Программа разработана на основе рабочих программ дисциплины 06.02.02 Ветеринарная

микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и

иммунология

Введение

В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: ветеринарная

микробиология и иммунология, ветеринарная вирусология, эпизоотология и инфекционные

болезни.

Программа разработана на основе рабочих программ дисциплин ОПД.Ф.08 Ветеринарная

микробиология и иммунология, ОПД.Ф.09 Ветеринарная вирусология, ДС.09 Эпизоотология и инфекционные болезни.

1. Ветеринарная микробиология (бактериология) 1.1. Общая микробиология Предмет и задачи микробиологии. Общие свойства микроорганизмов и их положение в системе живых существ. Отраслевые направления микробиологии: ветеринарная, медицинская, санитарная, техническая, сельскохозяйственная и др. Вирусология как самостоятельная отрасль микробиологии. Связь ее с другими науками. Микробиология как наука, стоящая на страже здоровья человека.

Краткий исторический очерк развития микробиологии (изобретение микроскопа и открытие микробов, морфологические периоды в развитии микробиологии).

Основоположники микробиологии (Пастер, Кох, Мечников, Ивановский, Эрлих и др.). Роль отечественных ученых в развитии микробиологии (Ценковский, Гамалея, Вышелесский, Михин, Виноградский, Саркисов, Сырин и др.).

Научно-исследовательские и практические бактериологические бактериологические ветеринарные учреждения Российской Федерации. Значение микробиологии в системе подготовки специалистов. Программа и формы изучения ветеринарной микробиологии.

Система микроорганизмов Положение микроорганизмов в природе. Прокариоты и эукариоты. Основные отличия эукариотической и прокариотической клеток. Понятие о систематике и классификации микроорганизмов. Методы систематики. Таксономические категории. Вид как их основная таксономическая единица. Номенклатура микроорганизмов. Инфраподвидовые таксоны:

биовар, фаговар, хамовар, морфовар, патовар, серовар. Понятие в культуре, клоне, штамме микроорганизмов. Принципы современной классификации бактерий по Берги.

Морфология и строение микроорганизмов Прокариоты (бактерии). Размеры и единицы измерения бактерий. Основные формы и полиморфизм бактерий.

Строение бактериальной клетки. Бактериальные оболочки, стенки фирмикутных и грациликутных бактерий. Пептидогликан, прото-, сферопласты, L-формы бактерий.

Надстеночные структуры: капсула, пили, жгутики. Цитоплазматическая мембрана.

Организация цитоплазмы. Внутриклеточные мембранные структуры. Нуклеоид, плазмиды.

Цитоплазматические включения. Эндоспоры бактерий. Принципы обнаружения спор, жгутиков, капсул, пили. Особенности морфологии и структуры спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий.

Значение прокариот в патологии животных; использование полезных бактерий в технической микробиологии. Эукариоты (грибы). Строение плесневых (нитевидных) грибов родов: мукор, аспергиллус, фузариум, пенициллиум и дрожжевидных рода Кандида. Понятие о высших и низших грибах, совершенных и несовершенных. Принципы классификации микроскопических грибов. Их значение в патологии животных и человека.

Вирусы бактерий. Природа, свойства, особенности строения бактериофагов.

Физиология микроорганизмов Роль обмена веществ в биосинтезе и росте микроорганизмов. Интенсивность метаболических процессов у микробов. Химический состав прокариотной клетки. Ферменты микроорганизмов, их классификация.

Потребности прокариот в питательных веществах. Источники углерода и азота.

Дифференциация микроорганизмов на лито- и органотрофы. Потребность в факторах роста.

Механизмы поступления питательных веществ в микробную клетку (пассивный и активный перенос) и факторы, влияющие на этот процесс. Синтез прокариотами основных клеточных компонентов.

Энергетический обмен. Сущность биологического окисления субстратов микроорганизмами. Окислительно-восстановительные реакции с образованием АТФ:

окислительное, субстратное фосфорилирование, фотосинтез. Классификация микроорганизмов на аэробы и анаэробы. Брожение как одна из форм анаэробного метаболизма.

Рост и размножение микроорганизмов. Понятия: "рост", "размножение", "изолят".

Питательные среды для культивирования микроорганизмов и требования к ним, классификация питательных сред. Условия роста микробов влияние рН, окислительновосстановительного потенциала среды, осмотического давления, температуры (понятие о мезо-, термо- и психрофильных микроорганизмов), молекулярного кислорода. Особенности культивирования строгих анаэробов.

Фазность размножения бактерий в культуре. Непрерывное культивирование микробов.

Особенности биологических свойств микробов в зависимости от фазы размножения на разных средах. Синтез микробных ферментов, ароматических и флуоресцирующих веществ, продуктов метаболизма, обладающих биологической активностью. Понятие о культуральных, ферментативных, тинкториальных свойствах микробов и др.

Способы размножения плесневых (вегетативное и репродуктивное) и дрожжевых грибов.

Репродукция и механизм действия бактериофагов на микроорганизмы. Методы культивирования бактериофагов. Диагностические и лечебно-профилактические бактериофаги.

Наследственность и изменчивость микроорганизмов Понятие о наследственности и изменчивости. Материальные основы наследственности.

Структура ДНК и РНК. Генетический код и передача информации. Понятие о геноме, генотипе и фенотипе.

Природа изменчивости микробов. Фенотипическое проявление изменчивости (диссоциация, модификация). Генотипическая изменчивость. Спонтанные и индуцированные мутации у бактерий. Роль среды в отборе и закреплении мутационных изменений в процессе эволюции.

Рекомбинационная изменчивость у бактерий: трансформация, трансдукция, конъюгация.

Направленная изменчивость микроорганизмов. Принципы генной инженерии. Цепная полимеразная реакция (ПЦР), ДНК-зоны. Значение учения об изменчивости микробов в диагностике, специфической профилактике инфекционных болезней и получении производственных штаммов микроорганизмов с полезными свойствами.

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы Влияние физических факторов. Действие на микроорганизмы высоких и низких температур. Принципы консервирования микробов холодом. Влияние высушивания на микроорганизмы. Причины избирательного отношения микробов к высушиванию.

Лиофилизация. Влияние на бактерии гидростатического давления, электричества, ультразвука, гамма-излучения. Механизм действия указанных факторов на микробы. Понятие о стерилизации и асептике.

Действие химических веществ. Влияние на микробы кислот, щелочей, галоидных препаратов, солей тяжелых металлов, дезинфектантов, поверхностно-активных веществ.

Понятие о бактерицидном и бактериостатическом действии, дезинфекции и антисептике.

Принципы микробиологической оценки активности дезинфицирующих веществ. Роль тестомикробов при оценке качества обеззараживания животноводческих объектов.

Действие биологических факторов на микроорганизмы. Антибиотики. Продуценты антибиотиков, принципы их получения. Механизм действия антибиотиков грибного, бактериального, животного и растительного происхождения на микроорганизмы. Единицы действия антибиотиков. Методы определения их активности. Понятие о спектре противомикробного действия антибиотиков. Применение их в животноводстве.

Антибиотикорезистентность микробов, природа и методы ее определения.

Распространение микроорганизмов в природе Экология микроорганизмов. Экосистемы, экологические ниши. Микроорганизмы как симбиотические партнеры: мутуализм, комменсализм, паразитизм, антагонизм.

Микрофлора воды. Микробные экосистемы различных водных источников (озера, реки).

Микрофлора воздуха. Источники контаминации воздуха микроорганизмами. Факторы, влияющие на выживаемость микробов в воздухе. Количественный и качественный состав микрофлоры в зависимости от сезона года и удаления от поверхности почвы. Микрофлора воздуха животноводческих помещений.

Микрофлора тела животных. Распределение микроорганизмов на кожном покрове.

Микрофлора слизистых оболочек глаза, дыхательного и мочеполового тракта, вымени.

Качественный состав микрофлоры отделов пищеварительного тракта. Микрофлора преджелудков жвачных и ее участие в процессе пищеварения. Возрастное становление микрофлоры пищеварительного тракта. Дисбактериоз, его причины и методы коррекции.

Понятие о "нормальной" микрофлоре и ее защитная функция. Гнобиотические и СПФживотные. Пробиотики ветеринарного назначения.

Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе Роль микроорганизмов в циклических превращениях элементов в природе. Участие микробов в круговороте азота. Роль микробов в круговороте углерода. Участие микроорганизмов в минерализации органических соединений с образованием двуокиси углерода и восстановленного кислорода. Аэробное и анаэробное расщепление клетчатки.

Спиртовое, молочно-, пропионово-, маслянокислое брожение и уксуснокислое окисление.

Типы взаимоотношений макро- и микроорганизмов. Определение понятия "инфекцияинфекционная болезнь". Стадии инфекции. Путь внедрения, локализация микроорганизмов и их токсинов в организме. Виды инфекции: экзогенные, эндогенные, смешанные, суперинфекция и реинфекция.

Микробоносительство. Понятие о сепсисе, бактериемии, токсемии, септикопиемии.

Инфекционная болезнь. Критерии (признаки) инфекционной болезни, отличающие ее от неинфекционных заболеваний. Триада Генле-Коха. Стадии развития и клинического проявления инфекционной болезни: типичное, атипичное (абортивное, стертое, злокачественное), молниеносное, острое, подострое и хроническое с периодами ремиссии и рецидивов.

Роль иммунологического состояния организма, условий внешней среды в возникновении и течении инфекционного заболевания.

Понятие о патогенности и вирулентности микробов. Единицы измерения вирулентности.

Методы ослабления и усиления вирулентности. Основные факторы патогенности (вирулентности): адгезивность, инвазивность, токсигенность, наличие капсул, ферментов и др.

Иммунология как наука. Задачи иммунологии. Основные вехи в развитии иммунологии (дженнер, Пастер, Мечников, Эрлих, Ланлштайнер, Бернет, Кебот, Дорсе, Эдельман, Мильстайн, Коллер, Ерне и др.).

Определение понятия "иммунитет". Иммунная система и ее функции. Центральные и периферические органы иммунной системы. Функция Т- и В-лимфоцитов. Формы иммунного реагирования: синтез антител и клеточных факторов, иммунологическая память, толерантность, аллергия.

Антигены. Понятие "антиген". Алло-, изо- и ксеногенные антигены. Антигены бактериальной клетки: поверхностные, соматические, жгутиковые. Факторы, влияющие на свойства антигена: чужеродность, молекулярная масса, строение веществ, имуногенность, специфичность. Антигенные детерминанты (эпитопы) бактерий. Антигенная специфичность:

видовая, групповая, типовая и др.

Антитела. Понятие об антителах. Их природа и функция. Структура иммуноглобулинов различных классов. Понятие об активном центре антител. Первичный и вторичный иммунные ответы. Понятие о "нормальных" и "неполных" антителах. Моноклональные антитела. Реакции антиген-антитело: нейтрализация, иммунофлуоресценция, иммуноферментный метод, агглютинация, преципитация, связывание комплемента и др.

Аллергия. Понятие об аллергии. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Характеристика аллергенов. Механизм развития гиперчувствительности обоих типов.

Инфекционная аллергия.

Иммунологическая толерантность. Факторы, обуславливающие толерантность.

Иммунопатологические реакции. Иммунодефициты. Иммуностимуляция и принципы иммунокоррекции.

Виды иммунитета. Приобретенный иммунитет: постинфекционный, поствакцинальный, активный и пассивный, колостральный, антитоксический, стерильный и нестерильный;

местный иммунитет.

Понятие о естественной резистентности организма. Факторы резистентности, передающиеся по наследству. Взаимодействие специфических и неспецифических факторов в формировании устойчивости макроорганизма к возбудителям инфекционных болезней.

Гуморальные и клеточные формы защиты. Возрастные особенности иммунологического статуса животных.

Принципы контроля на стерильность (чистоту роста), безвредность, реактогенность и активность.

Возбудители бактериальных инфекций.

Грамположительные кокки. Общая характеристика основных таксономических групп.

Распространение. Роль в патологии животных и человека.Стафилококки. Стрептококки.

Возбудитель мыта. Возбудитель мастита. Возбудитель пневмококковой (диплококковой) инфекции (септицемии) молодняка.

Грамположительные палочки, не образующие споры. Возбудитель рожи свиней.

Возбудитель листериоза. Патогенные микобактерии. Возбудители туберкулеза сельскохозяйственных животных. Возбудитель паратуберкулеза (паратуберкулезного энтерита) крупного рогатого скота.

Грамположительные спорообразующие палочки. Возбудитель сибирской язвы.

Патогенные анаэробы. Клостридии Грамотрицательные палочки, не образующие споры. Возбудители некробактериоза и копытной гнили. Семейство энтеробактерий. Возбудители колибактериоза. Возбудители сальмонеллеза. Семейство пастерелл и возбудители неясной этиологии.Возбудитель пастереллеза. Возбудители бруцеллеза. Возбудители туляремии. Патогенные псевдомонады.

Возбудитель сапа. Возбудитель мелиоидоза. Возбудитель псевдомоноза.

Извитые бактерии. Возбудители кампилобактериоза. Возбудители лептоспироза.

Возбудители дизентерии свиней.

Патогенные микоплазмы.

Патогенные риккетсии и хламидии.

Возбудители болезней, вызываемых микроскопическими грибами Возбудитель актиномикоза. Возбудители микозов (мукор, пенициллы, аспергиллы и др.). Возбудители микозов, вызываемых дрожжеподобными грибами. Возбудители дерматомикозов. Возбудители микотоксикозов.

Введение. Значение вирусов для решения общебиологических проблем. Роль вирусов в инфекционной патологии животных, растений и человека. Основные принципы профилактики и диагностики вирусных болезней.

Природа вирусов и их роль в биосфере. Вирусы и генетический обмен в биосфере. Роль вирусов в эволюции жизни на земле. Вирусы как инфекционные агенты. Принципы отличия вирусов от др. инфекционных агентов.

Структура и химический состав вирионов вирусов. Вирионы – форма существования вирусов. Единый принцип организации вирионов, их формы и размеры. Нуклеиновые кислоты вирусов, их функции. Типы вирусных геномов.

Систематика вирусов. Принцип систематики, ее научная и практическая ценность.

Краткая характеристика основных семейств вирусов.

Генетика вирусов. Понятие о гене и геноме. Вирусная популяция, штамм, вирусный клон.

Мутации у вирусов и их механизмы. Принципы генной инженерии, ее достижения и решения прикладных задач.

Репродукция вирионов вирусов. Клеточный геном и реализация генетической информации.

Пермиссивные и непермиссивные клетки. Этапы репродукции вирионов в пермиссивных клетках. Репликация вирусных нуклеиновых кислот.

Устойчивость вирионов вирусов к действию физических и химических факторов.

Действие на вирионы вирусов различных температур и УФЛ. Действие кислот, щелочей, спиртов, дезинфектантов, окислителей и восстановителей, антибиотиков. Методы уничтожения, инактивации и консервации вирусов.

Культивирование вирусов. Культуры клеток, их преимущества перед лабораторными животными и куриными эмбрионами. Типы культур клеток, их значение в развитии вирусологии.

Особенности противовирусного иммунитета. Неспецифические и специфические факторы противовирусной защиты. Антигены вирусов и роль поверхностных белков вирионов. Клеточный и гуморальный противовирусный иммунитет.

Патогенез вирусных болезней животных. Пути проникновения вирусов в организм животного и барьеры на этих путях. Тропизм вирусов, вторичная циркуляция вирусов.

Реконвалесценция, вирусоносительство и вирусовыделение.

Серологические реакции в вирусологии. Общий принцип серологических реакций. РН, РТГА, РНГА, РСК, РИФ, РДП, ИФА. Достоинства и недостатки каждой реакции в области их применения.

Принципы диагностики вирусных болезней животных Предварительный диагноз на основе анализа клинических данных, патологических изменений и эпизоотологических данных. Окончательный диагноз на основе обнаружения и идентификации вирусов.

Получение патматериала и его транспортировка Специфическая профилактика вирусных болезней животных. Живые и инактивированные вакцины, их достоинства и недостатки. Молекулярные вакцины, современные генно-инженерные технологии получения вакцин. Химиотерапия вирусных болезней, перспектива их развития.

Болезни нескольких видов животных. Оспа, чума, грипп, бешенство, гепатит.

Эпизоотология и специфическая профилактика.

Вирусные болезни крупного и мелкого рогатого скота. Вирус пустулезного дерматита, папулезного стоматита, ринотрахеита, лейкоз, парагрипп, аденовирусы. Эпизоотология и специфическая профилактика.

Вирусные болезни свиней и лошадей. Герпесвирусы, реовирусы, африканская чума, парагрипп. Эпизоотология и специфическая профилактика.

Вирусные болезни плотоядных и кроликов. Вирус папилломы, риовирусы, вирус Ауески, вирус парамиксовирусов. Эпизоотология и специфическая профилактика.

Вирусные болезни птиц. Болезнь Ньюкасла, аденоподобный вирус, лейкоз, вирус гриппа, гепатита, инфекционного бронхита. Эпизоотология и специфическая профилактика.

Предмет и задачи эпизоотологии. История развития эпизотологии. Методы исследования эпизоотологии. Охрана людей от зооантропонозов.

Понятие об инфекции, виды и формы инфекции. Инфекционная болезнь. Этиология и клиническое проявление инфекционной болезни. Механизм и факторы иммунитета, виды и формы иммунитета, практические аспекты иммунологии.Эпизоотический процесс как эпизоотологическая категория. Эпизоотическая цепь и ее обязательные звенья: источник возбудителя инфекции, механизм передачи возбудителя, восприимчивый организм.

Понятие об интенсивности эпизоотического процесса спорадия, эпизоотия и панзоотия.

Динамика эпизоотий и характеристика ее основных стадий. Влияние природно-географических и социально-экономических факторов на эпизоотический процесс. Понятие об эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте и угрожаемой зоне. Виды эпизоотических очагов и их характеристика. Природная очаговость инфекционных болезней. Структура, виды и типы природных очагов. Природно-очаговые болезни животных.

Эпизоотологический мониторинг и основы эпизоотологического исследования. Методика эпизоотологического обследования. Интенсивные и экстенсивные показатели. Приемы эпизоотологического исследования. Математические приемы анализа эпизоотического процесса и влияния на него социально-экономических, природно-географических, биотических и абиотических факторов.

Номенклатура и принципы классификации инфекционных болезней. Эпизоотологическая классификация инфекционных болезней. Эволюция инфекционной болезни как процесс взаимного приспособления микро- и макроорганизма в результате изменения взаимодействия движущих сил эпизоотического процесса.

Основные задачи и принципы противоэпизоотической работы. Противоэпизоотические мероприятия как единая государственная научно обоснованная система профилактики и борьбы с инфекционными болезнями животных.

Понятие об общей профилактике инфекционных болезней и основные требования к ней.

Основные ветеринарно-санитарные и организационно-хозяйственные мероприятия, входящие в систему общих мероприятий. Профилактическое карантинирование и диспансеризация.

Специфическая профилактика как система мер, направленная на предупреждение появления определенной инфекционной болезни. Средства и методы специфической профилактики.

Эпизоотологическое обследование эпизоотического очага (неблагополучного пункта) и изучение ситуации. Эпизоотологическое обоснование трех основных направлений в борьбе с инфекционными болезнями – мероприятий в отношении источника возбудителя инфекции, механизма передачи, восприимчивых животных. Понятие об изоляции животных. Устройство и функционирование изоляторов и инфекционных отделений в хозяйствах и лечебницах.

Организация мероприятий направленных на звенья эпизоотической цепи. Организация карантинных и ограничительных мероприятий.

Эпизоотологическое и экономическое обоснование лечения животных. Организация лечения животных. Специфическая и неспецифическая терапия. Дезинфекция. Дезинсекция и дератизация.

Вопросы частной эпизоотологии объединены в разделах «Частная микробиология», «Частная вирусология».

Предмет и задачи микробиологии. Общие свойства микроорганизмов.

Патогенные стафилококки.

Эпизоотический мониторинг и основы эпизоотологического исследования.

Краткий исторический очерк развития микробиологии. Особенности противовирусного иммунитета. Антигены вирусов. Клеточный, гуморальный противовирусный иммунитет.

5. Оздоровительные мероприятия и ликвидация туберкулеза сельскохозяйственных 6. Научно-исследовательские и практические бактериологические ветеринарные 7. Общие принципы серологических реакций и их отличие друг от друга (РН, РТГА, РНГА, РСК, РИФ, РДП, ИФА). Достоинства и недостатки каждой реакции в области их применения.

8. Оздоровительные мероприятия и ликвидация бруцеллеза.

9. Систематика микроорганизмов. Таксономические категории. Принципы современной классификации бактерий по Берги.

10. Культивирование вирусов.

11. Общая профилактика инфекционных болезней и основные требования к ней.

12. Морфология и строение микроорганизмов.

13. Вирусные болезни крупного и мелкого рогатого скота. Вирус пустулезного дерматита, папулезного стоматита, ринотрахеита.

14. Дезинфекция. Виды, метода и средства дезинфекции. Организация и техника проведения дезинфекции.

15. Вирусы бактерий. Природа, свойства, особенности строения бактериофагов.

16. Вирусные болезни крупного рогатого скота. ЗКЛ, лейкоз. Эпизоотология и специфическая профилактика.

17. Понятие о ветеринарной санитарии.

18. Физиология микроорганизмов. Химический состав и ферменты микроорганизмов.

Потребности прокариотов в питательных веществах.

19. Специфическая профилактика вирусных болезней животных. Живые и инактивированные вакцины. Молекулярные вакцины. Химиотерапия вирусных 20. Оздоровительные мероприятия и ликвидация сальмонеллезов.

21. Энергетический обмен. Классификация микроорганизмов на аэробы и анаэробы.

Брожение. Рост и размножение микроорганизмов.

22. Принципы диагностики вирусных болезней.

23. Возбудитель сибирской язвы. Эпизоотология. Диагностика и специфическая профилактика.

24. Наследственность и изменчивость микроорганизмов. Природа изменчивости микробов. Рекомбинационная изменчивость.

25. Клостридии – возбудители анаэробных инфекций.

26. Генетика вирусов. Понятие о геноме, принципы генной инженерии.

27. Эпизоотический процесс и его движущие силы.

28. Мастит крупного рогатого скота. Морфология, тинкториальные, культуральные и патогенные свойства возбудителя. Особенности иммунитета. Применяемые биопрепараты.

29. Устойчивость вирионов вирусов к действию физических и химических факторов.

30. Способы размножения плесневых и дрожжевых грибов.

31. Номенклатура, эволюция и классификация инфекционных болезней.

32. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.

33. Вирусные болезни свиней и лошадей. Герпесвирусы, аденовирусы, реовирусы.

Эпизоотология и специфическая профилактика.

34. Закономерности развития и проявления эпизоотического процесса.

Эпизоотический очаг и природная очаговость.

35. Вирусные болезни свиней и лошадей. Африканская чума, парагрипп.

36. Распространение микроорганизмов в природе. Экология микроорганизмов.

Предмет и задачи эпизоотологии. История развития. Связь эпизоотологии с другими науками. Методы исследования.

37. Эпизоотологические аспекты учения об инфекции и иммунитете.

38. Вирусные болезни птиц. Вирус Ньюкасла, аденоподобный вирус, лейкоз.

39. Микрофлора тела животных.

40. Вирусные болезни птиц. Вирус гриппа, гепатита, инфекционного бронхита.

41. Общие принципы организации и проведения противоэпизоотических мероприятий.

42. Антигены. Антигенные детерминанты. Антигенная специфичность.

43. Антитела. Первичный и вторичный иммунные ответы. Феномены взаимодействия антиген-антитело.

44. Возбудитель сапа. Эпизоотологические данные. Морфология, тинкториальные, культуральные и ферментативные свойства. Бактериологическая и серологическая диагностика. Иммунитет.

45. Природа вирусов и их роль в биосфере.

46. Аллергия. Характеристика аллергенов. Механизм развития гиперчувствительности немедленного и замедленного типов.

47. Возбудитель мыта. Эпизоотология. Морфология, тинкториальные, культуральные и ферментативные свойства. Диагностика. Иммунитет. Биопрепараты.

48. Репродукция вирионов вирусов.

49. Иммунологическая толерантность. Иммунопатологические реакции, иммунодефициты. Иммуностимуляция и принципы иммунокоррекции.

50. Возбудитель рожи свиней. Эпизоотология. Основные биологические свойства.

Диагностика. Иммунитет. Биопрепараты.

51. Вирусные болезни плотоядных и кроликов. Вирус папилломы, реовирусы, парагрипп.

52. Вирусные болезни плотоядных и кроликов. Вирус Ауески, парамиксовирус.

Эпизоотология и специфическая профилактика.

53. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе.

54. Виды иммунитета. Приобретенный иммунитет.

55. Понятие о естественной резистентности организма. Факторы резистентности, передающиеся по наследству.

56. Гуморальные и клеточные формы защиты.

57. Возбудитель листериоза. Эпизоотология. Основные биологические свойства.

Диагностика. Иммунитет. Биопрепараты.

58. Вирусные болезни нескольких видов животных. Оспа, чума, грипп. Эпизоотология и специфическая профилактика.

59. Вирусные болезни нескольких видов животных. Бешенство, гепатит.

Эпизоотология и специфическая профилактика.

60. Биопрепараты. Биотехнологические основы производства вакцин и лечебных сывороток. Принципы контроля на стерильность, безвредность, реактогенность и активность.

61. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы 62. Типы взаимодействия макро- и микроорганизмов. Инфекция и инфекционная болезнь. Стадии инфекции. Виды инфекции.

63. Возбудитель диплококковой инфекции молодняка.

64. Природа вирусов и их роль в биосфере.

65. Систематика вирусов. Характеристика основных семейств вирусов.

66. Возбудители микозов (мукор, аспергиллы, пенициллы).

67. Понятие о патогенности и вирулентности микробов. Методы ослабления и усиления вирулентности. Факторы патогенности.

68. Иммунология как наука. Задачи иммунологии. Основные вехи в развитии иммунологии.

69. Возбудитель актиномикоза. Характеристика биологических свойств, патогенность, антигенная структура. Диагностика.

70. Основные задачи и принципы противоэпизоотической работы.

71. Эпизоотическая цепь и ее обязательные звенья.

72. Лейкоз крупного рогатого скота. Эпизоотология, диагностика, профилактика.

73. Значение прокариот в патологии животных.

74. Иммунитет. Иммунная система и ее функции. Центральные и периферические органы иммунной системы.

75. Возбудитель паратуберкулезного энтерита крупного рогатого скота. Биологические особенности, диагностика, дифференциальная диагностика от микобактерий туберкулеза. Иммунитет и специфическая профилактика.

76. Роль вирусов в эволюции жизни на Земле. Вирусы как инфекционные агенты.

77. Функции Т- и В-лимфоцитов. Кооперативные взаимоотношения в иммунном ответе. Фагоцитоз. Формы иммунного реагирования.

78. Возбудитель лептоспироза. Эпизоотология, особенности морфологии, культуральные и патогенные свойства. Диагностика. Иммунитет. Биопрепараты.

79. Возбудитель дизентерии свиней. Эпизоотология. Особенности морфологии и биологические свойства. Лабораторная диагностика. Иммунитет.

80. Строение бактериальной клетки.

81. Роль вирусов в инфекционной патологии животных, растений и человека.

82. Неспецифические и специфические факторы противовирусной защиты.

83. Возбудители микотоксикозов. Распространение в природе, значение в патологии сельскохозяйственных животных, человека. Диагностика. Профилактика.

84. Методика эпизоотологического обследования. Математические приемы анализа эпизоотического процесса и влияние на него социально-экономических, природногеографических, биотических и абиотических факторов.

85. Возбудители дерматомикозов. Морфология возбудителей трихофитии и микроспории. Дифференциальная диагностика. Иммунитет. Биопрепараты.

86. Антибиотики. Методы определения их активностьАнтибиотикорезистентность.

87. Патогенез вирусных болезней животных.

Основная литература Белоусова Р.В. Ветеринарная вирусология : учебник для вузов по спец. "Ветеринария" / Р.В.Белоусова, Э.А.Преображенская, И.В.Третьякова; под ред.

Р.В.Белоусовой; межд. ассоц. "Агрообразование". - М. : КолосС, 2007. - 422с.

Воронин Г.С. Иммунология/ Г.С.Воронин, А.М.Петров, М.М.Серых, Д.А.Дервишов. М.: Колос-Пресс, 2002. - 408 с.

Емельяненко П.А. Иммунология животных в период внутриутробного развития. - М.:

Агропромиздат, 1987. - 215 с.

Зыкин Л.Ф. Клиническая микробиология для ветеринарных врачей : учебное пособие для вузов по спец. 111201"Ветеринария" / Л.Ф.Зыкин, З.Ю.Хапцев. - М. : КолосС 2006. - 95с.

Кисленко В.Н. Ветеринарная микробиология и иммунология : учебник для вузов по спец.111201"Ветеринария" Ч.3 : Частная микробиология / В.Н.Кисленко, Н.М.Колычев, О.С.Суворина; межд. ассоциация "Агрообразование". - М. : КолосС, 2007. - 214с Колычев Н.М. Ветеринарная микробиология и иммунология : учебник для вузов по спец.310800"Ветеринария" / Н.М.Колычев,Р.Г.Госманов. - 3-е изд.,перераб.и доп.. М. : КолосС, 2006. - 431с.

Колычев Н.М., Госманов Р.Г. Ветеринарная микробиология и иммунология. - Омск, 1996. - 552 с.

Нетрусов А.И. Практикум по микробиологии / А.И.Нетрусов и др.; под ред.

А.И.Нетрусова. – М.: Академия, 2005. – 604 с.

Сидорчук А.А. Общая эпизоотология / А.А.Сидорчук, Е.С.Воронин, А.А.Глушков и др. - М.: Колос, 2004 – 176 с.

Скородумов,Д.И. Микробиологическая диагностика бактериальных болезней 10.

животных : справочник / Д.И.Скородумов [и др.]. - М. : ИзографЪ, 2005. - 652с.

Дополнительная литература Гугушвили Н. Н. Инфекционные и инвазионные болезни животных : [учебное пособие] / Н.Н. Гугушвили, Б.С. Сенченко. - СПб. : ГИОРД, 2001. - 250c.

Инфекционные болезни свиней : учеб. пос. для высш. с.-х. учеб. пос.. - Ростов-наДону : Феникс, 2007. - 347с.

Коломиец В. М. Антропозоонозы (диагностика и профилактика значимых инфекционных болезней у животных и человека) : учеб. пос. для вузов по спец. "Ветеринария" / В. М. Коломиец, А. А. Евглевский, В. Я. Провоторов. - М. : КолосС, 2008. - 324с.

Красильников, А.П. Микробиологический словарь-справочник / А.П.

Красильников, Т.Р. Романовская. - 2-е изд., доп.и перераб.. - Минск : Асар, 1999. - 399с.

Кузин А. И. Туберкулез сельскохозяйственных животных / А. И. Кузин;

Мин.сел.хоз-ва РФ; Департ.кадр.полит.и образов.;ВГМХА;. - Изд.4-е перераб.и доп.. Вологда : ИЦ ВГМХА, 2003. - 227с Куриленко А. Н. Инфекционные болезни молодняка сельскохозяйственных животных : учеб. пос. для вузов по спец. "Ветеринария" / А. Н. Куриленко, В. Л.

Крупальник. - М. : Колос, 2001. - 144с.

Мишанин Ю. Ф. Справочник по инфекционным болезням животных : для студ.факультета вет.медицины,зооветспециалистов,специалистов вет.лабораторий / Ю.Ф.

Мишанин. - Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. - 575с.

Урбан В.П. Практикум по эпизоотологии и инфекционным болезням с ветеринарной санитарией : учеб.пос.для вузов по спец.310800"Ветеринария" / В. П. Урбан [и др.]. - М. : КолосС, 2003. - 216с.

«СПРАВКА о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ Муниципальная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района наименование соискателя лицензии Раздел 1. Наличие учебной и учебно-методической литературы по заявленным к лицензированию образовательным программам №...»