Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в

жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического

прогресса.

В цели обучения физике входят:

развитие мышления обучающихся формирование у них умений самостоятельно

приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и "технологии;

усвоение обучающимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативных правовых документов:

1. Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273 – ФЗ 2. Государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г № 1089 ( для 4-11 классов) 3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации 4. Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области ( приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013г № 151 « О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013 – 2014 учебный год, от 20.06.2013г № 585 « О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 года № 451 « О базисных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2013 – 2014 учебный год»), недельный учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области на 2013 – 2014 учебный год для ( 4 классов, 5 – 9 классов, 10 – 11 классов) 5. Положение о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области 6. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области 7. Учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. г. № 8. Примерная программа по биологии.

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е, М. Гутник, А.

В. Перышкин «Физика 7-9 классы», издательство «Дрофа», 2007год.

Обоснование выбора авторской программы:

Главная особенность программы состоит в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. Именно такое объединение было реализовано в предшествующих программах. В результате облегчается трудный первый раздел «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.

В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, лабораторных работ необходимого для формирования у обучающихся умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.

Особое внимание следует уделить организации в конце основной школы «обобщающего повторения». Если оно проводится в соответствии со структурой программы, то за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей при их формировании.

В авторскую программу изменения не внесены.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит на изучение физики в 7 – 9 классах по 2 часа в неделю, соответственно 70 часов в год. В соответствии с годовым календарным учебным планом рабочая программа рассчитана 7класс- 67 часов в год, 8 класс- 67 часов в год;

9 класс- 66 часов в год.

Планируемый уровень подготовки обучающихся:

7 класса Знать:

смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом, молекула;

явление инерции;

смысл понятий: пути, скорости, массы, плотности, силы;

определение физических величин: давления, плотности вещества, объема, массы;

знать закон Архимеда;

определение работы, мощности, их единиц измерения;

КПД механизма, закона сохранения энергии;

понятие рычага, момента сил.

Уметь:

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

описывать и объяснять физическое явление: диффузия, описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;

использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

умение работать приборами: мензуркой, весами, динамометром, объяснять передачу давления в жидкости и газах;

использовать физические приборы для измерения давления;

уметь применять закон Архимеда, воспроизводить формулы;

находить физические величины, изображать на рисунке силы, уметь решать задачи.

8 класса Знать:

теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельной теплоемкости, уд. теплоты сгорания;

закон сохранения энергии;

знать устройство паровой турбины и ДВС;

понятие электризации тел, принцип действия электроскопа, строение атомов;

называть элементы электрических цепей;

устройство амперметра, вольтметра, обозначения их в цепи;

знать понятие напряжения, сопротивления, силы тока;

устройство реостата;

понятие магнитное поле;

устройство электрического двигателя;

источники света, законы отражения, преломления света, знать,что такое линзы, Уметь:

решать задачи на количество теплоты;

работать с психрометром;

работать с графиками процессов;

работать с вольтметром, амперметром, реостатом, ключом, соединять эл. цепи;

уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление по закону Ома;

уметь решать задачи.

Знать:

понятия механическое движение, путь, перемещение, прямолинейное равноускоренное движение, законы Ньютона, понятия импульс, закон сохранения импульса, условия существования свободных колебаний, уравнение колебательного движения, знать понятия волны, характеристики звука, понятия магнитное поле, сила Ампера, сила Лоренца, магнитный поток, электромагнитная индукция, технику безопасности при работе с приборами, знать способы получения тока, природу лучей, строение атома, методы обнаружения и исследования частиц, историю открытия протона и нейтрона, строение ядра атома, устройство реактора, правила защиты от радиоактивных излучений.

Уметь:

строить графики, решать графические задачи;

решать задачи на прямолинейное равноускоренное движение;

решать задачи на законы Ньютона, рассчитывать первую космическую уметь объяснять особенности распространения колебаний;

решать задачи на применение силы Ампера и Лоренца, объяснять электрические Называть:

— источники электростатического и магнитного полей; способы их обнаружения;

— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах и электронагревательных приборах.

Приводить примеры, показывающие, что скорость движения одного и того же тела, а также его траектория могут быть различными в разных системах отсчета.

Приводить примеры:

— изменения скорости тел под действием силы;

— деформации тел при взаимодействии;

— проявления закона сохранения импульса в природе и технике;

— колебательных и волновых движений в природе и технике;

— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций ;

— опытов, подтверждающих основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества;

измерять температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, атмосферное давление, плотность, период колебаний маятника.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме.

Описывать:

— планетарную модель строения атома;

— изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения.

Строить изображение в плоском зеркале и собирающей линзе.

Определять:

— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

— состав атомного ядра по заданным массовому числу и заряду;

— знак заряда наэлектризованного тела и полюс магнита (экспериментально);

— направление теплопередачи путем сравнения температур тел;

— характер тепловых процессов — нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);

— период, амплитуду, частоту (по графику колебаний);

— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения).

Определять по графику зависимости координаты от времени:

— координату тела в заданный момент времени;

— промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной или изменяющейся скоростью.

Определять по графику зависимости скорости тела от времени:

— скорость тела в любой момент времени;

— промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью;

— промежутки времени действия силы.

Вычислять:

— равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;

— импульс тела, если известны скорость тела и его масса;

— расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;

— кинетическую энергию тела при заданной массе и скорости;

— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел, плавлении и кипении;

— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока — при заданных силе тока и напряжении.

Распознавать среди наблюдаемых процессов колебательные и волновые движения.

Объяснять:

— результаты наблюдений и экспериментов;

— причину появления тока в металлическом проводнике при подключении к нему источника тока;

— смысл числового значения КПД в процентах.

Объяснять на основе атомно-молекулярного учения — большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

— процессы испарения и плавления вещества;

— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении;

— постоянство температуры при плавлении кристаллических тел.

Представлять в виде таблиц результаты измерений:

— координат движущегося тела в разные моменты времени;

— силы тока в резисторе при разных напряжениях;

— массы вещества при разных его объемах;

— температуры тела в разные моменты времени при теплообмене.

Представлять, что КПД не может быть больше или равен 100%.

Формы организации образовательного процесса:

Традиционный урок, игра, зачет, лекция Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом.

Виды и формы контроля: зачеты, контрольные и лабораторные работы.

Информация об используемых учебниках.

1. Перышкин А. В. «Физика. 7 класс». Москва, «Дрофа», 2009год.

2. Перышкин А. В. «Физика. 8 класс». Москва, «Дрофа», 2008год.

3. Перышкин А. В., Е. М. Гутник «Физика 9класса». Москва, «Дрофа», 2009г.

Тематическое планирование.

7 класс 8 класс 9 класс Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: смысл понятия вещества.

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: смысл понятий «вещество, взаимодействие, атом, молекула».

Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

2.Измерение размеров малых тел.

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: явление инерции; смысл понятий: путь, скорость, массы, плотности, силы.

Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы; умение работать приборами: мензуркой, весами, динамометром.

Фронтальные лабораторные работы 3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Измерение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

1. Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса;

закон Архимеда.

Уметь: объяснять передачу давления в жидкости и газах; использовать физические приборы для измерения давления; уметь применять закон Архимеда.

7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Контрольные работы 2. Давление. Закон Паскаля.

3. Давление в жидкости и газе.

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Энергия рек и ветра.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: определение работы, мощности, их единиц измерения; КПД механизма; закон сохранения энергии; понятие рычага, момента сил.

Уметь: воспроизводить формулы, находить физические величины, изображать на рисунке силы, работать с физическими приборами, уметь решать задачи.

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Контрольная работа 4. Работа и мощность.

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация.

Относительная влажность воздуха и ее измерение. Кипение. Температура кипения.

Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: понятия тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты; понятие удельной теплоемкости, уд. теплоты сгорания; закон сохранения энергии; знать устройство паровой турбины и ДВС.

Уметь: решать задачи на количество теплоты; работать с психрометром; работать с графиками процессов.

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение теплоемкости твердого тела.

1. Тепловые явления.

2. Нагревание и плавление кристаллических тел.

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь.

Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение.

Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: понятие электризации тел; принцип действия электроскопа; строение атомов;

называть элементы электрических цепей; устройство амперметра, вольтметра, обозначения их в цепи; знать понятие напряжения, сопротивления, силы тока; устройство реостата.

Уметь: работать с вольтметром, амперметром, реостатом, ключом; соединять эл. цепи;

уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление по закону Ома, уметь решать задачи.

3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5. Регулирование силы тока реостатом.

6. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

7. Измерение работы и мощности электрического тока.

3. Электрический ток. Соединение проводников.

4. Электрические явления.

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты.

Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: понятие магнитное поле, устройство электрического двигателя.

Уметь: работать с вольтметром, амперметром, катушкой, реостатом, ключом; соединять эл. цепи; решать задачи.

8. Сборка электромагнита и испытание его действия.

9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

5. Электромагнитные явления.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы.

Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. Разложение белого света на цвета. Цвет тел.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: источники света, законы отражения, преломления света, знать,что такое линзы, виды линз.

Уметь: решать задачи по теме, строить изображение в линзах.

10. Получение изображений с помощью линз.

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Требования к уровню обучающихся.

Знать: понятия механическое движение, путь, перемещение, прямолинейное равноускоренное движение; законы Ньютона, понятия импульс, закон сохранения импульса.

Уметь: строить графики, решать графические задачи; решать задачи на прямолинейное равноускоренное движение, на законы Ньютона; рассчитывать первую космическую скорость.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Контрольные работы 1. Равномерное и равноускоренное движение.

2. Законы Ньютона.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.

Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны.

Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Требования к уровню обучающихся.

Знать: условия существования свободных колебаний, уравнение колебательного движения; знать понятия волны, характеристики звука.

Уметь: решать задачи по теме; уметь объяснять особенности распространения колебаний.

2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Контрольная работа Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.

Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: понятия магнитное поле, силу Ампера, силу Лоренца, магнитный поток, электромагнитная индукция; технику безопасности при работе с приборами; знать способы получения тока.

Уметь: решать задачи на применение силы Ампера и Лоренца; объяснять электрические явления.

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать: природу лучей, строение атома, методы обнаружения и исследования частиц;

историю открытия протона и нейтрона, строение ядра атома, их модели; устройство реактора; правила защиты от радиоактивных излучений.

Уметь: решать задачи на применение силы Ампера и Лоренца, объяснять электрические явления Фронтальная лабораторная р абота 4.Изучение треков заряженных частиц.

Контрольная работа 4.Строение атома и атомного ядра.

Литература и средства обучения.

1. Перышкин А. В., Учебник «Физика. 7 класс». Москва, «Дрофа», 2009год.

2. Перышкин А. В., Учебник «Физика. 8 класс»Москва, «Дрофа», 2009 год.

3. Перышкин А. В., Е. М. Гутник, учебник «Физика 9», Москва, «Дрофа», 2009год 4. Сборник задач по физике. 7-8 кл. Составитель В.И. Лукашик, Москва, Просвещение, 2009год.

5. Сборник задач по физике. 7-8 кл. Составитель А. В. Перышкин, Н. В.

Филонович, Москва, Экзамен, 2009год 6. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. Москва, Просвещение, 2009год.

7. Интернет-ресурсы