WWW.DISS.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
(Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)

 

1

2

СОДЕРЖАНИЕ

п\п Содержание Стр.

Обозначения и сокращения 3

Пояснительная записка (аннотация) 4

1.

Предмет учебной дисциплины

1.1. 4

Цели и задачи учебной дисциплины 1.2. 5 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 1.3. 5 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

1.4. 5 Объем дисциплины и виды учебной работы 1.5. Структура и содержание дисциплины.

2. Тематический план учебной дисциплины (лекционный) 2.1. Тематический план учебной дисциплины (практические занятия) 2.2. Содержание теоретических разделов дисциплины.

2.3. Лекционный курс Содержание практических разделов дисциплины 2.4. Программа самостоятельной работы студентов 2.5. Контроль результатов изучения дисциплины.

2.6. Список практических навыков 2.6.1. Балльно-рейтинговая система 2.6.2. Список рекомендуемой литературы.

2.7. Информационное обеспечение 2.8. Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины 2.9 «военно-полевая хирургия» с другими дисциплинами специальности (со смежными кафедрами) Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины 2.10 «военно-полевая хирургия»

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ВПХ - военно-полевая хирургия Л - лекции ПЗ – практические занятия СР – самостоятельная работа ЧС - чрезвычайная ситуация 1 РАЗДЕЛ «Пояснительная записка»

1.1.Предмет учебной дисциплины Военно-полевая хирургия – раздел хирургии и военной медицины, объектом изучения которого является патология боевых повреждений, их диагностика, клиническое течение и методы лечения, а также организация оказания хирургической помощи раненым и пораженным на этапах медицинской эвакуации в действующей армии и тылу страны.

Военно-полевая хирургия в отличие от хирургии мирного времени имеет ряд особенностей, которые складываются в различных условиях боевой обстановки.

Первая из них – массовость работы. Война, по выражению великого русского хирурга, основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова, - это травматическая эпидемия, и, как всякая эпидемия, она характеризуется значительным числом раненых, которые в короткое время заполняют и переполняют полевые медицинские учреждения, где оказывается медицинская помощь.

Вторая особенность военно-полевой хирургии заключается в первенствующем значении организации работы, особенно при поступлении в медицинские учреждения значительного числа раненых и пострадавших. Эта особенность была также отмечена Н. И. Пироговым, который предупреждал, что «если врач в этих случаях не предложит себе главной целью, прежде всего действовать административно, а потом уже врачебно, то он совсем растеряется, и ни голова его, ни руки не окажут помощи».

Следующей особенностью военно-полевой хирургии является постоянная готовность полевых медицинских учреждений к передислокации и организации хирургической работы на новых местах и в новых условиях в зависимости от боевой и медико-тактической обстановки. Готовность к перемещению означает умение организовывать и вести работу в любое время года и при любой погоде, в различных географических зонах и условиях (в палатках, бараках, разрушенных домах и землянках).

Отличительной чертой военно-полевой хирургии является еще и зависимость хирургических мероприятий от боевой и медико-тактической обстановки. Это означает, что в ряде случаев приходится ограничивать оказание хирургической помощи раненым и пострадавшим самым минимальным объемом, хотя она могла бы быть оказана и исчерпывающе. Такие условия могут быть и при перегрузке лечебных учреждений (когда число поступивших раненых значительно превышает рабочие возможности), и при необходимости срочного перемещения за войсками. В этих ситуациях приходится ограничиваться оказанием хирургической помощи только тем из нуждающихся, которые не могут быть эвакуированы дальше из-за опасности летального исхода.

Эта особенность военно-полевой хирургии требует введения в хирургическую работу совершенно не свойственного хирургии мирного времени элемента, который называют «сортировкой раненых». Следующей особенностью военно-полевой хирургии является необходимость единого руководства всей хирургической работой в соответствии с разработанными и утвержденными принципами («Указаниями по военно-полевой хирургии»). Это вызвано тем, что лечение раненого на войне осуществляется в разных лечебных учреждениях (этапах эвакуации). При этом успех лечения в значительной степени определяется обеспечением преемственности. И если на следующем этапе медицинской эвакуации лечение будет осуществляться без учета предыдущего, то это весьма отрицательно скажется на его результатах и сроках. Кроме того, приемлемы только те методы, которые соответствуют организационно-штатной структуре и оснащению полевых военно-медицинских учреждений.

Программа отражает современное состояние развития военно-полевой хирургии и учитывает задачи преподавания дисциплины в объёме, необходимом для подготовки студентов к работе в экстренных условиях.

Основной целью преподавания военно-полевой хирургии является обучение студентов основам организации хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации, диагностике и оказанию помощи, пострадавшим в условиях дефицита времени, диагностических и лечебных возможностей; овладение знаниями и практическими навыками, позволяющими эффективно работать в этих условиях.



Главной задачей военно-полевой хирургии является строгое соблюдение военнополевой хирургической доктрины, регламентирующей способы лечения боевых повреждений, определяющей применение наиболее эффективных методов лечения и запрещающей малоэффективные и трудоемкие, хотя и результативные в мирное время.

1.3.Требования к уровню освоение содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студенты:

должны иметь представление:

- об основах организации квалифицированной и специализированной хирургической помощи в госпитальной базе фронта.

должны знать:

- принципы организации хирургической помощи в боевой обстановке и в чрезвычайных ситуациях:

- клинику, диагностику и этапное лечение современных одиночных и множественных огнестрельных ранений, закрытых повреждений, комбинированных и термических поражений, раневой инфекции, шока, токсикоза массивной кровопотери;

- содержание, объем и организацию оказания первой врачебной и квалифицированной хирургической помои на войсковых этапах медицинской эвакуации:

должны уметь:

- проводить медицинскую сортировку раненых:

- диагностировать огнестрельные, закрытые и сочетанные множественные ранения хирургического профиля, повреждения, раневую инфекцию, травматический шок, массивную кровопотерю и оказывать раненым первую врачебную помощь.

1.4.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Актуальность введения учебной дисциплины обусловлено не только войнами и вооруженными конфликтами, но и частыми природными катаклизмами и техногенными авариями. За последнее время накоплен большой опыт оказания помощи пострадавшим в вышеуказанных ситуациях. Изменились подходы к организации работы этапов медицинской эвакуации в условиях, как военных конфликтов, так мирного времени, внедрены новые медицинские технологии при оказании помощи пострадавшим.

Программа отражает современное состояние развития военно-полевой хирургии и учитывает задачи преподавания дисциплины в объёме, необходимом для подготовки студентов к работе в экстренных условиях. Значительную часть учебного времени занимают вопросы диагностики на основании достоверных и вероятных признаков патологии. Необходимо ориентировать студентов на минимум или полное отсутствие возможностей инструментального и лабораторного обследования на начальных этапах эвакуации.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального медицинского образования.

Основным принципом отбора содержания и организации учебного процесса является практическую направленность: обсуждение групп поражённых выделяемых при медицинской сортировке, принципы работы врача в экстремальных ситуациях. Важной принципом является формирование и закрепление практических умений.

Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами выражается в том, что ряд практических умений формируется на других кафедрах. Например, на кафедре оперативной хирургии – техника ПХО ран, временной и окончательной остановки кровотечений, лапаро – и торакоцентез, торако – и лапаротомия, ампутация конечностей, новокаиновые блокады, пункция плевральной полости, перикарда, мочевого пузыря, катетеризация мочевого пузыря, шов сосудов, нервов и др., на кафедре анестезиологии и реанимации– противошоковые мероприятия, сердечно-легочная реанимация и т.д. Ранее полученные знания и умения должны быть закреплены (учитывая процесс «вымывания»

знаний) и самое главное – студенты должны ориентироваться в том, какой объём помощи они могут и должны оказать в том или ином этапе медицинской эвакуации.

Особенностью изучения учебной дисциплины является более полное усвоение практических навыков, для этого целесообразно одно или несколько занятий проводить в приёмном отделении, где студенты под руководством преподавателя принимают участие в оказании помощи ургентным больным, обращая внимание на объём и характер помощи, оказанной на догоспитальном этапе бригадами “скорой помощи”. При формировании новых и закреплении ранее полученных умений и практических навыков могут быть использованы фантомы, тренажёры, отработка лечебно-диагностических приёмов на волонтёрах из состава группы (друг на друге).

Виды промежуточного и (или) итогового контроля зачет Основы организации оказания хирургической помощи в чрезвычайных ситуациях и в действующей армии Огнестрельные ранения Методы и средства обезболивания на этапах мед. эвакуации Кровотечения и кровопотеря Травматический шок Синдром длительного раздавливания Инфекционные осложнения боевых повреждений Комбинированные радиационные и химические поражения Термические поражения Ранения и закрытые повреждения Ранения и закрытые повреждения Ранения и закрытые повреждения живота, таза и тазовых органов Огнестрельные и закрытые повреждения конечностей и суставов Организация реанимационной помощи в чрезвычайных ситуациях 2.3.Содержание теоретических разделов дисциплины «военно-полевая хирургия»

Преподавание военно-полевой хирургии делится на лекционный курс и практические занятия. Общей направленностью лекционного курса должно быть формирование у студента научного подхода к оказанию помощи в условиях военных действий на основе знания патогенеза угрожающих жизни состояний, организационно-штатной структуры сил службы военно-полевой хирургии. В лекционном курсе излагаются теоретические аспекты, общие и частные вопросы военно-полевой хирургии: патогенеза критических состояний, принципов диагностики, консервативной терапии и хирургического лечения на этапах медицинской эвакуации.

Основная цель лекций формирование у студентов базисных знаний, предваряя практическое занятия и более эффективное их проведение.

Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

РАНЕНЫМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ

Определение и содержание военно-полевой хирургии. Основные этапы развития военно-полевой хирургии. Н.И.Пирогов - основоположник научной военно-полевой хирургии. Роль советских хирургов в организации современной системы этапного лечения раненых с эвакуацией по назначению (В.А.Оппель, Н.Н.Бурденко. П.А.Куприянов.

Н.Н.Еланский. В.Н.Шамов). Развитие военно-полевой хирургии в послевоенный период.

Перспективы и дальнейшее совершенствование оказания первой врачебной помощи раненым на войне. Современная боевая хирургическая травма. Общая характеристика современного боевого оружия и современных боевых поражений. Влияние современных ранений и поражений на организацию этапного лечения раненых. Возможная структура санитарных потерь в современном бою и ее изменчивость. Содержание работы и объем медицинской помощи в зависимости от боевой и медицинской обстановки. Значение медицинской сортировки в организации этапного лечения раненых. Современные взгляды и проблемы оказания хирургической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Современные виды огнестрельного оружия. Раневая баллистика и механизм действия ранящего снаряда. Теории прямого и бокового ударов ранящего снаряда.

Морфологические и функциональные изменения в тканях при огнестрельном ранении.

Особенности поражающего действия современного огнестрельного, высокоточного и других видов оружия. Зоны повреждения тканей при огнестрельном ранении. Морфология раневого канала (входное и выходное отверстия, характеристика зон). Понятие о первичном и вторичном заражении ран. Первая помощь и медицинская помощь при огнестрельных ранениях на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Ранняя профилактика инфекционных осложнений ран. Современные взгляды на хирургическую обработку. Показания и противопоказания к хирургической обработке ран. Заживление ран первичным и вторичным натяжением. Способы закрытия огнестрельной раны после хирургической обработки. Роль, значение и возможности ВПХГ в оказании помощи раненым обшехирургического профиля.

Тема 3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕЗБОЛИВАНИЯ НА ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ

ЭВАКУАЦИИ

Выбор метода анестезии. Местное обезболивание, общая анестезия. Медикаментозная подготовка раненых для проведения анестезии. Основные требования к общей анестезии в полевых условиях. Методика проведения общей анестезии в зависимости от оперативных вмешательств и состояния раненых. Местная анестезия и использование новокаиновой блокады по А. В. Вишневскому: вагосимпатическая, футлярная или проводниковая, паранефральная, паравертебральная или межреберная, внутрикостная.

Показания к основным видам анестезии. Средства и методы послеоперационной интенсивной терапии.

Понятие о травматическом шоке. Частота и тяжесть шока на войне и при катастрофах.

Этиология и патогенез травматического шока. Классификация. Клинические проявления шока в зависимости от локализации ранения и повреждений. Роль анестезиологии и реаниматологии в лечении шока. Современные методы коррекции нарушений гемодинамики, дыхания, обмена. Содержание противошоковых мероприятий на этапах медицинской эвакуации. Профилактика шока, роль инфузионно-трансфузионной терапии.

Тема 6. СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО РАЗДАВЛИВАНИЯ

Этиология, патогенез и классификация синдрома длительного раздавливания. Клиника и зависимость клинического течения от массы раздавливаемых тканей, силы и продолжительности действия на них повреждающего фактора. Современные методы диагностики синдрома длительного раздавливания. Особенности оказания медицинской помощи пострадавшим на месте поражения и этапах медицинской эвакуации.

Местные и общие патологические проявления термических ожогов. Классификация ожогов по глубине поражения. Степени ожогов. Определение общей площади ожогов и площади глубокого поражения. Периоды ожоговой болезни. Ожоговый шок. Острая токсемия. Ожоговая септикотоксемия. Реконвалесценция. Поражение световым излучением ядерного взрыва, зажигательными огнесмесями. Медицинская помощь на поле боя, в очагах массового поражения. Медицинская сортировка, объем и содержание медицинской помощи на войсковых этапах медицинской эвакуации.

Тема 10. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ

Частота закрытых повреждений черепа и головного мозга, их классификация.

Клинические проявления ушиба, сотрясения и сдавления головного мозга. Трещины и переломы черепа. Огнестрельные ранения черепа и мозга, их классификация и клиника.

Медицинская сортировка и содержание медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации. Частота закрытых повреждений спинного мозга. Симптомы сотрясения, ушиба и сдавления спинного мозга. Первая помощь на поле боя. Объем медицинской помощи в медицинской роте (медицинском пункте) полка и омедб. Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга. Периоды клинического течения. Медицинская помощь на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга. Клиническая картина и диагностика. Особенности подготовки к эвакуации. Понятие о нетранспортабельности.

Тема 11. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДИ Частота и классификация ранений и закрытых повреждений груди. Клинические проявления и диагностика различных видов повреждений и ранений грудной клетки и органов грудной клетки. Медицинская помощь на поле боя и войсковых этапах медицинской эвакуации.

Тема 12. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАНИМАЦИОНОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

Роль и значение реанимации в чрезвычайных ситуациях. Основные периоды оказания реанимационного пособия пострадавшим с тяжелыми ранениями и травмами, сопровождающимися расстройствами основных жизненных функций. Методы сердечнолегочной реанимации. Реанимационные пособия на этапах медицинской эвакуации в чрезвычайных ситуациях.

Тема 13. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖИВОТА. ТАЗА И ТАЗОВЫХ

ОРГАНОВ

Частота и классификация ранений и повреждений живота. Симптомы проникающих ранений живота. Шок, кровопотеря, перитонит, их значение в исходе проникающих ранений. Клиническая картина закрытых повреждений живота. Диагностика проникающих ранений и закрытых повреждений живота. Первая помощь при ранениях в живот. Объем первой врачебной помощи. Ранения и закрытые повреждения таза и тазовых органов. Классификация ранений таза. Симптомы и диагностика огнестрельных переломов костей таза с повреждением и без повреждения тазовых органов. Осложнения при огнестрельных повреждениях таза. Первая помощь при ранениях и закрытых повреждениях костей таза. Объём первой врачебной помощи.

2.4.Содержание практических разделов дисциплины «военно-полевая хирургия»

(практические, клинические занятия, самостоятельная работа) Основной целью практических занятий должно быть формирование навыков диагностики, медицинской сортировки и оказания неотложной помощи пострадавшим. На базе теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самоподготовки к занятию, основное внимание уделяется двум аспектам:

1.Овладение практическими навыками диагностических лечебных манипуляций.

2.Отработка алгоритма действия при оказании помощи потоку пострадавших на различных этапах медицинской эвакуации. Большую часть учебного времени занимают вопросы клинической диагностики на основании достоверных и вероятных признаков патологи. Необходимо ориентировать студентов на минимум или полное отсутствие возможностей инструментального и лабораторного обследования на начальных этапах эвакуации. Занятия должны иметь практическую направленность: обсуждение групп поражённых выделяемых при медицинской сортировке, принципы работы врача в экстремальных ситуациях Современные виды огнестрельного оружия. Раневая баллистика и механизм действия ранящего снаряда. Теории прямого и бокового ударов ранящего снаряда.

Морфологические и функциональные изменения в тканях при огнестрельном ранении.

Особенности поражающего действия современного огнестрельного, высокоточного и других видов оружия. Зоны повреждения тканей при огнестрельном ранении. Морфология раневого канала (входное и выходное отверстия, характеристика зон).

Понятие о первичном и вторичном заражении ран. Медицинская помощь при огнестрельных ранениях на поле боя и войсковых этапах медицинской эвакуации. Ранняя профилактика инфекционных осложнений ран.

Современные взгляды на хирургическую обработку. Показания и противопоказания к хирургической обработке ран. Заживление ран первичным и вторичным натяжением.

Способы закрытия огнестрельной раны после хирургической обработки. Роль, значение и возможности ВПХГ в оказании помощи раненым общехирургического профиля.

Тема 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕЗБОЛИВАНИЯ НА ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ

ЭВАКУАЦИИ

Выбор метода анестезии. Местное обезболивание, общая анестезия. Медикаментозная подготовка раненых для проведения анестезии. Основные требования к общей анестезии в полевых условиях. Методика проведения общей анестезии в зависимости от оперативных вмешательств и состояния раненых. Местная анестезия и использование новокаиновой блокады по А. В. Вишневскому: вагосимпатическая, футлярная или проводниковая, паранефральная, паравертебральная или межреберная, внутрикостная.

Показания к основным видам анестезии. Средства и методы послеоперационной интенсивной терапии.

Классификация кровотечений в зависимости от источника кровотечения, времени его возникновения и степени кровопотери. Клиническая картина кровотечения и острой кровопотери. Определение величины кровопотери в полевых условиях.

Показания к переливанию крови и ее препаратов на войне. Контроль за пригодностью крови к переливанию. Техника переливания крови. Разновидность трансфузионных и инфузионных средств и показания к их применению. Возможные осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение.

Способы временной остановки кровотечения на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Показаниям переливанию крови и кровезаменителей. Методика расчета потребности крови и кровезаменителей.

Понятие о травматическом шоке. Частота и тяжесть шока на войне и при катастрофах.

Этиология и патогенез травматического шока. Классификация. Клинические проявления шока в зависимости от локализации ранения и повреждений. Роль анестезиологии и реаниматологии в лечении шока. Современные методы коррекции нарушений гемодинамики, дыхания, обмена. Содержание противошоковых мероприятий на этапах медицинской эвакуации. Профилактика шока, роль трансфузионной терапии.

Тема 5. СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО РАЗДАВЛИВАНИЯ

Этиология, патогенез и классификация синдрома длительного раздавливания. Клиника и зависимость клинического течения от массы раздавливаемых тканей, силы и продолжительности действия на них повреждающего фактора. Современные методы диагностики синдрома длительного сдавления. Особенности оказания медицинской помощи пострадавшим на месте поражения и этапах медицинской эвакуации.

Тема 6.ИНФЕКЦИОННЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

Понятие о раневой инфекции. Факторы, способствующие возникновению раневой инфекции. Микрофлора ран. Местная гнойная инфекция. Характеристика токсикорезорбтивной лихорадки и сепсиса. Клиника сепсиса. Лечение гнойных осложнений огнестрельных ран.Анаэробная инфекция ран. Сроки возникновения, местные и общие проявления. Характеристика различных клинических форм. Профилактика анаэробной инфекции. Столбняк, его этиология и патогенез. Местные и общие симптомы.

Диагностика, профилактика и принципы лечения столбняка на войсковых этапах медицинской эвакуации. Осложнения и исходы.

Местные и общие патологические проявления термических ожогов. Классификация ожогов по глубине поражения. Степени ожогов. Определение общей площади ожогов и площади глубокого поражения. Периоды ожоговой болезни. Ожоговый шок. Острая токсемия. Ожоговая септикотоксемия. Реконвалесценция. Поражение световым излучением ядерного взрыва, зажигательными огнесмесями. Медицинская помощь на поле боя, в очагах массового поражения. Медицинская сортировка, объем и содержание медицинской помощи на войсковых этапах медицинской эвакуации.

Тема 8. КОМБИНИРОВАННЫЕ РАДИАЦИОННЫЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ

Понятие о комбинированных радиационных поражениях, их сочетания. Особенности течения ранений, переломов костей, термических ожогов при комбинированных радиационных поражениях и попадании радиоактивных веществ в раны и на ожоговые поверхности, синдром взаимного отягощения. Особенности течения радиационных ожогов. Медицинская помощь и лечение комбинированных радиационных поражений.

Особенности течения ран, термических ожогов, зараженных фосфоро-органическими веществами. Медицинская помощь в очаге поражения и на войсковых этапах медицинской эвакуации при комбинированных химических поражениях.

Тема 8. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ

Частота закрытых повреждений черепа и головного мозга, их классификация.

Клинические проявления ушиба, сотрясения и сдавления головного мозга. Трещины и переломы черепа. Огнестрельные ранения черепа и мозга, их классификация и клиника.

Первая помощь при ранениях черепа на поле боя. Медицинская сортировка и содержание медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации. Частота закрытых повреждений спинного мозга. Симптомы сотрясения, ушиба и сдавления спинного мозга. Первая помощь на поле боя. Объем медицинской помощи в медицинской роте (медицинском пункте) полка и омедб.

Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга. Клиническая картина и диагностика. Периоды клинического течения. Медицинская помощь на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга.

Клиническая картина и диагностика. Особенности подготовки к эвакуации. Понятие о нетранспортабельности.

Тема 9. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДИ

Частота и классификация ранений и закрытых повреждений груди. Клинические проявления и диагностика различных видов повреждений и ранений. Медицинская помощь на поле боя и войсковых этапах медицинской эвакуации.

Тема 10. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖИВОТА. ТАЗА И ТАЗОВЫХ

ОРГАНОВ

Частота и классификация ранений и повреждений живота. Симптомы проникающих ранений живота. Шок, кровопотеря, перитонит, их значение в исходе проникающих ранений. Клиническая картина закрытых повреждений живота. Диагностика проникающих ранений и закрытых повреждений живота. Первая помощь при ранениях в живот. Объем первой врачебной помощи.

Ранения и закрытые повреждения таза и тазовых органов. Классификация ранений таза.

Симптомы и диагностика огнестрельных переломов костей таза с повреждением и без повреждения тазовых органов. Осложнения при огнестрельных повреждениях таза.

Первая помощь при ранениях и закрытых повреждениях костей таза. Объём первой врачебной помощи.

Тема 11.ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КОНЕЧНОСТЕЙ И

СУСТАВОВ

Частота и классификация огнестрельных переломов костей. Клиника и диагностика. Объем первой помощи, доврачебной и первой врачебной помощи. Закрытые и открытые неогнестрельные переломы костей. Клиника и диагностика открытых и закрытых переломов. Объем первой, доврачебной и первой врачебной помощи.

Огнестрельные ранения суставов конечностей, их классификация. Общие и местные клинические проявления повреждений суставов. Осложнения при ранениях суставов.

Объем первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи. Огнестрельные ранения кисти, стопы и их этапное лечение.

Ранения и повреждения кровеносных сосудов, их классификация. Клиническая картина и диагностика огнестрельных ранений крупных кровеносных сосудов. Приемы и методы остановки огнестрельных кровотечений на поле боя и этапах медицинской эвакуации.

Симптомы и диагностика повреждений нервов. Особенности иммобилизации при повреждениях нервов. Объем первой, доврачебной и первой врачебной помощи при повреждениях нервов.

Тема 12. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ

Влияние условий обстановки на организацию оказания медицинской помощи раненым и пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Медицинская сортировка раненых и пораженных хирургического профиля при массовом их поступлении. Основные принципы оказания помощи раненым. Объем и содержание мероприятий первой врачебной помощи раненым и пострадавшим.

2.5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

1.Организация хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации.

2.Объём первой врачебной помощи в МПП.

3.Объём квалифицированной хирургической помощи в ОМедБ.

4.Обезболивание на этапах медицинской эвакуации.

5.Огнестрельная рана: классификация, патомеханогенез, патоморфология.

6.Первичная хирургическая обработка огнестрельной раны: классификация, этапы.

7.Сочетанная и множественная травма: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

8.Травматический шок: этиопатогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

9.Синдром длительного раздавливания: этиопатогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации 10.Кровотечение: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

11.Инфузионно-трансфузионная терапия на этапах медицинской эвакуации.

12.Аэробная инфекция огнестрельных ран: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации 13.Анаэробная инфекция : этиопатогенез, классификация, диагностика, клиника и объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

14.Огнестрельные ранения конечностей: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

15.Огнестрельные ранения груди: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

16.Пневмоторакс: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

17.Огнестрельные ранения живота: классификация, клиника, диагностика, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

18.Огнестрельные ранения таза: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

19.Транспортная иммобилизация: показания и методика выполнения.

20.Термические ожоги: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации..

21.Ожоговый шок: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

22.Ожоги боевыми огнесмесями: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

23.Ожоговая болезнь: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

24.Химические ожоги: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

25.Электротравма: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

26.Отморожение: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

27.Комбинированные радиационные поражения: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

28.Комбинированные химические поражения: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах эвакуации.

29.Столбняк: этиопатогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

30.Огнестрельные ранения магистральных сосудов: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

31.История развития военно-полевой хирургии России (Н.И.Пирогов, В.А.Оппель, А.В.Вишневский).

32.Профилактика инфекционных осложнений на этапах медицинской эвакуации.

33.Закрытая травма груди: патомеханогенез, классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

34.Закрытая травма живота: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

35.Огнестрельные ранения черепа и головного мозга: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

36.Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

37.Огнестрельные ранения шеи: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

38.Огнестрельные ранения органов мочеполовой системы: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

39.Закрытые переломы костей конечностей: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

40.Новокаиновые блокады на этапах эвакуации.

41.Реанимация на этапах медицинской эвакуации.

42.Минно-взрывная травма: диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

43.Вторичная хирургическая обработка ран. Цели, задачи, объем выполнения.

44.Посттрансфузионные реакции и осложнения. Меры профилактики, лечение.

45.Генерализованные инфекционные осложнения: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

46.Закрытые повреждения черепа и головного мозга: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

47.Общее охлаждение: диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

48.Открытые переломы костей конечностей: классификация, диагностика, клиника, объём помощи на этапах медицинской эвакуации.

49.Кровезаменители: классификация, показания к применению.

2.6. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля знаний, в процессе изучения дисциплины используется тестовой контроль исходного и конечного уровня знаний. После завершения изучения учебной дисциплины «военно-полевая хирургия» предусмотрен экзамен, на котором должны быть проконтролированы в равной степени, как теоретические знания, так и практические навыки диагностики, медицинской сортировки, определения объёма и характера оказываемой помощи, выполнения лечебно-диагностических манипуляций при оказании помощи раненным с боевыми повреждениями.

1. умение выявить клинические симптомы боевых повреждений конечностей различной локализации, знать достоверные и вероятные признаки переломов;

2. владение методикой обезболивания: места перелома, инфильтрационной, проводниковой, внутрикостной анестезией, по Школьникову-Селиванову, паранефральная блокада;

3. наложение разнообразных гипсовых повязок;

4. знание характерных особенностей ошибок и осложнений при наложении гипсовых повязок (ишемическая контрактура Фолькмана, турникетный синдром).

5. умение выявить клинические симптомы боевых повреждений позвоночника на разных уровнях; знать диагностику стабильных и нестабильных переломов;

6. умение выявить клинические симптомы боевых повреждений грудной клетки и их осложнений, выполнить все виды местного и проводникового обезболивания при травме грудной клетки;

7. знание консервативных методов лечения гемопневмоторакса (пункция, активное и пассивное дренирование плевральной полости), оценка состояния больного при осложненных переломах таза;

8. знание клинических проявлений при множественных, сочетанных и комбинированных повреждениях опорно-двигательной системы (коллапс, массивная кровопотеря, травматический шок, синдром взаимного отягощения);

9. умение оценить состояние больного и данные дополнительных методов исследования (лабораторная диагностика, лапароскопия, артроскопия и др.);

10. знание основных методов интенсивной терапии при тяжелых состояниях, вызванных множественной, сочетанной и комбинированной травмой;

11. знание методов консервативного лечения множественных повреждений 12. знание основных методов оперативного лечения при множественных и сочетанных повреждениях 13. знание клинических симптомов боевых повреждений мягких тканей (мышц, сухожилий, связок), их диагностика и лечение;

14. умение выявить клинические симптомы вывихов и провести дифференциальную диагностику с другими повреждениями;

15. знание методов закрытого вправления вывихов нижней челюсти, ключицы, плеча, предплечья, кисти, бедра, голени, стопы;

16. умение оценить состояние больного и знать показания к госпитализации;

17. ведение военно-медицинской документации 18. знание принципов и тактики профилактики и лечения гнойных осложнений, дифференциальной диагностики и дополнительных методов обследования;

19. знание оперативных пособий при гнойных осложнениях (вторичная хирургическая обработка ран, некрэктомия, секвестрэктомия);

20. знание симптоматики, клиники и диагностики гнойных осложнений в травматологии и ортопедии (нагноение ран, остеомиелит, резорбтивная лихорадка, сепсис, артриты, тендовагиниты и бурситы);

21. Сбор и оценка анамнеза:

- генеалогического 22. Антрометрическое обследование пациента:

- измерение массы и длины тела, окружности грудной клетки, окружности головы;

- оценка физического развития пациента на основании использования данных антрометрических стандартов и индексов.

23. Психометрическое обследование и оценка нервно-психического развития (состояния) пациента.

24. Проведение и оценка результатов функциональных разгрузочных проб по Шалкову, Штанге-Генча.

25. Измерение и оценка артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыханий в минуту у пациента.

26. Определение группы здоровья пациента на основании комплексной оценки состояния здоровья.

27. Клиническое обследование здорового и больного пациента: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация.

28. Сбор материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у пациента: крови, мочи, кала, костного мозга, спинномозговой жидкости.

29. Выполнение пальцевого исследования прямой кишки.

30. Проведение постурального дренажа бронхов.

31. Определение реакции зрачков на свет.

32. Оценка выявленных при обследовании пациента патологических изменений и формулирование предварительного диагноза.

33. Обоснование этиологической, патогенетической и посиндромной терапии при различных патологических состояниях у пациентов.

34. Обработка полости рта, ушей, носа.

35. Промывание глаз.

36. Удаление инородного тела:

- из наружного слухового прохода, из полости носа;

37. Обработка глаз при ожогах.

38. Проведение передней тампонады при носовом кровотечении.

39. Остановка наружного кровотечения путём:

- пальцевого прижатия сосуда;

- наложения давящей повязки;

40. Промывание желудка.

41. Постановка очистительных, сифонных и лекарственных клизм.

42. Отсасывание содержимого из верхних дыхательных путей (с использованием электро- и механического отсосов).

43. Наложение калоприемника. Обработка пролежней.

44. Выполнение инъекций лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутрикожно, внутривенно), расчет доз и разведений лекарственных средств.

45. Подготовка системы для внутривенной инфузии и проведение внутривенного переливания жидкостей.

46. Установка воздуховода.

47. Подготовка набора инструментов, материалов, медикаментов и проведение первичной хирургической обработки раны.

48. Наложение повязки на все области тела.

49. Перевязка чистой и гнойной раны. Наложение бактерицидных повязок.

50. Использование индивидуального перевязочного пакета. Наложение эластичного бинта на нижнюю конечность.

51. Выполнение иммобилизации при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей путем использования: подручных средств; транспортных шин.

52. Выполнение непрямого массажа сердца. Демонстрация техники работы с дефибриллятором.

53. Выполнение ИВЛ способом рот-в-рот, рот-в-нос, мешком Амбу.

54. Оказание неотложной помощи при:

- ожогах, отморожениях и электротравме;

- острой дыхательной недостаточности на догоспитальном и госпитальном этапах;

- отравлениях и интоксикациях;

- ожогах пищевода острой дегидратации;

- остром нарушении мозгового кровообращения;

- обмороке, коллапсе; солнечном и тепловом ударе;

- острых аллергических реакциях;

- укусах животными, змеями и насекомыми.

55. Проведение противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции.

Рейтинговые показатели формируются на основе оценки знаний студента по дисциплине «Военно-полевая хирургия» в течение семестра (Блок 1) и по результатам промежуточного контроля (2 контрольные работы, практические навыки) и итоговому тестированию (Блок 2). Оба блока оценки при расчете рейтинговых показателей учитываются в зависимости от значимости каждого из блоков:

- результаты текущего контроля знаний (Блок 1) составляют 30 % от общего количества баллов по дисциплине;

- результаты промежуточного контроля (Блок 2) составляют 30 % от общего количества баллов по дисциплине;

- результаты итогового контроля ( экзамен)(Блок 3) составляют 40 % от общего количества баллов по дисциплине;

100 % усвоение знаний соответствует максимальному количеству баллов дисциплины «Военно-полевая хирургия» - от 90 баллов за семестр.

Работа студента на практических занятиях по усвоению содержания курса и выработки необходимых компетенций контролируется в различных формах:

- контрольные работы;

- текущие и итоговый тесты;

- практические навыки;

- выступление с результатами об исследовательской работе (ее части), выполненной по УИРС.зачет.

Итоговая оценка по дисциплине в семестре складывается из общего количества баллов текущего, промежуточного и итогового контроля с учетом коэффициентов значимости этапов контроля (текущего, промежуточного и итогового (зачет)) и коэффициентов значимости вида занятий (теоретические, практические занятия). Данная оценка выставляется лектором-экзаменатором в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

Максимально возможное суммарное количество баллов за семестр - Текущий и промежуточный контроль – максимум 30 баллов.

Итоговый контроль (экзамен) – максимум 20 баллов.

Порядок начисления баллов в рамках текущего контроля устанавливается по каждой дисциплине коллективом преподавателей, участвующих в учебном процессе по данной дисциплине.

Составляющие текущего контроля, за которые начисляются баллы: работа студентов на семинарах, включая результаты тестов, контрольные работы, Содержание промежуточного контроля включает 2 контрольные работы, Итоговый контроль – итоговое тестирование, зачет.

Общий рейтинг по курсу получается путем сложения баллов, полученных в ходе семестра (текущий контроль, Блок 1 – до 30 баллов), промежуточный контроль (Блок 2 – до 30 баллов) и итоговый контроль (Блок 3 – до баллов) и формируется следующим образом.

2 Контрольное текущее 1 балл за тест (12 Если правильных ответов (тематическое) Реферат Сообщение по теме занятия Доклад по теме занятия Доклад по теме занятия с презентацией Промежуточный контроль Итоговый контроль При наличии 90 и более баллов за цикл зачет выставляется автоматически. Максимальное количество баллов за цикл «Военно-полевая хирургия» - 100.

Основная литература:

1. Военно-полевая хирургия : учебник / ред. Е. К. Гуманенко. - 2-е изд., изм. и доп. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 768 с 2. Военно-полевая хирургия : Учебник / Е. Гуманенко. - СПб. : Фолиант, 2004.

Дополнительная литература:

1. Военно-полевая хирургия : национальное руководство / ред. И. Ю. Быков. М. : ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 816 с. - (Национальные руководства) 2. Военно-полевая хирургия : Учебник / Н. Ефименко. - М. : Медицина, 2002.

- 528 с. : ил. - (Учебная литература для студентов медицинских вузов.) 3. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами в чрезвычайной ситуации : Курс лекций / Е. Мачулин. - Минск : Харвест, 4. Политравма. Неотложная помощь и транспортировка : научное издание / ред. В. В. Агаджанян. - Новосибирск : Наука, 2008. - 320 с 5. Политравма. Септические осложнения / ред. В. В. Агаджанян. Новосибирск : Наука, 2005. - 391 с 6. Холодовая травма / В. А. Сизоненко. - Чита : Экспресс-издательство, 2010.

7. Множественные и сочетанные травмы : практ. рук-во для врачей травматологов / В. А. Соколов. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 512 с 8. Военно-полевая хирургия : практикум: учебное пособие / ред. Е. К.

Гуманенко. - 2-е изд., изм. и доп. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 400 с Содержит перечень современных профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, адреса сайтов отечественных и зарубежных вузов, организаций и т.д.

www.mma.ru/fvo/surgery www.prodenas.ru/travma/voinapole http://traumam.net http://varles.narod.ru/index.html?http://varles.narod.ru/minimi1.html http://voenpolevaya.ru/ http://www.surgerylib.ru/old/bookindex14-1.html http://vphirurgia.ru/ http://bolynet.ru/ 2.10.Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины «военнополевая хирургия» на 2009-2010 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения (дополнения) 1………………………………………………………………………….

2…………………………………………………………………………….

3………………………………………………………………………………………..

Изменения(дополнения) в рабочей программ утверждены на заседании кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии с курсами нейрохирургии и мануальной терапии _ _201_г. протокол №



Похожие работы:

«Актуальные вопросы профилактики, диагностики, терапии и реабилитации психических расстройств ИП Колмогоров И.А. Барнаул 2014 ББК 53.57 А 437 Актуальные вопросы профилактики, диагностики, терапии и реабилитации психических расстройств : сборник статей. – Барнаул : ИП Колмогоров И.А., 2014. – 359 с. ISBN 978-5-91556-165-5 Настоящее издание посвящено актуальным клиническим и организационным проблемам психиатрии, наркологии, психотерапии и смежных с ними дисциплин, вопросам охраны психического...»

«ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25 \ В докладе подводятся итоги 2011-2012 учебного года, рассказывается о достижениях и проблемах участников образовательного процесса. Материалы, находящиеся в данном документе предназначены для информирования общественности, в том числе родителей (законных представителей), педагогического сообщества и всех заинтересованных лиц в развитии Учреждения. 1....»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский технологический институт пищевой промышленности УТВЕРЖДАЮ Ректор института _ Юстратов В.П. __ 2012 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА для поступающих в магистратуру по направлению 151000 - Технологические машины и оборудование КЕМЕРОВО 2012 г. Составители: д.т.н., профессор Иванец В. Н. д.т.н., профессор Лобасенко Б. А....»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине Б3.Б.ОД.9 – САНИТАРНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ (индекс и наименование дисциплины) Код и направление Подготовки 111900.62 Рабочая программа САНИТАРНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ Квалификация Бакалавр ветеринарно-санитарной (степень) выпускника экспертизы Факультет Ветеринарной...»

«Программа вступительных испытаний по специальности 05.13.17 Теоретические основы информатики Содержание программы Раздел 1. Информатика как наука, отрасль промышленности и инфраструктурная область Информатика — наука, отрасль индустрии и инфраструктура. Информатика как наука, изучающая информацию и ее свойства в естественных, искусственных и гибридных системах. Место информатики в системе наук. Информатика как обрабатывающая информацию отрасль индустрии и инфраструктурная область, ее роль и...»

«Основная образовательная программа начального общего образования МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №40 городского округа Тольятти 2011 г. 1 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 Основная образовательная программа начального общего образования разработана рабочей группой с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления школы, сроком на 4 года. Рабочие...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Председатель методической комиссии по образовательной программе Декан _Г.И. Ивановфакультета _ экономики, менеджмента и права_ _ _ _2005_/2006_ учеб.год _1__декабря2005_/2006_ учеб.год Образовательная профессиональная программа (ОПП)специальности...»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине ОПД.Ф.11 ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ ЖИВОТНЫХ Код и направление подготовки Специальность 111501.65 Ветеринарно-санитарная экспертиза Квалификация (степень) выпуск- Ветеринарно-санитарный врач ника Факультет Ветеринарной медицины Кафедра-разработчик Терапии и...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Физический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по развитию образования _Е.В.Сапир _2012 г. Рабочая программа дисциплины послевузовского профессионального образования (аспирантура) Реализация методов криптографической защиты информации в сетях связи по специальности научных работников 05.12.13 Системы, сети и устройства телекоммуникаций Ярославль 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения...»

«АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ Программа № 157 ВНУТРИ КАРТИНЫ Беседы-экскурсии ведет сотрудник Эрмитажа Изабелла Савельевна БЕЛЯТ Цикл назван по аналогии с книгой Е. Эткинда – Там, внутри., посвященной поэтике – структуре стиха, поэтому данный цикл имеет в виду структуру картины и основные принципы ее выразительности. Цикл рассчитан на десять экскурсий, соответственно основным этапам создания картины. 1. Археология живописи. Процесс и технология создания картины 2. Композиция. Архитектоника картины....»

«Сведения о разработке и утверждении рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины Введение в специальность регионального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения для специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) Автор (ы) Большакова Н.Н. Рецензент (ы) Горюнов В.Н., профессор кафедры финансов и бухучета Сибирского филиала Международного института...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет Институт физики и технологии Кафедра технологии РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Техническая эксплуатация автомобиля для ООП100100– Сервис Профиль Сервис транспортных средств по циклу Б.3.В.04 Профессиональный цикл Вариативная часть Очная форма обучения Заочная форма обучения Курс...»

«Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Западная академия государственной службы Рекомендовано для использования в учебном процессе Экономические основы социальной работы [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / ФГОУ ВПО Северо-Западная академия государственной службы; авт. В. Е. Боровик. — Электронные текстовые данные (1 файл: 700 Кб = 2,1 уч.-изд. л.). — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — Режим доступа:...»

«Общие положения Программа кандидатского экзамена по специальности 06.02.10 – Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными приказом Минобрнауки России 16 марта 2011 г. № 1365, на основании паспорта и программы–минимум кандидатского экзамена по специальности 06.02.10...»

«Приложение 12 к приказу ректора от 31.05.2013г. № 28-ас МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по научной специальности 05.14.01. – Энергетические системы и комплексы (технические науки) Братск 2013 Программа разработана в соответствии с государственными...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по образованию и науке Л.Н. Шестаков 18 июня 2012 г. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки: 250700.62 Ландшафтная архитектура Квалификация (степень): бакалавр Архангельск 1. Общие...»

«Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Липецкий государственный технический университет УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _ С.А. Ляпин 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Техника транспорта, обслуживание и ремонт (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки: 190700 Технология транспортных процессов Профиль подготовки: Организация и безопасность движения Квалификация (степень) выпускника бакалавр_ (бакалавр, магистр, дипломированный...»

«ПРОГРАММА курса лекций Радиационно-химические методы получения, модифицирования и диагностики наноструктур и наноматериалов Использование ионизирующих излучений (электромагнитных и корпускулярных) представляет разнообразные (в ряде случаев – уникальные) возможности для формирования наноструктур, получения и модифицирования наноматериалов, а также для исследования их структуры и динамики. Курс лекций рассчитан на студентов, имеющих базовое физическое или химическое образование. В основу положены...»

«СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения.. 4 1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление и профилю подготовки Государственное и муниципальное управление в социальной сфере.. 4 1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление.. 4 1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Московский государственный горный университет Кафедра физико-технического контроля процессов горного производства УТВЕРЖДАЮ Проректор по методической работе и качеству образования В. Л. Петров _2011 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ СД.Ф.14. КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССОВ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Направление подготовки 130400 Горное дело Специальность Физические...»






 
2014 www.av.disus.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.