WWW.DISS.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
(Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)

 

¬–»»

¬‡‰р‡ ¬‡‚‡ ‰‚‡

МОЛОДЦОВ Владимир Васильевич – ветеран РКТ, сотрудник ОКБ-1,

руководитель группы общепроектной завязки корабля «Восток»

О НАЧАЛЕ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОКБ-1

В январе 1947 г. я был демобилизован и в том же году поступил студентом в

МАИ им. С. Орджоникидзе. Обучаясь на последнем курсе самолетостроительного

факультета, я избрал только что появившуюся новую специальность «Беспилотные летательные аппараты». В 1952 г. в составе группы из шести человек я был направлен на преддипломную практику в ОКБ-1 НИИ-88.

На втором этаже трехэтажного здания нашу группу встретил человек средних лет, крепкого, даже скорее коренастого телосложения с небольшой сутулостью и мягким едва различимым украинским акцентом.

Он представился первым – Королёв Сергей Павлович. Вы будете проходить дипломную практику здесь. Вас оформят старшими техниками и распределят по отделам, где вам выделят руководителей дипломных проектов. Нуждающимся предоставим общежитие. Завтра утром выходить на работу. Желаю успехов.

Нас зачислили старшими техниками и предоставили место в общежитии на ул. Сталина 15. Моим научным руководителем по дипломной работе был назначен ктн. П.Н. Шкляев, работник сектора А.С. Будника, проектного отдела №3. Отдел № считался особо режимным и поэтому мне предоставили рабочее место в конструкторском отделе №4 в секторе А.В. Левашова (сектор общих видов). Темой диплома был беспилотный летательный аппарат с прямоточным двигателем, летящий со скоростью 2М. Эта работа полностью соответствовала основной тематике сектора А.С. Будника «Т2» – крылатая межконтинентальная ракета.

К этому времени Сергей Павлович сделал окончательный выбор между темами Т1 и Т2 в пользу Т1 – межконтинентальная баллистическая ракета. Таким образом работы по теме Т2 в ОКБ-1 прекращались. Однако, будучи человеком очень порядочным, Сергей Павлович не разогнал сектор Будника, а учитывая то, что сплочённый коллектив хотел продолжать работы по этой тематике, он предложил всем желающим перейти вместе с тематикой в НИИ-1 МАП. Сам Будник и большинство его сотрудников воспользовались этим решением Королёва и перешли в НИИ-1, где и продолжили работы по этой тематике.

Закончив институт в марте 1953 г., я получил диплом с отличием и был направлен в ОКБ-1, где и был зачислен инженером в отд. №3. Отделом № руководил К.Д. Бушуев. Работая вместе со Львом Милославским в 3-м отделе, мы начали помимо основной работы по проектированию боевой ракеты Р инициативно заниматься проектными поисками в части применения Р7 в качестве ракеты-носителя для космических исследований. По предварительным расчётам стало ясно, что Р7 способна вывести на околоземную орбиту около 1,5 тонн полезного груза. Но, это ещё не всё. Одновременно с полезным грузом на орбиту выводится и весь блок «Д», весящий около 10 тонн и имеющий объем, только одного опорожненного кислородного бака около 80 кубометров. Пренебрегать такой возможностью не хотелось.

В начале проектной проработкой этого замысла занялась инициативная группа (кружок) инженеров 3-го отдела: Л.М. Милославский, Ю.А. Михеев, В.В. Молодцов, А.И. Нечаев. Прорабатывался вариант создания обитаемой орбитальной станции, При перепечатке ссылка на РГАНТД обязательна. Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

собранной из 6-и блоков Д в виде шестиугольного тора. Вскоре после начала этих работ Сергей Павлович назначил научным руководителем этого кружка И.Н. Моишеева. Собрав кружок, Моишеев начал так: «Начинать надо с определения состава научных работников, которые составят в будущем экипаж этой станции». При таком руководстве дело быстро зашло в тупик, и С.П. принял решение о замене Моишеева работником испытательной службы А.И. Осташевым. Осташев начал своё руководство с рекомендации об определении состава измерительной аппаратуры, которая, по его мнению, должна быть установлена на станции: – Знаете ли вы, что такое МАРС?

Так вот, это Магнитная Автономная Регистрирующая Система.

Однако вскоре Осташев надолго заболел.

Проработки по станции остановились из-за полной неясности в части средств сборки этой станции, не было также средств доставки космонавтов на эту станцию, и возвращения их на Землю.

Однако возможности выведения спутника весом до 1,5 т не остались без внимания.

В 1954 г. Академией Наук была учреждена медаль им. Циолковского за достижения в области космических исследований. Возможно с учётом этого, Сергей Павлович принял решение о начале плановых проектных разработок по космической тематике, сосредоточив их в проектно-баллистической группе Е.Ф.

Рязанова, расширив ее до размера сектора за счёт включения в нее следующих сотрудников: И.В. Лаврова, В.В. Молодцова, М.С. Флорианского, Н. Черняхова и ряда других.

С самого начала там наметилось три направления проектных, исследований.

1. Проектирование неориентированного, невозвращаемого спутника Земли на базе ракеты Р7.

2. Проектирование малого ИСЗ на базе ракеты М5 за счёт превращения её в трёхступенчатую ракету.

3. Проработка возможности повышения максимальной грузоподъёмности ракеты Р за счёт увеличения её размеров и веса до 700 т без изменения принципиальной конструктивной схемы.

Главным было первое направление. Рязанов начал с того, что предложил учёным Академии Наук делать свои заявки на возможность установки их аппаратуры на проектируемом спутнике.



Учёные воспользовались этим предложением и, буквально засыпали Рязанова своими предложениями. Особую активность проявили: С.Н. Вернов, Л.В. Курносова, С.Л. Мандельштам, В.И. Красовский, Т.Н. Назарова, В.В. Михневич, И.М. Имянитов, Е.С. Фрадкин, Ш.Ш. Долгинов, К.И. Грингауз, В.М. Вахнин, В.И. Яздовский, Н.Н. Гибаддулин, а также Главные конструкторы основных бортовых систем. Короче говоря, для установки всего предложенного количества научной аппаратуры не хватило бы и 5-и тонного спутника.

Не желая отказывать учёным, Рязанов с согласия Сергея Павловича, решил начать работы по проектированию сразу 3-х полуторатонных спутников, получивших соответственно индексы Д1, Д2 и Д3.

Второе направление, т.е. проектирование малого спутника, активно поддерживалось М.В. Келдышем и потребовало достаточно серьёзной проработки.

Инженерами В.В. Молодцовым и В.И. Фрумсоном был выпущен отчёт о принципиальной возможности создания малого, весом в несколько килограмм, спутника, однако для этого вес системы управления самой ракеты должен быть уменьшен примерно на 140 кг что, вообще говоря, делало этот проект нереальным в ближайшем будущем.

Третье направление носило чисто теоретический интерес, т.к. ещё не создав ракету Р7 никто не стал бы проектировать на её базе более мощную ракету. К тому Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

же инженером В.М. Удальцовым под руководством В.П. Мишина начал прорабатываться замысел создания новой сверхмощной ракеты Н1, некоторого аналога проектируемой в США ракеты НОВА.

Тем временем определилось назначение спутников Д1, Д2 и Д3.

Д1 – с научной аппаратурой.

Д2 – с собакой в специальной гермокабине, устанавливаемой в свою очередь, внутри герметичного корпуса самого спутника, с тем, чтобы обеспечить приемлемый тепловой режим для нормального существования животного.

Д3 – с оставшейся научной аппаратурой.

Я занимался конструктивно-компоновочными работами в частности поиском нового решения для кабины с животным, т.к. прежнее решение этой кабины, применявшейся при запусках животных на высотных ракетах, здесь не годилось.

Расширение фронта работ в области космических исследований в ОКБ- сделало его притягательным центром для перехода в него специалистов-энтузиастов в области космических исследований из других организаций.

Сергей Павлович, зная Тихонравова еще по работе в ГИРД, в конце 1956 г.

добился перевода его в ОКБ-1, где и решил создать специальный отдел по проектированию космических объектов. По согласованию с парторгом 3-го отдела И.В. Лавровым, начальником этого отдела назначается М.К. Тихонравов.

Так в ОКБ-1 возник отдел №9. Надо сказать, что вслед за Тихонравовым и, видимо, по его протекции, в отд.9 перешло немало бывших сотрудников НИИ-4, в том числе: В.К. Алгунов, Г.Ю. Максимов, Л.Н. Солдатова, К.П. Феоктистов и ряд других.

Кроме того, в 9-й отдел были приглашены на работу старые коллеги Тихонравова и Королева по довоенным делам: З.И. Круглова, А.В. Палло, П.В. Флеров, оставшиеся по прежнему энтузиастами работ по ракетно-космической тематике.

Тем не менее работы по спутникам Д1, Д2 и Д3 начали затягиваться из-за большого объёма работ сразу по 3-м объектам. Для выведения спутников на орбиту на базе ракеты Р7 изготавливались три ракеты-носителя, получившие индекс 8К71.

Ещё в 1955 г. Эйзенхауэр выступил с сообщением о том, что США намерены осуществить первый в мире запуск малого сателлита (спутника) Земли МАУСЕ, а в 1957 г. объявил о конкретной дате этого запуска.

Форсировать работы по ускоренной подготовке к запуску Д1 было бесполезно, т.к. задержка определялась неподготовленностью научной аппаратуры к функционированию после воздействия на неё линейных перегрузок и особенно виброперегрузок на активном участке выведения. Отказаться же от предъявления таких жёстких требований было нельзя, т.к. выход из строя какого-либо научного прибора мог повлечь за собою аварию всего спутника.

В этих условиях Сергей Павлович принимает решение, не останавливая работ по Д1, срочно спроектировать и запустить простейший спутник без научной аппаратуры, который тут же получил индекс ПС-1. Конечно, в самом простейшем случае, сам факт выведения на орбиту 10-и тонной ступени (блока Д) уже обеспечивал приоритет, но это был бы пассивный спутник, а Сергей Павлович хотел создать простейший активный спутник. За простоту пришлось бороться. Так, конструктор устанавливаемого на спутник телеметрического передатчика Лаппо предлагал максимально использовать возможности своего передатчика для передачи с орбиты какого-либо патриотического послания, хотя бы слога «СССР», но С.П. не согласился и с этим. Так появились спутниковые сигналы БИП-БИП-БИП... Тут надо сказать, что американцы не соблюли этот принцип простоты и поэтому передававшаяся со спутника речь президента Эйзенхауэра была сильно искажена помехами, что у многих вызвало недоумение.

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

Здесь, пожалуй, уместно будет вспомнить, что при присвоении буквенных индексов первому в мире простейшему спутнику Сергей Павлович настоял, чтобы это звучало как ПС, а не СП.

К этому времени ракета Р7 выдержала два первых успешных испытания.

Третьим был запуск этой ракеты в варианте 8К71 со спутником ПС-1. Сенсационный запуск первого спутника нарушил, однако, стройность замысла в отношении серии спутников Д1, Д2 и ДЗ, Головокружение от первого успеха и вынужденное желание сделать подарок к 40-летию Октябрьской революции, поставило вопрос о приоритете и так называемые «Национальные интересы» на первое место по сравнению с инженерной целесообразностью.

Вторым запуском было решено вывести на орбиту животное, несмотря на то что проектировавшийся для этих целей спутник Д2 не был готов. На скорую руку был создан некий паллиатив, в котором кабина с животным, вместо штатной установки её а герметичном корпусе спутника, была установлена непосредственно в вакууме.

Тепловой режим кабины, естественно, не мог соответствовать расчетному, что и произошло. Температура в кабине быстро поднялась свыше 50 градусов и собака агонизировала при этой температуре в течение нескольких витков. Такова была плата за приоритет.

Зато запуск был осуществлён 3 ноября 1957 г.

Оставшаяся третья ракета 8К71 была использована для запуска Д1, который оказался третьим спутником. Спутник же Д3 и часть научной аппаратуры, планировавшейся для установки на спутнике Д2, осталась неиспользованной. Такое положение, а также продолжающиеся запросы институтов Академии Наук о проведении дополнительных исследований в космосе вынудили Рязанова, в качестве выхода из создавшегося положения, искать способ выведения на орбиту значительно большего веса. Расчёты, выполненные М.С. Флорианским, показали, что при установке на изделие 8К71 третьей ступени, блока Е, грузоподъёмность носителя увеличится в три раза и достигнет 4,5 т. Идея была заманчива, началась разработка блока Е и соответственно трёхступенчатой ракеты 8К72.

Для дальнейшего развития работ по ориентированным спутникам была создана группа Г.Ю. Максимова. Однако, в связи с наметившимся созданием ракеты 8К72, замысел создания ОД-1 на базе ракеты 8К71 остался нереализованным.

А жаль, ибо приоритет по первому спуску с орбиты достался американскому спутникуразведчику.

Вместо проекта ОД-1 в группе возникли сразу три инициативных направления, ориентирующиеся на возможности 8К72.

1. Запуск простейшего неориентированного автоматического аппарата на Луну.

Проектные разработки выполнялись Молодцовым. Тема получила индекс Е1.

2. Запуск ориентированного аппарата для фотографирования обратной стороны Луны. Проектные разработки выполнялись В.К. Алгуновым, также перешедшим из НИИ-4. Тема получила индекс Е2.

3. Проектироване пилотируемого космического планера. Проектные разработки выполнялись К.С. Шустиным. Тема индекса не получила.

Идея запуска Е1 определялась желанием завоевания приоритета в части достижения Луны и доставки на её поверхность «Вымпела СССР», а также проведения попутных научных исследований.

Сложность с доставкой «вымпела» заключилась в том, что прилунение происходило со скоростью 3 км/сек. В этих условиях сохранить неповреждённым «вымпел» казалось несбыточной мечтой. Однако пришла в голову идея использовать эффект ручной гранаты.

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

После обсуждения этой идеи с Тихонравовым он направил меня в артакадемию к Б.И. Шехтеру. Шехтеру эта идея понравилась и после проведённых исследований он подтвердил правильность этого замысла. Кроме того, в качестве гарантии, что «вымпел» не взорвётся при случайном падении во время установки его в головной части ракеты, реально снаряжённый «вымпел» бросался с крыши здания артакадемии на бетонное основание. Испытания подтвердили, с одной стороны надёжность взрыва при падении на Луну, а с другой стороны полную безопасность при случайном падении во время монтажных работ на стартовой позиции.

К кураторским работам по «вымпелу» был подключён, только что перешедший в ОКБ-1 один из старейших соратников С.П. Королёва А.В. Палло, который и выполнял их вплоть до удачного завершения программы Е1.

В результате были созданы известные шарики с осколками-пятиугольниками, с нанесёнными на них символами СССР. Один из таких шариков Н.С. Хрущёв подарил президенту Эйзенхауэру. Надеюсь, что где-то на Луне лежат эти неповреждённые пятиугольники.

Правда, первый ударный запуск ракеты с объектом Е1 оказался недостаточно точным и аппарат Е1 пролетел мимо Луны. Но ничего страшного не случилось, просто сделали вид, что так было и задумано. Непопавший в Луну объект Е1 назвали «Искусственной планетой».

Идея Е2 определялась желанием научных открытий на обратной стороне Луны. И действительно с помощью аппарата Е2 впервые была сфотографирована обратная сторона Луны и составлена луна-графическая карта образований, получивших названия задающихся советских и иностранных учёных.

Работы по объектам Е1 и Е2 на этот период времени стали главным направлением работ ОКБ-1 по космической тематике.

Первые запуски объекта Е1 начались в сентябре 1958 г. Однако установка блока Е на изделие 8К71 изменила колебательно-жесткостные характеристики ракеты, что привело к авариям при первых запусках ракеты 8К72. В кислородном контуре возникали незатухающие колебания, что приводило к взрывам ракет на активном участке. После выяснения причин и существенных доработок, ракета 8К стала надёжным носителем для лунников Е1 и Е2, а также последующих за ними космических аппаратов и кораблей.

Так, что её скорее следовало назвать бы «Луна» нежели позже присвоенное название «Восток».

Проработки по космическому планеру затягивались, как из-за нехватки проектантов (проектом планера занимались только Шустин и Молодцов), так и из-за сложности самого проекта.

Тема выполнялась как инициативный НИР. Согласно проектным проработкам планер представлял из себя одноместный дельтовидный аппарат с сильно скруглёнными лобовыми частями фюзеляжа и передней кромки крыла. Это соответствовало рекомендациям В.С. Авдуевского о необходимости применения сферических очертаний для головных частей тел, входящих в атмосферу с первой космической скоростью. Однако Сергей Павлович нашел способ расширения фронта работ по этой теме путём привлечения к ней конструкторского бюро П.В. Цыбина, ещё до перехода его в ОКБ-1. В этом КБ тема получила название «Лапоток».

К этому времени сектор Рязанова, закончив проектные работы по первым 3-м спутникам и решая загладить свои невыполненные обязательства перед институтами Академии Наук, решил спроектировать на базе ракеты 8К72 сверхтяжёлый спутник, на который можно было бы установить всю оставшуюся неиспользованной научную аппаратуру. У проектантов этот спутник получил шутливое название «Царь-спутник».

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

По этому поводу на одном из технических совещаний А.И. Осташев выразился так:

«Царь-пушка» не стреляла, «Царь-колокол» не звонил, «Царь-спутник» не полетит!

Увы, это пророчество сбылось.

В начале 1958 г. из НИИ-4 в сектор Н.П. Белоусова, занимавшегося проектированием кабины для высотного запуска человека на ракете Р5, перешёл К.П. Феоктистов. Как-то при обсуждении с ним аэродинамических характеристик космического планера, он высказал идею о том, что сложных проблем с аэродинамикой можно избежать, если в качестве спускаемого аппарата применить сферу. Это была гениальная идея. Но тут же было высказано сомнение, что сфера не сможет застабилизироваться в нужном положении при свободном падении в атмосфере, и будет вращаться в произвольном направлении. Немедленно был проведён первый эксперимент. В лестничный пролёт бросался пинг-понговый шарик с прилепленным к нему кусочком пластилина для смещения центра тяжести. Первые же бросания дали положительные результаты. Шарик всегда падал на пластилиновую нашлёпку. Идея была принята.

Под руководством Феоктистова в отд. №9 была создана проектная группа, начавшая проработку по пилотируемому космическому аппарату со сферическим спускаемым аппаратом. Тема получила индекс ОД-2. За основу спускаемого аппарата была выбрана сфера диаметром приблизительно 2300 мм, достаточная для размещения в ней человека и пригодная для установке её в головной части ракетыносителя. Первыми компоновщиками человека в спускаемом аппарате были Б.Г. Супрун и В.Е. Любинский.

В рамках этой темы, кроме сферического спускаемого аппарата, прорабатывались также различные замыслы по способам приземления.

Прорабатывался, в частности, роторный спуск и приземление, которому Сергей Павлович уделял большое внешние. Однако, ввиду наибольшей простоты был выбран парашютный вариант.

Тем временем, завершив проектные работы по объектам Е1 и Е2, группа Максимова приступила к проектным изысканиям по созданию автоматических аппаратов для полётов к Марсу и Венере. Таким образом, начало оформляться направление дальнего космоса.

По завершении работ по теме ОД-2 группа Феоктистова была преобразована в сектор в составе двух групп:

- группа общепроектных решений В.В. Молодцова (И.А. Зубко, О.Г. Макаров, Б.Г. Супрун, Н.М. Терешенкова, В.А. Яздовский).

- группа проектирования спускаемого аппарата А.В. Афанасьева.

А.В. Афанасьев перешёл в ОКБ-1 из ОКБ А.С. Яковлева, где он занимался компоновкой кабин самолётов.

При проектировании корабля-спутника, получившего впоследствии название «Восток», одной из важнейших задач была задача по выбору принципа создания системы управления кораблем. М.К. Тихонравов предлагал ввести на корабле систему ручной ориентации и ручного управления кораблём наподобие авиационной.

По этому пути пошли американцы. Проектный же коллектив настоял на применении автоматической системы управления, состоящей из автономной бортовой подсистема и подсистемы радиоуправления с Земли. Такой подход позволял отрабатывать корабли в беспилотных вариантах. Конечно, в критических ситуациях космонавту обеспечивалась возможность осуществлять и ручное управление.

Особую заботу представляли так называемые аварийные ситуации, т.е.

ситуации в которых при отказе тех или иных бортовых систем требовалось обеспечить благополучное завершение полёта и спасение жизни космонавта. Это же относилось и к возможной аварии ракеты на активном участке.

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

Кроме технических средств повышения надёжности запусков были предприняты и организационные меры. Так, созданный по инициативе и во главе с Королёвым Совет Главных конструкторов ввёл персональную ответственность Главных Конструкторов за надёжность работы поставляемой ими аппаратуры.

Таким образом принципиальные вопросы были решены. Оставалось определить состав бортовых систем, способных обеспечить сверхнадёжное выполнение главной задачи – безаварийного космического полёта человека. Для этого признавалось целесообразным максимально применять бортовые системы, многократно проверенные в лётных испытаниях. Кроме того, широко применялось функциональное и механическое дублирование.

Несмотря на все возможные меры предосторожности, предусмотренные при проектировании корабля-спутника, было решено первые запуски кораблей проводить в беспилотном варианте с животными на борту. Изучение поведения животных и возможного физиологического изменения в их организме могло дать неоценимый вклад в подготовку полёта человека. Постановкой эксперимента с животными руководил полковник м/с В.И. Яздовский.

Эта серия из пяти кораблей получила индекс 1К.

В то время, как изготовление и испытания бортовых систем, а также отработка отдельных проблем на экспериментальных установках подходила к завершению, проблема с нанесением теплозащиты на спускаемый аппарат еще оставалась.

Работы отставали от графика. В этой ситуации, по предложению проектантов, С.П. принял решение в качестве первого опытного образца произвести запуск корабля с нетеплозащищенным СА.

Корабль получил индекс 1КП (простейший).

Управление полётом, так же как и при запусках спутников, осуществлялось вначале со стартового комплекса, а затем из НИИ-4.

Бригада управления полётом, сосредоточенная на время полёта на территории НИИ-4 состояла из:

- технического руководства во главе с С.П. Королёвым, независимо от того где бы он ни находился, принимающего ответственные решения;

- группы анализа, состоящей из представителей организаций, чья аппаратура используется в данном полёте;

- группы управления, состоящей в основном из сотрудников НИИ-4, передающая плановые команды и указания Технического руководства по линиям связи на командно-измерительные пункты.

Основным документом, которым руководствовалась вся бригада управления была «Программа полёта», выпускаемая группой Молодцова и утверждённая С.П.

Королёвым. На основании этого документа различные службы выпускали свои рабочие «Инструкции».

После запуска корабля 1КП на орбиту, в процессе анализа информации о работе основной системы ориентации ОСО (по Земле), выяснилось, что основной показатель исправности прибора «инфракрасная вертикаль» – степень отклонения оси прибора от вертикали (от направления к центру Земли) показывает устойчивое нулевое отклонение. Возникло сомнение в исправности прибора.

Поскольку по «Программе полёта» спуск СА не предполагался, то Техническое руководство решило испытать эту наиважнейшую бортовую систему до конца. Был включён цикл спуска с использованием ОСО. Результат известен. 1КП поднялся на более высокую орбиту. С тех пор, несмотря на то, что причины отказа были поняты и устранены, все последующие пуски кораблей 1К с орбиты в качестве основной использовали Аварийную систему ориентации по Солнцу АСО.

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

Последующие 4 запуска проводились в комплектации 1К с собаками. Из 4-х пусков только два можно было считать успешными.

Один из неудачных запусков можно было считать частично успешным, т.к.

была проверена работа Системы аварийного спасения космонавта САС при аварии ракеты в конце активного участка. СА опустился в районе посёлка Тура Красноярского края. Собачка осталась жива. Находясь на полигоне на одном из запусков 1К, я подал Сергею Павловичу заявление с просьбой зачислить меня в будущий отряд космонавтов в качестве бортинженера. Королёв прочитал это заявление и положил его в сейф... Больше я ему об этом не напоминал.

Программа запусков кораблей 1К была исчерпана. Требовалось переходить к пилотируемом полётам. Статистика неудачных запусков настораживала. Для повышения надёжности Сергей Павлович потребовал существенной доработки корабля. В частности установки второй тормозной двигательной установки. Свои требования он изложил в собственноручно написанных «Исходных данных на корабль 3К». После изучения «Исходных данных» Королёва, в проектном секторе сложилось мнение, что так поступать нельзя. Ибо дополнительный двигатель можно установить только за счёт снятия не менее важных бортовых систем, также обеспечивающих надёжность. В итоге общая надёжность корабля понизится. Кроме того, подробная доработка приведёт к существенному затягиванию сроков, что в ожидании американских пилотируемых запусков было нежелательно После совещания с проектантами, Королёв принял точку зрения проектантов.

Принятый вариант корабля получил индекс 3КА «Восток». Однако, принимая этот вариант, Королев поставил два обязательных условия.

1. Пилотируемому запуску должны предшествовать два кряду удачных запуска с манекеном.

2. Он устанавливает личный контроль за разработкой системы аварийного спасения космонавта.

Условия были приняты и два первых корабля 3КА №1 и №2 были запущены с манекенами.

Как известно, запуск корабля 3КА №3 с Ю.А. Гагариным и последующие 5 запусков кораблей 3КА прошли успешно.

Однако, проблема приземления космонавта в спускаемом аппарате на кораблях «Восток» так и осталась неразрешённой. Приземление космонавта осуществлялось на индивидуальном парашюте после штатного катапультирования из спускаемого аппарата. Спускаемый же аппарат приземлялся без космонавта на своём парашюте.

После первых успешных запусков спутников, лунников и космических кораблей «Восток» девятый отдел охватила эйфория всемогущества. К тому же в 3-м отделе завершались проектные разработки по ракете-носителю Н-1, способной, по расчётам, выводить на орбиту 65–85 тонн полезного груза.

По-видимому, в ОКБ-1, и особенно в 9-м отделе, возбудился энтузиазм Циолковского и дух Ф.А. Цандера с его заветной мечтой – «Вперёд на Марс!» или «Per aspera ad astra!», то есть «Через тернии к звёздам!».

Основные разработчики 9-го отдела Г.Ю. Максимов и К.П. Феоктистов при поддержке Тихонравова начали заниматься проектированием Тяжёлых марсианских кораблей, аббревиатура которых – ТМК удивительно соответствовала инициалам Тихонравова Михаила Клавдиевича.

В несколько меньшей степени этой эйфории подвергся и наш сектор. Мы занялись проектированием пилотируемого корабля для полёта к Луне, присвоив ему по аналогии с ТМК более скромный индекс МК – «Межпланетный корабль», что также несло на себе инициалы Михаила Клавдиевича.

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

Предполагалось, что этот корабль будет собираться на орбите спутника Земли из 2-х модулей: пилотируемого корабля 7К и ракетного модуля 9К, заправляемого топливом также на орбите из танкера-заправщика 11К.

Успех полёта Гагарина вызвал не только эмоциональный взрыв. Уже 25 мая 1961 г. Джон Кеннеди добился от Конгресса одобрения «Программа высадки астронавтов на Луну до конца 60-х годов». Кроме того, после успешного полёта корабля «Меркурий», США готовили к запуску двухместный корабль «Джемини» с выходом астронавта в открытый космос.

Увлечённость межпланетной тематикой (МК, ТМК), привела к тому, что уже в начале 1964 г. стало ясно, что СССР может отстать от США, как в области многоместных кораблей, в области сближения и стыковки на орбите, так и в части выхода человека в открытый космос, т.к. именно эти задачи решались на космическом корабле «Джемини», первый запуск которого планировался на середину 1964 г.

В этой ситуации Королёв принимает следующее волевое решение:

- сектор Феоктистова перевести в отдел 3 и переключить на проектирование 3х местного корабля 3КВ (Восход);

- сектор Молодцова переключить на проектирование 2-х местного корабля 3КД (Восход-2), предназначенного для обеспечения выхода человека в открытый космос.

Для выполнении этой задачи сектор Молодцова также был выведен из состава 9-го отдела и переведен в отд. №3. Я не думаю, что это было связано с недоверием Королёва к Тихонравову, скорее Королев хотел предотвратить выделение проектнокосмического куста, возглавляемого К.Д. Бушуевым в самостоятельную организацию.

Принципиальным отличием 3КВ от 3КА кроме трёхместности, было применение системы «мягкой посадки», т.е. приземление космонавтов непосредственно в спускаемом аппарате и отказ от применения катапультирования.

Корабль 3КВ с экипажем Комаров, Феоктистов, Егоров совершил успешный полёт и посадку.

Следующей идеей Королёва было осуществление выхода космонавта в открытый космос. Реализация этой идеи была поручена сектору Молодцова.

Исходные установки на проектирование этого корабля С.П. Королёв собственноручно записал в рабочей тетради инженера С.И. Александрова.

Поскольку прямая разгерметизация спускаемого аппарата была невозможна, пришлось разрабатывать систему шлюзования и изготавливать новые скафандры для выхода в космос.

Для управления процессом шлюзования пришлось разработать специальные пульты управления, расположенные один в спускаемом аппарате «ПСА», другой в шлюзовой камере «ПШК».

Благодаря большей грузоподъёмности ракеты 8К78 по сравнению с ракетой 8К72, на корабле 3КД для повышения надёжности спуска с орбиты был установлен дублирующий пороховой тормозной двигатель, старая мечта Сергея Павловича.

Надо сказать, что перед запуском корабля 3КД с Беляевым и Леоновым не был соблюден принцип Королёва – два кряду удачных запуска с манекеном. 1-й запуск с манекеном начался удачно. Корабль вышел на расчётную орбиту. Однако при выходе корабля с территории СССР из двух камчатских командно-измерительных пунктов почти синхронно были выданы две одинаковые радиокоманды на продолжение полёта, что соответствовало программе полёта, но произошло нечто абсолютно непредвиденное. Несинхронно сложившись в эфире, эти две команды сформировали команду на спуск.

Как и положено, над Гвинейским заливом произошло включение тормозного двигателя, но при неотстреленном шлюзовом отсеке.

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

Естественно из-за сильного эксцентриситета корабль не получил необходимого импульса для входа в атмосферу и, как и предусматривалось в таком случае был подорван бортовой системой аварийного подрыва объекта, которая устанавливалась на всех беспилотных кораблях.

Несмотря на этот трагический исход, техническим руководством было признано, что все бортовые системы сработали исключительно точно. Вывод был такой, что в этом полёте не был проверен только процесс отстрела шлюза. Для этого на одном из беспилотных объектов «Зенит» был установлен имитатор шлюза с соответствующей системой отстрела. Испытания на «Зените» подтвердили надёжность работы системы отделения шлюза. На этом лётная отработка, предшествующая запуску пилотируемого корабля была признана достаточной, но это была, так сказать, отработка с натяжкой. Кряду двух удачных запусков с манекенами не было. Это, естественно сказалось во время пилотируемого полёта. В полёте имел место ряд аварийных ситуаций, в том числе отказ автоматической программы спуска с орбиты. Тем не менее, корабль выполнил своё назначение, хотя и совершил посадку в нерасчётном районе с использованием ручного управления спуском.

Приземление произошло в Пермской области в тайге среди зарослей из тридцатиметровых сосен. Ни один из летательных аппаратов в таких условиях не смог бы уцелеть.

Но, слава Богу, полёт окончился успешно. Приоритет выхода в открытый космос был сохранён за СССР.

Тем временем работы по созданию корабля 7К несколько опережали работы по созданию системы сближения и стыковки.

Поэтому Королёвым было принято решение на базе лунного корабля 7К (Л1) спроектировать орбитальный корабль, получивший индекс 7К0К «Союз». На корабле 7К0К предполагалось произвести отработку основных бортовых систем и решить попутно некоторые прикладные научные и военные задачи.

Пребывание космонавта в просторном бытовом отсеке в состоянии свободного парения в условиях невесомости ставило перед проектантами ряд вопросов. Для хотя бы частичного ответа на эти вопросы была предпринята попытка практической отработки этого эффекта в земных условиях. Для этого было решено использовать 30-ти секундную невесомость, возникающую при совершении самолётом Ту 104 так называемой «горки». Эти полёты были включены в программу подготовки космонавтов.

Время шло, а изготовление кораблей 7К0К затягивалось, и реальные запуски надо было ожидать не ранее 1967 г. Оставался полуторагодичный интервал, не заполненный пилотируемыми полётами. Хотя в это время и производились запуски автоматических аппаратов к Марсу, Венере, спутников связи «Молния», а также подготовкой к запуску автоматического аппарата Е6, предназначенного для мягкой посадки на поверхность Луны для её непосредственного фотографирования.

Завод же имел задел ещё на 5 кораблей 3КВ.

В этой обстановке Сергей Павлович принял решение о создании серии кораблей 3КВ с сугубо научно-исследовательскими целями. Серия получила общее название «Корабли заказа 1965 г.». Руководство проектной разработкой этой серии было поручено сектору В.В. Молодцова (С.И. Александров, А.И. Базарный, В.Д.

Благов, О.Г. Деревянко, Л.Н. Никишин, З.А. Саушнина, В. Кутин, Г.Г. Болдырев (младший) и др.) 3КВ №5 предназначался для 30-ти суточного полета с животными.

Руководитель эксперимента Б.Б. Егоров.

3КВ №6 предназначался для полёта двух космонавтов на 15–20 суток.

3КВ №7 и №8 двухместные для полёта на 12–15 суток с отработкой системы Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

3КВ № 9 двухместный для полёта на 3–5 суток с неоднократным выходом в открытый космос общей длительностью 3–6 часов и отработки спуска одного космонавта в лёгкой спускаемой капсуле ЛСК.

Поскольку ЛСК перед спуском с орбиты должен был быть сориентирован, то на систему ориентации можно было возложить несущественные с технической точки зрения, дополнительные задачи маневрирования на орбите. Эта идея особенно понравилась Сергею Павловичу.

Говоря об ЛСК, он иногда называл его «Космическим такси». В результате предварительных проектных проработок определились конструктивные формы этого аппарата. ЛСК представлял из себя чечевицеобразный аппарат, что-то вроде «летающей тарелочки», пилотируемой вручную, обладающим при прохождении атмосферы достаточно высоким аэродинамическим качеством.

Теперь немного об идее «искусственной тяжести». Вначале С.П. поставил задачу о создании «искусственной гравитации», но после разъяснения о том, что гравитация это силовое поле, а тяжесть это – сила, он согласился с термином «искусственная тяжесть».

Короче говоря, эта серия кораблей должна была не только заполнить пилотируемыми полётами интервал между полётом 3КД и началом запусков 7К0К, но и решить ряд новых задач в освоении космического пространства.

Началась подготовка к запуску 3КВ №5 под индексом «Космос-110».

Однако 14 января 1966 г. Королёва не стало. Эта смерть помешала реализации программы 3КВ-65. Из всей серии был запущен только 3КВ №5. Полёт прошел успешно.

Реализация остальной части программы была прекращена.

Я начал подумывать о работе над кандидатской диссертацией. Сначала я, как и многие, хотел взять в качестве диссертационной темы, исследования, связанные с созданием какой либо системы, к которым я имел отношение во время практической работы, например системы ориентации. Но я остановился на теме «Система автоматизации проектирования».

Главное что следовало из этой работы – вырисовывалась некоторая теоретически законченная схема «Проектной системы», как творческой основы проектирования и последующего создания объектов. В этой системе очень большое значение имела подсистема формирования первоначального разнообразия вариантов, которые впоследствии должны подвергнуться проектным исследованиям, т.е., говоря иными словами, «подсистема генерации первоначальных замыслов».

Сопоставляя эту теоретическую схему «Проектной системы» с той практической Проектной системой, созданной Королёвым в ОКБ-1, я пришёл к выводу, что главной заслугой Сергея Павловича было не то, что он был Главным конструктором ракетно-космических систем и даже не то, что он был великим организатором, а то, что он был Творцом уникальной «Проектной системы ОКБ-1».

Именно эта Система за короткий срок с 1946 по 1965 гг. выдала «на гора»

продукцию в виде ракет Р1, Р1А, Р1Д, Р1Э, Р2, Р2А, Р2Э, Р3, Р5, Р5А, М5, М5РД, Р7, 8К71, 8К72, 8К78, Р9, Р11, Р11А, Р13, а также космических аппаратов и кораблей ПС1, ПС2, Д1, Е1,Е2, 1КП, 1К, 3КА, 3КВ, 3КД, Электрон, Молния-1, Зенит-2, Зенит-4 и, повидимому, это ещё не полный список прижизненной реализации проектных замыслов.

Целый ряд проектов, разработанных при его жизни, были реализованы после его смерти: Е6 (Луна-9), 3КВ №5 (Космос-110), 7К (Союз), ДОС (Салют), Л1 (Зонд-5), Л2 (Луноход-1), 7К0К в вариантах 7КТ и 7КС и другие. Многие проектные замыслы, проработанные при его жизни, остались нереализованными.

Воспоминания В.В. Молодцова о начале космических исследований в ОКБ-1.

В извлечениях.

РГАНТД. Ф. 3 оп. 10 дд. 5, 14, 15.

Основными моментами этой системы были.

1. Опора на инициативные идеи, возникающие снизу. Даже идеи, предлагаемые со стороны, не оставались без внимания. Помню такой, прямо таки крайний случай. Из мест заключения от ЗК Крамаренко поступила на отзыв идея создания бескамерного ракетного двигателя, состоящего из одного параболического сопла. Конечно, практически эта идея не могла быть использована, но теоретически было допустимо рассматривать возможность создания такого двигателя, если сгорание происходило бы в фокусе этой параболы и имело взрывной, детонационный характер, что-то вроде серии кумулятивных взрывов. Заключение, предполагающее эту теоретическую возможность, было направлено в адрес соответствующего учреждения.

К сожалению неизвестно, как это отразилось на судьбе Крамаренко. Но одно было ясно, что человек обдумывающий такие замыслы, находясь в заключении, заслуживает поддержки. Конечно, «Система» не запрещала появляться инициативным идеям и «сверху». Но всё же основная масса идей, которые в конечном счёте были реализованы, поступали «снизу».

2. Личная роль Королёва в этой «Системе» сводилась, в основном, к своевременному рассмотрению и экспертизе вышеупомянутых инициативных идей и принятию решения об их дальнейшей поддержке или отклонении. Следствиями этой экспертизы могли быть следующие решения:

- активная поддержка;

- формальная поддержка без особого проявления активности;

- невмешательство до поры до времени;

- отказ от поддержки разработки идеи в ОКБ-1, но при этом помощь с передачей этой идеи вместе с энтузиастами в другую организацию, где эта идея могла он заинтересовать руководство.

Грубого запрета работ над неподходящими идеями не было.

Поощрялись даже весьма экзотические исследования, например такие как исследование места падения Тунгусского метеорита.

3. Экспорт идей после достаточно глубокой стадии их проектноконструкторской проработки в создаваемые для этих целей филиалы ОКБ-1 или даже в другие родственные организации. Это способствовало расширению и развитию «Проектной системы ОКБ-1», являясь своего рода экспансией этой Системы в сферы влияния других министерств и ведомств. Такая экспансия способствовала существенному расширению материально-производственной базы ОКБ-1.

Расширяющаяся сфера влияния «Проектной системы» вовлекала в неё десятки, если не сотни различных предприятий, организаций и научных центров, составляя некоторую «Империю» Королева.

Это так, в общих чертах. А в действительности «Проектная система ОКБ-1», созданная Королёвым, заслуживает специального научного изучения и осмысления.

Воистину другого аналога такой «Проектной системы» не видно до сих пор.

Пришедшие на смену Королёву Главные и Генеральные конструкторы не смогли понять значения этой системы и соответственно управлять ей. Система постепенно превратилась в заурядную административно-директивную систему с вытекающими отсюда последствиями.





Похожие работы:

«Протоколы заседаний дирекции НОЦ за период работы по проекту Протокол № 1 заседания дирекции НОЦ ТО От 07.04.06. Присутствовали: Директор НОЦ ТО профессор В.П.Морозов, заместитель директора НОЦ по отделению СарНИИТО профессор Д.М. Пучиньян, заместитель директора НОЦ по отделению СГМУ ассистент С.И.Киреев. Повестка дня: 1. Обсуждение положений об органах управления научно-образовательным центром, планов деятельности научно-образовательного центра и его органов управления. 2. Назначение...»

«2 Введение..3 1. Возрастные кризисы.4 1.1 Кризис одного года.5 1.2 Кризис трёх лет..12 1.3 Кризис семи лет.19 Заключение..25 Список литературы.26 3 ВВЕДЕНИЕ Возраст - это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА КАФЕДРА Технологии и конструирования одежды Допустить к защите Зав. кафедрой Бикбулатова А.А. 2013г ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ на тему: Разработка метода проектирования женского платья с распределенными свойствами жесткости и растяжимости ДП.ОФО.260902.КШД.05. Выполнил: Студент(ка) группы...»

«СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (основные положения) актуализированная Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ Введение...3 1. Характеристика лесопромышленного комплекса Свердловской области...4 1.1. Место и роль лесопромышленного комплекса в экономике Свердловской области..4 1.2 Предварительная оценка спроса на внешнем и внутреннем рынках лесобумажной продукции..8 1.3 Потенциал лесных ресурсов Свердловской области.17 1.4 Предварительная оценка...»

«Вступительное слово Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Уважаемые коллеги! Добрая традиция два раза в год собираться в таком представительном составе для обсуждения состояния дел в одной из самых важных отраслей нашей республики и страны в целом – вопросах агропромышленного комплекса. Что такое село? Село – это не только производство сельскохозяйственной продукции. У нас в сельской местности проживают порядка 1,0 млн. наших граждан, работает более 15 тысяч сельхоз формирований, 410...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) Кафедра экономики и управления в туризме и гостиничной деятельности ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ на тему: Проект мероприятий по улучшению социально-психологического климата в коллективе предприятия туристского бизнеса ООО Сити Люкс, г.Москва...»

«GRUNDFOS ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСОСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСОСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Copyright 2006 GRUNDFOS Management A/S. All rights reserved. Материал этой книги защищается законом об авторских правах и международными договорами. Ни одна часть издания не может быть воспроизведена никаким способом без предварительного письменного разрешения Правления компании GRUNDFOS (Grundfos Management A/S). Степень ответственности Все материалы, приведенные в этой книге, взяты из источников, которые GRUNDFOS...»

«Александр Русалов ПУТЬ К ИСТИНЕ (Азы Сокровенных Знаний) КНИГА III 1 Из Глубины Веков Прошло ещё две недели. Собираясь на очередную встречу с Ярославом для просмотра фильма Вера и обсуждения вопросов, поднимаемых Сергеем Стрижаком в проекте Игры Богов, а я даже сказал бы в киноэпопее Игры Богов, я вспомнил последний разговор со своим однокурсником, а теперь и соседом Сергеем. Помня, как шокировали его сведения, полученные на предыдущей встрече Путь к Истине, было бы интересно узнать, как он в...»

«Министерство образования и науки Республики Казахстан Комитет науки ЦЕНТР НАУК О ЖИЗНИ НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТА УДК 613.62:304.3:622.33 УТВЕРЖДАЮ № госрегистрации 0111РК00442 генеральный директор ЦНЖ Инв. №._ _ Ж.Ш.Жумадилов __ 2012 г. ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ КАРТИРОВАНИЕ ЭКО-СОЦИАЛЬНЫХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ТУБЕРКУЛЕЗУ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (промежуточный) Зам.генерального директора ЦНЖ Р.Б.Исаева Руководитель темы А.М.Терликбаева Астана...»

«ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд. КОРПОРАТИВНЫЙ ОТЧЕТ 2011 ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд. КОРПОРАТИВНЫЙ ОТЧЕТ 2011 Оглавление № стр. раздела 4 География деятельности 6 Обращение руководства ЛУКОЙЛ Оверсиз 9 01. Миссия и стратегия ЛУКОЙЛ Оверсиз 9 1.1. Миссия 9 1.2. Стратегия 9 1.3. Ключевые факторы успеха 11 02. Календарь событий за 2011 год 14 03. Основные операционные и финансовые показатели 16 3.1. Добыча и разработка нефти и газа 17 3.2. Геолого-разведочные работы 19 3.3. Запасы нефти и газа 23 3.4....»

«Схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Лесной Московской области на 2013-2027 годы ООО МосСпецПроект 1 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. ПАСПОРТ СХЕМЫ.. 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ ЛЕСНОЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 3. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ 3.1. Анализ структуры системы водоснабжения. 3.2. Анализ существующих проблем 3.3. Обоснование объемов производственных мощностей. 3.4.Перспективное потребление коммунальных ресурсов в системе водоснабжения.. 3.5....»

«Раздел 6. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 6.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧА КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Основная цель курсового проектирования состоит в систематизации, закреплении, расширении и углублении практических знаний, приобретенных студентами при изучении курса Процессы и аппараты химической технологии и ряда предшествующих общеобразовательных дисциплин, таких, как термодинамика и теплопередача, гидравлика, конструирование и расчет...»

«Опыт Национального исследовательского университета Казанский государственный технологический университет по укреплению связей с промышленностью Приоритетом КГТУ является тесная связь с промышленными предприятиями России в области разработки и проектирования современных технологий, коммерциализации результатов НИР, подготовки и переподготовки кадров. Стратегическими партнерами КГТУ в подготовке специалистов и проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ являются...»

«ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО МАРКЕТИНГА ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЕСНА! Беспаликова А. Е. – студент, Антюфеева Е. В. - доцент, кандидат филологических наук. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (г. Барнаул) Событийный маректинг – один из новых инструментов привлечения внимания потребителей к бренду. В городе Барнауле он начал применяться относительно недавно. Особенно активно сейчас он используется крупными торговыми центрами, такими, как ТРЦ Весна!. Потому...»

«18 октября 2013 года Пятница № 41 (4151) Строительство КПА Колонна рафината С-605 ВИЗИТ ПЕНЗЕНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ СТР.2 - БЕТТЕ С ДНЕМ СПАСАТЕЛЯ СТР.3-БЕТТЕ КАК ПРОХОДИЛА КОМАНДИРОВКА АТЫРАУСКИХ НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКОВ НА УРАЛЕ СТР.4-5 - БЕТТЕ С ПОЧЕТОМ НА ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ СТР.5 - БЕТТЕ Интенсивным ходом продолжаются работы по ной компании с НПС (КХР), внутренние устройства изготовреализации проекта Строительство комплекса лены фирмой Sulzer. Рабочее давление колонны - 0, по производству ароматических...»

«НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ Стандарт организации ОРГАНИзАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИзВОДСТВА Общие положения СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 т нд рт екоммерческого п ртнерств морегулируем я орг низ ция оюз строителей мч тки 013 2.33.14 – 2013 ИзДАНИЕ ОфИЦИАЛЬНОЕ Москва 2011 НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ Стандарт организации ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Общие положения СТО НОСТРОЙ 2.33.14- Издание официальное Общество с ограниченной ответственностью Центр научных исследований...»

«План взаимодействия с заинтересованными сторонами Морской участок газопровода Южный поток – российский сектор, Обновленный июль издание 2014 г. Список сокращений Сокращение Расшифровка ОО Общественная организация ИЭЗ Исключительная экономическая зона ОВОС Оценка воздействия на окружающую среду ОВОСиСС Оценка воздействия на окружающую среду и социальную сферу ПУОСС План управления экологическими и социальными аспектами CУОСС Система управления экологическими и социальными аспектами МФК...»

«ПОРТФОЛИО Учителя русского языка и литературы МБОУ Ташеланская средняя общеобразовательная школа-интернат Заиграевского района Республики Бурятия Семенюк Надежды Александровны 2012 год Раздел №1 Общие сведения о педагоге Закончила Бурятский Государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова в 1993 году по специальности учитель русского языка и литературы Общий педагогический стаж – 19 лет Стаж работы в МБОУ Ташеланская СОШИ – 19 лет Квалификационная категория – первая ПОВЫШЕНИЕ...»

«КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛИСТ № 1-2 (31-32) зима, весна Казань 2012 Главный редактор Ответственный секретарь Рафаэль Хакимов Алсу Хуснутдинова Дизайн обложки Верстка Миляуша Хасанова Лия Зигангареева Редактор и составитель номера Рафик Абдрахманов Учредитель Автономная некоммерческая организация Казанский центр федерализма и публичной политики Мнения, выраженные авторами статей, не обязательно совпадают с точкой зрения редакции Казанского федералиста Издание осуществляется при финансовой поддержке Фонда...»

«МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕРНЕТ-АССОЦИАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ГОРОДОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ДВИЖЕНИЯ Материалы к биобиблиографии специалистов транспортных систем городов и организации городского движения Издается с 2010г. Выпуск 12 Игорь Николаевич Пугачёв Составитель С.А. Ваксман Хабаровск Издательство ТОГУ 2014 УДК 625.72(083,8) ББК О 801я1 И269 Редакция издания Материалы к биобиблиографии ученых и специалистов транспортных систем городов и организации городского движения Главный редактор...»






 
2014 www.av.disus.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.