаты о физических понятиях, в том числе и о физических величинах;

явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);

формулы, связывающие данную величину с другими;

способы измерения физической величины;

Формулировка и математическое выражение закона;

Опыты, подтверждающие его справедливость;

Условия применимости (для старших классов);

4. О физических теориях:

Основные понятия, положения, законы, принципы;

Границы применимости (для старших классов);

5. О приборах, механизмах, машинах:

Назначение: принцип действия и схема устройства;

6. О физических измерениях:

Определение цены деления и предела измерения прибора;

Определение абсолютной погрешности прибора;

Отбор нужного прибора и правильное включение его в установку;

Снятие показаний прибора и запись из с учётом абсолютной погрешности Определение относительной погрешности измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например, знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

Применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники;

Оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;

Самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете;

Решать задачи на основе известных законов и формул;

Пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ оцениваются умения:

Планировать проведение опыта;

Собирать установку по схеме;

Пользоваться измерительными приборами;

Проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;

Составлять краткий отчёт и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами. Умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых недочётов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочёта или не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил 2-3 недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объм выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объём выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, 2. Неумение в ответе выделять главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе: ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным 7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки 1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, схем, графиков.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III.

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решения задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Календарно-тематическое планирование 10 класс (2 часа в неделю, 68 часов) УМК авторов—Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский № Тема урока Основные требования к знаниям, умениям и Виды деятельности Сроки проведения Введение. Основные особенности физического метода исследования—1 час Механика—22 часа Кинематика—7 часов Основные понятия Знать: смысл понятия «физическое явление»; ос- Составление опор- 05.09. кинематики. новные положения; роль эксперимента и теории в ного конспекта Скорость. Равномер- Знать: смысл понятий «механическое движение», Фронтальный опрос ное прямолинейное «материальная точка», «система отсчёта», «траекдвижение (РПД). тория», «путь», «перемещение»; какие величины Уметь: разграничивать понятия «путь» и «перемещение»; выполнять действия над векторами, определять координаты движущегося тела; пользоваться законом сложения скоростей; описывать и объяснять прямолинейное равномерное движение; находить перемещение при прямолинейном Относительность ме- Знать: принцип относительности в механике. Составление опор- 12.09. ханического движе- Уметь: применять при решении задач принцип ного конспекта ния. Принцип относи- относительности и правило сложения скоростей.

тельности в механике.

Аналитическое опи- Знать: смысл понятия «прямолинейное равно- Построение графи- 16.09. сание равноускорен- ускоренное движение»; определение, обозначение ков движения. Реного прямолинейного и единицы измерения ускорения. шение задач.

движения Уметь: описывать и объяснять прямолинейное Свободное падение Знать: понятия «свободное падение», «невесо- Составление опор- 19.09. Уметь: объяснять свободное падение и невесомость, применять формулы при решении задач.

Равномерное движе- Знать: формулы криволинейного движения, связь Составление опор- 23.09. ние точки по окруж- между угловой и линейной скоростями. ного конспекта. Рености (РДО). Уметь: воспроизводить, давать определение по- шение задач.

Зачет по теме «Кине- Знать: основные понятия, формулы по теме «Ки- Контрольная работа.

Динамика и силы в природе—8 часов Масса и сила. Законы Знать: смысл понятий: механическое движение, Составление опор- 30.09. Ньютона, их экспери- относительность, инерция, инертность; понятие ного конспекта.

ментальное подтвер- силы как меры взаимодействия тел; законы Ньюждение. тона; принцип относительности Галилея.

Решение задач на за- Уметь: приводить примеры инерциальных и не- Решение задач.

Ньютона инерциальных систем отсчёта, иллюстрировать примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона.

Силы в механике. Знать: закон всемирного тяготения, точку прило- Решение задач.

Гравитационные си- жения веса тела; понятие о невесомости; формулы Решение задач по те- спутников Земли; применять формулы для реше- Фронтальный опрос 14.10. ме «Гравитационные ния задач.

Силы упругости — Знать: понятие «деформация тела», силы упруго- Составление опор- 17.10. Изучение движения Знать: формулы сил упругости и тяжести. Лабораторная рабо- 21.10. тела по окружности Уметь: работать с оборудованием, выражать ре- та.

под действием сил зультаты в СИ, правильно оформлять лабораторупругости и тяжести ную работу, делать выводы, применять на практилабораторная работа ке ранее полученные знания.

Силы трения. Знать: полезное и вредное действие силы трения: Фронтальный опрос. 24.10. Уметь: разделять силы трения между соприкасающимися поверхностями и при движении твёрдых Зачет по теме «Дина- Знать: основные понятия, формулы по теме «Ди- Контрольная работа мика. Силы в приро- намика».

Законы сохранения в механике. Статика—7 часов Закон сохранения им- Знать: смысл физических величин: импульс тела, Составление опор- 31.10. пульса (ЗСИ). импульс силы; смысл физического закона импуль- ного конспекта Реактивное движение. са. Границы применимости. Границы применимо- Решение задач Работа силы (механи- Знать: смысл физических величин: работа, мощ- Фронтальный опрос. 14.11. Теоремы об измене- Знать: смысл физической величины механическая Составление опор- 18.11. нии кинетической и энергия, её виды, теоремы об изменении кинетиче- ного конспекта потенциальной энер- ской и потенциальной энергии.

энергии в механике. Уметь: уметь объяснять и применять на практике Экспериментальное Знать: смысл физической величины механическая Лабораторная рабо- 25.11. хранения механиче- Уметь: работать с оборудованием, выражать реской энергии (лабора- зультаты в СИ, правильно оформлять лабораторторная работа 2). ную работу, делать выводы, применять на практике ранее полученные знания.

Зачет по теме «Законы Знать: основные понятия, формулы по теме «За- Контрольная работа.

сохранения в механи- коны сохранения в механике».

ке», коррекция. Уметь: уметь решать задачи по теме «Законы сохранения в механике».

Молекулярная физика. Термодинамика—21 час Основы МКТ—9 часов Основные положения Знать: смысл понятий: атом, атомное ядро; харак- Составление опор- 02.12. молекулярно- теристики молекул; смысл физических величин: ного конспекта кинетической теории количество вещества, масса молекул.

(МКТ) и их опытное Уметь: делать выводы на основе экспериментальобоснование. ных данных, приводить примеры, показывающие, Решение задач на ха- что наблюдение и эксперимент являются основой Фронтальный опрос рактеристики молекул для теории, позволяют проверить истинность теоретических выводов.

Идеальный газ. Ос- Знать: понятие идеального газа с точки зрения Фронтальный опрос МКТ идеального газа. Уметь: установить количественную зависимость Температура. Знать: основные свойства температуры; измере- Составление опор- 12.12. Уравнение состояния Знать: вывод уравнения состояния идеального га- Составление опор- 16.12. идеального газа за, уравнение состояния для произвольной массы ного конспекта (уравнение Менделее- идеального газа, уравнения состояния для одного ва — Клапейрона). моля идеального газа; зависимость между двумя уравнение МенделееУметь: применять знания на конкретных примева — Клапейрона и газовые законы.

Опытная проверка за- Знать: определение закона Гей-Люссака. Лабораторная рабо- 26.12. кона Гей-Люссака Уметь: работать с оборудованием, выражать ре- та.

(лабораторная работа зультаты в СИ, правильно оформлять лабораторную работу, делать выводы, применять на практике ранее полученные знания.

Зачет по теме «Осно- Знать: основные понятия, формулы по теме «Ос- Контрольная работа.

вы МКТ идеального новы МКТ. Газовые законы».

газа», коррекция. Уметь: уметь решать задачи по теме «Основы Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела—4 часа Реальный газ. Воздух. Знать: характеристики молекул в виде агрегатных Фронтальный опрос.

поверхности жидко- твёрдых тел, аморфных тел, приводить примеры.

Зачет по теме «Жид- Знать: основные понятия, формулы по теме Контрольная работа. 27.01. кие и твердые тела», «Жидкие и твердые тела».

Термодинамика—8 часов Термодинамика как Знать: молекулярно-кинетическую трактовку Фронтальный опрос. 30.01. фундаментальная фи- внутренней энергии (состав внутренней энергии), Решение задач.

зическая теория. формулу расчёта внутренней энергии одноатомного идеального газа; вывод формулы работы газа чет работы термодиУметь: применять знания на конкретных применамической системы.

Теплопередача. Коли- Знать: закон сохранения и превращения энергии; Составление опор- 10.02. чество теплоты. формулировку и уравнение первого закона термо- ного конспекта.

Необратимость про- Знать: уравнение первого закона термодинамики Составление опор- 17.02. цессов в природе. для каждого из изопроцессов, второй закон термо- ного конспекта.

Второй закон термо- динамики.

динамики. Уметь: объяснить уравнение первого закона термодинамики для каждого из изопроцессов; применять знания на практике; объяснять и применять Тепловые двигатели и Знать: физические принципы действия тепловых Составление опор- 20.02. Зачет по теме «Тер- Знать: основные понятия, формулы по теме «Тер- Контрольная работа.

Электродинамика—21 час Электростатика—8 часов Введение в электро- Знать: какие возникают силы между зарядами и Составление опор- 27.02. динамику. Электро- заряженными частицами; элементарные частицы; ного конспекта.

статика. Электроди- закон Кулона; понятия: электрическая постоянная, намика как фундамен- диэлектрическая проницаемость; границы приметальная физическая нимости закона Кулона.

теория. Уметь: объяснить роль статического электричества в жизни человека; решать простейшие задачи Электрическое поле. Знать: теорию близкодействия, теорию действия Работа в парах.

Напряженность. Идея на расстоянии (мгновенное действие на расстояблизкодействия. нии); понятие электрического поля и его свойства;

Решение задач на рас- принцип суперпозиции электрических полей. Решение задач.

напряженности Уметь: сравнивать напряжённость в различных электрического поля и точках и показывать направление силовых линий;

принцип суперпози- применять знания на практике.

Проводники и диэлек- Знать: понятия проводники и диэлектрики в элек- Лекция.

трики в электриче- трическом поле, электростатическая индукция, как ском поле. ведёт себя электростатическое поле бесконечной проводящей плоскости; физическую природу диэлектриков с точки зрения электронной теории.

объяснять процесс разделения разноимённых зарядов в молекулах (атомах)—явление поляризации;

Энергетические ха- Знать: понятия потенциал и разность потенциа- Составление опор- 17.03. рактеристики элек- лов, основные характеристики электростатическо- ного конспекта.

тростатического поля. го поля и связь между ними; конденсаторы, их соКонденсаторы. Энер- единение и энергия, единицы измерения электро- Работа в парах.

гия заряженного кон- ёмкости конденсатора.

денсатора.

Зачет по теме «Элек- Знать: основные понятия, формулы по теме Контрольная работа.

тростатика», коррек- «Электростатика».

Постоянный электрический ток—7 часов Стационарное элек- Знать: понятие электрический ток и условия, не- Составление опор- 03.04. трическое поле. обходимые для его существования; основные ха- ного конспекта.

Схемы электрических Знать: закон Ома для участка электрической цепи; Решение задач.

цепей. Решение задач понятие сопротивления; последовательное и пана закон Ома для раллельное соединение проводников.

участка цепи. Уметь: рассчитывать и строить схемы последоваРешение задач на рас- тельного и параллельного соединения проводни- Решение задач.

чет электрических це- ков; решение задач на закон Ома и расчёт электрических цепей; работать с оборудованием, выражать Изучение последова- результаты в СИ, правильно оформлять лабора- Лабораторная рабо- 14.04. тельного и параллель- торную работу, делать выводы, применять на та.

ного соединений про- практике ранее полученные знания.

водников (лабораторная работа 4).

Работа и мощность Знать: понятия работы и мощности постоянного Работа в парах.

Электродвижущая си- Знать: понятие электродвижущей силы; содержа- Составление опор- 21.04. полной цепи. Уметь: работать с оборудованием, выражать реОпределение ЭДС и зультаты в СИ, правильно оформлять лаборатор- Лабораторная рабо- 24.04. тивления источника ке ранее полученные знания.

тока (лабораторная Электрический ток в различных средах—6 часов Вводное занятие по Знать: формулу расчёта зависимости сопротивле- Составление опор- 28.04. ток в различных сре- Уметь: применять знания на практике.

Закономерности про- Знать: как возникает электрический ток в полу- Лекция. Фронталь- 08.05. текания электрическо- проводниках, виды примесей и проводимостей, ный опрос.

го тока в полупровод- принцип работы полупроводниковых приборов.

Закономерности про- Знать: как возникает электрический ток в вакуу- Лекция. Фронталь- 12.05. текания тока в вакуу- ме, газах и жидкостях, закон электролиза. ный опрос.

дящих жидкостях.

Зачет по теме «Элек- Знать и уметь: применять на конкретных приме- Контрольная работа.

трический ток в раз- рах материал темы «Электрический ток в различличных средах», кор- ных средах».

рекция, резерв.

Повторение (резерв)—2 часа Литература:

1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.

2. К а б а р д и н О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.

3. Ш а х м а е в Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф.

Шилов. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

4. С а у р о в Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

5. М я к и ш е в Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 14-е изд. — М.:

Просвещение, 2005. — 366 с.

6. С а у р о в Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.

7. Р ы м к е в и ч А. П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8-10 классов сред-ней школы.—8-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1983.—192 с., ил.

8. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ сост. Г.Н.Степанова.—2-е изд.—М.: Просвещение, 1996.—256 с.: ил.

9. Заботин В.А. Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни: кн. для учителя/ В.А.Заботин, В.Н.Комиссаров.—М.: Просвещение,2008.—64 с., ил.

ЦОР:

Учебно-электронное издание «Физика 7-11 классы. Практикум».

Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы.

«Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Кафедра Информационных технологий и моделирования Одобрена: Утверждаю: кафедра ИТиМ Декан ФЭУ протокол от 11.01.2012 г. № 6 _ В.П. Часовских /Зав.кафедрой _ В.А. Попов 30 мая 2012 г Методической комиссией ФЭУ протокол от 14.05.2012 г. № 34 Председатель Д.Ю. Захаров ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.1 Теория информации и кодирования Направление подготовки: 230700.62 – Прикладная...»