WWW.DISS.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
(Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.Пояснительная записка

Раздел 2. Методическое обеспечение дисциплины

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя по организации

изучения дисциплины

Методические указания студентам

Раздел 3. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации студентов

Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости студентов

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации студентов

2 1. Пояснительная записка 1.1. Краткая характеристика дисциплины Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» цикла СПД.Ф. 6 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080111.65 Маркетинг, квалификация – маркетолог.

Менеджмент сравнительно новое понятие для России и как наука начала формироваться сравнительно недавно, в начале 21 века. На западе накоплен достаточно большой практический опыт, который необходимо перенять, учитывая особенности развития нашей страны, ее исторического прошлого и менталитета. Современной России необходимы высокопрофессиональные менеджеры. Дефицит управленческих кадров можно объяснить не только новизной менеджмента как профессиональной деятельности, но и низким уровнем подготовки специалистов в данной области. Это наиболее востребованная и высокооплачиваемая профессия на рынке труда. Для качественной подготовки такого специалиста необходимы знания в области возникновения, становления и развития науки менеджмент, законов развития организации, принципов и методов управления, механизмов мотивации персонала, организационных отношений в менеджменте, изучение системы принятия решения. Современному менеджеру необходимо иметь навыки в области управления группой, разрешать конфликты в организации, применять различные стили в управлении.

Цель дисциплины: усвоение студентами теоретических знаний и приобретение навыков практического менеджмента.

Задачи дисциплины:

изучение специфических особенностей менеджмента, его содержания;

изучение организационно-правовых основ менеджмента и его технологии;

формирование умений организации управления производством и принятия решений, основанных на современной технологии управления;

формирование умений, необходимых для эффективного выполнения функций менеджера.

1.2. Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Особенности российского менеджмента. Организация как система управления, жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организации. Формальный и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамизм. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций. Методы менеджмента:

экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решение в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности.

Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя.

Самоменедмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление кофликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Курс «Менеджмента» включает изучение 19 тем.

Методология курса предполагает профессиональный и исследовательский подход к изучению закономерностей и законов, по которым живет организация, изучение принципов, методов и функций управления.

Изучение курса « Менеджмент» включает проведение лекционных и практических занятий, а также применение активных форм обучения - тестирование, деловые игры и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов осуществляется ими в процессе выполнения отдельных заданий в аудитории при участии преподавателя, домашней проработке контрольных вопросов по темам программы, а также в форме подготовки рефератов, докладов, решению задач или контрольных работ по рекомендуемому перечню.

Студент, изучивший курс «Менеджмента», должен приобрести теоретические, методологические и эмпирические знания в области менеджмента, изучить методы и стили управления, основы мотивации персонала, методы разрешения конфликтов в организации, проектирование организационных структур.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

понятие, сущность и содержание управления;

организационные основы управления, цели и функции управления;

процессуальные основы управления, методы решения управленческих проблем;

теоретико-методологические основы методов управления;

основы управления человеческими ресурсами, бизнес-процессами, стили руководства, этику менеджмента;

понятие, сущность и содержание основ эффективности управления. В том числе и специальными функциями – управление маркетингом;

Специалист должен уметь:

применять полученные в процессе обучения знания для принятия решений с учетом факторов внешней и внутренней среды;

самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами.



Студент должен иметь навыки:

- применения научных методов менеджмента в управлении маркетингом;

- применения стилей управления в зависимости от сложившейся ситуации;

- разработки управленческих решений и обеспечения их реализации;

- управления групповой динамикой;

- определения показателей эффективности организации.

1.4. Распределение учебной нагрузки Всего на изучение курса «Менеджмент» предусмотрено в соответствии с учебным планом по специальности 080111.65 «Маркетинг» в объеме 240 часов в течение третьего семестра для студентов очной и заочной формы обучения. Курс дисциплины «Менеджмент» включает изучение 11 тем. Промежуточный контроль - зачет. Итоговая форма контроля - экзамен.

2. Тематический план изучения дисциплины по специальности Основы теории управления Закономерности управления различными системами.

Управление социальноэкономическими системами (организациями) Инфраструктура менеджмента Социофакторы и этика менеджмента Интеграционные процессы в менеджменте Организационные отношения в системе менеджмента Природа и состав функций менеджмента Формы организации системы менеджмента Методологические основы менеджмента Моделирование ситуаций и разработка решений Стратегические и тактические планы в системе менеджмента Мотивация деятельности Регулирование и контроль в системе менеджмента Динамика групп и Руководство: власть и партнерство Управление человеком и управление группой Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера Конфликтность в менеджменте Факторы эффективности менеджмента Основы теории управления Закономерности управления различными системами.

Управление социальноэкономическими системами (организациями.) Инфраструктура менеджмента.

Организационные отношения в системе менеджмента.

Методологические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента.

Моделирование ситуаций и разработка решений.

Динамика групп и лидерство.

Руководство: власть и партнёрство.

Управление человеком и управление группой.

Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Конфликтность в менеджменте.

Раздел 2. Методическое обеспечение дисциплины 2.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя по организации Тема 1. Основы теории управления.

Понятие, сущность и содержание управления, принципы и категории менеджмента.

Природа возникновения и основные этапы развития менеджмента. Современное состояние, основные тенденции и перспективы развития науки управления. Основные концепции менеджмента индустриально развитых стран. Особенности российского менеджмента.

Тема 2. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами.

Понятие организационной системы. Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организации. Субъекты и объекты управления. Управляющая и управляемая подсистемы. Закономерности и основные категории менеджмента.

Тема 3. Инфраструктура менеджмента.

Организация и менеджмент. Позиция управления внутри организации: на структуру организации, на внутриорганизационные процессы, на процедуру и нормы принятия решений, на нормы и формы коммуникаций, на технологию, на кадры, на организационную культуру, на функциональные процессы (производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами). Менеджмент и внешнее окружение: среда прямых и косвенных воздействий.

Тема 4. Социофакторы и этика менеджмента.

Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения. Этика менеджмента. Этическая роль менеджера организации.

Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте.

Сущность интеграции, основные принципы интеграции. Направления и механизмы интеграции. Главные проблемы современных интеграционных процессов и пути их разрешения. Методы эффективной интеграции деятельности организации. Основные критерии оценки успеха интеграции.

Тема 6. Организационные отношения в системе менеджмента.

Разделение труда и специализация. Департаментизация и кооперация. Связи в организации и координация. Масштаб управляемости и контроля. Иерархия в организации и ее звенность. Распределение прав и ответственности. Централизация и децентрализация.

Раздел 2. Методологические основы управления.

Тема 7. Природа и состав функций менеджмента.

Понятие, сущность и классификация функций менеджмента, их взаимосвязь и динамизм. Основные функции управления: планирование, организация,, мотивации, руководства (координации), контроля. Связующие функции управления. Частные функции управления. Специфические функции управления. Анализ функций управления.

Тема 8. Формы организации системы менеджмента.

Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организаций. Бюрократический и органический типы оргструктур управления.

Проектирование организационной структуры управления, основные подходы к проблеме изучения и проектирования организации.

Тема 9. Методологические основы менеджмента.

Методы менеджмента, их сущность и классификация. Системный и ситуационный подходы к управлению. Организационно-административные методы управления.

Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления.

Понятие, сущность и содержание принципов эффективного управления. Самоуправление.

Тема 10. Моделирование ситуаций и разработка решений.

Решения в менеджменте, требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Содержание и виды управленческих решений, подходы к их принятию.

Процесс и методы принятия решений. Условия эффективности разработки управленческих решений. Моделирование ситуаций при принятии управленческих решений.

Тема 11. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Сущность, содержание и виды планирования. Алгоритм деятельности на этапах процесса планирования. Разновидности планов, основные требования к их разработке и содержанию. Стратегический и тактический планы, их содержание и формы оформления.

Тема 12. Мотивация деятельности в менеджменте.

Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Понятие мотивации, ее значение и эволюция развития. Современные теории мотивации. Содержательные теории мотивации: Маслоу, Мак-Клелланда, Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

Мотивация и компенсация деятельности в менеджменте.

Тема 13. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

Оценка эффективности управления. Сущность и содержание функции регулирования и контроля. Виды контроля, периодичность их проведения и основные особенности. Процесс создания системы контроля в организации. Содержание работы менеджеров на этапах процесса контроля. Характеристики эффективного контроля.

Раздел 3. Руководитель в управлении организацией.

Тема 14. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

Общее понятие групп. Формальные и неформальные группы, их взаимосвязь и динамизм. Эффективность работы формальных групп. Команды в современных организациях.

Природа и определение лидерства. Содержание понятия лидерства в управлении организацией, эффективное лидерство. Лидер и менеджер. Подходы к изучению лидерства. Основные концепции лидерства.

Тема 15. Руководство: власть и партнерство.

Формы власти и влияния. Руководитель в системе управления. Основные требования к личности руководителя. Общее понятие власти. Источники власти в организации. Власть, влияние и партнерство. Влияние на основе убеждения и участия.

Тема 16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.

Стили руководства, их классификация. Основные теории стилей. Авторитарный и демократический стили, их сущность и характеристика. Анализ стилей руководства, ситуационные подходы к эффективному руководству. Адаптация стиля руководства к деловым ситуациям.

Тема 17. Управление человеком и управление группой.

Анализ человеческого фактора в управлении организацией. Принципы управления персоналом, особенности побора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов.

Тема 18. Конфликтность в менеджменте.

Природа конфликта. Типы и уровни конфликтов в организации. Причины возникновения конфликтов. Управление конфликтами, стрессами и изменениями.Природа и причины стрессов.

Тема 19. Факторы эффективности менеджмента.

Оценка эффективности управления.. Управление организационными изменениями.

Производительность, качество и эффективность управленческого труда. Экономические и психофизиологические факторы эффективности труда.

2.1.2 Содержание практических (семинарских) занятий Целью проведения практических занятий является закрепление теоретических знаний и практических навыков по изучению методов нормирования и стимулирования труда, разработке норм на предприятиях в различных отраслях экономики, разработки систем стимулирования труда различных категорий работников.

Проведение практических занятий нацелено на достижение следующих результатов:

изучение теоретических основ менеджмента;

изучение методов менеджмента;

формирование практических навыков по применению научных методов и принципов управления на практике;

анализ мирового опыта в области менеджмента;

изучение теоретических основ управления конфликтами и стрессами в организации, стилями управления.

Практические занятия осуществляется в виде традиционных семинарских занятий по обсуждению докладов, самостоятельно подготовленных студентами по рекомендуемым вопросам, с проведением творческих дискуссий, решением тестов по тематике занятий.

Тема 1. Основы теории управления.

1. Природа возникновения и основные этапы развития менеджмента.

2. Современное состояние, основные тенденции и перспективы развития науки 3. Основные концепции менеджмента индустриально развитых стран- США, Япония и Особенности отечественного менеджмента.

1. Понятие, сущность и содержание управления.

2. Управление и менеджмент. Какое понятие шире: «менеджмент» или «управление».

3. Субъекты и объекты управления.

Тема 2. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами.

1. Закономерности, законы по которым живет организация 2. Основные принципы управления социально-экономическими системами.

1. Понятие организационной системы. Организация как система управления.

2. Контур управления 3. Организация как открытая система Тема 3. Инфраструктура менеджмента.

1. Менеджмент и внешнее окружение.

2. Внутренняя среда организации 3. Методы изучения внешней и внутренней среды организации 1. Характеристика внешней среды организации. Среда прямого и косвенного воздействия 2. Характеристика внутренней среды организации: цели, структура, технология, кадры, организационная культура.

Тема 4. Социофакторы и этика менеджмента.

1. Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию.

2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.

3. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения.

4. Этика менеджмента. Этическая роль менеджера организации.

1. Для чего необходимо изучать процесс вхождения человека в организацию 2. Существующие роли сотрудников в организации 3. Что такое этика менеджмента, исторические основы формирования этики в России Тема 5. Интеграционные процессы в менеджменте.

Сущность интеграции, основные принципы интеграции.

Направления и механизмы интеграции.

Главные проблемы современных интеграционных процессов и пути их разрешения.

Методы эффективной интеграции деятельности организации. Основные критерии оценки успеха интеграции.

Приведите примеры горизонтальной и вертикальной интеграции Приведите примеры интеграционных процессов в мировом сообществе Достоинства и недостатки интеграции Приведите примеры интеграционных процессов в организации Приведите примеры интеграционных структур в экономике.

Тема 6. Организационные отношения в системе менеджмента.

1.Разделение труда и специализация труда.

2. Департаментизация и кооперация. Связи в организации и координация.

3. Масштаб управляемости и контроля.

4. Иерархия в организации и звенность.

5. Распределение прав и ответственности. Централизация и децентрализация.

1. Приведите примеры разделения труда и кооперации в организации.

2. От каких факторов зависит масштаб управляемости 3. Что подразумевается под понятием «делегирование полномочий»?

Раздел 2. Методологические основы управления.

Тема 7. Природа и состав функций менеджмента.

Понятие, сущность и классификация функций менеджмента. Основные функции управления.

Частные функции управления. Специфические функции управления.

В чем реализуется организационная функция управления В чем проявляется мотивация персонала Тема 8. Формы организации системы менеджмента.

Содержание и типы организационных структур управления, принципы их формирования.

Бюрократический и органический типы оргструктур управления.

Проектирование организационной структуры управления, основные подходы к проблеме изучения и проектирования организации.

От каких факторов зависит вид организационной структуры На каких предприятиях применяется дивизиональная структура управления В каких компаниях успешно реализуются адаптивные структуры управления Тема 9. Методологические основы менеджмента.

Общенаучные методы управления, их сущность и классификация.

Системный и ситуационный подходы к управлению.

Организационно-административные методы управления. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления.

Понятие, сущность и содержание принципов эффективного управления.

Самоуправление.

Как реализуются организационно-административные методы управления на предприятии. Приведите примеры.

Как в практике предприятий реализуются экономические методы.

Приведите примеры управления персоналом организации с помощью социально-психологических методов.

Тема 10. Моделирование ситуаций и разработка решений.

Содержание и виды управленческих решений, подходы к их принятию.

Процесс и методы принятия решений.

Условия эффективности разработки управленческих решений.

Модели решения сложных управленческих задач Приведите алгоритм принятия решения Приведите модели для решения сложных управленческих задач В каком случае применяется метод «Мозгового штурма»

Тема 11. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Сущность, содержание и виды планирования.

Разновидности планов, основные требования к их разработке и содержанию.

Стратегический и тактический планы, их содержание и формы оформления.

Какие организации занимаются стратегическим планированием Для чего необходимо бизнеспланирование.

Тема 12. Мотивация деятельности в менеджменте.

Понятие мотивации, ее значение и эволюция развития.

Современные теории мотивации. Содержательные теории мотивации:

Маслоу, Мак-Клелланда, Герцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

Назовите отличие и общие черты теории мотивации Маслоу, Герцберга, Мак-Клеланда.

Как в современных организациях реализуются процессуальные теории мотивации. Насколько они актуальны в настоящее время.

Тема 13. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

Виды контроля, периодичность их проведения и основные особенности.

Процесс создания системы контроля в организации.

1. Для чего необходим предварительный контроль 2. Назовите цель текущего контроля 3. Для чего необходим заключительный контроль Раздел 3. Руководитель в управлении организацией.

Тема 14. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

Общее понятие групп. Формальные и неформальные группы.

Команды в современных организациях.

Природа и определение лидерства. Содержание понятия лидерства в управлении организацией, эффективное лидерство.

Формальный и неформальный лидер. Работа с неформальным лидером Назовите основные подходы к лидерству.

Лидер в современных организациях Тема 15. Руководство: власть и партнерство.

Руководитель в системе управления. Основные требования к личности руководителя.

Общее понятие власти. Источники власти в организации.

Власть, влияние и партнерство. Влияние на основе убеждения и участия.

Приведите примеры харизматичных руководителей, их сильные и слабые стороны их власти Проведите анализ основ власти во второй половине 19 в., 20 в. и в начало века. Изменились ли они.

Тема 16. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.

Стили руководства, их классификация.

Управленческая сетка Блейка-Моутона Покажите принципиальное отличие авторитарного, демократического и либерального стилей управления Опишите суть модели Врума-Йеттона Какой стиль управления применяется в следующих организациях: банк, малое предприятие, венчурная фирма, государственное учреждение и рекламное агентство.

Тема 17. Управление человеком и управление группой.

Анализ человеческого фактора в управлении организацией.

Взаимодействие индивида и группы.

Типы поведения человека в организации.

Тема 18. Конфликтность в менеджменте.

Природа конфликта. Типы и уровни конфликтов в организации.

Причины возникновения конфликтов.

Методы управления и разрешения конфликтов в организации.

1. Опишите конфликт как процесс 2. Опишите виды производственных конфликтов 3. Значение переговоров для разрешения конфликтов 4. Назовите методы устранения стрессов в коллективе Тема 19. Факторы эффективности менеджмента.

Основные подходы к эффективному руководству.

Управление организационными изменениями.

Производительность, качество и эффективность управленческого труда.

Экономические и психофизиологические факторы эффективности труда.

По каким показателям можно судить эффективное функционирование организации Закономерности управления (организациями) Социофакторы и этика Работа по материалам Самостоятельное Интеграционные процессы в Работа по материалам Организационные отношения в Работа по материалам системе менеджмента лекции, подготовка к Самостоятельное Формы организации системы Работа по материалам Методологические основы Работа по материалам разработка решений Работа по материалам материалам лекции, Стратегические и тактические Работа по материалам планы в системе менеджмента лекции, подготовка к Самостоятельное Мотивация деятельности Работа по материалам Регулирование и контроль Работа по материалам Контрольные работы по дисциплине (для заочной формы обучения, согласно рабочему учебному плану).

1. Что из перечисленного ниже не раскрывает сущность управления:

а) осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, живой и неживой природы, техники;

б) определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления;

в) внедрение в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями;

г) функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ?

2. Что такое менеджмент:

а) управление социально-экономической жизнью общества через различные институты;

б) производство товаров, ориентированное на рынок;

в) дело или занятие, которое является источником получения прибыли;

г) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению социальноэкономической системой (организацией) или ее конкретной сферой?

3. Где преимущественно следует использовать понятие «менеджмент»:

а) в иерархических структурах;

б) в социально-экономических системах;

в) в предпринимательских структурах;

г) в естественных системах?

4. Что из перечисленного ниже обусловило возникновение практики управления:

а) разделение и кооперация труда;

б) появление общения между людьми;

в) возникновение первобытно-общинного строя;

г) возникновение производства?

5. К видам управления относятся:

а) техническое, маркетинговое, биологическое, системное, коллективное;

б) техническое, экономическое, системное, производственное, ситуационное;

в) государственное, техническое, идеологическое, управление социальными процессами, хозяйственное;

г) политическое, экономическое, территориальное, коллективное, партисипативное.

6. Как соотносятся между собой два понятия «управление» и «менеджмент применительно к условиям организации:

а) понятие «управление» шире;

б) понятие «менеджмент» шире;

в) понятие «управление» значительно шире «менеджмента»;

г) эти понятия являются синонимами?

7. Как вы понимаете содержание менеджмента:

а) правильный подбор сотрудников;

б) основные элементы, составляющие управление (закономерности, принципы, цели, задачи, функции, методы, структура, органы и средства управления);

в) отдача приказов;

г) разработка бизнес-плана?

8. Кто такой менеджер:

а) предприниматель; б) бизнесмен; в) высший орган управления;

г) руководящее должностное лицо, профессиональный управленец?

9. Что означает профессионализм менеджера:

а) опыт практической работы в организации; б) управленческая подготовка и опыт работы менеджером; в) знание технологии производства; г) работа в должности менеджера?

10. Что из перечисленного ниже не отностся к научным школам управления:

а) школа научного управления;

б) классическая (административная) школа управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа А. Маслоу?

11. Фредерик Тейлор возглавлял:

а) административную школу;

б) школу научного управления;

в) математическую школу;

г) школу человеческих отношений.

12. Кто из перечисленных ниже ученых разработал 14 принципов менеджмента:

а) Э. Мэйо; б) М. Всбер; в) А. Файоль; г) Ф. Гилберт?

13. Насколько применим зарубежный опыт менеджмента в России:

а) неприменим;

б) применим с адаптацией научных знаний и практического опыта;

в) применим частично;

г) может быть применим после изучения конкретного опыта?

14. Какой из указанных ниже ученых является основателем школы научного управления:

а) Э. Мейо; б) Ф. Тейлор; в) А. Файоль; г) А. Маслоу; д) М. Вебер?

15. Объект управления — это:

а) направитель управленческой деятельности;

б) тот, на кого направлена управленческая деятельность;

в) тот, кто передает управленческие команды;

г) тот, кто получает и фиксирует управленческие команды.

16. Кто такой субъект управления:

а) тот, кто готовит и передает управленческие команды;

б) тот, на кого направлена управленческая деятельность;

в) тот, кто получает управленческие команды;

г) тот, кто сначала получает управленческие команды, а затем их передает?

17. Когда управление было признано наукой и самостоятельной областью исследования:

а) в конце 19 в; б) в конце 17— начале 18 в.; в) в конце 19 — начале 20 в.; г) в середине 18. Какой из указанных ниже ученых внес наибольший вклад в развитие административной школы управления:

а) П. Друкер; б) А. Файоль; в) Э. Мэйо; г) МакКлеллаНД; д) Ф. Герцберг?

19. Кто является основателем школы человеческих отношений:

а) М. Вебер; б) Э. Мейо; в) П. Друкер; г) А. Маслоу?

20. Какая школа управления впервые стала официально учитывать человеческий фактор:

а) классическая школа управления;

б) школа научного управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа человеческих резервов?

21. Организация представляет собой:

а) целостность, состоящую из взаимозависимых частей;

б) цели, задачи, структуру, коммуникации, технику и технологию;

в) обособленное объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения определенных целей;

г) обособленное объединение людей.

22. Какова роль менеджера в управлении социально-экономическими объектами:

а) готовить управленческие решения:

б) принимать управленческие решения:

в) готовить и принимать управленческие решения;

г) готовить, принимать и обеспечивать исполнение управленческих решений?

1. Какая из перечисленных ниже структур управления не относится к адаптивным:

а) проектная;

б) матричная;

в) дивизиональная;

2. Что из указанного ниже относится к традиционным структурам управления:

а) линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная;

б) линейная и программно-целевая;

в) линейно-штабная и матричная;

г) функциональная, линейно-функциональная и проектная?

3. Каково назначение функции координации в процессе управления:

а) обеспечивать связь между подразделениями;

б) распределять задачи и полномочия между органами;

в) обеспечивать взаимодействие и согласованность подразделений и работников;

г) формировать структуру управления?

4. Под структурой управления организацией понимается:

а) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов;

б) устойчивые отношения между подразделениями организации;

в) распределение задач и полномочий между подразделениями;

г) упорядоченная совокупность органов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации.

5. Четкость и единство распорядительства является основным достоинством:

а) проектной структуры;

б) линейной организационной структуры;

в) дивизиональной структуры;

г) матричной структуры.

д) оценка состояния материальных и финансовых ресурсов организации?

6. Делегирование задач и полномочий — это:

а) перераспределение прав и ответственности;

б) совершенствование отношений между субъектами управленческой структуры;

в) передача прав и обязанностей одних должностных лиц другим;

г) усиление централизации власти.

7. Вовлечение исполнителей в принятие решений — это:

а) вид менеджмента;

б) принцип менеджмента;

в) функция управления;

г) метод управления.

8. Что такое организационная структура управления:

а) процентное соотношение управляющих органов предприятия по видам;

б) упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью предприятия, с соответствующей системой иерархии, взаимосвязи и соподчиненности;

в) процентное соотношение сотрудников разных категорий, рассчитанное по штатному расписанию организации;

г) способы организации органов управления на предприятии?

9. Какой тип структуры управления имеют многие малые организации:

а) продуктовый;

б) линейный;

в) линейно-функциональный;

г) программно-целевой?

10. Что из перечисленного ниже относится к дивизиональным структурам:

а) линейно-функциональные и линейно-штабные;

б) продуктовые, потребительские, региональные;

в) матричные и комбинированные;

г) партисипативные и предпринимательские?

11. В какой структуре управления организацией функциональные подразделения лишены властных полномочий:

а) линейно-штабной;

б) матричной;

в) линейно-функциональной;

12. Управленческие полномочия — это:

а) предоставленные права решать производственные вопросы;

б) закрепленные обязанности по выполнению какой-либо работы;

в) закрепленные обязанности по выполнению работы и ответственность за качество ее исполнения;

г) совокупность предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения в интересах организации.

13. Какая современная организация основана на участии работников в выработке и принятии решений:

а) предпринимательская;

б) ориентированная на рынок?

в) партисипативная;

14. На сколько уровней подразделяют менеджеров организации:

а) на два:

б) на три;

в) на четыре;

г) на пять.

15. Какая форма власти является наиболее затратой для менеджера:

а) экспертная;

б) власть примера;

в) законная;

г) основанная на принуждении?

16. Какие признаки не характерны для адаптивных структур:

а) отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления;

б) гибкость структуры управления;

г) централизация принятия решений;

д) создание временных органов управления.

17. Что не относят к достоинствам линейно-функциональных структур:

а) привлечение в аппарат управления высококвалифицированных специалистов по отдельным функциям;

б) повышение качества принимаемых решений;

в) увеличение расходов на содержание аппарата управления;

г) удлинение процесса выработки команд управления.

18. От каких перечисленных факторов зависит организационная структура управления:

а) вид деятельности;

б) уровень специализации и кооперации;

в) динамичность внешней среды;

г) квалификация персонала;

д) централизация власти

ГЛОССАРИЙ

Анализ - разложение, один из методов научного исследования.

Антикризисное управление - деятельность менеджмента фирмы, направленная на преодоление острых проблем предприятия, накопившихся в результате плохого управления.

Аутсорсинг - замена "натурального хозяйства" (делаем все сами) выбором компанией внешних поставщиков товаров и услуг, необходимых для производства собственной продукции.

Бенчмаркинг - методика анализа слабых сторон фирмы, основанная на сравнении своего потенциала с потенциалом главного конкурента.

Бизнес-единица - отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи однотипной продукции или услуг.

Видение стратегическое - представление о фирме в достаточно далеком будущем.

Разработка стратегического видения - мощный инструмент современного управления, позволяет создать необходимые ориентиры, помогающие высшему руководству организации разработать программу Власть - зависимость одного объекта (человека, механизма, обстоятельств и др.) от другого.

Влияние (в менеджменте) - прямое и/или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы), вызывающее изменение их поведения.

Горизонтальные связи - коммуникативные связи между различными подразделениями одного уровня или людьми в организации, занимающих неподчиненное отношение друг к другу.

Государственное управление - стандартная управленческая деятельность (принятие решений, разработка стратегий и др.) по координации различных субъектов национальной экономики, проводимая в условиях повышенной неопределенности и при большом количестве внутренних и внешний факторов, слабо поддающихся управленческому воздействию, что снижает предсказуемость ожидаемых результатов.

Диверсификация появление у фирмы новых направлений деятельности, Долговременные конкурентные преимущества - то, чем владеет фирма, и что невозможна "отнять" за короткий промежуток времени (имидж, система распределения, доступ к сырью и др.).

Должностная инструкция - внутренний документ предприятия, регламентирующий права и обязанности сотрудников фирмы.

Жизненный цикл фирмы (ЖЦФ) - этапы развития коммерческого предприятия от зарождения до упадка.

Закон (развития природы и/или общества) - детерминированная связь между явлениями, обычно описывается моделью.

Закон убывающей отдачи - согласно которому, при достижении определенного объема производства товаров или услуг наступает момент, когда издержки производства начинают увеличиваться вследствие двух возможных причин, одна из которых связана с необходимостью восстановления затраченной энергии.

Закон убывающей предельной полезности - согласно которому полезность каждой новой единицы потребляемого товара или услуги уменьшается в результате насыщения потребностей.

Иерархия потребностей А.Маслоу - потребностная модель, объясняющая поведение человека исходя из его побуждения различными внутренними потребностями (в безопасности, в уважении, в самовыражении и др.) Издержки производства – затраты на производство продукции, издержки обычно выражаются в денежной форме.

Издержки трансакционные - затраты руководства и специалистов предприятия на разнообразные контакты. Следует выделить внешние трансакционные издержки (с государственными органами, поставщиками, покупателями и т.д.) и внутренние трансакционные издержки - затраты времени на внутрифирменные контакты (обшение руководителя со своими подчиненными, совещания и др.).

Инвестиционное решение - выбор одного из нескольких вариантов использования дорогостоящих ресурсов любого субъекта (человека, фирмы или даже государства) для достижения целей этого субъекта.

Информация вторичная - информация, которая собиралась для одних целей, но используется повторно для других.

Качество продукции - технический уровень товаров или услуг, определяемый в реальных условиях эксплуатации самим потребителем.

Концепция - система взглядов, которой придерживаются в настоящий момент, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; или же ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Конкурентоспособность - это отношение полезных свойств товара/услуги к цене потребления этого товара/услуги. Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью производимых ею товаров/услуг, но не определяется только ими (товары могут быть качественными, но производиться с большими издержками, чем у конкурентов).

Консультанты по управлению - специалисты в области теории и практики менеджмента, выполняющие роль связующего звена между разработчиками новых методов и моделей управления, например, преподавателями, и практиками руководителями фирм.

Корпоративное управление - управление, в котором главным объектом управления выступают взаимоотношения менеджмента фирмы и акционеров. Инструментами такого управления выступают регламенты (например, кодекс корпоративного управления фирмы), устав предприятия.

Кривая опыта - модель, объясняющая, что при накоплении опыта фирма неуклонно повышает эффективность своего производства.

Межфункциональные проблемы - проблемы, возникающие на стыке подразделений.

Обычно связаны с тем, что цели подразделений (или отдельных людей) превалируют над целями организации.

Менеджер - руководитель, обеспечивающий эффективную координацию ресурсов организации (в первую очередь людских ресурсов).

Менеджмент - деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую. Из этого определения следует, что мы все постоянно занимаемся менеджментом, часто сами того не подозревая, см. - управление предприятием.

Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности.

Миссия - главная общая цель предприятия, понимаемая, в первую очередь, как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и услуг.

Модель "менеджмента услуг" - разработана американским специалистом Р.Норманном.

Модель "менеджмента услуг" включает в себя пять составляющих - сегмент рынка, концепцию услуги, систему оказания услуг, образ фирмы, ее философию и культуру.

Модель значительно облегчает продвижение услуги потребителям.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотивация (функция) - процесс внутреннего или внешнего психологического управления поведением, сочетающий интеллектуальные, физиологические и психологические подпроцессы, заключающийся в стимулировании самого себя или других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных целей или общих целей организации.

Набор персонала - один из подпроцессов специальной функции управления - управления персоналом, включающий в себя определение требований к вакантной должности, привлечение кандидатов и т.д., определяется политикой фирмы по отношению к персоналу (или выращивание своих кадров, или привлечение молодых специалистов, или переманивание профессионалов из конкурирующих фирм и др.).

Научный метод – известный метод исследования, включающий в себя такие подпроцессы, как наблюдение, анализ и синтез.

"Национальный ромб" - модель Майкла Портера, позволяющая оценить перспективы развития конкретной отрасли в национальной экономике.

Неформальная организация - спонтанно организовавшаяся группа людей, у которой есть хотя бы одна общая цель, "членство" в неформальной организации обычно связывается с разделением ее участниками общих, выработанных в процессе взаимодействия, ценностей. В связи с последним, поведение каждого участника такой организации в определенной степени обусловлено выработанными неформальной группой нормами. Неформальная организация служит удовлетворению различных потребностей ее членов - потребности в общении, защите и др.

Обратная связь - важнейшая часть любой системы управления, обеспечивающая поступление информации о состоянии объекта управления, наличие такой информации залог своевременности управляющего воздействия.

Ожидание (в теории менеджмента) - способность предвосхищения человеком будущих событий, играет важную роль в мотивации и самомотивации человека, в менеджменте популярна теория ожиданий Виктора Организация - процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации Организационная структура - важнейшая часть системы управления организацией, обычно изображается графически в форме иерархически взаимосвязанных подразделений и лиц компании, отражает уровень делегирования задач и полномочий от высшего руководителя вниз по иерархии.

Отбор персонала - процесс приведения в соответствие к требованиям должности качеств кандидатов, желающих занять эту должность.

Оценка - процесс сравнения и последующего решения, обеспечивающий достижение поставленных целей. Процесс контроля включает в себя установление стандартов, измерение, сравнение и корректирующие действия при необходимости.

Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения, см.

также функция планирования.

Подсистема – составная часть системы более высокого уровня.

Потребность в уважении - одна из высших потребностей человека в модели иерархии потребностей А.Маслоу. Если к персоналу относятся уважительно, люди в организации, скорее всего, будут трудиться с высокой самоотдачей.

Правильный менеджмент - жаргон, речь идет о применении современной теории управления в практике менеджмента.

Предприниматель - человек-творец, чья деятельность направлена на создание новых товаров или услуг, применение новых методов управления и т.п., предприниматель - это создатель новых потребностей у покупателей, удовлетворение которых приносит новое удовольствие или избавление от существующих мучений.

Предпринимательские способности - главный ресурс, ответственный за развитие бизнеса.

Принуждение - один из наиболее распространенных методов "мотивации" подчиненных, основанный на их страхе перед возможным наказанием за неповиновение руководителю.

Принятие решений - процесс выбора альтернативы. Следуя специальному алгоритму, можно повысить эффективность принятия решений.

Приоритет (устанавливать приоритеты) - степень важности одних действий в сравнении с другими.

Проведение изменений - преодоление сопротивления отдельных лиц и групп в процессе проведения каких-либо нововведений на предприятии.

Продуктовая организационная структура - организационная структура предприятия, в котором выделены достаточно автономные подразделения, руководители которых несут полную ответственность за разработку, производство и продвижение конкретного продукта.

Проектная группа - временное организационное образование людей с руководителем во главе, имеющее целью достижение обычно одной важной цели. Включает в себя набор всех необходимых специалистов для выполнения задания в запланированные сроки.

Проектная/матричная организационная структура - организация, в которой для решения в короткие сроки конкретной задачи создается временная группа специалистов, после решения задачи группа распускается. Пример матричной структуры - наложение проектной структуры на функциональную или дивизиональную, основные проблемы матричной структуры связаны с нарушением принципа единоначалия.

Процессный подход - управленческая концепция, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций управления. Методология процессного подхода имеет более широкое применение (если не универсальное).

Разделение труда - всеобщий закон (проявляет свое действие не только в производстве, но и в живой природе), согласно которому применение разделения труда позволяет повысить эффективность производства (товаров, услуг, энергии и др.).

Ресурсная концепция стратегического управления - основана на системе взглядов на управление, согласно которой разработка долговременной программы действий фирмы на рынке начинается не с изучения рынка, а с анализа внутреннего потенциала фирмы (оценки ресурсов и компетенций фирмы), с учетом которого уже затем подбираются наиболее оптимальные рыночные возможности для фирмы.

SWOT- анализ - инструмент анализа рынка, который позволяет в сжатом виде представить рыночную ситуацию - опасности и возможности, которые ожидают фирму на рынке, а также ее слабые и сильные характеристики - то есть ее потенциал. Английские буквы данной аббревиатуры связаны с первыми буквами английских слов - сила, слабость, возможность и опасность.

Самоменеджмент - относительно недавно выделившийся самостоятельный раздел теории управления; управленческая деятельность, обеспечивающая повышение эффективности управления собой и своими действиями.

Синтез – творческий процесс созидания целого из составных элементов.

Система - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. В то же время любая часть системы испытывает на себе влияние целого.

Система взглядов на менеджмент, парадигма управления концепция, высшие управляющие при построении системы управления предприятием.

Система сбалансированных показателей - инструмент управления, применяющийся для реализации стратегии. Центральным звеном ССП (Bsc) являются стратегические карты (системы показателей, классифицированные обычно по четырем группам (финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие), где разработчики пытаются выявить причинно-следственные связи между стратегиями, группами, мероприятиями по реализации стратегии и показателями.

Система управления - подсистема более крупного образования (образованного целого системы), обеспечивающая достижение осознанных или неосознанных целей этого образованного целого.

Системный подход - общеметодологический подход, концепция, согласно которой любая организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, выполняющая какою-либо функцию и взаимодействующая с внешней средой.

Ситуационный анализ - процесс сопоставления потенциала субъекта (фирмы, личности и др.) с характеристиками внешней среды, в которой этот субъект функционирует.

Методология ситуационного анализа - ситуационный подход, один из наиболее распространенных инструментов, применяемых для выполнения ситуационного анализа, SWOT-анализ.

Ситуационный подход - концепция управления, утверждающая, что оптимальное решение есть подбор факторов внутри организации, соответствующих ситуации в окружающей среде.

Ситуационный подход в теориях лидерства - согласно этого подхода, эффективное лидерство предполагает необходимость учета ситуации - требуется разное поведение руководителя по отношению к своим подчиненным в зависимости от ситуации. Факторы ситуации - зрелость коллектива, количество времени для совершения действий по решению проблемы и др.) Содержательные теории мотивации психологические модели, объясняющие Социокультурные факторы - для бизнеса это параметры внешней среды, описывающие, в первую очередь, отношение различных слоев общества на данный момент времени к товаром и услугам, производимым на рынке различными фирмами в сфере деятельности этого бизнеса.

Способности - индивидуальные качества личности, которые определяют скорость и глубину усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также успешность их применения на практике для выполнения различных видов деятельности.

Среда косвенного воздействия - факторы, оказывающие косвенное (не прямое) воздействие на фирму. Принято в качестве элементов этой среды рассматривать политику, экономику, технологию, географию и т.п.

Среда прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность фирмы и сами испытывают прямое воздействие со стороны самой фирмы.

Обычно сюда включают конкурентов, потребителей, поставщиков и др.

Стандарт - образец для сравнения, необходимый элемент любой системы управления, обеспечивающий точку отсчета для принятия решений о необходимости корректирующих воздействий на управляемую систему.

Стимул - то, что воздействует на органы чувств человека и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Стратегический альянс - совместная работа нескольких фирм для победы на рынке против других конкурентов, обычно выгодна всем участникам за счет эффекта синергии.

Стратегические факторы успеха - речь идет о накопленных умениях фирмы, важных для данного рынка и позволяющих ей побеждать своих конкурентов. Один из таких стратегических факторов - уровень управленческой подготовки ее менеджмента.

Стратегическое видение - современный инструмент менеджмента, применяемый для облегчения составления долгосрочной программы действий фирмы, желаемое представление о фирме, ее сфере деятельности и влияния на рынке в ближайшие 5 - лет.

Стратегическое планирование – процесс разработки долгосрочной стратегии. И хотя вариантов алгоритма разработки стратегии столько же, сколько специалистов, решивших опубликовать свои творения по стратегическому управлению, в каждом из них всегда можно найти такие важные элементы, как оценка потенциала фирмы и анализ внешней среды.

Стратегия – общий план достижения главной цели, предполагающий определение направлений, куда будут использованы ограниченные ресурсы (человека, организации).

Стратегия функциональная - стратегия одного из структурных подразделений фирмы, которая обеспечивает фактическую реализацию общей стратегии фирмы. Соответственно можно выделить стратегию маркетинга, стратегию производства, стратегию НИОКР, стратегию по отношению к собственным кадрам и стратегию финансов.

Технология - процесс преобразования "входов" системы в ее "выходы" (например, процесс преобразования на предприятии исходного сырья в товары и услуги).

Точка безубыточности - точка, в которой доход от продажи произведенной продукции равняется издержкам по ее изготовлению.

Трансакционные издержки - издержки на коммуникативную деятельность. Мы рассматриваем внешние коммуникации - Руководителю приходится тратить время на переговоры с поставщиками, вип-клиентами, органами государственной власти.

Менеджерам отдела сбыта - с рекламными агентствами, покупателями, транспортными организациями и т.д.

Требования к руководителю предприятия. Перечень требований, которым должен удовлетворять руководитель предприятия Управление временем - процесс планирования, организации, принятия решений и контроля в отношении такого объекта как время. Например, организация времени - это составление распорядка дня.

Управление изменениями - инерционный процесс управления, где в качестве объекта управления выступают изменения. Характеризуется наличием сопротивления изменениям (индивида, организации), преодолеть которые помогут знания о причинах этого сопротивления - нежелание расставаться со своей властью, менять свои привычки, боязнь за свое будущее.

Управление качеством - деятельность, направленная на достижение показателей качества, запрашиваемых со стороны потребителей. Соответственно, в систему управления качеством продукции потребитель должен быть включен как обязательное и центральное звено.

Управление персоналом - планирование, организация, мотивация и контроль по отношению к людским ресурсам - общепринятая концепция.

Управление по слабым сигналам - стратегический инструмент управления в условиях быстрых изменений во внешней среде, когда фирма увеличивает свою активность по мере получения более точной информации о рынке.

Управление предприятием – деятельность по координации различных ресурсов организации.

Управление слушанием - управление процессом восприятия информации органами слуха. Оптимизация данного процесса достигается подбором подходящей системы управления информационного восприятия для конкретной ситуации.

Управленческое консультирование - профессиональная деятельность в области предпринимательства, обеспечивающая связь научных основ управления и практики управления.

Функции управления - составные части управления. Любое управление состоит из ряда взаимосвязанных действий: руководитель принимает решения, собирает необходимую информацию, дает поручения и т.д. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий и называют функциями управления (функция планирования, функция организации, функция контроля и др.).

Функциональная организационная структура организационная структура отвечает за выполнение какой-либо функции - за производство, маркетинг и т.п.

Функциональная структура является основным кирпичиком в построении большинства других типов организационных структур - дивизиональных, проектных, матричных.

Функция контроля - подпроцесс управления, включающий в себя следующие 4 этапа установление стандартов и допустимых отклонений от него, измерение, сравнение результатов измерения со стандартом и корректирующие воздействия на объект управления при отклонении результатов измерения выше допустимых отклонений.

Функция маркетинга (относится к специальным функциям управления) - в первую очередь обеспечивающая сбор информации о рынке, клиентах, конкурентах и др. с целью производства таких товаров и услуг, которые наилучшим образом удовлетворяют потребности потребителей.

Функция НИОКР (относится к специальным функциям управления) - в первую очередь обеспечивающая разработку новых товаров и услуг фирмы. При широком толковании следует иметь в виду, что НИОКР может выполняться даже в таких сферах, как разработка новых методов торговли, если торговля - основная сфера деятельности фирмы.

Функция организации (относится к общим функциям управления) - процесс делегирования руководителем задач и полномочий своим подчиненным. В результате делегирования у организации появляется организационная структура.

Функция планирования (относится к общим функция управления) - подпроцесс управления, включающий в себя определение исходной ситуации и пути достижения этой цели.

Функция предпринимательства (относится к специальным функциям управления)обеспечивающая новые комбинации ресурсов, включая использование внешних ресурсов, не принадлежащих фирме, с целью производства новых товаров или услуг, возможно также использование новых методов управления Функция производства (относится к специальным функциям управления) обеспечивающая производство товаров и услуг для покупателей в относительно стандартизованном виде.

Функция трансакций - в данном случае речь идет о таких действиях, которые включаются в трансакции (или транзакции) - переговоры с поставщиками, потребителями, госструктурами, фирмами, с которыми имеется или планируется совместная работа и др.

Функция управления персоналом (относится к специальным функциям управления) обеспечивает набор персонала, подготовку и переподготовку персонала, включая руководящий состав, продвижение персонала по службе, а также работу по созданию системы мотивации персонала, формированию корпоративной культуры Функция финансов (относится к специальным функциям управления) - следует отличать от бухгалтерского учета, хотя исходная информация в бухучете и управлении финансами может использоваться одна и та же.

Целевая аудитория - группа потребителей, выступающая для фирмы как цель маркетинговых действий.

Цель - желаемый конечный результат или состояние, в то время как стратегия - это общий план достижения главных целей предприятия.

Экономический закон – объективно существующая детерминированная взаимосвязь двух или более элементов какого-либо экономического процесса.

Эффект масштаба - повышение эффективности производства при росте численности предприятия, обусловленное применением более глубокого разделения труда и использованием более дорогостоящего оборудования.

Эффект синергии - наблюдаемое на практике явление, когда суммарная активность нескольких элементов, входящих в систему, превышает арифметическую сумму активностей этих элементов. Часто является одной главных из причин слияния двух или нескольких фирм.

а) Основная литература:

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.- М.: ТК Велби, 2007.-389 с.

2. Генкин Б.М., Экономика и социология труда. Учебник, 7-е изд., доп. - М.: Норма, 3. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./ Пер. с англ.. – СПб.: Питер, 2007. (серия «Классика 4. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2007.

5. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности; Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. И доп. –М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Х. «Основы менеджмента», 3-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008.-672 с.

7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д, 2007.

8. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2007.

9. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина.

-4-у изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ, 2009. –С. 147.

10. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. №197 ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации». (В ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О, от 03.11.2009 N 1369-О-П).

б) Дополнительная литература:

1. Вавилов Д.В. История менеджмента: Учебное пособие- М.:ИНФРА-М, 1996.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебное пособие-М.:МГУ, 1995.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: УИЦ Гардарики, 2002.

4. Кибанов А.Я. Конфликтология. Учебник. М., 2007 — 302 с.

5. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник – М.: Экзамен, 2003.

6. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник – М.:

7. Поршнев А.Г., Румянцев З.Г., Соломятин Н.А.Управление организацией: УчебникМ.: ИНФРА-М, 2002.

8. Румянцев З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации: Учебное пособие, 9. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебник-М.: ИНФРА-М, 2002.

10. Уткин Э.А. Профессия – менеджер: М.: Экономика.1992.

11. Мильнер Б. З. «Теория организации»: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.:

ИНФРА-М, 2008.- 797 с.

12. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебник-М.: Экзамен, 2002.

13. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник-М.: Прогресс, 2000.

Раздел 3. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости 3.1 Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости студентов В качестве промежуточного текущего контроля успеваемости студентов рекомендуется проводить тестирование по таким темам дисциплины как «Основы теории управления» и «Организационные отношения в менеджменте».

Для оценки «отлично» допускается 1 неверный ответ; для оценки «хорошо» - неверных ответа; для оценки «удовлетворительно» - больше от 4 до 10 неверных ответов.

Если неверных ответов больше 10 – тест не сдан.

3. 1. 2. Перечень контрольных заданий и вопросов для самостоятельной работы:

1. Основные концепции менеджмента индустриально-развитых стран.

2. Особенности менеджмента в России.

3. Особенности управления социально-экономическими системами.

4. Основные принципы управления социально-экономическими системами.

5. Позиция управления на организационную культуру и функциональные процессы.

6. Менеджмент и внешнее косвенное воздействие окружающей среды.

7. Личностный аспект взаимодействия человека и организации.

8. Этическая роль менеджера в организации.

9. Пути разрешения проблем современных интеграционных процессов.

10. Основные критерии оценки успеха интеграции.

11. Специфические функции управления.

12. Частные функции управления.

13. Распределение прав и ответственности в организации.

14. Дифференциация в организационных отношениях организации.

15. Принципы формирования организационных структур управления.

16. Основные подходы к проблеме изучения и проектирования организации.

17. Понятия, сущность и содержание принципов эффективного управления.

18. Методы управляющего воздействия.

19. Принятие решения в условиях неопределенности и риска.

20. Природа и классификация управленческих решений.

21. Содержание стратегического плана в системе менеджмента.

22. Содержание тактического плана в системе менеджмента.

23. Мотивация: теория ожидания.

24. Мотивация: теория справедливости.

25. Виды контроля в менеджменте, их сущность и содержание.

26. Характеристики эффективного контроля.

Раздел 3. Руководитель в управлении организацией.

27. Команды в современных организациях.

28. Эффективность работы неформальных групп.

29. Основные концепции лидерства, их сущность и содержание.

30. Источники власти в организации.

31. Основные требования к личности руководителя.

32. Основные теории стилей.

33. Анализ стилей руководства.

34. Возможности управления человеческими ресурсами.

35. Активизация человеческого ресурса.

36. Методы предупреждения и управления конфликтами, их сущность и содержание.

37. Способы и правила разрешения конфликтных ситуаций в организации.

38. Основные подходы к эффективному руководству.

39. Экономические и психофизиологические факторы эффективности труда.

1. Природа возникновения и основные этапы развития менеджмента.

2. Современное состояние, основные тенденции и перспективы развития науки управления.

3. Организация как система управления.

4. Закономерности, законы и основные принципы управления социальноэкономическими системами.

5. Организация и менеджмент, позиция управления внутри организации.

6. Менеджмент и внешнее окружение организации.

7. Взаимодействие человека и организации.

8. Этика менеджмента, этическая роль менеджера в организации.

9. Интеграционные процессы в менеджменте.

10. Методы эффективной интеграции деятельности организации, основные критерии оценки успеха интеграции.

11. Природа и состав функций менеджмента.

12. Анализ функций управления.

13. Организационные отношения в системе менеджмента.

14. Содержание и типы организационных структур управления, принципы их формирования.

15. Проектирование организационной структуры управления, основные подходы к проблеме изучения и проектирования организации.

16. Новое в формах организации системы менеджмента в организациях.

17. Общенаучные методы управления.

18. Системный и ситуационный подходы к управлению.

19. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.

20. Моделирование управленческих решений.

21. Планирование – основная функция управления.

22. Алгоритм деятельности менеджера на этапах процесса планирования.

23. Эволюция развития мотивации, современные теории мотивации.

24. Мотивация и компенсация (стимулирование) деятельности в менеджменте.

25. Процесс создания системы контроля в организации.

26. Содержание работы менеджеров на этапах процесса контроля.

27. Динамика групп в системе менеджмента.

28. Лидерство в системе менеджмента.

29. Основные концепции лидерства.

30. Руководитель в системе управления, основные требования к личности руководителя.

31. Власть и партнерство в системе менеджмента.

32. Стили руководства, основные теории стилей.

33. Имидж менеджера.

34. Управление человеком и управление группой.

35. Методы предупреждения и управления конфликтами в организации.

36. Способы и правила разрешения конфликтных ситуаций в организации.

37. Основные подходы к эффективному руководству.

38. Производительность, качество и эффективность управленческого труда.

3.2 Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации студентов 3.2. 1 Примерный перечень вопросов к зачету (3 семестр):

Понятие, сущность и содержание управления.

Субъекты и объекты управления.

Природа возникновения и основные этапы развития менеджмента.

“Одномерные” учения о менеджменте.

“Синтетические” учения о менеджменте.

Основные концепции менеджмента на современном этапе.

Понятие организационной системы: определение организационной системы, особенности социально-экономических систем, условия создания организационных систем, свойства организационных систем.

8. Управление системой (организацией): понятие управление системой, процесс управления системой, управляющее воздействие, система управления.

9. Основные закономерности менеджмента: определение, содержание.

10. Основные законы управления: определение законов управления, сущность и содержание основных законов.

11. Принципы управления: определение, сущность и содержание основных принципов.

12. Позиция управления на структуру организации и на внутриорганизационные процессы.

13. Позиция управления на процедуру и нормы принятия решений.

14. Позиция управления на нормы и формы коммуникаций.

15. Позиция управления на кадры и на организационную культуру.

16. Позиция управления на технологию и на функциональные процессы.

17. Менеджмент и внешнее окружение: среда прямых и косвенных воздействий.

18. Взаимодействие человека и организации.

19. Вхождение человека в организацию.

20. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.

21. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения.

22. Этика менеджмента.

23. Сущность интеграции, основные принципы интеграции.

24. Направления и механизмы интеграции.

25. Главные проблемы современных интеграционных процессов и пути их разрешения.

26. Методы эффективной интеграции деятельности организации.

27. Понятие и сущность функций менеджмента.

28. Основные функции управления, их сущность и содержание.

29. Связующие функции управления, их сущность и содержание.

30. Частные функции управления, их сущность и содержание.

31. Специфические функции управления, их сущность и содержание.

32. Разделение труда и специализация в менеджменте.

33. Департаментизация и кооперация в менеджменте.

34. Связи в организации и координация.

35. Масштаб управляемости и контроля в менеджменте.

36. Иерархия в организации и ее звенность.

37. Распределение прав и ответственности в менеджменте.

38. Централизация и децентрализация в менеджменте.

39. Содержание и типы организационных структур управления, принципы их 40. Бюрократический тип организационных структур управления.

41. Органический тип организационных структур управления.

42. Проектирование организационной структуры управления.

43. Основные подходы к проблеме изучения и проектирования организации.

44. Общенаучные методы управления, их сущность и классификация.

45. Экономические методы управления, их сущность и содержание.

46. Административные методы управления, их сущность и содержание.

47. Социально-психологические методы управления, их сущность и содержание.

48. Системный и ситуационный подходы к управлению.

49. Методы управляющего воздействия.

50. Содержание и виды управленческих решений, подходы к их принятию.

51. Процесс и методы принятия решений.

52. Условия эффективности разработки управленческих решений.

53. Моделирование ситуаций при принятии управленческих решений.

54. Сущность, содержание и виды планирования.

55. Алгоритм деятельности на этапах процесса планирования.

56. Разновидности планов, основные требования к их разработке и содержанию.

57. Стратегический и тактический планы, их содержание и формы оформления.

ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

Содержание и виды управленческих решений, подходы к их принятию Основные функции управления, их сущность и взаимосвязь ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

Частные и специфические функции управления Имидж менеджера, понятие и содержание ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

Условия эффективности разработки управленческих решений Природа возникновения и основные этапы развития менеджмента ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

Модели принятия управленческих решений Сущность, содержание и виды планирования ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

1. Бизнес-планирование. Основные разделы бизнес-плана 2. Эффективность работы формальных групп ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

1. Понятие организационной системы: определение, особенности социально-экономических систем, условия создания организационных систем и их свойства 2. Разновидности планов. Основные требования к их разработке и содержания ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

1. Стратегические и тактические планы, их содержание и формы 2. Формальные и неформальные группы. Основные характеристики ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

1. Понятие и общая характеристика мотивации, основные теории мотивации 2. Команды в современных организациях.

ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №

Основные законы управления, сущность и содержание Содержание понятия лидерства в управлении организацией ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

1. Содержание теории мотивации Маслоу 2. Содержание и типы организационных структур управления, принципы их формирования ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Содержательная теория Мак-Клелланда 2. Лидер и менеджер ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Содержательная теория Герцберга 2. Руководитель в системе управления ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Процессуальная теория мотивации «теория ожидания»

2. Этапы принятия управленческих решений ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

1. Процессуальная теория мотивации «теория справедливости»

2. Общее понятие власти. Источники и формы власти ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Власть, влияние, партнерство Понятие, сущность и содержание управления. Управление и менеджмент. Субъекты и объекты управления ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

1. Влияние на основе убеждения и участия 2. Экономические методы управления, сущность и содержание ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Административные методы управления, сущность и содержание 2. Сущность интеграции, основные принципы, направления и механизмы. Главные проблемы интеграционных процессов ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Стили руководства и их классификация 2. Социально-психологические методы управления, сущность и содержание ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению. Сущность и значение 2. Основные теории стилей ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Авторитарный стиль управления, сущность и характеристика 2. Типы и уровни конфликтов в организации ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Разделение труда и специализация. Департаментизация и кооперация 2. Бюрократический и органический типы организационных структур. Основные подходы к построению организационных структур ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Демократический стиль управления, сущность и характеристика 2. Методы управления и разрешения конфликтов ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Сетевое планирование как метод оптимизации управленческих решений 2. Модель Портера-Лаулера ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Масштаб управляемости и контроля. Иерархия в организации и координация. Распределение прав и ответственности. Централизация и децентрализация 2. Взаимодействие индивида и группы в организации ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

1. Сущность и содержание функции регулирования и контроля. Виды контроля 2. Вхождение индивида в организацию, адаптация.

ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Этика менеджмента 2. Производительность, качество и эффективность управленческого труда ЧОУ ВПО «Академия социального образования»

Дисциплина: «Менеджмент»

1. Менеджмент и внешнее окружение: среда прямых и косвенных воздействий 2. Модели менеджмента на примере таких стран как США, Японии и Россия. Основные концепции и особенности Автор – разработчик: старший преподаватель, к.т.н Кириллова Л.Г.





Похожие работы:

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИСТОРИЯ РОССИИ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ Москва 2012 Составители:Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н. История России. Методическое пособие для учителей-предметников. – М.: РУДН, 2012— 644 с. Учебное пособие предназначено для учителей истории. В нем на базе достижений современной исторической науки освещаются основные факты, события и процессы...»

«УДК 372.8:51 ББК 74.262.21 Т32 Составитель: Т. А. Бурмистрова Тематическое планирование по математике : 5— Т32 6 кл. : кн. для учителя / сост. Т. А. Бурмистрова. — М. : Просвещение, 2006. — 111 с. : ил. — ISBN 5-09-014248-3. Книга содержит различные варианты учебных планов, планирования и наборы текстов контрольных работ. УДК 372.8:51 ББК 74.262.21 ISBN 5-09-014248-3 © Издательство Просвещение, 2006 © Художественное оформление. Издательство Просвещение, 2006 Все права защищены ПРЕДИСЛОВИЕ В...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра государственного и муниципального управления МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по написанию дипломных проектов для студентов факультета экономики и управления специальности Государственное и муниципальное управление Издательство Универс-групп 2005 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ЧАСТНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА И ПЛЕМЕННОГО ДЕЛА ЗООТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПИТАТЕЛЬНОСТИ КОРМОВ Учебное пособие Алматы, 2004 1 Егеубаев А.А., Сабитов Т.С., Игошин А.Ф. Учебное пособие по зоотехническому анализу и оценке питательности кормов. Учебное пособие одобрено и рекомендовано к изданию методическим Советом института ветеринарии и животноводства (протокол № 3 от 24.12.2003 г.) Рецензенты: А.Б.Танатаров,...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ для студентов 5-го курса заочного отделения ВПО фармацевтического факультета Учебно-методическое пособие для вузов Составитель Т.Г.Трофимова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим...»

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Кафедра Двигатели летательных аппаратов Шулекин В.Т., Тихонов Н.Д. ПОСОБИЕ по расчёту высотно-скоростных характеристик турбореактивных и турбовальных двигателей по дисциплине Теория авиационных двигателей (курсовая работа, часть 2, для студентов специальности 130300 всех форм обучения) Москва – 2002 Учебно-методическое пособие по расчёту высотно-скоростных характеристик турбореактивных и турбовальных двигателей воздушных...»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Выполнение государственного задания на 2012 г. по теме Повышение результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Хабаровском крае предусматривало изучение лучшего опыта субъектов РФ по организации работы с муниципальными образованиями в сфере оценки эффективности и достижения наилучших значений показателей, в т.ч. определенных Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607, а также разработку двух пакетов нормативных и методических...»

«Согласовано Согласовано Согласовано Руководитель МО Заместитель директора по Руководитель МОУ СОШ №15 / Рожкова О. А./ УВР МОУ СОШ №15 / Непершина Г.И./ /Соловова Е.А./ Протокол №1 от 7сентября Приказ №220 от 15 сентября 2009 сентября г 2009 г. 10 сентября 2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для 10 классов, учителя физики I квалификационной категории Рожковой Ольги Александровне Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 2от 14 сентября 2009 г. 2009 - 2010 уч.г. РАБОЧАЯ...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ Северский технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ (СТИ НИЯУ МИФИ) В.П. Пищулин КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЮ СПЕЦПРОИЗВОДСТВ Учебное пособие Северск 2014 УДК 66.02:661.879:546.791 ББК 35.11 П-368 Пищулин В.П. П-368 Курсовое проектирование по технологии и...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Кафедра государственного и муниципального управления ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Учебный план...»

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Майкопский государственный технологический университет УТВЕРЖДАЮ Прореююр но^аучной работе А. Овсянникова Я/ 20_г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО) по специальности научных работников 06.01.05 -СЕЛЕКЦИЯ И СЕМЕНОВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-геофизический факультет Кафедра геофизики А. В. ЛАДЫНИН ФИЗИКА ЗЕМЛИ ДЛЯ ГЕОЛОГОВ Учебное пособие Новосибирск 2011 УДК 550.3 (075.8) ББК Д21 я 731 Л157 Ладынин А. В. Физика Земли для геологов: Учеб. пособие /Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2011. 166 с. Современная геология часто нуждается в физическом объяснении изучаемых явлений и процессов. Основой глубокого понимания механизмов геологических процессов...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. СМ. Кирова Кафедра экономической теории МИКРОЭКОНОМИКА Рабочая программа и методические указания по выполнению курсовой работы для студентов направления 080100 Э к о н о м и к а дневной формы обучения Санкт-Петербург 2007 Рассмотрены и рекомендованы к изданию учебно-методической комиссией факультета экономики и управления...»

«МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Э.Н. Любичева Е.А. Сычев АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Учебно-методическое пособие Краснодар – 2008 Печатается по решению редакционно-издательского совета Краснодарского университета МВД России Авторы: Э.Н. Любичева – старший преподаватель кафедры административной и служебной деятельности. Е.А. Сычев – начальник кафедры административной и служебной деятельности, кандидат юридических наук...»

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Кафедра аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов Ефимов В.В. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Пособие и варианты заданий к расчетно-графической работе № 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА САМОЛЕТА НА ПРОЧНОСТЬ для студентов специальности 130300 дневного обучения Москва – 2005 Рецензент: д.т.н., проф. Ципенко В.Г. Ефимов В.В. Конструкция и прочность летательных аппаратов. –...»

«Уважаемые выпускники! В перечисленных ниже изданиях содержатся методические рекомендации, которые помогут должным образом подготовить, оформить и успешно защитить выпускную квалификационную работу. Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс] : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) 280400 — Природообустройство, 280300 — Водные ресурсы и водопользование] / И. Б. Рыжков.— СанктПетербург [и др.] : Лань,...»

«Утверждаю Директор МБОУ ДОД ДШИ№1 Щербинин А.Г. Приказ №_ от_ САМООБСЛЕДОВАНИЕ МБОУ ДОД города КУРГАНА ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 за период с 01.04.13г. – 01.04.14г. 1 Содержание: 1. Организационно-правовые основы деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Кургана ДШИ №1 (далее по тексту Учреждение) 1.1.Обеспечение правового положения Учреждения для осуществления образовательной деятельности по предоставлению дополнительного...»

«Уважаемые выпускники! В перечисленных ниже изданиях содержатся методические рекомендации, которые помогут должным образом подготовить, оформить и успешно защитить выпускную квалификационную работу. Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс] : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) 280400 — Природообустройство, 280300 — Водные ресурсы и водопользование] / И. Б. Рыжков.— СанктПетербург [и др.] : Лань,...»

«Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана Факультет Энергомашиностроение Кафедра Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика В.П.Харитонов ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ МЕХАНИКИ ЖИДКОСТИ И ГАЗА Электронное учебное издание Учебное пособие по дисциплине Механика жидкости и газа Москва (С) 2012 МГТУ им. Н.Э.Баумана 2 УДК 532.5.013 Рецензенты: Грибков Александр Михайлович, Заведующий кафедрой Гидромеханика и гидравлические машины Национального Исследовательского...»

«ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Лекционный курс 4.2. Практические занятия 4.3. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов 5. МАТРИЦА РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 5.1. Разделы...»






 
2014 www.av.disus.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.