Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»

АРХЕОЛОГИЯ

Программа вступительного испытания

для специальности 1-21 80 17 «Археология»

Заочная и дневная форма получения высшего образования II ступени

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Археология, как составная часть истории первобытного общества, Древнего Мира и Раннего Средневековья, играет значительную роль в системе современных исторических знаний, раскрывает фундаментальные основы развития мировой и культуры, начальные этапы цивилизации.

Особенность вступительного экзамена курса «Археология» лежит в его предметности и заключается в том, что в познании истории древних обществ используются преимущественно вещественные памятники, продукты человеческой деятельности. Комплексное изучение древних обществ, в рамках которого археологическая тематика трактуется как один из разделов экологии человека, тесная связь археологии с естественными дисциплинами, начиная с методов абсолютной хронологии, разнообразных лабораторных методик, физических методов поиска и изучения памятников, формализованного описания и многомерного анализа археологических данных определяет все многообразие и специфику археологии как науки и археологии как учебной дисциплины.

Цель программы – выявить у студентов целостное представление о возникновении и развитии человечества, его материальной и духовной культуры на основе вещественных, археологических источников. Проверка знаний на вступительном экзамене по предмету «Археология» дает возможность выявит необходимый уровень претендентов для успешного обучения в магистратуре по археологии, ее научным концепциям, раскрывается ее связь с другими науками, с классификацией вещественных источников, полевыми, кабинетными и лабораторными приемами археологических исследований, естественнонаучными методами изучения и датировки памятников. Программа предполагает знакомство с основными понятиями и терминологией науки, ее главных достижениях и открытиях, с именами и трудами выдающихся отечественных и зарубежных исследователей.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Археология, ее место и значение среди исторических наук.

Археология как наука. Связь археологии с другими гуманитарными науками.

Археология и история. Археология и этнография. Данные антропологии.

Роль палеогеографии в археологических реконструкциях. Лингвистика в археологии. Палеоботанические, палеозоологические, палеонтологические исследования. Применение данных естественных наук в области археологии.

Возможности археологии в объективной оценке исторического прошлого человечества.

История возникновения и развития археологической науки.

Возникновение археологии. Этап накопления вещевого материала.

Коллекционирование античных древностей и классическая археология.

Основные археологические открытия конца XVIII – XIX вв. Начало восточной археологии. Первобытная археология и эволюционная теория.

становление археологии как исторической науки. Основные концепции археологии конца XIX – XX вв. (эволюционизм, диффузионизм, теория культурных кругов, стадиальная археология, и т.д.). Концепции археологической культуры, культурно-исторический подход.

Неоэволюционизм и этноархеология, школа «новой археологии» Л.

Бинфорда. Экология и системный подход.

Понятия «археологический источник» и «археологический памятник». Виды памятников археологии. Понятийный аппарат науки.

Артефакты. Категории археологических памятников. Поселения и отдельные жилища. Погребения. погребальный обряд и погребальный инвентарь.

Поселения и погребения как источник социологических реконструкций.

Места обработки сырья и горной добычи. Мастерские. Святилища. Пещеры.

Гидротехнические сооружения (древние системы орошения, каналы, плотины, водопроводы). Поля древнего земледелия, дороги, фортификации (оборонительные валы, засеки), петроглифы, отдельные находки.

Культурный слой и стратиграфия. Понятие «археологическая культура». Понятие «культурный слой». Механизмы его формирования.

Стратиграфия. Возможности стратиграфического метода для хронологических построений. Вертикальная и горизонтальная стратиграфия.

Археологические комплексы. Соотношение понятий «археологическая культура» и «этнические общности». Критерии для выделения археологических культур. Хозяйственно-культурные типы. Культурноисторические области.

Археологическая хронология и периодизация. Методы датировки в археологии. Понятия «хронология» и «периодизация» в исторической и археологической перспективе. Основные этапы формирования представлений об археологической хронологии и периодизации. Система трех веков Х. Томсена. Относительная и абсолютная хронология. Историкоархеологические методы хронологизации. Сравнительно-типологический и стратиграфический методы. Естественнонаучные методы: радиоуглеродный, калий-аргоновый, палеомагнитный, дендрохронологический и т.д.

Палеогеографические датировки памятников.

Основные методы полевых археологических исследований.

Понятие «открытый лист». Открытые листы и порядок их выдачи.

Отчетность по полевым исследованиям. Основные этапы полевых археологических исследований. Археологические разведки – первый этап изучения памятников археологии. Задачи и виды археологических разведок.

Паспортизация и инвентаризация памятников археологии. Составление археологической карты. Организация и проведения археологических раскопок. Методика раскопок поселений и погребений. Техника фиксации процесса археологического исследования. Графическая и фотографическая фиксация. Топографические работы в процессе археологического изучения.

Сущность камеральной обработки материалов. Реставрация и консервация находок в лабораторных условиях. Подготовка материалов к публикации.

Основные методы научного анализа археологических источников.

Типологический метод анализа. История возникновения и развития. Понятия «тип» и «типология» в археологии. Типологическая классификация.

Разработки О. Монтелиуса, А. Эванса, Л. Клейна. Структура проведения типологического анализа. Сущность типометрического анализа находок.

Методы статистического сравнения вещевого материала.

Трасологический и экспериментальный методы анализа. Трасология как метод определения и исследования функций древних орудий. История развития трасологического метода и экспериментальной археологии. Работы А.С. Семенова, Г.Ф. Коробковой, В.Е. Щелинского. Следы как особый вид археологического источника. Виды следов использования: линейные следы, микрозаполировка поверхности, пришлифовка, выкрошенность. Определение функции и назначения древних орудий по следам использования. Роль эксперимента в ходе трасологического анализа.

Технологический анализ. Анализ техники расщепления. Представления о форме изделия и способах получения заготовки. Техника скола.

Аппликативный метод (ремонтаж). Установление технологических связей и технологической направленности конкретной индустрии. Выделение технологического контекста. Методы экспериментального моделирования в палеотехнологических реконструкциях.

Развитие природной среды в антропогене. Хронология и периодизация палеолита. Антропоген, его содержание и хронология.

Природная среда эпохи эоплейстоцена и плейстоцена. Оледенения и межледниковья. растительный и животный мир. Хронологические рамки и периодизация эпохи палеолита. Основные проблемы в изучении.

Орудийная и трудовая деятельность в олдувайскую эпоху.

Австралопитековые. Начало орудийной и хозяйственной деятельности.

Древнейшие в мире орудия труда и техника их изготовления. Материал для изготовления орудий труда и его свойства. Нуклеусы. Отбойники. Галечные орудия. Отщепы и их признаки. Чопперы и чоппинги. Полиэдры и сфероиды.

Скребки, резцы, проколки, сверла. Стоянки Олдувая (Танзания). Находки в Кооби-Фора (Кения) и Хадаре (Эфиопия). Древнейшие в мире жилища.

Исходные формы гоминид. Австралопитеки. Критерии человека. Homo habilis (человек умелый). Начало освоения ойкумены. Homo erectus – первооткрыватель Евразии, палеоантропологические и археологические свидетельства. Время и пути заселения человеком Европы.

Эволюция орудий труда и трудовой деятельности в эпоху ашель.

«Человек прямоходящий». Ранний, средний и поздний ашель. «Человек прямоходящий»: эволюционные формы. Синантроп. Эволюция орудий труда и трудовой деятельности древних гоминид. Приемы обработки камня, техника леваллуа, основные орудия труда. Ручное рубило и его функции.

Кливер (колун). Начало использования и способы искусственного получения огня. Заселение пещер. Ашельские памятники Европы: Вертесёлёш, Терра Амата, Торральба; Кавказа: пещеры Азыхская, Кударо I и III, Цонская;

Восточно-Европейской равнины: Королево, Житомирская стоянка, ЛукаВрублевецкая. Возникновение локальных культурных различий в ашельское время.

Развитие орудийной и охотничьей деятельности в эпоху мустье.

Проблема Homo sapiens neanderthalensis. Начало мустьерской эпохи. Среда обитания неандертальцев. Проблема их происхождения, развития и исчезновения. Теория «пресапиенса». Техника обработки камня в эпоху мустье. Дисковидные нуклеусы. Усовершенствование техники скола.

Отжимная и контрударная ретушь. Мустьерские рубила (бифасы), скребла и остроконечники, зубчато-выемчатые орудия. Развитие охотничьего хозяйства в эпоху мутсье. Основные объекты охоты. Типы поселений, жилища.

Мустьерские памятники Европы и Азии. Проблема культурного определения мустьерских памятников. Первые погребения. Возникновение религиозных верований. Рождение искусства.

Поздний (верхний) палеолит. Появление Homo sapiens sapiens.

Время и место появления Homo sapiens sapiens. Природные условия позднего (верхнего) палеолита: климат, растительный и животный мир.

Совершенствование техники обработки камня. Призматический нуклеус и способы получения ножевидных пластин, техника отжимной ретуши.

Основные типы орудий труда. Использование резцов. Составные орудия труда, вкладышевая техника. Совершенствование охотничьего орудия и приемов охоты, изобретение лука и стрел. Начало рыболовства. орудия труда из кости. Палеолитические поселения и жилища. Погребения: Грот Детей, Костенки I, Сунгирь. Позднепалеолитические культуры Европы и Азии.

Проблема заселения человеком Америки и Австралии.

Финальный палеолит как историческая эпоха. Палеоклиматические условия и географическая среда позднеледникового времени. Начало отступления вюрмского ледника. Стратиграфия и геохронология позднеледниковья. Основное содержание понятия финальный палеолит.

Хронология и основные источники по финальному палеолиту. Образ жизни охотников на северного оленя в эпоху финального палеолита. Сезонные миграции. Хозяйственно-культурный тип населения финального палеолита.

Археологические и этнографические данные. Информативность источников, критерии их отбора и правомерность использования. Основные занятия финальнопалеолитического населения: охота, собирательство и рыболовство.

Жилища. Социальная структура.

Изменение природной обстановки в начале голоцена. Развитие флоры и фауны в послеледниковое время. Окончание ледниковой эпохи и начало голоцена. Кардинальное изменение природной среды. Потепление и увлажнение климата. Стратиграфия и геохронология раннего голоцена.

Распространение лесных ландшафтов в пребореальное и бореальное время.

Климатический оптимум атлантического времени. Флора и фауна в раннем голоцене.

Общая характеристика мезолита. Хозяйство и культурные достижения эпохи. Понятие «мезолит». История изучения эпохи мезолита.

Критерии выделения. Хронология и периодизация мезолита. Культурные достижения эпохи. Каменный инвентарь. Вкладышевая техника. Изделия из кости и рога. Совершенствование дистанционного оружия и методов ведения охотничьего хозяйства. Поселения и жилища. Транспортные средства.

Погребения и обряд захоронения. Мезолитические могильники:

Оленеостровский, Волошский, Васильевские, Звейниеки. Расцвет присваивающего хозяйства. Специализация хозяйственной деятельности.

Индивидуализация охоты. Возрастание роли рыболовства. Собирательство.

Предпосылки для перехода к производящему хозяйству.

Начало эпохи неолита. Основные очаги и культурные зоны становления и развития производящего хозяйства. Понятие «неолитическая революция». Сущность и значение перехода к производящему хозяйству. Гипотезы моно- и полицентризма возникновения земледелия и скотоводства. Первичные и вторичные очаги становления производящей экономики. Культуры и культурные зоны в неолите. Основные черты неолитической эпохи. Характеристика развития хозяйства. Орудийная деятельность. Развитие новых способов добычи сырья. Древние горные выработки: шахты, штольни. Развитие транспорта. Обмен в эпоху неолита.

Изобретение древней посуды и ее назначение. Появление тканей. Социальная структура. Духовная культура.

Развитие искусства и религиозных верований в каменном веке по данным археологии. Проблема возникновения художественной изобразительной деятельности человека в раннем и среднем палеолите.

Открытие памятников первобытного искусства в Европе. Открытие живописи в пещерах: Альтамира, Кош, Ласко, Нио, Шове, Капова пещера.

Основная сюжетная линия древних зооморфных и антропоморфных изображений в каменном веке. Эволюция пещерной и наскальной живописи в мезолите-неолите. Понятие петроглифы. Пример Левантийского искусства.

Первобытная скульптура и украшения. Изобразительное развитие женского образа в верхнем палеолите и проблемы его семантики (ЛеруаГуран, П.П. Ефименко, С.Н.Замятнин, А.П. Окладников и др.). Эволюция зооморфных скульптурных изображений в мезолите. «Ренессанс» женских скульптурных изображений в неолитическое время. Развитие орнамента, музыкального искусства и первобытного танца.

Проблема возникновения религиозных верований в эпоху палеолита.

Основные формы первобытного религиозного сознания. Анимизм. Тотемизм.

Фетишизм. Магия. Связь первобытного искусства с религией.

Возникновение металлургии. Начало эпохи энеолита. Начало освоения металлов. Древнейшие медные изделия. первые опыты в обработке меди. Зачатки металлургических знаний. Добыча металлов в древности.

Гипотезы моно- и полицентризма возникновения горного дела и металлургии. Горнорудные центры и металлургические провинции. БалканоКарпатская и Циркумпонтийская металлургические провинции. Рудные источники. Приемы обработки металла. Значение металла в истории человечества.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев-скотоводов.

Культура Анау и Триполье-Куктени. Энеолит как историческая эпоха.

история выделения. Особенности развития общества в эпоху энеолита.

Использование орудий из камня и металла. Развитие плоскодонной расписной керамики. Мелкая художественная пластика. Глинобитные жилища. Изобретение колеса. Колесный транспорт. Глиняные модели повозок. Появление укрепленных поселений.

Культура Анау. Ареал распространения памятников. Хронология и периодизация. Основные виды памятников. Поселения и жилища. Телли.

Развитие орудийной деятельности. Орудия из камня, кости и меди. Хозяйство населения культуры Анау. Находки земледельческих орудий труда.

Скотоводство. Расписная керамика, антропо- и зооморфная скульптура.

Погребения и погребальный обряд. Связи племен культуры Анау с другими энеолитическими областями. Генезис и исторические судьбы населения.

Культура Триполье-Кукутени. Ареал памятников. Хронология и периодизация. Развитие орудийной деятельности. Орудия из камня и меди.

Источники медного сырья, состав металла. Корбунский клад. Исследование трипольских поселений и их реконструкция. Планировка поселков.

трипольские жилища. Расписная керамика, глиняные статуэтки. Хозяйство трипольских племен. Набор орудий труда. Мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Связи племен культуры Триполье-Кукутени с другими энеолитическими областями. Происхождение и исторические судьбы населения.

Бронзовый век как археологическая эпоха. Хронология и периодизация. Хронология и периодизация бронзового века. Очаги металлургии и археологические культуры. Древние медные рудники, шахты, штольни. Специализация металлургов. Формы распространения бронзы.

Клады. Основные способы изготовления бронзовых вещей: отливка в формах, отливка по выплавляемой модели, ковка. Бронзовый инвентарь.

Создание новых форм орудий. Кельт и пальштаб. Украшения. Появление специального военного вооружения. Дальнейшее распространение производящей экономики в бронзовом веке. Истоки пашенного земледелия в Восточной Европе. Молочное хозяйство. Усовершенствование средств сообщения. Колесницы. Торговля и межплеменной обмен. «Престижная экономика» по данным археологии. Общественное разделение труда в бронзовом веке.

Начало раннего железного века. Культуры гальштата и латена.

Культурно-историческое единство степей Евразии. Археология скифов и сарматов.

Развитие искусства в бронзовом и раннем железном веках.

Искусство энеолита и бронзового века. Проблема определения искусства эпохи палеометалла. Возможность его соотношения с понятием «первобытное искусство». Видовое разнообразие искусства энеолита и бронзового века. Возникновения художественных произведений из металла.

Художественное литье и чеканка. Связь искусства с мировоззрением земледельцев и скотоводов: планетарность, цикличность природных процессов, места человека в мире. «Соляризация» искусства эпохи раннего металла. Роль солнца в религиозной и культовой практике. Идеи роста, растительных начал, круговорота. Солярные изображения на керамике.

Изображения Дерева жизни. Каменные изваяния степной зоны эпохи раннего металла. Пример символьных антропоморфных изображений на камне Южной Сибири. Окуневские стелы. Изображения солнцеголовых личин.

Петроглифы эпохи палеометалла. Эволюция изображений, связанных с развитием производящей экономики.

Искусство раннего железного века. Появление и развитие звериного стиля в изображениях раннего железного века. Связь его с мировоззрением, окружающей средой и хозяйственно-общественным устройством.

Распространение рельефных изображений оленя, барана, горного козла и хищников из бронзы и золота. Скифо-сибирское искусство. Данные археологии. Уникальность и неповторимость вещей скифских курганов.

Объемные горельефные изображения животных на посуде и украшениях.

Звериный стиль в развитии наскальной живописи. «Оленные камни»

Монголии, Забайкалья и Южной Сибири. Связь искусства раннего железного века с религиозными представлениями населения Евразии.

Археология античных городов Северного Причерноморья:

Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Греческая колонизация на Черном море.

Центры колонизации Причерноморья. Ведущая роль Милета в выведении апойкий на берега Понта. Участие других ионийских и эолийских метрополий в колонизационном процессе. Хронология и типология.

Топографическое положение ранних поселений. Планировочная структура и оборона. Тип жилища. Монументальные памятники. Освоение сельской территории (хоры). Производство. Культура и быт. Денежное обращение.

Экономические и культурные связи с метрополией и варварским миром.

Греческие города Северного Причерноморья. Общая характеристика вещевого материала. Города Боспора (Пантикапей, Фанагория, Тиритака).

Древняя Ольвия. Херсонес Таврический. Возникновение и развития античного города. Оборонительные стены. Планировка города, городские строения, водопровод. Некрополь. Сельские поселения. Ремесленное производство. Торговля. Чеканка монет.

Археология древних балтов.

Финно-угры по данным археологии.

Проблема происхождения славян. Археологические данные об основных этапах развития славянских культур.

Возникновение и характер развития древнерусских городов по археологическим данным.

Археология городов Древней Руси (XI – XIII вв.): Киев, Новгород, Старая Рязань.

Развитие природной среды в антропогене на территории Беларуси.

Понятие «антропоген». Географическое положение Беларуси.

Геоморфологическая, характеристика. Речная сеть. Роль природного фактора и влияние ледниковых эпох на процесс освоения территории Беларуси.

Стратиграфия и геохронология плейстоцена Беларуси. Природноклиматические условия плейстоцена. Общая характеристика ледниковых и межледниковых эпох на территории Беларуси, связанных с заселением территории. Муравинское (рисс-вюрмское) межледниковье и поозерское (вюрмское) оледенение.

Проблема первоначального заселения территории Беларуси.

Мустьерские местонахождения. Общая характеристика эпохи мустье.

Возможность заселения территории Беларуси в домустьерское время.

Находки орудий труда мустьерского облика: Светиловичи, Подлужье, Обидовичи. Проблема их геологической привязки. Другие мустьерские местонахождения на территории Беларуси. Возможные пути заселения территории Беларуси в мустьерское время.

Поздний (верхний) палеолит Беларуси. Стоянки Юровичи и Бердыж. Поздний (верхний) палеолит как эпоха. Возможные пути заселения территории Беларуси в эпоху верхнего палеолита. Открытие и история изучения стоянки Юровичи. Ю.Ю. Попель, К.М. Поликарпович, В.Д. Будько, В.П. Ксензов, Е.Г. Калечиц. Геоморфология стоянки. Стратиграфия и культурный слой памятника. Палеонтологические находки. кремневый инвентарь. Вопрос о жилищах на стоянке. Возраст памятника и его культурная принадлежность. Интерпретация статуса памятника. Взгляды К.М. Поликарповича, В.Д. Будько, В.П. Ксензова, Е.Г. Калечиц.

История открытия и изучения стоянки Бердыж. К.М. Поликарпович, В.Д. Будько, Л.М. Вознячук, М.М. Цапенко, Е.Г. Калечиц, В.В.Щеглова.

Геоморфология памятника. Вопросы о культурном слое и стратиграфии стоянки (интерпретации К.М. Поликарповича, В.Д. Будько, Е.Г. Калечиц).

Остеологические материалы ледниковой фауны. Кремневый инвентарь.

Вопрос о жилищах на стоянке. Проблемы абсолютной датировки памятника и его культурная принадлежность Культуры охотников на северного оленя на территории Беларуси в эпоху финального палеолита. Начало освоения территории Беларуси в эпоху финального палеолита. Памятники гамбургской культуры. Проблема времени и путей освоения Беларуси в финальнопалеолитические время.

Концепции В.Ф. Копытина, Е.Г. Калечиц, Л.Л. Зализняка, В.П. Ксензова.

Памятники лингбийской, волкушанской и свидерской культур. История изучения. Территория, происхождение и хронология. Характеристика кремневого инвентаря. Поселенческая структура. Исторические судьбы населений культур финального палеолита и их роль в сложении культур мезолита на территории Беларуси.

Гренская культура финального палеолита Верхнего Поднепровья.

История изучения культуры. Территория. Проблемы генезиса и хронологии.

Концепция В.Ф. Копытина о мезинских культурных традиций верхнего палеолита. Взгляд В.П. Ксензова о лингбийском компоненте в генезисе гренских древностей. Вопросы хронологии (мнения В.Ф. Копытина, Е.Г.

Калечиц и В.П. Ксензова). Памятники гренской культуры. Характеристика кремневого инвентаря. Поселенческая структура. Исторические судьбы гренского населения.

Мезолит Беларуси: хронология и периодизация. Культурные достижения эпохи мезолита на территории Беларуси. Окончание ледниковой эпохи и начало голоцена. Кардинальное изменение природной среды. Потепление и увлажнение климата. Стратиграфия и геохронология раннего голоцена на территории Беларуси. Распространение лесных ландшафтов в пребореальное и бореальное время. Климатический оптимум в атлантическое время.

Адаптация населения финального палеолита к природноклиматическим условиям раннего голоцена. Начало мезолита на территории Беларуси и критерии его выделения. Хронология и периодизация мезолита на территории Беларуси. Совершенствование дистанционного оружия и методов ведения охотничьего хозяйства. Расцвет присваивающего хозяйства.

Появление вкладышевой техники. Миграции в эпоху мезолита.

Памятники кундской и бутовской культур на территории Беларуси. История изучения бутовской культуры на территории Беларуси.

Территория, проблемы происхождения и хронология. Бутовские стоянки на территории Беларуси. Характеристика кремневого инвентаря. Поселенческая структура.

История изучения кундской культуры. Территория, происхождение и хронология. Кундские памятники на территории Беларуси. Характеристика материалов. Поселенческая структура. Исторические судьбы кундского населения.

Население кудлаевской и яниславицкой культур эпохи мезолита на территории Беларуси. История изучения кудлаевской культуры.

Территория, происхождение и хронология. Памятники кудлаевской культуры в Беларуси. Характеристика материалов. Поселенческая структура.

История изучения яниславицкой культуры. Территория, происхождение и хронология. Яниславицкие памятники на территории Беларуси. Характеристика материалов. Поселенческая структура.

Днепро-донецкая и верхнеднепровская неолитические культуры на территории Беларуси. Климатические условия среднего и позднего атлантического времени. Динамика природно-растительных зон в неолите.

Хронология и периодизация неолита Беларуси. Основные критерии процесса неолитизации. Появление керамики. Причины сохранения основ присваивающей экономики в раннем неолите. Совершенствование техники обработки камня. Развитие керамического производства. Зарождение земледелия и скотоводства. Причины появления и признаки. Возможность доместикации отдельных видов местных животных. Данные палинологии.

Днепро-донецкая культура. История изучения культуры. Территория, происхождения. Хронология и периодизация культуры. Памятники раннего, среднего и позднего этапов днепро-донецкой культуры на территории Беларуси. Характеристика кремневого инвентаря и керамических материалов. Поселенческая структура.

Верхнеднепровская культура. История изучения культуры. Территория, происхождение и хронология. Памятники раннего и позднего этапов верхнеднепровской культуры. Характеристика материалов. Поселенческая структура. Исторические судьбы верхнеднепровского населения.

Нёманская (припятско-нёманская) неолитическая культура на территории Беларуси. История изучения культуры. Территория, происхождения. Хронология и периодизация культуры. Памятники раннего (дубичайского), среднего (лысогорского) и позднего (доброборского) этапов неманской культуры на территории Беларуси. Характеристика кремневого инвентаря и керамических материалов. Поселенческая структура. Неманская культура Западного Полесья. Исторические судьбы населения неманской культуры Нарвенская и усвятская культуры на территории Беларуси.

История изучения культур. Территория, происхождение и хронология.

Памятники нарвенской и усвятской культур на территории Беларуси.

Поселенческая структура. Кремневый инвентарь и керамика. Изделия из кости и рога. Предметы искусства. Украшения.

Начало бронзового века на территории Беларуси. Проблемы хронологии и периодизации. Общая характеристика эпохи бронзы.

Климатические условия суббореального времени. Хронология, периодизация и особенности эпохи бронзы на территории Беларуси. Причины распространения и развития техники обработки камня. Роль сырьевых ресурсов. Изделия из бронзы на территории Беларуси. Основные пути импорта. Миграции населения в эпоху бронзы. Взаимоотношения племен бронзового века с местным неолитическим населением.

Культура шнуровой керамики на территории Беларуси.

Среднеднепровская культура. Понятие «круг культур шнуровой керамики». История изучения памятников среднеднепровской культуры.

Территория, происхождение и хронология. Памятники среднеднепровской культуры на территории Беларуси. Поселения и жилища. Погребальные комплексы. Характеристика каменного и кремневого инвентаря, керамических материалов, изделий из металла.

Культура шнуровой керамики Белорусского Понеманья и Полесья.

История изучения. Территория, происхождение и хронология. Памятники культуры шнуровой керамики на территории Беларуси и их место в культурном круге шнуровой керамики. Поселения и погребальные памятники. Культурная интерпретация каменного и кремневого инвентаря.

Керамика. Красносельские шахты и культура шнуровой керамики.

Культура шаровидных амфор на территории Беларуси.

Красносельские кремнедобывающие шахты. История изучения культуры.

Поселенческая структура. Погребальные памятники на территории Беларуси.

Связи населения культуры шаровидных амфор с местными неолитическими племенами.

Понятие «кремнедобывающая шахта». Добыча горных пород в каменном веке. История открытия и изучения Красносельских шахт. Н.Н.

Гурина, М.М. Чернявский. Топография и особенности устройства шахт.

Датировка. Орудия древних шахтеров. Процесс выборки сырья и его обработки на месте Красносельских шахт.

Северобелорусская культура эпохи бронзы на территории Беларуси. История изучения культуры. Территория, происхождение и хронология. Памятники среднеднепровской культуры. Особенности поселенческой структуры. Каменная и костяная индустрия стоянок северобелорусской культуры. Костяные и янтарные украшения. Керамика.

Тштинецко-сосницкая культурная общность бронзового века на территории Беларуси. Проблема происхождения культуры (позиции А.

Гардавского, С.С. Березанской, И.И. Аретменко, И. Свешникова).

Территория, происхождение и хронология. История изучения культуры.

Территория, происхождение, хронология и периодизация. Локальные варианты и их краткая характеристика (тштинецкий, сосницкий, комаровский). Памятники тштинецко-сосницкой культуры на территории Беларуси. Поселенческая структура и погребальные комплексы.

Характеристика каменного и кремневого инвентаря, керамических материалов, изделий из металла. Керамика.

Памятники тштинецко-сосницкой культурной общности средней и поздней поры бронзового века: проблемы в изучении. Появление городищ.

Проблемы сложения культур раннего железного века. Ранний этап культуры штрихованной керамики. Формирование днепро-двинской культуры.

Начало раннего железного века на территории Беларуси.

Милоградская культура.

Ранний железный век как исторический период развития племен и народов. Появление железа, способы его получения, сыродутный процесс.

Кричное железо и кузнечная техника. Древнейшие сведения о железе.

Неравномерность исторического развития племен и народов различных регионов в раннем железном веке.История изучения культуры. Территория, происхождение и хронология. Памятники милоградской культуры.

Характеристика материалов. Поселенческая структура. Погребальные памятники на территории Беларуси. Связи населения милоградской культуры с соседними народами.

Древности зарубинецкой культуры на территории Беларуси.

История изучения культуры. Территория, происхождение и хронология.

Памятники зарубинецкой культуры. Характеристика материалов.

Поселенческая структура. Погребальные памятники на территории Беларуси.

Связи населения зарубинецкой культуры культуры с соседними народами.

Вопросы латенизации региона.

Памятники днепро-двинской культуры на территории Беларуси.

История изучения культуры. Территория, происхождение и хронология.

Памятники днепро-двинской культуры. Характеристика материалов.

Поселенческая структура. Связи населения днепро-двинской культуры с соседними народами. Особенности металлопроизводства.

Культуры штрихованной керамики на территории Беларуси.

История изучения культуры. Территория, происхождение и хронология.

Памятники культуры штрихованной керамики. Характеристика материалов.

Поселенческая структура. Связи населения штрихованной керамики культуры с соседними народами. Особенности обработки и добычи металла.

Население киевской культуры на территории Беларуси. История изучения культуры. Территория, происхождение и хронология. Памятники киевской культуры. Характеристика материалов. Поселенческая структура.

Погребальные памятники на территории Беларуси. Связи населения киевской культуры с соседними народами. Проблема этнической интерпретации.

Население банцеровской и колочинской культур на территории Беларуси. История изучения культур. Территория, происхождение и хронология. Памятники банцеровской и колочинской культур.

Характеристика материалов. Поселенческая структура. Погребальные памятники на территории Беларуси. Связи населения банцеровской и колочинской культур с соседними народами. Проблема этнической интерпретации.

Культура пражского типа на территории Беларуси. Древности пражской культуры. Белорусское Полесье в Римский период и в начале эпохи Великого переселения народов. Фаза «0» пражской культуры. Истоки формирования раннеславянской пражской культуры – комплексы с поселений Остров на южном притоке Припяти, р. Стырь в Пинском районе, Петриков-1 и 2, Снедин-2 и 3 на р. Припять и Мохово на р. Днепр.

Восточнославянские племенные объединения VIII – XII вв. на территории Беларуси по данным археологии. Племенные союзы восточных славян по археологическим данным. Этнический состав населения. Восточные славяне и соседние с ними народы. Социальноэкономическое развитие восточных славян. Возникновение и характер городов по археологическим данным. Гнездовские, черниговские и ярославские дружинные курганы. Дружинные курганы в урочище Плакун ( Старая Ладога), Гнёздове ( под Смоленском), Тимерево (под Черниговым).

Черная Могила. Обряд погребения, инвентарь, предметы вооружения.

Вопрос о формировании древнерусского государства. Образование Киевской Руси, принятие христианства. Языческие святилища, славянский языческий культ.

Археологическое изучение городов Северной и Центральной Беларуси Х – ХІІІ вв.: Полоцк, Менск, Витебск, Заславль. Время возникновения. Летописные упоминания и историография ислледований Полоцка, Менска, Витебска, Заславля. Основные архитектурные доминанты.

Археология городов Южной Беларуси Х – ХІІІ вв.: Туров, Пинск, Берестье. Время возникновения. Летописные упоминания и историография исследований Турова, Пинска, Берестья. Основные архитектурные доминанты.

Города Белорусского Понеманья в Х – ХІІІ вв.: Гродно, Новогрудок, Волковыск. Время возникновения. Летописные упоминания и историография исследований Гродно, Новогрудка, Волковыска. Основные архитектурные доминанты.

Города Белорусского Поднепровья и Посожья Х – ХІІІ вв.:

Мстиславль, Гомель, Могилёв. Время возникновения. Летописные упоминания и историография исследований Мстиславля, Гомеля, Могилёва.

Основные архитектурные доминанты.

Археология городов XIV – XVIII вв. на территории Беларуси.

Историография проблемы. Отличительные черты городов XIV – XVIII вв. на территории Беларуси от предыдущей эпохи. Материальная культура, архитектурные доминанты. Специфика планировки.

Археология замков Беларуси. Историография проблемы. История возникновения и развития замковой культуры на территории Беларуси.

Материальная культура, архитектурные доминанты. Основные замки и замковые комплексы Понёманья, Поднепровья и Подвинья, локальные и региональные различия. Фортификационные школы.

Археология белорусских местечек XIV – XVIII вв. Историография проблемы. История возникновения и развития местечек на территории Беларуси. Материальная культура, специфика и развитие планировки.

Археология сельских средневековых поселений на территории Беларуси. Археологическое изучение сельских поселений. Топография.

Размеры. Типы застройки. Основные виды жилых и хозяйственных построек.

Строительная техника. Хозяйство древнерусской деревни. Основные орудия земледелия. Соха, плут, чересла, мотыги, лопаты. Археологические и палеоботанические данные о системах земледелия. Орудия уборки и переработки урожая. Домашнее животноводство. Состав стада по остеологическим данным. Кузнечное дело. Ювелирное ремесло. Гончарство.

Критерии оценки компетенций абитуриентов Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (определений, понятий, терминов, которые определяют 1 (один) основные положения археологии); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории археологической науки); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории археологии);

наличие отдельных существенных ошибок.

Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения составных частей программного материала, 4 (четыре) пересказ определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории и методов археологического исследования); наличие единичных 5 (пять) Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения составных частей программного материала, пересказ определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории и методы археологической науки); наличие несущественных ошибок.

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание с элементами 6 (шесть) объяснения составных частей программного материала, пересказ определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории и методологии археологической науки, знание учебного материала); наличие несущественных ошибок.

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение с элементами объяснения составных частей 7 (семь) программного материала, пересказ определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории и методологии археологической науки); наличие единичных несущественных ошибок.

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение с элементами объяснения 8 (восемь) составных частей программного материала, пересказ определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории и методологии археологической науки); наличие единичных несущественных ошибок.

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (развернутое описание и объяснение с элементами объяснения составных 9 (девять) частей программного материала, пересказ определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории и методологии археологической науки, знание Свободное оперирование программным учебным материалом;

применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению составных частей программного материала, пересказ (десять) определений, понятий, терминов, которые определяют основные положения теории и методологии археологической науки, знание учебного материала).

Существенные ошибки:

неправильное употребление основных терминов и определений;

незнание основных определений и понятий теории спорта и методики физического воспитания;

Несущественные ошибки:

- использование в ответе определений и терминов редко употребляемых или вышедших из употребления заимствованных с интернет источников.

Отметка 0 (ноль) баллов выставляется абитуриенту при отказе от ответа, невыполнении задания вступительного испытания.

1. Авдусин Д.А. Основы археологии: Учеб. для вузов по спец. «История». – М.:

Высшая школа, 1989. – 335 с.

2. Античные государства Северного Причерноморья // Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т. – M., 1984.

3. Археалогія Беларусі: У 4-х т. – Мн., 1997, 1999 – 2001.

4. Археология Украинской ССР: в 3-х т. – Киев, 1985 – 1987.

5. Древняя Русь. Город, замок, село (Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т.). – M., 1987.

6. Гісторыя Беларусі: У 6 т. – Т. 1. – Мн., 2008.

7. Очерки по археологии Белоруссии. – Мн., 1970. – Ч.1; 1972. – Ч 2.

8. Граков Б.Н. Ранний железный век. Культуры Западной и Юго-Восточной Европы. – M., 1977.

9. Копытин В.Ф. Каменный век на территории Белоруссии. – Мн., 1990.

10. Кругликова И.Т. Античная археология. – М., 1984.

11. Мартынов А.И. Археология: Учебник. – М.: Высшая школа, 2002. – 439 с.

12. Мезолит СССР // Археология СССР с древнейших времен до средневековья:

В 20 т. – М., 1989.

13. Молони Нора. Археология. – М.: Росмэн, 1996. – 160 с.

14. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. – М.: Наука, 1973.

15. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. – М.: Наука, 1974.

16. Неолит северной Евразии // Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т. – М., 1996.

17. Палеолит СССР // Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т. – М., 1984.

18. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. – первой половине I тысячелетия н.э. // Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т. – М., 1993.

19. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т. – М., 1989.

20. Фейган Б. Уводзіны ў археалогію / Пер. з англ. В.Мірончык, А.Сташкевіч;

Пад навук. рэд. С.Тарасава. – Мн.: Беларускі Фонд Сораса, 1996. – 272 с.

21. Энеолит СССР // Археология СССР с древнейших времен до средневековья:

В 20 т. – М., 1982.

22. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа // Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т. – М., 1994.

23. Эпоха бронзы лесной полосы СССР // Археология СССР с древнейших времен до средневековья: В 20 т. – М., 1987.

24. Археалогія і нумізматыка Беларусі: Энцыкл. – Мн.: БелЭн, 1993. – 702 с.

25. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

26. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. – М.: Просвещение, 1996. – 304 с.

27. Словарь античности. – М., 1989.

28. Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. – М.: Высшая школа, 1980.

29. Алексеев Л.В. Полоцкая земля в IX–XIII вв. (Очерки истории Северной Белоруссии). – М.: Наука, 1966.

30. Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX–XIII вв. – М.: Наука, 1980.

31. Алексеев Л.В. Археология и краеведение Беларуси: XVI в. – 30-е годы XX в.

– Мн.,1996.

32. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. – М., 1978.

33. Богомольников В.В. Радимичи (по материалам курганов X – XII вв.). – Гомель, 2004.

34. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – М., 1980.

35. Возникновение и развитие земледелия. – М.: Наука, 1967.

36. Вяргей В.С. Археалагічная навука ў Беларускай ССР 1919 – 1941. – Мн.,1992.

37. Гиря Е.Ю. Технологический анализ каменных индустрий: В 2-х ч. – СПб., 1997.

38. Гурин М.Ф. Древнее железо Белорусского Поднепровья (I тыс. н.э.). – Мн., 1982.

39. Гурина Н.Н. Древние кремнедобывающие шахты на территории СССР. – Л., 1976.

40. Егорейченко А.А. Древнейшие городища Белорусского Полесья. – Мн.: БГУ, 1996.

41. Егорейченко А.А. Культуры штрихованной керамики. – Мн.: БГУ, 2006.

42. Зализняк Л.Л. Мезолит Юго-Восточного Полесья. – Киев, 1984.

43. Зализняк Л.Л. Охотники на северного оленя Украинского Полесья эпохи финального палеолита. – Киев, 1989.

44. Зализняк Л.Л. Население Полесья в мезолите. – Киев, 1991.

45. Исаенко В.Ф. Неолит Припятского Полесья. – Мн., 1976.

46. Использование методов естественных наук в археологии: сб. научн. трудов. – Киев, 1978.

47. Каменный век на территории СССР. – М., 1970.

48. Калечиц Е.Г. Памятники каменного и бронзового веков Восточной Белоруссии. – Мн.: Наука и техника, 1987.

49. Калечиц Е.Г. Первоначальное заселение территории Белоруссии. – Мн.:

Наука и техника, 1984.

50. Калечиц Е.Г. Человек и среда обитания. Восточная Беларусь. Каменный век.

– Мн., 2003.

51. Каханоўскі Г.А. Археалогія і гістарычнае краязнаўства Беларусі Ў XVI – XIХ стст. – Мн., 1984.

52. Копытин В.Ф. Памятники финального палеолита и мезолита Верхнего Поднепровья. – Могилев: Могилевская облтипография, 1992.

53. Кларк Д. Доисторическая Африка. – М., 1977.

54. Клейн Л.С. Археологические источники. – Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1978.

55. Клейн Л.С. Археологическая типология. – Л.: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1989.

56. Ксензов В.П. Палеолит и мезолит Белорусского Поднепровья. – Мн.: Наука и техника, 1988.

57. Ксензов В.П. Мезолит Северной и Центральной Беларуси // Матэрыялы па археалогіі Беларусі. Вып. 13. – Мн., 2006.

58. Марзалюк І.А. Магілёў у ХІІ – XVIII стст. Людзі і рэчы. – Магілёў-Мн.:

Веды, 1998.

59. Мельниковская О.Н. Племена южной Белоруссии в раннем железном веке. – М., 1967.

60. Митрофанов А.Г. Железный век средней Белоруссии (VII–VI вв. до н.э. – VIII в н.э.). – Мн., 1978.

61. Лысенко П.Ф. Дреговичи. – Мн.: Навука і тэхніка, 1991.

62. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии (ранний этап зарубинецкой культуры). – Мн.: Наука и техника, 1971.

63. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии (могильники раннего этапа зарубинецкой культуры). – Мн.: Наука и техника, 1973.

64. Поликарпович К.М. Палеолит Верхнего Поднепровья. – Мн., 1968.

65. Природа и древний человек (Основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене) / Г.И. Лазуков, М.Д. Гвоздовер, Я.Я. Рогинский и др. – М., 1981. – 223 с.

66. Риер Я.Г. Археология средневековой европейской деревни: общие черты и региональные особенности. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008.

67. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. – М., 1984.

68. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994.

69. Рындина Н.В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Восточной Европы. – М., 1971.

70. Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

71. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. – М., 1995.

72. Семенов С.А. Происхождение земледелия. – М., 1974.

73. Семенов С.А. Первобытная техника // Материалы и исследования по археологии СССР. – № 54. – Л.: ЛОИА АН СССР, 1957.

74. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. – Л.: ЛОИА АН СССР, 1968.

75. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989 – 318 с.

76. Ткачев М.А. Замки Беларуси. – Мн.: Беларусь, 2002.

77. Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. – М.-Л., 1966.

78. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М., 1987.

79. Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. – М., 1961.

80. Чарняўскі М.М. Бронзавы век на тэрыторыі Беларусі. – Мн.: Народная асвета, 1981.

81. Чарняўскі М.М. Неаліт Беларускага Панямоння. – Мн., 1979.

82. Чарняўскі М.М., Кудрашоў В.Я., Ліпніцкая В.Л. Старажытныя шахцёры на Росі. – Мн., 1996.

83. Шадыро В.И. Ранний железный век Северной Белоруссии. – Мн.,1985.

84. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. – М., 1989.

85. Штыхаў Г.В. Крывічы. – Мн.: Навука і тэхніка, 1992.

Председатель предметной комиссии