Полное наименование учебного предмета:

ФИЗИКА

XI класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по физике для XI класса создана на основе: Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (Физика. Астрономия.

7-11 классы /сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. - М.:Дрофа,2010 год) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2006 года (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 классы / Н.Н.Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. – М.: Просвещение, 2006), рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены стандартом.

Структура документа Рабочая программа по физике представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики:

· освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области -1физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, · выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в · процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования · достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

· использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

· овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

Информационно-коммуникативная деятельность:

· владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

· овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

· воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

· использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. Курс физики в ХI классе в соответствии с учебным планом гимназии рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у школьников общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных · методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных · приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

Рефлексивная деятельность:

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

1. Взаимодействие параллельных токов.

2. Действие магнитного поля на ток.

3. Устройство и действие амперметра и вольтметра.

4. Устройство и действие громкоговорителя.

5. Отклонение электронного лучка магнитным полем.

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Лабораторная работа №1: Изучение электромагнитной индукции.

6. Электромагнитная индукция.

8. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

9. Самоиндукция.

10. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы цели и от индуктивности проводника.

Электромагнитные колебания и волны (15 часов) Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Демонстрации:

11. Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.

12. Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.

13. Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.

14. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

15. Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).

16. Осциллограммы переменною тока 17. Устройство и принцип действия трансформатора 18. Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.

19. Электрический резонанс.

20. Излучение и прием электромагнитных волн.

21. Отражение электромагнитных волн.

22. Преломление электромагнитных волн.

23. Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

24. Поляризация электромагнитных волн.

25. Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Лабораторная работа №2: Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа №3: Измерение длины световой волны.

Демонстрации:

26. Законы преломления снега.

27. Полное отражение.

28. Световод.

29. Получение интерференционных полос.

30. Дифракция света на тонкой нити.

31. Дифракция света на узкой щели.

32. Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

33. Поляризация света поляроидами.

34. Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Демонстрации:

35. Невидимые излучения в спектре нагретого тела.

36. Свойства инфракрасного излучения.

37. Свойства ультрафиолетового излучения.

38. Шкала электромагнитных излучений (таблица).

39. Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.] Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

[Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

Лабораторная работа №4: «Изучение треков заряженных частиц».

Демонстрации:

40. Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.

41. Законы внешнего фотоэффекта.

42. Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.

43. Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.

44. Модель опыта Резерфорда.

45. Наблюдение треков в камере Вильсона.

46. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Для выполнения примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) изучения «Элементов астрофизики» используется учебник:

«Астрономия 11 класс», автор Е.П.Левитан, М.: Просвещение, 2003 г.;

Строение Вселенной (10 часов) Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Демонстрации:

47. Модель солнечной системы.

48. Теллурий.

49. Подвижная карта звездного неба.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики ученик XI класса должен знать/понимать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики (всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учителя 1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 2009.

2. «Астрономия 11 класс», Е.П.Левитан, М.: Просвещение, 2003 г.;

3. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Контрольные тесты по физике» для 10-11 классов; «Просвещение» 2004г. –107 стр.

4. А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике» для 10-11классов; «Дрофа» 2002г. –192 стр.

-7Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по физике («Интеллект-Центр», Москва 2005-2008).

6. А.А. Фадеева «ЕГЭ: физика. Тренировочные задания»; «Просвещение» Эксмо, 2006Г.Н. Степанова «Сборник задач по физике» для 9 – 11 классов; М.: «Просвещение», 8. Н.В.Ильина «Тематический контроль по физике. Зачеты 10-11 классы» («ИнтеллектЦентр», Москва 2002).

9. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005г.

10. Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2005г.

Литература для учащихся 1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 2009.

2. А.П.Рымкевич. Физика 9-11 классы. Задачник.М.: Дрофа, 2007.

3. «Астрономия 11 класс», автор Е.П.Левитан, М.: Просвещение, 2003 г.;

4. Дидактические материалы. Физика 11 класс. А. Е. Марон. «Дрофа», Москва 2004г 5. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005г.

Интернет – ресурсы - Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП): Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru - Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru - Единое окно доступа к ОР window.edu.ru Техническое обеспечение образовательного процесса Материальное-техническое обеспечение кабинетов:

персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет;

проектор;

экран;

акустические колонки;

Программное обеспечение:

операционная система Windows 7;

интегрированный офисный пакет MS Office 2007 / MS Office 2010;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

№ П/П

СТВО ФАКТИЧЕ- ТЕЛЬНЫЕ

СОВ КИ ЛЫ

Лабораторная работа №1 11А 11Б Знать силу Ампера, Уметь объяснять при- Умение наблюдать, Явление электромагнит- 11А 11Б Знать суть явления Уметь провести экс- Умение наблюдать, №3, стр.24, Самоиндукция. Индук- 11А 11Б Знать суть явления, Уметь применять зна- Логическое мышлетивность. Энергия маг- формулу ЭДС само- ния при решении вы- ние, вычислительнитного поля тока. индукции, смысл ин- числительных и каче- ные навыки Волна. Свойства волн и 11А 11Б Знать виды волн и ос- Уметь применять зна-. Самостоятельность №4, стр.61, Излучение и приём элек- 11А 11Б Знать принципы пере- Уметь рассказать Монологическая №3, стр.34, Принципы радиосвязи. 11А 11Б Модуляция и детекти- Уметь объяснить Работа с дополни- №4, стр.73-78, Полное отражение света. 11А 11Б Знать условия наблю- Уметь построить ход Приобретение опыта Лабораторная работа №4 11А 11Б Знать порядок выпол- Уметь провести изме- Работа в парах. Инструкция к Линзы. Построение 11А 11Б Знать правила постро- Уметь применять зна- Наблюдать, делать №3, стр.41.

Лабораторная работа №5 11Б Знать порядок выпол- Уметь провести изме- Приобретение опыта Решение задач по гео- 11А 11Б Знать основные фор- Уметь находить нуж- Самостоятельность №4, стр. Контрольная работа по 11А 11Б Знать основные фор- Уметь находить нуж- Самостоятельность №3, стр.114, Интерференция волн. 11А 11Б Знать условия воз- Уметь применять зна- Умение наблюдать, Лабораторная работа №6 11А 11Б Знать порядок выпол- Уметь провести изме- Умение наблюдать, Инструкция к Решение задач на волно- 11А 11Б Знать основные фор- Уметь находить нуж- Самостоятельность №3, стр44, Контрольная работа по 11А 11Б Знать основные фор- Уметь находить нуж- Самостоятельность №4, стр82, Элементы СТО. Посту- 11А 11Б Знать границы приме- Уметь объяснить фи- Монологическая Основные следствия из 11А 11Б Знать следствия и Уметь решать задачи. Вычислительные Виды излучения. Виды 11А 11Б Знать свойства и при- Уметь объяснять про- Умение наблюдать, Контрольная работа по 11А 11Б Знать основные фор- Уметь находить нуж- Самостоятельность №4, стр.104, Строение атома. Опыт 11А 11Б Знать причину несо- Уметь рассказать об Монологическая №3, стр.50, Лазеры (лекция). 11А 11Б Знать устройство и Уметь рассказать о Работа с дополнипринцип работы ру- других видах и при- тельными источнибинового лазера. менении лазеров. ками информации.

Радиоактивность. 11А 11Б Знать виды радиоак- Уметь составлять Логическое мышлетивных излучений, уравнения ядерных ние Биологическое действие 11А 11Б Знать применение ра- Уметь определить Работа с дополни- №4, стр.117, Контрольная работа по 11А 11Б Знать основные фор- Уметь находить нуж- Самостоятельность №4, стр.118, Небесная сфера. Звёзд- 11А 11Б Знать основные линии Уметь объяснять приное небо. Видимое дви- и точки небесной сфе- чину петлеобразного Определение расстояний 11А 11Б Знать способы опре- Уметь применять их Вычислительные Строение Солнечной си- 11А 11Б Знать состав и струк- Уметь объяснять при- Монологическая и Контрольная работа по 11А 11Б Знать основные фор- Уметь находить нуж- Самостоятельность Основные характеристи- 11А 11Б Знать происхождение Уметь определить Вычислительные Другие галактики. Мета- 11А 11Б Знать виды галактик, Уметь определить Монологическая и Повторение раздела 11А 11Б Знать основные поня- Уметь применять зна- Овладение адекват- №5,стр.13-20.

Повторение разделов 11А 11Б Знать основные поня- Уметь применять зна- Овладение адекват- №5, стр.24-40.

Повторение раздела « 11А 11Б Знать основные поня- Уметь применять зна- Овладение адекват- №5, стр.44-52.

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) /Университет машиностроения/       УТВЕРЖДАЮ Первый проректор _ /И.И. Колтунов / _2013 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ Москва 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЭКЗАМЕНЕ Аспиранты и соискатели должны...»