ВЕДЕНИЕ

Генетическое почвоведение – наиболее синтетический и

комплексный отраслевой раздел естествознания. Это обусловлено

тем, что педосфера - почвенный покров Земли, образуется,

существует и развивается во времени на границе раздела

атмосферы, гидросферы и литосферы как результата воздействия

на них тонкой «пленки» живого вещества. Каждая из этих геосфер

представлена в почвенном покрове материально – почвенным

воздухом, почвенной влагой, почвенными минералами, почвенной биотой и поэтому мир почв подобен слепку со всей биосферы.

Современное почвоведение исходит из представлений о почве, как о сложной биокостной, полифункционалльной и поликомпонентной открытой многофазной системе с бесконечно большим разнообразием внутренних и внешних, функциональных связей, имеющую очень сложную многоуровневую, структурную организацию в поверхностном слое коры выветривания и являющейся комплексной функцией горной породы, организмов, климата, рельефа и времени. Вместе с тем почва и факторы почвообразования составляют целостную самостоятельную и более сложную экологическую систему. Экосистема – это открытая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся целостность функционально взаимосвязанных живых организмов и созданной ими окружающей биокостной среды, способная трансформировать и накапливать энергию и информацию, осуществлять биогеохимический круговорот веществ, в пределах определенного пространства и времени. Вне экосистемы почва существовать не может. Понимание сущности почвообразовательных процессов, особенностей строения почв, закономерностей их взаимосвязей с фитоценозом, зооценозом, микробоценозом и климатопом возможно лишь на основе специального исследования всех компонентов биосферы, в которой зарождался, эволюционировал и существует в настоящее время почвенный покров.

Сказанное определяет место курса «Почвоведение» в системе экологического образования, показывает его большое значение в формировании комплексного экологического мышления.

Особенностью изучения дисциплины является то, что восприятие ее студентами определяется уровнем их знаний смежных дисциплин: химии, физики, геологии, биологии. географии и др.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины Тематическое наполнение курса выстроено по принципу тематических блоков, отражающих определенные представления о предмете изучения. Последовательность тем обусловлена принципом постепенного усложнения комплексности предлагаемого студентам материла.

Введение.

Тема 1. Факторы и сущность почвообразования.

Тема 2. Состав и свойства твердой, жидкой и газовой фаз почвы.

Тема 3. Принципы классификации почв. Общие закономерности географии почв.

Тема 4. География, генезис и свойства основных почв мира почв.

Тема 5. Глобальная и региональная организация почвенного покрова.

Тема 6. Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

Тема 7. Почвы Крымского полуострова и их охрана.

Введение Предмет и задачи почвоведения. Положение почвоведения в системе естественных и прикладных наук. Роль почвоведения в экологическом понимании мира. Понятие о почве и ее существенном свойстве – плодородии. Почва как природное естественно-историческое тело, компонент экосистемы, основное средство сельскохозяйственного производства и продукт труда.

Краткий обзор истории изучения почвы. Эмперический этап В.В.Докучаев и его значение в развитии почвоведения. Научная школа русского генетического почвоведения. Значение работ П.А. Костычева, Н.М. Сибирцева, К.Д. Глинки, Г.Н. Высоцкого, К.К. Гедройца, С.С.

Неуструева, Б.Б. Полынова, Л.И. Прасолова, В.А. Ковды и др. Изучение почвы за рубежом. Современное состояние науки, области практического приложения. Методы изучения почвы.

Тема 1. Факторы и сущность почвообразования Компоненты среды как факторы почвообразования. Горные породы как фактор почвообразования. Влияние массивно-кристаллических, плотных осадочных и рыхлых осадочных пород на свойства почв.

Основные закономерности распространения почвообразующих пород.

Роль живого вещества в почвообразовании. Основные функции высших растений, почвенных животных и микроорганизмов в формировании почв. Смена биоценозов как фактор изменения почв в пространстве и во времени. Лучистая энергия Солнца, атмосферные осадки и воздух как составляющие климатического фактора почвообразования.

Гидротермические поля, гидротермические коэффициенты.

Особенности формирования почв в зависимости от положения в рельфе. Топогенные почвенные сопряжения. Горная зональность почв.

Роль фактора времени в почвообразовании. Антропогенный фактор почвообразования. Прямое и опосредованное воздействие хозяйственной деятельности человека на почвы.

Значение факторов почвообразования в энергетике почвообразования.

Климатический, биологический и геологический факторы как энергетические источники почвообразования. Радиационный баланс в различных географических поясах. Поступление энергии в почву с растительным опадом. Геоморфологический фактор перераспределитель энергетических потоков в почвах. Энергетический баланс почвообразования. Затраты энергии на почвообразование в ландшафтах Мира.

Вклад географических факторов в материальную основу почвообразования. Средний химический состав горных пород. Химизм грунтовых вод. Средний химический состав живых организмов.

Поступление влаги, пыли и воздуха в почву из атмосферы. Химический состав почв как интегральный результат воздействия факторов почвообразования.

Участие факторов почвообразования в динамике почвообразования.

Биологический круговорот веществ как результат деятельности высших растений, почвенной фауны, микрорганизимов. Ряды интенсивности биологического поглощения химических элементов.

Скорость разложения растительного опада в различных экоситемах.

Типы водного и теплового режимов почв, климатические условия их определяющие. Воздушные режимы почв. Синлитогенное почвообразование. Рельеф как фактор водной и ветровой эрозии.

Сущность почвообразовательного процесса и происхождение почв.

Почвенные микропроцессы химического, биологического, физического и физико-химического характера. Частные почвообразовательные макропроцессы и общий почвобразовательный макропроцесс.

Цикличность и поступательность почвообразования. Почва как многокомпонентная открытая биокосная система. Общая схема почвообразования. Мощность почв и строение почвенного профиля.

Тема 2. Состав и свойства твердой, жидкой и газовой фаз почвы Твердая фаза почв. Минеральная составляющая твердой фазы почв.

Первичные минералы, степень их устойчивости в почвах. Физическое выветривание горных пород и минералов. Химическое и биохимическое выветривание минералов. Образование вторичных минералов в почвах. Остаточные коры выветривания и коррелятивные им типы аккумулятивных отложений. Гранулометрический состав почв. Минеральные почвенные горизонты. Методы определения минерального и гранулометрического состава почв. Органическая составляющая твердой фазы почв. Источники органических веществ в почвах. Агенты и процессы преобразования органических остатков в почвах. Гумусовые вещества почв. Влияние факторов почвообразования на образование и накопление гумуса. Органоминеральные соединения почв. Гумусово-аккумулятивные и гумусовоиллювиальные горизонты почв. Методы определения состава органического вещества почв. Коллоидная часть твердой фазы почв.

Поглотительная способность почв. Почвенный поглощающий комплекс, его состав, свойства и методы изучения.

Жидкая фаза почв. Источники и состояние влаги в почвах. Категории и формы почвенной влаги. Водно-физические свойства почв. Состав и динамика почвенных растворов. Кислотность и щелочность почвенных растворов. Окислительно-восстановительные процессы в почвах.

Газовая фаза почв. Состав почвенного воздуха и факторы его определяющие. Газообмен между почвой и атмосферой.

Структурное состояние и физические свойства почвы как трехфазного тела. Объемная и удельная масса и пористость почв. Физикомеханические свойства.

Тема 3. Принципы классификации почв. Общие закономерности географии почв Принципы генетической классификации и номенклатуры почв.

Таксономические группы и таксономические единицы. Основы генетической классификации почв.

Факторы, определяющие общие закономерности географии почв и структры почвенного покрова. Биоклиматическая зональность почв.

Горизонтальная и вертикальная почвенная зональность. Литогенная дифференциация почвенного покрова. Зональность и азональность в распределении почвообразующих пород. Топогенно-геохимическая сопряженность почв. Латеральная миграция продуктов почвообразования. Почвенный покров ландшафтно-геохимических арен. Почвенно-геохимические катены. Историко-хронологическое разнообразие почвенного покрова. Разновозрастность почв. Эволюция и скорость почвообразования. Реликтовые признаки в почвах.

Погребенные почвы и их палеогеографическое значение. Структура почвенного покрова. Почвенно-географическое районирование.

Тема 4. География, генезис и свойства основных почв мира Почвы и почвенный покров полярных и субполярных областей.

Выветривание и почвообразование в полярных пустынях. Тундровые глеевые почвы. Дерновые почвы субполярных лугов. Болотные почвы.

Почвы и почвенный покров бореальных и суббореальных лесных областей. Подбуры и подзолы. Подзолистые почвы. Буроземы.

Поверхностно- и грунтово-глеево-элювиальные почвы. Дерновокарбонатные почвы.

Почвы и почвенный покров лесо-лугово-степных и степных суббореальных областей. Серые лесные почвы. Черноземы.

Каштановые почвы.

Солончаки, солонцы и солоди.

Почвы и почвенных покров полупустынь и пустынь. Бурые пустынностепные и серо-бурые почвы. Сероземы. Такыры и такыровидные почвы.

Почвы и почвенный покров переменно-влажных ксерофитно-лесных и саванновых субтропических и тропических областей. Коричневые и красно-коричневые почвы. Серо-коричневые почвы. Слитоземы.

Ферроземы.

Почвы и почвенный покров влажных лесных субтропических, тропических и экваториальных областей. Желтоземы и красноземы.

Красно-желтые и темно-красные ферралитные почвы.

Тема 5. Глобальная и региональная организация почвенного Биоклиматогенные макроструктуры почвенного покрова. Типы макроструктур почвенного покрова. Региональные особенности горизонтальной биоклиматогенной зональности почв. Схема горизонтальной зональности на гипотетическом материке.

Региональные типы вертикальной биоклиматогенной зональности почв.

Почвенный покров материков и континентов, основные факторы и особенности его организации. Почвенный покров Евразии. Почвенный покров Северной Америки. Почвенный покров Южной и Центральной Америки. Почвенный покров Африки. Почвенный покров Австралии.

Картография почв. Камеральная подготовка и полевые исследования.

Почвенные карта различного масштаба, их теоретическое и прикладное значение. Базовые и специальные почвенные карты.

Тема 6. Почвенные ресурсы их использование и охрана Современное состояние, мелиорация и охрана почвенных ресурсов. Структура использования почвенных ресурсов. Плодородие почв. Оптимальные системы землепользования. Отрицательное антропогенное воздействие на почвы. Типы мелиорации и рекультивации почв. Актуальные задачи сохранения почвенного покрова.

Тема 7. Почвы Крымского полуострова и их охрана История изучения почв полуострова.

Геологическое строение и история формирование полуострова.

Географическое положение Крыма. Рельеф полуострова.

Геологические этапы формирования полуострова. Почвообразующие породы.

Климат полуострова как фактор почвообразования. Географические факторы климата. Атмосферная циркуляция. Характеристика метериологических элементов. Агро-климатическое районирование.

Характеристика района.

Растительность Крыма. Растительный покров Понтийской провинции:

типмчные, петрофитные, псаммофитные и пустынные степи и их почвы. Галофитные и настоящие луга. Растительный покров Эксинской провинции: предгорная лесостепь, дубовые леса, буковые и буково-грабовые леса и их почвы. Пояс горных степей и лугов.

Пояса южного склона: приморских ксерофитных можжевеловодубовых лесов, сосны крымской, бука и сосны обыкновенной.

Геоботаническое районирование Крыма. Характеристика геоботанических районов.

Физико – географическое районирование. Крымская степная провинция: Северо-крымская низменная степь, Тарханкутская возвышенно-равнинная степь, Центрально-крымская равнинная степь, Керченская холмисто-грядовая степь. Предгорная лесостепь. Главная горно-лугово-лесная гряда, Яйлы, Крымское южнобережное субсредиземноморье. Характеристика физико – географических районов и местностей. Основые ландшафты.

Почвы степного Крыма. Солончаки и солонцы. Солонцы черноземно – луговые. Лугово – каштановые. Темно – каштановые. Черноземы южные солонцеватые. Черноземы южные. Черноземы мицеллярнокарбонатные. Черноземы солонцеватые на майкопских глинах.

Черноземы карбонатные Почвы предгорного и горного Крыма. Черноземы обыкновенные мицелярно-карбонатные предгорные. Черноземы намытые.

Черноземы солонцеватые на сарматских глинах. Черноземы предгорные карбонатные. Горно-луговые черноземовидные почвы.

Дерново-карбонатные почвы. Бурые горнолесные. Коричневые почвы сухих лесов и кустарников.. Вертикальная поясность в Крыму.

Почвы речных долин. Аллювиально – луговые. Черноземно-луговые.

Лугово-черноземовидные. Луговочерноземные.

Охрана почв Крыма. Задачи с\х по использованию почв в Крыму.

Ветровая эрозия и водная эрозия. Борьба с селевыми потоками. Борьба с оползнями. Вторичное засоление почв Крыма. Причины засоления почв. Причины заболачивания почв. Проблемы Северо – Крымского канала. Виды засоления почв в Крыму.

ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

В раздел самостоятельной работы выносятся вопросы, которые студенты могут освоить самостоятельно. Особенно большое значение уделяется заданиям, отражающим специфику региональной ситуации с почвами полуострова. Студенты пишут рефераты, связывающие проблемы экологии и современное состояние почв на примере Крыма. Проводят оценку и рассчитывают нормы нагрузки на почвы, оценивают степень экологического риска отдельных предприятий, которые находятся в населенных пунктах, где они проживают или воздействие автомобильного транспорта, энергетических производств и пр. на почвы. Вследствие того, что Крымский регион развивается сельскохозяйственный, именно этим вопросам уделяется значительное внимание в подготовке рефератов, индивидуальных заданий, самостоятельного составления экологических задач и тестов.

Контроль за выполнением самостоятельной работы проводится на лабораторных занятиях, при проведении текущих контрольных работ, подведение модульного контроля а также оцениваются рефераты с учетом региональных особенностей. Оценка вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, включается в модульный контроль, также их выполнение учитывается и при сдачи зачета, которым завершает изучение данного курса.

3.1 Тематика лекций, заданий для самостоятельной работы и Тематика лекций самостоятельную работу отч-ти Основные этапы биосфере. Почва – экран развития науки о почве накопления химических Морфология почв организации почвенного Состав и свойства свойство почвы. Способы почвпочв повышения плодородия Поглотительная Почвенное плодородие. плодородия. Меры почвообразования Почвенный покров материков и континентов почвообразовательного происхождение почв.

География, генезис и Арктические, подзолы свойства оснывных солончаки и солонцы, Охрана почв.

Почвы Крама, рациональное использование и охрана.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

самостоятельном изучении дисциплины « Почвоведение»

Индивидуальная работа предусматривает:

1.Выполнение в индивидуальном режиме творческих занятий повышенной сложности для студентов, желающих повысить свой рейтинг. В рамках курса таким заданием является подготовка презентаций по агроэкологическим проблемам страны и региона, анализ возможных механизмов для оптимизации природопользования и охраны почв.

2.Подготовка докладов по следующим направлениям:

Районирование почв. Лицензирование природопользования с учетом использования почв. Виды лицензий на использование почвенных ресурсов в Украине. Учет почвенных ресурсов и контроль рациональности их использования. Составление кадастров почв. Государственные программы по охране почвенного покрова. Экологическое нормирование в агроэкологии. Экологическое страхование, стимулирование фермеров. Экологическая паспортизация и аудит почв.

Экологическая безопасность непродовольственных и продовольственных товаров, и их роль в развитии сельского хозяйства.

3.Индивидуальные консультации с преподавателем по теме дисциплины 1. Эколого-географическая характеристика арктических и субарктических почв полярной и тундровой природных зон:

распространение, строение, использование и охрана.

2. Эколого-географическая характеристика почв таежно-лесных ландшафтов:распространение, строение, использование и охрана.

3. Эколого-географическая характеристика почв зоны смешанных лесов :распространение, строение, использование и охрана.

4. Эколого-географическая характеристика почв зоны лиственных лесов :распространение, строение, использование и охрана.

5. Эколого-географическая характеристика почв зоны луговых и лугово-разнотравных степей: распространение, строение, использование и охрана.

6. Эколого-географическая характеристика почв зоны сухих и пустынных степей: распространение, строение, использование и охрана.

7. Эколого-географическая характеристика почв зоны сухих и пустынных степей: распространение, строение, использование и охрана.

8. Эколого-географическая характеристика гидроморфных почв степной зоны : распространение, строение, использование и охрана.

9. Эколого-географическая характеристика почв зоны пустынь :распространение, строение, использование и охрана.

10. Эколого-географическая характеристика почв субтропического пояса:распространение, строение, использование и охрана.

11. Эколого-географическая характеристика почв тропического пояса :распространение, строение, использование и охрана.

12. Эколого-географическая характеристика почв Южного берега Крыма :распространение, строение, использование и охрана.

13. Эколого-географическая характеристика почв северного склона :распространение, строение, использование и охрана.

14. Эколого-географическая характеристика почв Предгорья (Вторая и Третья) Крымских гор :распространение, строение, использование и охрана.

15. Эколого-географическая характеристика почв Центральностепной зоны Крымского полуострова:распространение, строение, использование и охрана.

16. Эколого-географическая характеристика почв Тарханкутского полуострова Крыма:распространение, строение, использование и охрана.

17. Эколого-географическая характеристика почв Керченского полуострова Крыма:распространение, строение, использование и охрана.

18. Эколого-географическая характеристика почв Присивашья Крыма:распространение, строение, использование и охрана.

19. Эколого-географическая характеристика почв Гераклийского полуострова Крыма :распространение, строение, использование и охрана.

20. Биогеоценоз как кибернетическая система. Эдафотоп.

21. Экологический кризис региональных экосистем и их характерные признаки. Необходимые меры его предупреждения.

22. Основные причины глобальных противоречений между биосферой и техносферой, последствия для педосферв.

23. Урбанизация, её причины. Последствия для педосферы.

24. Проблемы урбанизации. Факторы окружающей среды и способы снижения негативного воздействия на повы.

25. Техногенные экосистемы: агросистемы. Их состав, особенности функционирования по сравнению с природными экосистемами.

Развитие их в настоящем времени и на будущее..

26. Газовый состав атмосферы Земли. Особенности строения.

Значение атмосферы для педосферы Земли. Влияние атмосферы на важнейшие параметры педосферы 27. Основные источники загрязнения почв. Их влияние на экосистемы Земли.

28. Приоритетные экологические проблемы, связанные с загрязнением почв.

29. Программы /международные, правительственные и региональные/ в области охраны почв.

30. Составные элементы глобальной системы мониторинга за состоянием педосферы. Виды мониторинговых наблюдений.

31. Экологические последствия селиского хозяйства для биосферы 32. Эколого-управленческие особенности оптимизации получения продуктов питания.

33. Пестициды и их значение для развития почв, принципы нормирования и применение.

34. Ближние и дальние последствия использования пестицидов в развитии педосферы..

35. Удобрения и их значение. Особенности нормирования и применения влияние на генезис почв.

36. Негативные последствия применения удобрений для здоровья человека и педосферы.

37. Особенности утилизации промышленных и радиоактивных отходов. Пути оптимизации их влияния на педосферу.

38. Особенности утилизации сельскохозяйственных и бытовых отходов. Пути оптимизации их влияния на педосферу.

39. Значение экологических знаний для разработки программ по проблемам охраны педосферы.

40. Экономические аспекты в применении технологий производства – малоотходых и безотходных для охраны почв.

41. Почва как природный ресурс. Плата за природные ресурсы при их разрушении или загрязнении.

42. Классификация антропогенных факторов. Примеры их влияния на экосистемы и педосферу планеты.

43. Роль почв в малом и большом круговороте веществ и перемещения энергии в биосфере.

44. Основные биогеохимические принципы существования педосферы в биосфере Земли.

45. Биосферные функции почв.

46. Современное состояние почв планеты, Украины и Крыма..

47. Воздействие антропогенных факторов на почвенный покров.

Состояние почв и здоровье человека, раскрыть эти связи.

48. Загрязнение почв химическими веществами. Масштабы, последствия для здоровья человека и экосистем.

49. Необходимость охраны и оптимизации почв. Причины.

Рациональное использование почв.

50. Международное сотрудничество Украины и АРК в области охраны почв (примеры).

51. Международные организации, осуществляющие разноплановый глобальный мониторинг за основными параметрами биосферы и состоянием педосферы.

ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

1. Понятие системы, целостность системы.

2. Почва, как открытая биокостная система.

3. Природа, автономно-соподчиненные системы.

4. Почвы – компонент биогеоценоза.

5. Почвоведение как наука.

6. Первый этап развития учения о почвах.

7. “Почва” западноевропейских агрикультурхимиков и агрогеологов.

8. Развитие почвоведения в России.

9. Докучаевский период развития почвоведения.

10. Советский период развития почвоведения.

11. Почва как природно-историческое тело природы.

12. Глобальные функции почв.

13. Цели и задачи почвоведения.

14. Методы почвоведения.

15. Введение в землеведенье: Возникновение Солнечной Системы и Земли.Строение Земли. Биосфера.

16. Литосфера, гидросфера, атмосфера: возникновение, строение, взаимосвязь.

17. Большой геологический круговорот.

18. Малый биологический круговорот.

19. Выветривание. Формы выветривания.

20. Типы коры выветривания.

21. Почвообразующие породы: магматические, метаморфические, осадочные 22. Генетические типы четвертичных отложений, коренные породы.

23. Первичные минералы: полевые шпаты, слюды, силикаты, окислы, фосфаты.

24. Вторичные минералы: водорастворимые, гидроокиси и окиси, глинистые.

25. Механический состав почв.

26. Источники органических веществ в почвах.

27. Роль микроорганизмов в процессах гумификации и минерализации.

28. Процессы гумификации.

29. Состав гумуса.

30. Экологическая роль гумуса.

31. Категории почвенного плодородия.

32. Фазовый состав почв.

33. Почвенный профиль и генетические горизонты.

34. Типы строения почвенного профиля.

35. Окраска и структура почв.

36. Новообразования и включения почвы 37. Понятие о факторах почвообразования.

38. Климат как фактор почвообразования.

39. Роль биологического фактора в почвообразовании.

40. Биогеоценоз, его структура.

41. Роль материнской породы в почвообразовании.

42. Роль рельефа в почвообразовании.

43. Роль хозяйственной человека деятельности в почвообразовании.

44. Общая схема почвообразования.

45. Стадийность почвообразования.

46. Вынос и аккумуляция при почвообразовании.

47. Противоположные явления при почвообразовании.

48. Элементарные почвенные процессы.

49. Возраст почвообразования.

50. Формы воды в почве.

51. Физически связанная вода почвы.

52. Свободная вода почвы.

53. Почвенный раствор.

54. Водный режим почв.

55. Виды поглотительной способности почв.

56. Почвенный поглощающий комплекс.

57. Строение почвенных коллоидов.

58. Система и номенклатура почв.

59. Классификация почв.

60. Географическое распределение почв.

61. Земельные ресурсы Мира и СНГ.

62. Эколого-географическая характеристика арктических и субарктических почв полярной и тундровой природных зон.

63. Эколого-географическая характеристика почв таежно-лесных ландшафтов.

64. Эколого-географическая характеристика почв зоны смешанных 65. Эколого-географическая характеристика почв зоны лиственных лесов: серые и бурые лесные.

66. Эколого-географическая характеристика почв зоны луговых и лугово-разнотравных степей: черноземы- южные, карбонатные, выщелоченные, предгорные и др.

67. Эколого-географическая характеристика почв зоны сухих и пустынных степей: темно-каштановые, каштановые и светло каштановые, лугово-каштановые, засоленные ид.

68. Эколого-географическая характеристика почв зоны пустынь:

бурые, серо-бурые, лугово-бурые и др.

69. Эколого-географическая характеристика гидроморфных почв степной зоны: солонцы и солончаки.

70. Эколого-географическая характеристика почв субтропического пояса: красноземы, желтоземы, сероземы и коричневые.

71. Эколого-географическая характеристика почв тропического 72. Эколого-географическая характеристика почв горных областей:

горно-луговые, горно-лугово-степные, бурые горнолесные, 73. Гидроморфные почвы аллювиальные, заболоченные, аллювиально-луговые и др.

74. Химическое загрязнение почв.

75. Загрязнение почв в сельском хозяйстве.

76. Эрозия ее виды и борьба с ней.

77. Основные принципы охраны почв.

3.1. Критерии оценки для дифференцированного зачета Необходимое минимальное количество баллов для зачета: 60 баллов Текущий контроль:

1. Работа на семинарских занятиях:

- развернутый ответ на вопрос семинара 2. Самостоятельные работы по вопросам, которые самостоятельно изучаются студентом и представляются для проверки и защищаются на семинарских занятиях (не более 3) Итоговый контроль в сочетании с тестовым контролем 1. Индивидуальные задания выполнены на высоком методическом уровне, ответы на семинарах на все вопросы логически верные, последовательные, без ошибок с предоставлением примеров по лекционным материалам и из разделов, выносимых на самостоятельное изучение При этом видна способность студента дифференцировать, интегрировать знания, видеть альтернативы в решении тех или иных вопросов. Студент проявляет высокий уровень мышления, эрудицию, умеет использовать полученные знания.

2. Посещение всех лекционных занятий. Наличие полного конспекта лекций по всем темам, предусмотренным рабочей учебной программой, в том числе и использование разделов курса, вынесенных на самостоятельное изучение.

1. Даны ответы на зачетные вопросы, но не полностью открыто их содержание. Студент отвечает материал логически, последовательно, но есть незначительные ошибки, некоторые расхождения в ответах.

При этом он умеет дифференцировать и интегрировать знания соответствующих наук, проявляет заинтересованность в выборе верных ответов. Индивидуальная работа выполнена. но уровень оформления и содержания не достаточно высок.

2. Посещение всех лекционных занятий. Наличие конспекта лекций по всем темам, предусмотренным рабочей учебной программой.

Привлечение материалов в ответах на семинарах, вынесенных на самостоятельную работу.

1. Даны неполные ответы на зачетные вопросы, но студент отвечает материал логически, последовательно. При этом студент не знает некоторых вопросов по теме как семинаров, как и итоговых.

Индивидуальная работа выполнена поверхностно, с цитированием малого числа литературных источников, преимущественно компилятивного характера, мало региональных примеров.

2. Пропущено 1-2 лекционные занятия. Конспекты лекций не являются полными по основным темам, предусмотренным рабочей учебной программой. Ограниченное использование разделов тем курса, которые вынесены на самостоятельную работу.

1. Студент дал ответы только на часть зачетных. вопросов. В целом, вопросы раскрыты не в полной мере. Изложенный материал логически верен, последователен, но есть ошибки, которые указывают на неполные знания студента соответствующей темы. При этом студент может использовать основные знания по каждому вопросу, владеет умением синтезировать существующую информацию и интегрировать знания. Индивидуальная работа выполнена поверхностно, плохо оформлена, низкий уровень использованной литературы.

2. Пропущено 1-3 лекционных занятия. Неполные конспекты лекций, в том числе в них не отражены разделы самостоятельной работы.

1. Даны неточные и поверхностные ответы на зачетные вопросы, нет в их изложении логичности и последовательности. Студент во время ответа пользуется конспектом лекций по теме занятия, не привлекая материалы, которые выносилась на самостоятельное изучение.

Незначительные (несущественные) дополнения ответов других студентов. Индивидуальная работа выполнена на низком методическом уровне, преимущественно компилятивного характера с 3 источниками литературы, оформление небрежно с опечатками и фактическими ошибками.

2. Пропущено более 3-х лекционных занятий. Неполные конспекты лекций, как по основным лекционным разделам, так и вынесенных на самостоятельное изучение.

35-59 баллов - FX - „неудовлетворительно” 1. Студент во время ответа не использует в полной мере необходимую информацию, не владеет умениями выбирать надлежащие факты и примеры, отвечает непоследовательно и сбивается с основной мысли.

Ответы на вопросы имеют грубые ошибки, которые обнаруживают неумение делать аргументированные выводы и обобщение.

Индивидуальная работа не представлена вообще.

2. Пропущено более 5-и лекционных занятий. Незнание базовой терминологии и основных понятий по дисциплине.

1-34 баллов - F - „неудовлетворительно” 1. Студент не имеет ответов на поставленные вопросы, отвечает непоследовательно, с большими ошибками.

2. Показывает незнание фундаментальных, базовых положений биологической науки, не умеет дифференцировать и интегрировать полученные знания. Студент не владеет умениями выбирать надлежащую информацию.

3. Незнание базовых понятий, терминологии и закономерностей по дисциплине « урбоэкологии. Пропущена основная часть лекций (более 80%) Шкала перевода баллов в государственную оценку Количество баллов Оценка 90-100 баллов - А - «отлично»