Pages:     | 1 |   ...   | 11 | 12 ||

«ФИЗИКА ЗЕМЛИ И ГЕОДИНАМИКА Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020302 Геофизика Петропавловск – ...»

-- [ Страница 13 ] --

Уиттекер Э. История теорий эфира и электричества. Современные теории. 1900гг. М.- Ижевск: Ин-т компьтерных технологий, 2004. 464 с.

Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 928 с.

Философский словарь / Ред. М.М. Розенталь. М.: Изд-во «Политической литературы», 1975. 496 с.

Ферми Э. Квантовая механика. М.: Мир, 1968. 368 с.

Флота Я., Новы Л. История естествознания в датах: хронологический обзор / Ред.

А.Н. Шамина. М.: Прогресс, 1987. 495 с.

Хаин В.Е., Полетаев А.И. Ротационная тектоника Земли // Наука в России. 2007. № 6. С. 14-21.

Храмов Ю.А. Физики. Библиографический справочник. М.: Наука, 1983. 400 с.

Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М.: Иностранная литература, 1955. С. 47.

Чернин А.Д. Физическая концепция времени от Ньютона до наших дней // Природа.

1987. № 8. С. 27-37.

Шило Н.А. О механике образования Солнечной системы // Тихоокеанская геология.

1982. № 6. С. 20-27.

Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М.: Кириллица-1, 2002. 128 с.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М.: Наука, 1980. 352 с.

Шулейкин В.В. Физика моря. М.: Наука, 1968. 1084 с.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 1. М.: Наука, 1965. 600 с.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 2. М.: Наука, 1966а. 632 с.

Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 3. М.: Наука, 1966б. 632 с.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1. От каменного века до элевсинсиких мистерий. М.: КРИТЕРИОН, 2001. 464 с.

Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Изд-во Политической литературы, 1975. 360 с.

Энциклопедия Мудрости. М.: РООССА, 2007. 814 с.

Яглом И.М. Почему высшую математики открыли одновременно Ньютон и Лейбниц? (Размышления о математическом мышлении и путях познания мира). М.:

Знание, Число, Мысль. 1983. № 6.

Berthelot. Les origins de l’Alchimie. Paris, 1885. P. 127, 147, 250.

Brace W.F., Bombolakis E.G. A note on Britle crack srouth in compression // J. Geophys.

Res. 1963. V. 68. N 2.

Dirichlet G.L. Untersuchungen uber ein Problem der Hydrodynamik // J. Rein Angew.

Math. 1860. V. 58. P. 801.

Duda S.J. Strain release in the Circum-Pacific belt, Chile 1960 // J. Geophys. Res. 1963.

68. P. 5531-5544.

Fujiwhara S., Tsujimura T., Kusamitsu S. On the Earth-vortex, Echelon Faults and allied Phenomena // Gerlands Beitrge zur Geophysik, zweite Supple mentband. 1933. P. 303Huang B.S. Evidence for azimuthal and temporal variations of the rupture propagation of the 1999 Chi-Chi Taiwan, earthquake from seismic data recorded by a dense array // Geophys.

Res. Lett. 2001. 28. P. 3370-3380.

Kopp. Beitrage zur Geschichte der Chemie, I. Branuschweig, 1869. S. 108.

Lasswitz. Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton. I.Leipzig: Voss, 1890.

350 s.

Lee J.S. Some Characteristic Structural Types in Eastern Asia and Their Bearing upon the Problems of Continental Movements // Geol. Mag. LXVI. 1928. P. 422-430.

Lippmann E.O. Entstehung und Ausbreitung der Alchemie. Berlin. 1919. S. 27.

Mabilleau Leopold. Histore de la philosophie atomistique. Paris. 1895.

Martinetti Piero. Il sistema Sankhya: studio sulla filosofia. Torino: Lattas, 1897.

Milhaud. Les philosophes de la Grece. Paris, 1990. 153 p.

Mogi K. Migration of seismic activity // Bull. of the Eathquake Res. Inst.. 1968. V. 46. P.

53-74.

Stillman J.M. The story of alchemy and early chemistry. New York: 1960. 153 p.

Takeo M. Ground rotational motions recorded in near-source region of earthquakes // Geophys. Res. Lett. 1998. 25. P. 789-792.

Zeller. La philosophie des Grecs. Trad. Boutroux. II. Paris, 1882. 289 p.

Yoffe E.H. The moving Griffith crack // Phil. Magaz. 1951. V. 42. N. 330.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 20 тыс. лет истории развития и вихревых движений Именно использование крутильных ловушек для зверей и «освоение»

механического момента для получения огня и предопределило формирование из Homo sapiens человека: из десятков видов гоминидов выжил и отстоял свое право на существование лишь один из них - Homo sapiens sapiens.

Вихревые движения, «зашитые» в спиральных структурах раковин и крутильных движениях тел зубатых китов и рыб, впоследствии «перешедшие» в асимметрию черепа сначала дельфина, а затем строения мозга человека, «позволившие» социуму развиваться с минимальным «социальным» трением, интуитивно воспринимались человеком как основные движения окружающего нас мира. Именно такая («вихревая») интуиция и позволила античным философам-мыслителям перенять у магов и халдеев представления о вихревых движениях как основных (атомарных, «неразрезаемых») процессах, протекающих в окружающем нас мире. Именно «перманентный характер» вращения небесных сфер, на который обратил внимание Жан Буридан, позволил христианским натурфилософамтолкователям Аристотеля утверждать, что их непрерывно вращают ангелы. Именно такая интуиция подсказала сначала философу И. Канту, а впоследствии и механику и математику П. Лапласу большое научное будущее гипотезы вихревого движения первоначального газово-пылевого облака, позаимствованной И. Кантом из книги писателя-мистика Э. Свендеборга, которому во время сна такой сюжет подсказали ангелы.

Именно такая интуиция «двигала» философом и математиком Р. Декартом, позволила математику и физику Г.Л.Ф. Гельмгольцу создать основы вихревой динамики, физику лорду Кельвину построить теорию вихревых атомов, физикам-теоретикам Дж. Уленбеку и С. Гаудсмиту выдвинуть гипотезу существования у электрона спина и, тем самым, «спасти» закон сохранения энергии, а физику-теоретику русского происхождения Г.А.

Гамову сформулировать представления о существовании вихревых движений до Большого взрыва, т.е. до образования Вселенной.

Проведенный обзор показал, что представления о вихревых движениях развивались по «сложной» спирали, «острые» изгибы которой фиксировались «победами»

соответствующей частью социума. Действительно, такие интуитивные вихревые представления, активно подхваченные в середине XVII в. философом и математиком Р.

Декартом, были побеждены несомненными научными успехами и практически важными техническими достижениями физической теории И. Ньютона, а сторонники Р. Декарта «истреблены» ньютонианцами, большая часть которых к науке имела весьма отдаленное отношение. Уже научно обоснованная Г. Гельмгольцем и другими учеными идея важности вихревых движений, начавшая бурно развиваться в середине XIX в., была вновь «побеждена» достижениями квантовой механики и опять забыта, так как в то время наука стала уже производительной и достаточно высоко оплачиваемой отраслью общества.

Видим, что именно вихревые движения являлись и являются для человека своеобразным маяком, позволившим ему «на интуиции» выжить как виду, и освещавшим путь научного развития и технического совершенства в течение всей истории его существования.

В настоящее время наблюдается очередное, по большому счету, уже четвертое в истории и второе в науке увеличение интереса к проблеме вихревых движений. При этом имеющиеся научные данные убедительно показывают, что вихревые движения являются основными движениями, наблюдаемыми в природе в различных по физическому составу средах и на разных масштабных пространственно-временных уровнях: от Вселенной в целом до элементарных частиц, включая жизнь, ее возникновение и социум.

Особый интерес нынешнего этапа, на наш взгляд, связан с «геологической»

стороной проблемы, в рамках которой «пересекаются» все наиболее интересные ее составляющие. Узловые моменты такого пересечения можно сформулировать следующим образом. Во-первых, вихревые и вращательные движения являются основными геодинамическими движениями, наблюдающимися на разных масштабных уровнях в течение всей 4.2 млрд. летней геологической истории, в том числе и в «твердой»

литосфере. Во-вторых, проблема возникновения жизни и развития социума является одновременно и квантовомеханической спиновой, по сути, и макроскопической геофизической вихревой, по содержанию.

Поэтому дальнейший прогресс в развитии научных представлений о вихревых движениях возможен, по-видимому, при условии объединения в рамках геодинамики усилий и квантовой механики и макрофизики. Можно ожидать, что новый наступивший этап развития представлений о вихревых движениях станет последним, заключительным, «переломным» этапом, после которого проблема будет развиваться по «обычной» плавной эволюционной спирали. Представляется, что именно с успешным развитием в дальнейшем представлений вихревой геодинамики будут связаны и новые достижения в Физике Земли.

Приведенные в книге данные, материалы, обзоры и научные построения показывают, что ротационная вихревая геодинамика является, по сути, таким разделом наук о Земле, в рамках которого естественным образом объединяются представления геологии и законы физики, включая гипотезы зарождения и развития жизни и социума на планете.

На рис. З.1 приведены данные о положении раскручивающейся из северного географического полюса Земли (N) линии максимальных касательных упругих напряжений (а) и вихревая структура с центром в северном полюсе Марса (б). Видно, что оба образования и геометрически и топологически подобны друг другу.

Рис. З.1. Линия максимальных касательных напряжений, определенных по механизмам очагов землетрясений Северной Евразии (а) [Гущенко, 1979] и вихревая структура на полюсе Марса (б) [Whitney, 1979]. N – Северный полюс Земли.

Интуитивно ясно, что топологическое подобие таких разнесенных и находящихся в разных (и «геофизических» и «геодинамических») условиях структур «выражает коренное свойство пространства и времени и имеет, следовательно, фундаментальное значение для познания» заключенного в них физического содержания [Математический…, 1988, с. 582-583]. Земля и Марс вращаются вокруг своих осей с одинаковыми угловыми скоростями: продолжительности дней для этих планет практически одинаковы и составляют 24 часа. Еще большую циклоническую (вихревую) активность имеют планеты-гиганты Юпитер и Сатурн, продолжительности дней для которых составляют около 10 часов. В то же время, отсутствуют данные о циклонической активности атмосферы и вихревых структурах на твердой поверхности планет, вращающихся с малыми угловыми скоростями. Например, Меркурия и Венеры, для которых периоды обращения вокруг своих осей составляют около одного земного месяца и 243 земных дня соответственно (табл. 1.3).

Приведенные данные показывают: интенсивность существующих на планете вихревых движений пропорциональна продолжительности периода ее обращения вокруг своей оси, что позволяет принять следующую гипотезу. Источником «собственного движения» блоков и плит на Земле [Пейве, 1961] или «собственного момента силы»

(глава 11, [Викулин, 2003, 2008; Викулин, Иванчин, 1998]) как упругого поля на Земле, так и тектонического поля на Марсе, является их вращение вокруг своих осей. Или, перефразируя уже цитированную выше фразу из работы [Сэффмэн, 2000, с. 17], можно сказать, что интенсивность завихренных движений на планете пропорциональна ее собственному моменту количества движения.

Викулин А.В. Физика волнового сейсмического процесса. ПетропавловскКамчатский: КГПИ, 2003. 150 с.

Викулин А.В. Мир вихревых движений. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2008, 230 с.

Викулин А.В., Иванчин А.Г. Ротационная модель сейсмического процесса.

Тихоокеанская геология. 1998. Т. 17. № 6. С. 94-102.

Гущенко О.И. Реконструкция поля мегарегиональных тектонических напряжений сейсмоактивных областей Евразии // Поля напряжений и деформаций в литосфере. М.:

Наука, 1979. С. 26-59.

Математический энциклопедический словарь / Ред. Ю.В. Прохоров. М.:

Советская энциклопедия, 1988. 847 с.

Пейве А.В. Тектоника и магматизм // Изв. АН СССР. Сер. геол. 1961. № 3. С. 36Сэффмэн Ф.Дж. Динамика вихрей. М.: Научный мир, 2000. 376 с.

Whitney M.I. Aerodinamic and vorticity erosion of Mars: Part II. Vortex features, related systems, and some possible global patterns of erosion // Geol. Soc. America Bull. 1979.

Part I. V. 90. P. 1128-1143.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ (Введение к первому изданию 2004 г.).……………………….. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. Литература ……………………………………………………………………… ЧАСТЬ I. Классические разделы «Физики Земли» ……………………. 1. МАТЕРИЯ. ДВИЖЕНИЕ ………………………………………………………….. Единство природы ……………………………………………………………… Иерархия объектов в природе ………………………………………….. Четыре вида фундаментальных взаимодействий …………………… Пространство и время …………………………………………………. Торсионные поля ………………………………………………………… Вселенная, Галактика, Солнечная система, планеты. Основные гипотезы происхождения и эволюции ………………………………………………….… Основы «холодной» модели происхождения Cолнечной системы …………... Модель горячей Земли …………………………………………………………... Вихревая материя Декарта и звездные системы ………………………………. Модель образования Солнечной системы из эндо-галактического вихря ….. Геосолитоны как функциональная система Земли ……………………………. Предмет физики Земли …………………………………………… …………… Литература ……………………………………………………………………… 2. ФИГУРА ЗЕМЛИ И ЕЁ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ………………………… История вопроса развития представлений о фигуре Земли и ее размерах ….. История развития гравиметрии и теории фигуры Земли в России и предшествовавшие и сопутствующие ей важнейшие открытия ………………. О фигуре реальной Земли..…………………………………………………….. Понятие об истинной фигуре Земли – геоиде и его геометрическое представление …………………………………………………. Геофизическое обоснование геоида. Сфероид Клеро………………………... Фигура и распределение массы внутри Земли ………………………………... Референц-эллипсоид. Эллипсоид Красовского.

Международный эллипсоид ……………………………………………………. Понятие о периодах Эйлера и Чандлера, нутации и прецессии, динамическое сжатие …………………………………………………………… Колебания Чандлера и сейсмотектонический процесс ……………………….. Геоид по спутниковым данным. Квазигеоид ………………………………….. Земля как 3-осный эллипсоид ………………………………………………….. Литература ……………………………………………………………………… 3. ФИЗИКА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ……………………………………………………. Определение науки сейсмологии. Классификация землетрясений по происхождению, глубине очага и силе. Географическое распределение землетрясений ………………………………………………………………….. Способы оценки интенсивности колебаний при землетрясениях:

макросейсмические шкалы и 12-балльная шкала MSK-64 …………………. Прогнозирование землетрясений, сейсмическое районирование и сейсмостойкое строительство …………………………………………………. Землетрясение, его очаг, гипоцентр, эпицентр, эпицентральное расстояние ………………………………………………………………………. Землетрясения Луны и Марса …………………………………………………. Характер деформаций в очаге по теории упругой отдачи и за ее пределами ……………………………………………………………….. Энергия землетрясения ………………………………………………………… Магнитуда землетрясения ……………………………………………… Упругая энергия, выделяющаяся в очаге ……………………………….. Энергетический класс …………………………………………………… Зависимость между размерами очага и количеством выделившейся в нем энергии ……………………………………………. Сейсмический момент ………………………………………………….. График повторяемости землетрясений ………………………………. Магнитуды ………………………………………………………………. Магнитуда – энергия очага – сейсмический момент ………………………….. О повторяемости землетрясений ……………………………………………….. Дислокационные теории очага землетрясения ………………………………… Модели сейсмического процесса ……………………………………………….. Литература ………………………………………………………………………..

4. СТРОЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛИ ПО ДАННЫМ СЕЙСМОЛОГИИ ….

Основы теории упругости ………………………………………………………. Тензор деформации ……………………………………………………… Основное допущение классической теории упругости ……………….. Тензор напряжений ……………………………………………………… Энергия деформирования ……………………………………………….. Закон Гука ………………………………………………………………… Однородные деформации ……………………………………………….. Адиабатические процессы ………………………………………………. Продольные и поперечные упругие волны в изотропной среде ……….. Поверхностные упругие волны ………………………………………….. Законы Ферма, Гюйгенса и Снеллиуса ………………………………….. Упругие волны в твердых телах и сейсмические волны ………………………. Развитие сейсмометрических наблюдений ……………………………………… Сейсмическая станция …………………………………………………… Сети сейсмических станций …………………………………………….. Годографы ………………………………………………………………… Траектории волн внутри Земли ………………………………………………….. Определение скорости распространения сейсмических волн в Земле с помощью уравнения Гертлоца-Вихерта ………………………………………. Анализ данных о скоростях распространения продольных и поперечных волн по радиусу Земли …………………………………………………………… Проявление внешнего и внутреннего ядер Земли в особенностях выхода объемных сейсмических волн на поверхность Земли ………………………….. Состояние слоев вещества Земли по данным сейсмологии. Распределение скоростей и сейсмических волн в земной коре (континентов и океана), типы земной коры (по данным сейсмологии) ………………………………….. Земная кора ……………………………………………………………………….. Океаническая кора ……………………………………………………….. Континентальная кора ………………………………………………….. Литосфера и астеносфера ………………………………………………………… Сейсмология и глобальная тектоника …………………………………………… Литература ………………………………………………………………………… 5. ПЛОТНОСТЬ, СИЛА ТЯЖЕСТИ И ДАВЛЕНИЕ ВНУТРИ ЗЕМЛИ ……….... Обзор развития представлений о моделях Земли ………………………………. Предпосылки создания теории определения плотности ……………………….. Упругость и плотность Земли ……………………………………………………. Определение плотности вещества внутри Земли с помощью схемы расчета Буллена и условий Роша, Молоденского и Адамса-Вильямсона;

соответствующие им плотностные модели ……………………………………. Распределение упругих модулей с глубиной ………………………………….. Давление и ускорение силы тяжести с глубиной ……………………………… Мантия Земли ……………………………………………………………………. Земное ядро ……………………………………………………………………… Распределение плотности, температуры, давления и ускорения силы тяжести в современной Земле и модели Сорохтина ………………………….. Литература ………………………………………………………………………. 6. ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ …………………………………………… Аномалия силы тяжести ………………………………………………………… Отклонение Земли от состояния гидростатического равновесия ……………. Волны геоида …………………………………………………………………….. Изостазия …………………………………………………………………………. Отклонение от принципа изостазии ……………………………………………. Изостазия и колебательные движения земной коры. Проблема вековых изменений силы тяжести, ее современной состояние ………………………… Редукция силы тяжести ………………………………………………………….. О моментной природе волн геоида ……………………………………………… Литература ………………………………………………………………………… 7. ГЕОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ ……………………………………………….................. Геомагнетизм и физика Земли …………………………………………………… История развития представлений о магнитном поле Земли и о магнитных явлениях ……………………………………………………………… Элементы магнитного поля Земли ………………………………………………. Магнитные поля планет ………………………………………………………….. Методы исследования магнитного поля Земли ………………………………… Миграция магнитных полюсов ………………………………………………….. Вариации значений магнитного момента Земли ……………………………….. Вековые вариации геомагнитного поля ………………………………………… Главное магнитное поле Земли. Аномалии геомагнитного поля ……………… Магнитные свойства пород. Палеомагнетизм ………………………………….. Новая глобальная тектоника …………………………………………………….. Происхождение главного магнитного поля Земли …………………………….. Электрические эффекты …………………………………………………………. Электромагнитные зондирования ………………………………………………. Геомагнетизм и жизнь. Диапазон магнитных явлений ………………………… Глобальные магнитные аномалии как самоорганизующаяся система токовых контуров в ядре Земли …………………………………………………. Литература ………………………………………………………………………... 8. ТЕПЛОВОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ ………………………………………………………... Развитие представлений о тепловом состоянии Земли, тепловых явлениях и возрасте Земли ………………………………………………………. Общие сведения о тепловом балансе Земли …………………………………… Определение теплового потока и геотермического градиента на континентах и в океане ………………………………………………………. Связь теплового потока с основными структурами земной коры ……………. Особенности тепловых полей перехода от континента к океану ……………. Механизмы переноса тепла в Земле ……………………………………………. Способы оценки температуры в земной коре ………………………………….. Температура в мантии …………………………………………………………… Температура в ядре Земли ………………………………………………………. Обобщенная температура по радиусу Земли ………………………………….. Новые данные о тепловом поле Земли …………………………………………… Литература …………………………………………………………………………

9. РЕОЛОГИЯ ЗЕМЛИ, ПРИРОДА ЕЕ ОСНОВНЫХ СЛОЕВ И

РАЗДЕЛЯЮЩИХ ИХ ГРАНИЦ ……………………………………………………. Хроника появления и развития основных представлений физики вязкоупругих тел и их применение к веществу Земли …………………………. Среда в физике Земли …………………………………………………………….. Процесс ползучести и его феноменологическое описание …………………….. Зависимость между напряжением и деформацией для некоторых реологических сред ……………………………………………………………….. Реология Земли ……………………………………………………………………. Вещество Земли в условиях высоких давлений и температур ………………… Природа и характер границы Мохоровичича между земной корой и мантией.. Происхождение земной коры, гипотезы дифференциации, зонной плавки и океанизации ………………………………………………………………………… Строение мантии ………………………………………………………………….. Ядро Земли ………………………………………………………………………… Литература ………………………………………………………………………….. ЧАСТЬ II. Введение в «вихревую» геодинамику…………………………... 10. РОТАЦИИ ВО ВСЕЛЕННОЙ…………………………………………………….... Вращательное движение как характерное свойство пространства-времени Вселенной ………………………………………………. Вращательное движение в геологии……………………………………. Вращательные движения в физике. История вопроса ……………….. Вращательное движение как характерное свойство пространства-времени Вселенной ……………………………………… Структура пространства-времени ……………………………………. Вихри – так что же это такое? ……………………………………….. Вращательное движение и вихри как фактор формирования литосферы и геолого-географической среды Земли ………………………….. Новый диалог с Природой ……………………………………………………… Литература ………………………………………………………………………. 11. ЭЛЕМЕНТЫ ВИХРЕВОЙ ГЕОДИНАМИКИ …………………………………. О терминологии …………………………………………………………………. Геология и время ………………………………………………………………… Время и энтропия ……………………………………………………….. Хронология фанерозоя …………………………………………………… Резюме …………………………………………………………………….. Еще раз о вихрях в геологии …………………………………………………….. Моментная природа геодинамического процесса ……………………………… Взаимодействие землетрясений ………………………………………… Эффект Доплера …………………………………………………………. Элементарный сейсмофокальный блок …………………………………. Колебания Чандлера ………………………………………………………. Расщепление скорости «широтной» миграции фор-афтершоков ……. Землетрясения и их очаги как квазичастицы …………………………… Землетрясения-дуплеты и пары землетрясений – закономерность сейсмического процесса ………………………………………………………….. Сейсмичность Средних Курильских островов …………………………. Землетрясения-дуплеты …………………………………………………. Пары землетрясений …………………………………………………….. Структура тихоокеанского сейсмического пояса …………………….. Ротационно-упругие волны ……………………………………………………… Физическая модель геологической среды ……………………………….. Задача об упругом поле блоковой геофизической среды ……………….. Дальнодействие ……………………………………………………………. Уравнение движения однородной цепочки взаимодействующих блоков (на примере окраины Тихого океана) …………………………. Свойства решений ………………………………………………………. Характерная скорость процесса ……………………………………… Энергия сейсмического процесса ……………………………………… Волновая природа вулканизма окраины Тихого океана ……………………… Исходные данные ……………………………………………………….. О периодичности вулканического процесса …………………………… Миграция вулканических извержений ………………………………….. О связи вулканизма и сейсмичности …………………………………... Волновая геодинамика …………………………………………………………. О вращательном движении тектонических плит …………………… Энергия тектонического процесса ……………………………………. Тектонические волны …………………………………………………… Сейсмичность, вулканизм и тектоника как составные части волнового геодинамического процесса ……………………………………….. Циркулярная поляризация ротационно-упругих волн ………………… Ротации и Глобальная тектоника ……………………………………... Что же такое землетрясение и его очаг? …………………………….. Литература ……………………………………………………………………….. 12. ГЕОЛОГИЯ И МЕХАНИКА ……………………………………………………… Форма Земли и геодинамика ……………………………………………………. Парадокс Эверндена ………………………. …………………………….. Оценки М.В. Стоваса ……………………………………… …………….. Ответ на вопрос Дж. Эвердена …………………………………………. Форма Земли и ее строение: новые подходы ……… …………………………. Новая модель геоизостазии …………………………………………….. Принцип минимизации – основной закон эволюции планет …………… Роль землетрясений в минимизации гравитационной энергии ………. Высота геоида …………………………………………………………… Замечание по поводу сжатия Земли …………………………………… Принцип минимизации энергии …………………………………………. Механизмы реализации принципа минимизации ………………………. Процесс самоорганизации ………………………………………………………. Гидростатическое равновесие (на примере гравитационного поля планет) …………………………………………. Распределение плотности ………………………………………………. Вихревые структуры …………………………………………………………….. Новые данные и нестыковки …………………………………………….. Фигура равновесия вращающихся тел. Вихревая задача Дирихле ……………. Начальный ньютоновский этап …………………………………………. Этап Якоби ……………………………………………………………….. Этап Дирихле ……………………………………………………………… Современный этап ………………………………………………………… О новой парадигме геологии …………………………………………………….. Поплавковые колебания Е.М. Линькова ……………………………………….. Литература ……………………………………………………………………….. 13. ПРОБЛЕМА № 1 В НАУКАХ О ЗЕМЛЕ………………………………………….. Суть проблемы геомагнетизма …………………………………………………… Нестыковки ………………………………………………………………………… Бароэлектрический эффект и электромагнетизм планет ……………………….. Резюме ……………………………………………………………………………… Литература ………………………………………………………………………… 14. ГЕОЛОГИЯ И ВРЕМЯ (продолжение) ……………………….………………….. Геология и жизнь ………………………………………………………………….. Суть проблемы ……………………………………………………………………. Обзор представлений о развитии концепции времени …………………………. Узловые моменты …………………………………………………………………. Резюме ……………………………………………………………………………… Литература ………………………………………………………………………….

15. ХРОНИКА РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О РОТАЦИОННЫХ И ВИХРЕВЫХ ДВИЖЕНИЯХ ……………………………. Общий обзор ………………………………………………………………………. Древний период …………………………………………………………….. Эллада, древние Китай и Индия ………………………………………….. Средние века ……………………………………………………………….. Эпоха возрождения …………………………………… ………………….. Разделение натурфилософии на естественные науки ………………….. Революция в естествознании …………………………………………….. Современный период ………………………………………………………. Развитие представлений об эфире, вакууме, торсионных полях, информации и сознании …………………………………………………………… Древний период ……………………………………………………………. Эллада, древние Китай и Индия …………………………………………... Средние века ………………………………………………………………… Эпоха Возрождения ……………………………………………………….. Разделение натурфилософии на естественные науки …………………. Революция в естествознании …………………………………………….. Современный период ………………………………………………………. «Неизбежность странного мира» ………………………………………………… Литература …………………………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 20 тыс. лет истории развития вихревых движений ……………. Гипотеза ……………………………………………………………………………. Литература …………………………………………………………………………. ОГЛАВЛЕНИЕ ……………………………………………………………………………. Викулин Александр Васильевич

ФИЗИКА ЗЕМЛИ И ГЕОДИНАМИКА

Директор издательства Рязанцев А.Е.

Ответственный за выпуск Рязанцев А.Е.

Верстка, оригинал-макет А.В. Викулин Издательство Камчатского государственного университета 683032 Петропавловск-Камчатский, Пограничная, Бумага типографская. Печать офсетная.

Авт. л. 45,35. Уч.-изд. л. 46,14. Усл. печ. л. 57,61.

Pages:     | 1 |   ...   | 11 | 12 ||