Группа физики экзотических ядер

• Рабочие 2 1 - 0.5

_

23 7

Направления исследований ГФЭЯ.

Измерения масс ядер в GSI.

1.

Ю.Н.Новиков, Г.К.Воробьев, С.А.Елисеев Эксперименты на ускорителе К-130 в Ювяскюля, Финляндия.

2.

Ю.Н.Новиков, А.В.Попов, Л.Х.Батист, Г.К.Воробьев, С.А.Елисеев Исследование свойств ядер вблизи дважды магического 100Sn, GSI.

3.

Л.Х.Батист Фрагментация ядер.

4.

Ф.Г.Лепехин, Л.Н.Андроненко, М.Н.Андроненко, Л.Н.Ткач, О.В.Левицкая Разработка методов инкапсулирования ядерных отходов.

5.

(Проект МНТЦ № 2391).

Ю.Н.Новиков, В.И.Тихонов, Ю.И.Гусев, В.С.Гусельников, Т.В.Конева, В.К.Капустин Магнитно и радиационно- стойкий ФЭУ для экспериментов на LHC.

6.

Эксперимент CASTOR ( проект ).

Д.М.Селиверстов, Ю.И.Гусев, НПО «Электрон»

Протонная терапия.

7.

Д.Л.Карлин, В.В.Лысенко, М.В.Жидков, Ю.А.Малов Измерение масс ядер GSI Предложена программа измерения масс нуклидов, участвующих в астрофизическом процессе быстрого протонного захвата (rp – процесс). Масса нуклидов важна для расчета пути, продолжительности и энергетического баланса процесса. В экспериментах на SHIPTRAP проведены измерения масс 26 нуклидов в области A=100 с точностью, превышающей ранее полученные значения более чем на порядок. Группа ПИЯФ ответственна за функционирование газовой камеры и ловушки ионов.

Планы группы на 2007 г.:

•Участие в экспериментах по прямому прецизионному измерению масс трансурановых нуклидов на установке SHIPTRAP (GSI).

•Обработка и анализ информации о массах экзотических нуклидов в области астрофизического rp-процесса в районе массового числа A=100, полученной в экспериментах 2006 года, подготовка публикаций.

•Участие в продолжающихся экспериментах по измерению масс ядер, участвующих в астрофизическом rp-процессе.

•Участие в R&D новых проектов MATS и ILIMA в будущем комплексе FAIR Terminal part of the rp – process path.

Измерение масс ядер на ускорителе К- Ювяскюля, Финляндия На установке с пеннинг ловушкой IGISOL JYFLTRAP проведены измерения масс нуклидов 79-83Y, 83-88Zr, 83-88Nb, 86Mo, находящихся на пути астрофизического rp – процесса. Данные эксперимента обработаны и опубликованы в 2006 году. Следующий сеанс эксперимента начат в декабре 2006 года. Подготовлено новое Предложение по прецизионному измерению масс за пределами замкнутого Sn-Sb-Te rp – цикла на установке JYFLTRAP. Предложение одобрено PAC JYFL. Пучковое время выделено на 2007-2008гг.

Планы на 2007 г.:

•Участие в эксперименте по измерению масс нуклидов за пределами замкнутого Sn-Sb-Te rp – процесса.

•Подготовка и участие в эксперименте по измерению масс нейтронноизбыточных нуклидов в области масс ядер в районе Pb •Участие в обработке информации.

ПИЯФ Формирование пучков ионов радиоактивных нуклидов Ионный источник продуктов реакции слияния-испарения N=Z 107 Te ! S •Система подвижных мишеней с газовым охлаждением для работы с Sp=0 Sb S 103 104 Sn Z=50 ! S S интенсивными пучками тяжелых ионов.

99 100 101 102 103 In S SJ S SJ 97 100 101 102 103 98

Cd SJ SJ SJ SJ SJ

•Адаптирован для получения ионов в режимах “внутренней” и “внешней” •Использовался при измерении масс нуклидов в области N~Z и в методических работах по разработке лазерного ионного источника.

Y J J J J J

Источник ионов для поиска низколежащего изомера 229mTh •Отработана методика извлечения ионов из газовых ячеек большого обьема (~1000 см3) с помощью обьемного заряда электронов.

•Проведены методические эксперименты.

Получение пучка ионов в режиме лазерной ионизации внутри и вне газовой ячейки A. Kankainen, …, L. Batist, S.A. Eliseev, Yu.N. Novikov, A.V. Popov, D.M. Seliverstov, G.K. Vorobjev “Mass measurements of neutron-deficient nuclides close to A ~ 80 with a Penning trap”. Eur. Phys. J. A (2006) DOI 10.1140/EPJA/I2006-10088-6.

B. Tordoff,…, A. Popov, … ”An Ion Guide for the Production of a Low Energy Ion Beam of Daughter Products of -Emitters” to be published 2006 (NIM) B. Tordoff, …, A. Popov, …, “Investigations of the Low Lying Isomer in 229Th by Collinear Laser Spectroscopy”, submitted to Hyp. Int.

Получение пучков радиоактивных ионов A. Kankainen, …, L. Batist, S.A. Eliseev, Yu.N. Novikov, A.V. Popov, D.M. Seliverstov, G.K. Vorobjev “Mass measurements of neutron-deficient nuclides close to A ~ 80 with a Penning trap”. Eur. Phys. J. A (2006) DOI 10.1140/EPJA/I2006-10088-6.

Ионный источник продуктов реакции слияния-испарения

Cd SJ SJ SJ SJ SJ

Y J J J J J

HIGISOL

A. Kankainen, …, L. Batist, S.A. Eliseev, Yu.N. Novikov, A.V. Popov, D.M. Seliverstov, G.K. Vorobjev “Mass measurements of neutron-deficient nuclides close to A ~ 80 with a Penning trap”. Eur. Phys. J. A (2006).

Получение ионов в режимах “внутренней” и “внешней” P. Karvonen, …, A Popov,… “LIST developments at IGISOL”. RNB7 proceedings To be published in Eur. Phys. J. A.

вблизи дважды магического 100Sn, GSI.

Эксперименты по программе «исследование бета - распада ядер вблизи 100Sn» были завершены 2 года назад. В 2005 году продолжалась подготовка данных для печати. В первой половине 2006 года были завершены публикации всех результатов кроме данных по распаду 101Sn. В настоящее время результаты практически подготовлены для печати.

В связи с завершением темы стоит задача обзора данных по характеристикам ГТ-резонанса в области N,Z=50. Результаты по энергии ГТ возбуждений при бета плюс распаде показаны на рисунке в качестве примера вместе с данными для бета минус ветви, полученными в реакциях на стабильных ядрах.

ФРАГМЕНТАЦИЯ РЕЛЯТИВИСТСКИХ ЯДЕР В ЭМУЛЬСИИ

В 2006 году получены данные о распределении поперечных импульсов изотопов гелия при фрагментации ядер В-11 с имп. 2.75 А ГэВ/c, опубликованы в Препринте ПИЯФ и приняты к печати в ЯФ в 2007 году.

План 2007года:

•Исследование процессов неупругого взаимодействия нейтронов, фрагментов ядер свинца при энергии 160 А ГэВ/с с ядрами в фотоэмульсии.

•Изучение процесса множественного образования альфа-частиц при фрагментации релятивистких ядер магния и азота фотоэмульсии На рисунке кривая – это то, что должно было бы быть, если справедлива гипотеза предельной фрагментации ядер, гистограмма – эксперимент.

Исследование “projectile- fragmentation” в реакциях Эксперименты в Циклотронной лаб. Мичиганского Университета.

В 2006 г. в рамках коллаборации NSCL MSU и HEPD PNPI проведена обработка данных,полученных в экспериментах по projectile фрагментации изотопных пучков Ca и Ni с энергией 140 МэВ/нуклон на мишенях Be и Ta с целью измерения сечений образования редких изотопов на фрагмент-сепараторе NSCL A1900. Сечения были получены интегрированием импульсных распределений P|| изотопов с Z >= 5.

На рис.1 представлены карты сечений образования 752 изотопов, измеренных при фрагментации вышеупомянутых пучков.

Рис.2 Пример импульсного распределения P|| для 33P, имеющего несимметричный характер при промежуточных энергиях в отличие от фрагментации при высоких энергиях в результате суперпозиции двух типов фрагментации: "projectile fragmentation" и "multifragmentation".

1. Разработка алгоритма для автоматической идентификации продуктов при анализе данных с мультидетектора CHIMERA (LNS INFN).

2. Получить оценки температуры делящихся ядер на основании изоскейлинг-анализа продуктов низкоэнергетичного деления.

3. Участие в наборе и анализе данных в экспериментах по projectile фрагментации на фрагмент-сепараторе A1900 (NSCL MSU).

Разработка способов внедрения в углеродные матрицы радионуклидов I, Tc и трансплутониевых элементов(“minor actinides”) с целью их последующей трансмутации.

Основа способа:

• пиролиз дифталоцианинов соответствующих элементов в атмосфере аргона (рис.1).

• для внедрения йода - пиролиз дифталоцианина иттрия в автоклаве под давлением образующихся в результате пиролиза газов в присутствии йода (рис. 2 ).

Основные результаты:

• Эффективность внедрения радионуклидов в матрицу (в % от исходного количества) составляет:

100% ( >99 %) для Eu, Tc, Am и 85-90% - для йода.

• Термическая устойчивость (степень выделения из матрицы при нагревании) – результаты приведены на рисунках.

• Элементный состав углеродной матрицы после пиролиза в весовых процентах::

при внедрении йода : I – 12-15, Y- 18-20, N – 1,5-2, H – 0,1, остальное – С( 63-68) при внедрении других радионуклидов:

Ме (Y, Tc, Eu, Am) -18-20, N – 1,5-2, H-0,1, C-78-80.

Всего за истекший год проведено свыше 30 синтезов углеродных матриц с внедрением Eu, Re, I, Tc и Am.

Полученные результаты позволяют с определенной уверенностью полагать, что наш метод иммобилизации радиоактивных нуклидов ТПЭ, йода и технеция с целью их хранения и, в особенности трансмутации, может быть успешно реализован на практике.

Пиролиз в атмосфере аргона Пиролиз под давлением Зависимость выделения элементов от температуры План по теме «Инкапсулирование р/а изотопов I, Tc и ТПЭ в углеродные матрицы» на 2007 год 1. Исследование радиационной устойчивости и устойчивости в нейтронном потоке углеродных матриц с внедрёнными в них р/а изотопами йода, технеция и америция.

2. Проведение синтеза углеродной матрицы, содержащей одновременно р/а изотопы I,Tc и Am, с целью повышения эффективности её использования для хранения и (или) трансмутации этих радионуклидов.

3. Исследование газоадсорбционных свойств углеродных матриц, образующихся при пиролизе металлорганических соединений.

4. Изучение электрофизических свойств углеродных матриц.

Временное разрешение FMPMT (ФЭУ-188) Временное разрешение многокаскадных сеточных фотоумножителей (ФЭУ-187) определено двумя методиками :

1. Измерением времени пролета между двумя пластическими сцинтилляторами ВС-420 толщиной 2см на базе 4м. При импульсе налетающих частиц (, K, p), составляющем P=1,8ГэВ/c, получено временное разрешение sigma=58пикосек на один детектор.

2. Измерением однофотонного сигнала ФЭУ-187 от лазера с длиной волны 635нм и длительностью импульса 35 пикосек.

При пороге регистрации ~0,4 ph.e. получено временное разрешение sigma=270 пикосек.

На 2007 год запланировано участие в тестовых измерениях по программе эксперимента “CASTOR” в CERN.

Временное разрешение ФЭУ-188 с однофотонным сигналом Опыт протонной стереотаксической терапии ЦНИИРИ на синхроциклотроне ПИЯФ РАН в 2006 году Артерио-венозные аневризмы головного мозга Число больных Общее число больных: 132 человека Временное распределение интенсивности протонного пучка во время облучения Список докладов и публикаций ГФЭЯ за 2006 год.

Доклады:

С.А.Елисеев “Extraction efficiency and extraction times of the SHIPTRAP gas stopping cell”, International Workshop on Stopping and Manipulating of Ions CMI-2006, Groningen Germany 2006.

Д.М.Селиверстов “Proton therapy facility at Petersburg Nuclear Physics Institute”, PTGOG44, Zurich Switzerland 2006.

Публикации:

1. Vector and tenzor analyzing powers of the 1H(d,)3He capture reaction T.

Klechneva, Y. Gusev, D. Seliverstov et al. Phys. Rev. C 73, 03 4005, (2006) 2. Mass measurement of neutron-deficient nuclides close to A=80. A.

Kankainen,.. L. Batict,.. S.A.Eliseev, Yu. N. Novikov, A.V.Popov, D.M.Seliverstov, G.K.Vorobjev et. al. EPY A20 (2006) 271-286.

3. 1000 MeV Proton beam therapy facility at Petersburg Nuclear Physics Institute Synchrocyclotron. N.K. Abrosimov et. al. Journal of Physics:

Conference Series 41 (2006) 424-432.

4. Experiments with stored exotic nuclei at relativistic energies. F. Bosch, H.

Geissel, Yu. Novikov et. al. Inter. Journal of Mass Spectr. 251(2006) 212-219.

Proton-proton correlation observed in two-proton radioactivity of 94Ag. T.

Mikha, E. Roeckl, L. Batist et. al. Nature 439 (2006) 298.

Beta decay 94Pd and of the 71S isomer of 94Rh. L. Batist et. al. Euro Phys. J. A Beta decay of the proton-rich nuclei 102Sn and 104Sn. M. Karny, L. Batist et. al. Euro Phys. J. A 27 (2006) 129.

8. Gamov – Teller beta-decay of 105Sn. M.Kavatshuk, L. Batist et. al.

Euro Phys. J. A 29 (2006) 183.

9. Decay Q value of 105Sn and of others near 100Sn measurements on GSI on-line mass-separator. L. Batist et. al. Inter. Journ. of Mass Spectr. 251(2006) 138.

10. Поперечные импульсы изотопа гелия при фрагментации релятивистских ядер 11B в фотоэмульсии. Ф.Г. Лепехин.

Препринт ПИЯФ № 2674, (2006) 24 с. Принято к публикации в 11. Метод классификации изотопов водорода и гелия по их массовым числам. Ф.Г. Лепехин. Препринт ПИЯФ № (2006) 11 с.

12. Projective fragmentation of 40Ca, 48Ca, 58Ni and 64Ni at MeV/с. M. Mosco, L. Andronenko, M. Andronenko et. al.

Submitted to Phys. Rev. (2006).

13. Isotope ratios and isoscaling of spallation products in p(1GeV) + A reactions. L. Andronenko, M. Andronenko, W.

Neubert et. al. Submitted to Eur. Phys. Jour. (2006).

«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Утверждаю Ректор Минского института управления _ Суша Н.В. 2012 г. Регистрационный № КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Учебная программа для специальности 1-24 01 02 Правоведение Факультет правоведения Кафедра теории и истории государства и права Курс 2, 3 Семестр 3, 4, 5 Лекции 8 ч. Зачет 4 семестр Практические занятия 6 ч. экзамен 5 семестр Лабораторные занятия нет Курсовой проект (работа) нет Всего аудиторных часов по дисциплине 14 ч. Всего часов Форма получения по...»