WWW.DISS.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
(Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)

 

АВТОР:

доцент кафедры факультетской терапии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», главный внештатный гастроэнтеролог управления здравоохранения Гродненской области, кандидат медицинских наук, доцент Т.Н.Якубчик

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

главный внештатный гастроэнтеролог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор, Н.Н. Силивончик;

заведующий кафедрой госпитальной терапии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент В.М. Пырочкин

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Методической комиссией медико-диагностического факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 11 от 22.06.2009 г.) Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 22.06.2009 г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ………………………………… СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………..….. 1. Общие разделы по специальности…………………………………. 2. Разделы по смежным специальностям…………………………….. 3. Частные разделы по специальности……………………………….. Рекомендации по организации проведения интернатуры…………... Квалификационные нормативы по диетологии.………………..…… НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА………………………………... ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИНТЕРНАТУРЕ……………… Индивидуальный план врача-интерна……………………………….. Дневник врача-интерна……………………………………………….. Отчет врача-интерна…………………………………………………... Подведение итогов интернатуры…………………………………….. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ………………………………………… Литература……………………………………………………………... Вопросы к квалификационному экзамену…………………………... Квалификационные требования к врачу-диетологу …

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа интернатуры по диетологии разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения интернатуры, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 января 2009 г. №1 «Об установлении сроков прохождения интернатуры и утверждении Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры» и планом прохождения интернатуры по специальности диетология, утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь.2009 года.

Интернатура осуществляется в организациях здравоохранения Республики Беларусь, определяемых приказом Министерства здравоохранения в качестве баз интернатуры.

Прохождение интернатуры осуществляется с 1 августа текущего года по 30 июня следующего года.

Интернатура по диетологии утверждена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для выпускников медицинского университета.

На современном этапе развития здравоохранения возникла необходимость в совершенствовании организации диетического питания и подготовке врача-диетолога. Роль интернатуры в подготовке врача-специалиста по диетологии заключается в создании условий для получения дополнительных знаний и умений по данной специальности.

Цель интернатуры состоит в подготовке квалифицированных врачейдиетологов для работы в организациях здравоохранения, приобретения знаний и умений, повышающих их профессиональный уровень и степень готовности к самостоятельной врачебной деятельности в качестве врача-диетолога.

Задачи интернатуры:

овладение методологическими и методическими основами лечебного питания;

овладение основами составления рационов питания для больных с различной патологией, в том числе составлением меню-требования, карточкираскладки;

овладение знанием рецептуры основных лечебно–профилактических диет, техникой их приготовления;

овладение правилами осуществления контроля качества готовых диетических блюд (правилами контроля готовой пищи на пищеблоке перед ее отпуском, правилами контроля веса порций готовых блюд с целью должного соответствия нормам выхода готовой продукции);

овладение знанием правовой базы профессии врача-диетолога, норм медицинской этики и деонтологии в диетологии.

Руководитель базы интернатуры обеспечивает в пределах своей компетенции:

организацию проведения интернатуры;

выполнение программы интернатуры в полном объеме;

издание приказа о зачислении выпускников высших медицинских учебных заведений на должность врача-интерна (с указанием срока прохождения интернатуры) и о назначении руководителей врача-интерна;

предоставление врачу-интерну жилья на период прохождения интернатуры;

утверждение индивидуальных планов интернатуры, контроль их выполнения;

условия, необходимые для выполнения индивидуального плана интернатуры;

направление врача-интерна в иные организации здравоохранения и учреждения образования в соответствии с индивидуальным планом интернатуры;

контроль за соблюдением врачами-интернами правил внутреннего распорядка, установленных в организациях здравоохранения;

выдачу врачу-интерну на период прохождения интернатуры спецодежды и средств индивидуальной защиты;

условия для получения необходимых данных при подготовке отчета об интернатуре;

предоставление врачу-интерну возможности пользоваться нормативными правовыми и иными актами Республики Беларусь, имеющимися в организации здравоохранения;

ежегодное подведение итогов интернатуры и внесение предложений в высшие медицинские учебные заведения по дальнейшему совершенствованию организации интернатуры.



Руководитель врача-интерна: отвечает за профессиональную подготовку врача-интерна;

- совместно с врачом-интерном разрабатывает индивидуальный план подготовки и представляет его на утверждение руководителю базы интернатуры;

- оказывает врачу-интерну повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний и навыков;

- организует и контролирует работу врача-интерна в соответствии с индивидуальным планом подготовки;

- обучает врача-интерна безопасным методам и приемам работы, проводит с ним инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

- составляет характеристику врача-интерна (характеристика должна отражать степень готовности врача-интерна, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, активность в выполнении заданий, деловых и коммуникативных качеств).

Руководитель врача-интерна:

отвечает за профессиональную подготовку врача-интерна;

совместно с врачом-интерном разрабатывает индивидуальный план подготовки и представляет его на утверждение руководителю базы интернатуры;

оказывает врачу-интерну повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний и навыков;

организует и контролирует работу врача-интерна в соответствии с индивидуальным планом подготовки;

обучает врача-интерна безопасным методам и приемам работы, проводит с ним инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

составляет характеристику на врача-интерна (характеристика должна отражать степень готовности врача-интерна, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, активность в выполнении заданий, деловых и коммуникативных качеств).

Ответственный за интернатуру от кафедры университета обязан:

контролировать проведение интернатуры;

оказывать методическую и консультативную помощь врачаминтернам, руководителям баз интернатуры и руководителям врачейинтернов;

проводить текущую аттестацию врачей-интернов (с выездом на базы интернатуры) не менее двух раз в год в сроки, устанавливаемые высшим медицинским учебным заведением;

представлять отчет об итогах интернатуры на заседании кафедры (совета факультета).

Права и обязанности интернов:

врач-интерн несет ответственность за результаты выполненной работы в соответствии с действующим законодательством;

врач-интерн допускается к медицинской деятельности под контролем руководителя, отвечающего за его профессиональную подготовку;

практическая деятельность врача-интерна во время прохождения интернатуры устанавливается в пределах 50% от нормы, определенной для врачей-диетологов, работающих в организациях здравоохранения Республики Беларусь. Увеличение практической нагрузки свыше норм, установленных планом, не допускается;

врачам-интернам запрещается работа на врачебных должностях на условиях совместительства и сверхустановленной продолжительности рабочего времени;

врач-интерн пользуется всеми правами и льготами, установленными для работников организации здравоохранения, являющейся базой интернатуры;

врач-интерн может быть направлен руководителем базы интернатуры в другие организации здравоохранения и медицинские учреждения образования с целью выполнения в полном объеме индивидуального плана интернатуры;

при наличии обоснованных уважительных причин врач-интерн вправе обратиться в высшее медицинское учебное заведение с заявлением об изменении базы интернатуры.

Врач-интерн обязан:

прибыть на базу интернатуры в срок, не позднее указанной в направлении в интернатуру даты;

предоставить в кадровую службу базы интернатуры следующие документы: направление в интернатуру, диплом об образовании с приложением к нему, паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность, 2 фотографии 3х4 см, военный билет (при его наличии), трудовую книжку (при ее наличии);

в полном объеме выполнять задания, предусмотренные планом, программой интернатуры и индивидуальным планом врача-интерна, а также обязанности, определенные должностной инструкцией;

работать над повышением своего профессионального уровня;

выполнять требования правил внутреннего распорядка, установленных в организации здравоохранения;

изучать и строго соблюдать инструкции по вопросам охраны труда и производственной санитарии;

вести дневник врача-интерна;

составить отчет по установленной форме;

соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ

1.2. Нормативно-техническое обеспечение лечебного 1.3.1. Современные представления о здоровом питании 1.3.1.2. Нетрадиционные подходы к лечебному питанию 1.3.2. Пищевые продукты и показатели их качества 2.1. Нормальная физиология системы органов пищеварения 3.1.2. Структура и особенности лечебного питания при 3.1.2.1. Питание больных в клинике внутренних болезней 3.1.2.4. Индивидуальное и дополнительное питание как виды лечебного питания 3.2. Порядок организации и контроль лечебного питания больных в государственных организациях здравоохранения 3.2.1. Контроль и руководство по организации лечебного питания в организации здравоохранения 3.2.2. Совет по лечебному питанию, его основные задачи 3.2.3. Контроль качества готовых блюд (бракераж) 3.3. Особенности организации учета пищевых продуктов в государственных организациях здравоохранения 3.3.2. Технология приготовления диетических блюд 3.3.3. Учет пищевых продуктов в организациях здравоохранения 3.3.5. Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Общие разделы по специальности 1.1. Система питания в организациях здравоохранения Республики Беларусь Организация питания в организациях здравоохранения Республики Беларусь. Юридические основы работы врача-диетолога. Юридическое значение и правила ведения медицинской документации.

1.2. Нормативно-техническое обеспечение лечебного питания в организациях здравоохранения Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение лечебного питания.

Нормы среднесуточного набора продуктов питания для одного больного в государственных организациях здравоохранения.

Сведения об основных гигиенических требованиях к качеству продуктов питания, устройству пищеблока, организации контроля: требования к организации транспортировки пищевых продуктов; требования к организации хранения пищевых продуктов; требования к пищеблоку и буфетным организациям; санитарно – гигиенический режим пищеблока; личная гигиена персонала.

1.3. Диетология 1.3.1. Современные представления о здоровом питании 1.3.1.1. Теоретические основы нутрициологии 1.3.1.2. Нетрадиционные подходы к лечебному питанию - концепция здорового питания;

- теория сбалансированного питания;

- теория адекватного питания;

- концепция оптимального питания;

- концепция функционального питания;

- концепция направленного (целевого) питания;

- вегетарианство;

- лечебное голодание;

- концепция дифференцированного питания;

- концепция раздельного питания;

- концепция индексов пищевой ценности.

1.3.1.3. Физиологические нормы питания Энергетическая ценность: белки, жиры (липиды), углеводы, витамины, минеральные вещества.

Режим питания.

1.3.2. Пищевые продукты и показатели их качества Общая характеристика пищевых продуктов: мясо и мясные продукты;

колбасы и колбасные изделия; молоко и молочные продукты; рыба и продукты моря; яйца и яйцепродукты; пищевые жиры; хлеб; макаронные изделия и крупы; овощи и плоды; сахар; мед; кондитерские изделия и подсластители; использование подсластителей для диетического питания; вкусовые вещества;

пряности и приправы; минеральные и столовые воды; чай; кофе.

1.3.3. Питание отдельных групп населения Питание детей; принципы питания пожилых и старых людей; питание беременных, рожениц и кормящих женщин; питание в условиях повышенного радиационного фона; питание при умственном труде; питание при физическом труде; питание спортсменов.

2. Разделы по смежным специальностям 2.1. Нормальная физиология системы органов пищеварения Анатомия и физиология органов пищеварения. Процесс переваривания пищи. Ротовая полость, глотка, пищевод. Функции желудка, кишечника. Роль печени и поджелудочной железы в переваривании пищи. Возрастные изменения органов пищеварения.

2.2. Патологическая физиология заболеваний системы органов пищеварения Нарушения процесса переваривания пищи при заболеваниях органов пищеварения. Нарушения регуляции пищеварения. Синдромы мальдигестии, мальабсорбции и мальассимиляции.

3. Частные разделы по специальности 3.1. Лечебное питание 3.1.1. Оце нка с та тус а питания Классификация статуса питания. Основные клинические показатели, характеризующие статус питания. Биохимические показатели оценки статуса питания.

3.1.2. Структура и особенности лечебного питания при различных заболеваниях 3.1.2.1. Питание больных в клинике внутренних болезней Питание при болезнях сердечно-сосудистой системы;

питание при заболеваниях органов пищеварения, в том числе при глютеновой энтеропатии, синдроме короткой кишки; питание при заболеваниях эндокринной системы, в том числе при сахарном диабете;

питание при болезнях почек и мочевыводящих путей, в том числе при почечной недостаточности;

лечебное питание при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

питание при болезнях обмена веществ;

питание при болезнях системы крови;

питание при болезнях органов дыхания;

питание при туберкулезе;

питание при инфекционных заболеваниях.

3.1.2.2. Питание хирургических больных Питание при травмах; питание при ожогах; лечебное питание при глазных болезнях; лечебное питание при болезнях уха, горла и носа; и других заболеваниях.

3.1.2.3. Питание больных при других заболеваниях Лечебное питание при заболеваниях нервной системы; питание при аллергических реакциях.

3.1.2.4. Индивидуальное и дополнительное питание как виды лечебного питания 3.1.2.5. Отрицательное действие пищи на организм Отрицательное действие консервантов и других производственных пищевых добавок на организм человека. Отрицательное действие отдельных компонентов пищи на организм человека при различных заболеваниях.

3.1.3. Основные лечебные диеты Основные лечебные диеты и их характеристика:

Номенклатура стандартных диет (базовый рацион – ДИЕТА Б, ДИЕТА П, ДИЕТА О, ДИЕТА Н, ДИЕТА Н1, ДИЕТА Т, ДИЕТА Д). Разгрузочные и специальные диеты. Нетрадиционные подходы к лечебному питанию. Нутрицевтики и их использование в коррекции питания населения. Классификация биологически активных добавок (БАД). Законодательные и организационные основы использования БАД. Патогенетические основы использования БАД в комплексной терапии различных заболеваний.

3.2. Порядок организации и контроль лечебного питания больных в государственных организациях здравоохранения 3.2.1. Контроль и общее руководство по организации лечебного питания в организации здравоохранения 3.2.2. Совет по лечебному питанию, его основные задачи 3.2.3. Контроль качества готовых диетических блюд (бракераж) Отбор проб в целях производственного лабораторного контроля.

3.3. Особенности организации учета пищевых продуктов в государственных организациях здравоохранения 3.3.1. Организация работы пищеблока Организация работы пищеблока. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации.

3.3.2. Технология приготовления диетических блюд Технология приготовления диетических блюд. Закладка пищевых продуктов в котел.

3.3.3. Учет пищевых продуктов в организациях здравоохранения Организация учета и отпуска лечебного питания больным на пищеблоке (кухне). Заказ на индивидуальное и дополнительное питание по заключению консилиума.

3.3.4. Рецептуры основных диетических блюд 3.3.5. Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд.

Замена продуктов по основным пищевым веществам - по белку и углеводам при приготовлении диетических блюд.

Рекомендации по организации проведения интернатуры Формы и объем работы диетолога-интерна Врач-интерн выполняет (под контролем непосредственного руководителя) 50% от ежедневного объема работы врача-диетолога на пищеблоке в государственных организациях здравоохранения.

Врач-интерн допускается к самостоятельной работе на пищеблоке непосредственно руководителем интерна и заведующим пищеблоком.

Врач-интерн осуществляет контроль над работой диет-сестер, раздачей пищи больным в отделениях организации здравоохранения в качестве помощника врача-диетолога.

Врач-интерн участвует в утренних врачебных конференциях клинической базы, докладывая о проделанной совместно с врачом-диетологом работе. Присутствует, а далее - участвует, в работе совета по питанию, проводит самостоятельно калькуляцию, составление рационов питания для больных с различной патологией в соответствующих отделениях, осуществляет оформление необходимой документации (меню-раскладка, и т.д.).

Участвует в работе бракеражной комиссии по проверке контроля качества готовых блюд, консилиумах по назначению больным индивидуального лечебного или энтерального питания, клинических разборах больных. В качестве врача-диетолога с соблюдением норм медицинской этики и деонтологии проводит беседы профилактической направленности питания в организации здравоохранения.

Теоретическая подготовка. В начальный период интернатуры непосредственному руководителю целесообразно выяснить знание врачом-интерном основ организации самостоятельной работы с научной литературой. Рекомендовать (при отсутствии) создание личной информационно-поисковой системы (личного архива) по диетологии.

Теоретическая подготовка врача-интерна предусматривает самостоятельную работу с научной литературой. По наиболее актуальным темам программы врачи-интерны пишут рефераты.

Результаты теоретической подготовки врача-интерна контролируются при проведении собеседований.

Практическая подготовка. Программа подготовки врача-интерна содержит перечень профессиональных знаний и практических навыков, которыми должен овладеть интерн и предусматривает три уровня усвоения материала:

I уровень – профессиональная ориентировка и знакомство с теоретическими основами диетологии.

II уровень – освоение основных разделов специальности и детальное изучение основ диетологии.

III уровень – самостоятельная работа в качестве врача-диетолога.

Результатом интернатуры должны быть 2-ой и 3-ий уровни усвоения материала.

При организации практической подготовки необходимо обеспечить приобретение навыков организации лечебного питания по номенклатуре стандартных диет.

В основе подготовки – самостоятельная работа по приобретению навыков контроля качества готовых диетических блюд, назначения индивидуального лечебного питания или дополнительного питания, составление карточкираскладки. Критерием допуска к самостоятельному выполнению должностных обязанностей врача - диетолога являются:

- теоретическая подготовленность врача-интерна;

- опыт работы врачом-диетологом при выполнении не менее 55-60% от квалификационного объема практической работы при проведении;

- навык подготовки рационов питания в соответствии с нормами среднесуточного набора продуктов питания для одного больного в государственных организациях здравоохранения Республики Беларусь;

- навык составления карточки-раскладки;

- знание правил контроля правильного проведения лечебного питания путем проверки соответствия получаемых больными диет (по набору продуктов и блюд, технологии приготовления, химическому составу и энергетической ценности используемых лечебных рационов);

- навык отбора проб в целях производственного лабораторного контроля.

Изучение нормативных документов обеспечивается в течение 1-ого месяца работы. Контроль – при проведении собеседования. Подготовка по правовым основам специальности и санитарно-противоэпидемическому режиму продолжается в течение всего периода интернатуры.

Задачи подготовки врача в интернатуре решаются посредством практической работы в пищеблоке, в отделениях организации здравоохранения в соответствии с разделами плана подготовки и программы, квалификационными требованиями. По основным прикладным задачам интернатуры – организация лечебного питания в организации здравоохранения, порядок выписки питания для больных, порядок контроля качества пищи, порядок проведения гигиенической экспертизы, - предусматривается три уровня оценки практической подготовки по каждому разделу (теме) программы:

- знает – имеет теоретическую основу для приобретения навыка практического применения;

- умеет – владеет приемами, методами, позволяющими самостоятельно решать основные задачи по организации диетического питания в организации здравоохранения.

- имеет навык – доступно решение основных прикладных задач с помощью врача-диетолога;

Контроль осуществляется при проведении собеседований, а также в процессе ежедневного контроля работы врача-интерна.

квалификационных требованиий по объему практической работы.

Квалификационные нормативы по диетологии Участие в составлении меню-требования по форме 12-МЗ согласно перспективному сводному меню с учетом среднесуточного набора пищевых продуктов 3 300- Осуществление контроля качества готовых диетических Принятие участия в консилиумах по назначению больным индивидуального лечебного или дополнительного Участие в проверке контроля качества готовых блюд в Определение уровня квалификационного норматива практической работы:

полностью самостоятельно на 45-50% и более соответствует 3 уровню подготовки (умение);

полностью при совместном участии 75-80% соответствует 2 уровню (имеет навык);

выполнение методики на 35-50% от квалификационного норматива при отсутствии самостоятельной работы соответствует 1 уровню (знание).

Выполнение квалифицированных нормативов менее чем на 35% исключительно при совместном участии не подлежит оценке по разделу практическая подготовка.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Присутствует на заседаниях научного общества врачей-диетологов. Знакомится с современной медицинской техникой приготовления и транспортировки пищи, новыми пищевыми добавками, продуктами питания, посещая специализированные выставки. Готовит реферативные сообщения по журнальным научным публикациям по проблемам диетологии на врачебной конференции.

Участвует в подготовке квартального и годового отчета о работе базы интернатуры.

Тематика научно-практической работы определяется непосредственным руководителем интерна совместно с ответственным за интернатуру от кафедры университета.

Примерная тематика научно-практических работ:

1. Разработка индивидуального питания для больного с глютеновой энтеропатией.

2. Разработка индивидуального питания для больного с синдромом короткой кишки.

3. Разработка индивидуального питания для больного с нарушениями моторики кишечника.

4. Разработка индивидуального питания для больного с пищевой аллергией.

5. Разработка индивидуального питания для больного с метаболическим синдромом.

6. Разработка дополнительного питания как вида лечебного питания, которое назначается при отдельных заболеваниях, требующих увеличения отдельных компонентов рациона сверх норм среднесуточного набора продуктов питания:

7. Разработка дополнительного питания для больного туберкулезом легких с сахарным диабетом.

8. Разработка смесей для зондового питания больных по показаниям.

9. Разработка питания для больных с печеночной энцефалопатией с содержанием 20, 40, и 70 г. белка.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИНТЕРНАТУРЕ

УТВЕРЖДАЮ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ВРАЧА-ИНТЕРНА

База интернатуры (подраздела) Руководитель врача-интерна _ Ответственный за интернатуру (от высшего медицинского учреждения образования)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ДИЕТОЛОГА

Ф.И.О. интерна Ф.И.О. руководителя База интернатуры в государственной организации здравоохранения Работа на пищеблоке (Самостоятельно выполненные манипуляции):

Процедура Количество манипуляций в неделю Подпись руководителя * - название месяца Участие в консилиумах, в работе бракеражной комиссии, конференциях для врачей специалистов и т.д.:

Изученная литература:

монографии _ другие источники Руководитель врача-интерна

УТВЕРЖДАЮ

ОТЧЕТ ВРАЧА-ИНТЕРНА

_ _ _ (название организации здравоохранения, являющейся базой интернатуры) за период прохождения интернатуры с 20 г. по 20 г.

20г.

Руководитель 20г.

Примечание:

* - Указываются: характеристика базы интернатуры, количественные и качественные показатели выполненной врачом-интерном работы (Участие в составлении менютребования, осуществление контроля за качеством готовых диетических блюд; участие в составлении акта, при установлении некачественности пищевых продуктов, обнаруженных при приемке и т.п.); освоение и использование в своей работе инструкций, утвержденных Министерством здравоохранения, перечень подготовленных рефератов, выполнение плана и программы подготовки врача-интерна, проблемы в освоении программы интернатуры.

Подведение итогов интернатуры Врач-интерн, выполнивший программу интернатуры, проходит итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен принимает квалификационная комиссия Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

В квалификационную комиссию врачом-интерном представляется: копия диплома о высшем образовании, характеристика на врача-интерна, отчет и дневник врача-интерна.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Основная:

Барановский, А. Ю. Диетология: Руководство. - СПб: Спутник врача, 2008.

Барановский, А. Ю., Пак С. Ф. Диетология: организационно-правовые основы. - М: Диалект, 2006.

Еншина, А.Н., Каравай, М.Д., Острошапкина, Г.А. и др. Лечебные, гигиенические и технологические основы организации питания в лечебнопрофилактических учреждениях. – Минск: Медтраст, 1996.

Новодержкина, Ю.Г., Дружинина, В.П. Диетология: Феникс, 2004.

Дополнительная:

Аханова, В.М., Романова, Е.В. Гигиена питания. – М.: Феникс, 2000.

6. Барановский, А.Ю., Кондрашова, Э.А., Левин, Л.А. Лечебное питание больных после операций на органах пищеварения. М.: Бином, 2006.

Барановский, А.Ю., Назаренко, Л.И., Райхельсон, К.Л. Пищевая непереносимость (Учебно-метод.пособие). М.: Диалект, 2006.

Вержбицкая, В.Д., Корольчик, Т.А. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания всех форм собственности. – Минск: Белорусская ассоциация кулинаров, 1996.

Гинзбург, М.М. Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение. – М.: Медпрактика, 2003.

10. Гриневич, В.Б. Лечебное питание в клинической гастроэнтерологии. – М.: МедЭкспертПресс, 2003.

11. Губа, Н.И., Смолянский, Б.Л. Диетическое питание и кулинария в домашних условиях. – Днепропетровск: Січ, 1992.

12. Губергирц, А.Я., Линевский, Ю.В. Лечебное питание. – Киев: Выща школа, 1989.

13. Гурвич, М.М. Диетология для медсестры. Полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.

14. Гурвич, М.М. Диета при сердечно-сосудистых заболеваниях. – М.:

ГЭОТАР – МЕД, 2005.

15. Гурова, М.М., Хмелевская, И.Г. Лечебное питание при заболеваниях органов пищеварения у детей. – М.: ИнтелТек, 2003.

16. Джианнини, М. Полноценное питание при пищевой аллергии. – М.:

Лори, 2000.

17. Диетическое питание в столовых. Сборник рецептур и технология приготовления блюд. – М.: Экономика, 1971.

18. Дрангой, М.Г., Кабков, М.В., Неганова, А.Ю. и др. Полный справочник диетолога - (Полный медицинский справочник). – М.: Эксмо, 2006.

19. Дуборасова, Т.Ю. Основы физиологии питания: Практикум. – М.:

Маркетинг, 2001.

20. Ковалев, Н.И., Сальникова, Л.К. Технология приготовления пищи.

Учебник для технол. отделений техникумов обществ. питания. – М.: Экономика, 1978.

21. Красницкая, Е.С. Гигиена общественного питания. – М.: Экономика, 1973.

22. Лечебное и рациональное питание. Картотека блюд: Практическое руководство для врачей-диетологов, диетсестер детских лечебнопрофилактических учреждений / В.И. Мурох, Л.А. Соколовская, Н.Д. Коломиец, О.М. Веремейчик, Т.А. Корольчик, М.И. Лагоцкая, Л.А. Николаева, В.П. Захаренко, Е.А. Попко; Под ред. В.И. Муроха. – Мн.: Ураджай, 2001.

23. Маркова, А.П. Диетическое питание при заболеваниях почек: Советы и рецепты диетолога. – М.: Феникс, 2006.

24. Мартинчик, А.Н., Королев, А.А., Трофименко, Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004.

25. Мартинчик, А.Н., Маев, И.В., Янушевич, О.О. Общая нутрициология: Учеб. пособие. – М.: МЕДпресс, 2005.

26. Маршак, М.С. Диетическое питание. – М.: Медицина, 1967.

27. Окороков, А.Н. Лечение болезней внутренних органов: В 3 томах. – Мн.: Выш. школа, 1997.

28. Петровский, К.С., Ванханен, В.Д. Гигиена питания: Учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1981.

29. Позняковский, В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. – Сибирское университетское издательство, 2005.

30. Покровский, А.А., Самсонов, М.А. Справочник по диетологии. – 1981.

31. Покровский, В.А. Гигиена. – М.: Медицина, 1979.

32. Рычкова, Ю.В. Лечебное питание при заболеваниях органов дыхания. - Вече, 2005.

33. Сборник технологических карт блюд диетического питания. – Мн.:

Белорусская ассоциация кулинаров, 2003.

34. Смолянский, Б.Л., Лифляндский В.Г. Заболевания печени – выбор диеты. - Нева, 2005.

35. Справочник по диетологии / Под ред. А.А. Покровского. – М.: Медицина, 1992.

36. Справочник по диетологии / Под ред. В.А. Тутельяна, М.А. Самоснова. – М.: Медицина, 2002.

37. Справочное руководство по витаминам и минеральным веществам.

/ Под ред. В.А. Тутельяна, В.Б. Спиричева, Б.П. Суханова, В.А. Кудашевой. – М.: Колос, 38. Теплов, В.И., Боряев, В.Е. Физиология питания: Учебное пособие.

М.: Дашков, 2009.

39. Тутельян, В.А., Попова, Т.С. Новые стратегии в лечебном питании.

– М.: Медицина, 2002.

40. Тутельян, В.А., Суханов, Б.П., Гаппаров, М.Г. Организация и госсанэпиднадзор за питанием в лечебно-профилактических учреждениях и диетстоловых. – М.: Гэотар Медицина, 2005.

41. Шестакова, Т. А. Калькуляция и учет в общественном питании.

Учебно-практическое пособие. – М.: Феникс, 2008.

Нормативные правовые акты:

1. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения».

Система питания в организациях здравоохранения Республики Беларусь.

2. Нормативно-техническое обеспечение организации питания в организациях здравоохранения.

3. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение лечебного питания 4. Общая диетология. Методологические основы питания здорового и больного человека.

5. Современные представления о здоровом питании.

6. Теоретические основы нутрициологии.

7. Основы физиологии пищеварения.

8. Пищевые продукты и показатели их качества.

9. Общая характеристика пищевых продуктов 10. Мясо и мясные продукты. Колбасы и колбасные изделия.

11. Молоко и молочные продукты.

12. Рыба и продукты моря.

13. Яйца и яйцепродукты.

14. Пищевые жиры.

15. Хлеб, макаронные изделия и крупы.

17. Сахар, мед, кондитерские изделия и подсластители.

18. Использование подсластителей для диетического питания.

19. Вкусовые вещества, пряности и приправы.

20. Минеральные и столовые воды 22. Питание отдельных групп населения.

23. Питание детей.

24. Принципы питания пожилых и старых людей.

25. Питание беременных, рожениц и кормящих женщин.

26. Питание при умственном труде.

27. Питание при физическом труде.

28. Питание спортсменов.

29. Питание в условиях повышенного радиационного фона 30. Режим питания.

31. Оценка статуса питания.

32. Методологические и методические основы лечебного питания. Базовый рацион – ДИЕТА Б, ДИЕТА О.

33. Структура и особенности лечебного питания при некоторых заболеваниях.

34. Питание при болезнях сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения, артериальная гипертензия, заболевания почек, нефропатия беременных (ДИЕТА Н).

35. Питание при хронических заболеваниях почек с резко выраженными нарушениями азотовыделительной функции почек и выраженной азотемией, цирроз печени с печеночной энцефалопатией (ДИЕТА Н1).

36. Питание при заболеваниях органов пищеварения (ДИЕТА П).

37. Питание при заболеваниях эндокринной системы (ДИЕТА Д).

38. Питание при туберкулезе (ДИЕТА Т) 39..Индивидуальное питание как вид лечебного питания.

40. Дополнительное питание как вид лечебного питания.

41. Нутрицевтики и их использование в коррекции питания населения.

42. Классификация биологически активных добавок (БАД). Законодательные и организационные основы использования БАД.

43. Разгрузочные и специальные диеты.

44. Основные лечебные диеты и их характеристика.

45. Отрицательное действие пищи на организм.

46. Нетрадиционные подходы к лечебному питанию.

47. Организация работы пищеблока в организации здравоохранения.

48. Технология приготовления диетических блюд.

49. Рецептуры основных диетических блюд.

50. Содержание основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов.

51. Составление меню-требования согласно перспективному сводному меню с учетом среднесуточного набора пищевых продуктов.

52. Правила выдачи отделениям рационов питания.

53. Контроль качества готовых диетических блюд 54. Правила проверки готовой пищи на пищеблоке перед ее отпуском.

55. Правила проверки веса порций готовых блюд с целью должного соответствия нормам выхода готовой продукции.

56. Консилиумы по назначению больным индивидуального лечебного или энтерального питания 57. Составление карточки-раскладки по форме на каждое блюдо, изготавливаемое в организации здравоохранения 58. Особенности организации учета пищевых продуктов государственных организациях здравоохранения.

59. Правила отпуска пищевых продуктов со склада (кладовой) на пищеблок.

60. Правила закладки пищевых продуктов в котел.

61. Организация работы совещательного органа - совета по питанию.

62. Организация работы бракеражной комиссии по проверке контроля качества готовых блюд.

63. Правила составления акта при установлении некачественности пищевых продуктов, обнаруженных при приемке.

64. Ведение журнала «Здоровье» по форме 14-МЗ 65. Ситуационная задача: составление меню-требования согласно перспективному сводному меню с учетом среднесуточного набора пищевых продуктов.

66. Ситуационная задача: взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд.

67. Ситуационная задача: замена продуктов по белку и углеводам при приготовлении диетических блюд.

68. Ситуационная задача: составление карточки-раскладки на конкретное блюдо, изготавливаемое в организации здравоохранения.

69. Ситуационная задача: составление акта при установлении некачественности пищевых продуктов, обнаруженных при приемке.

70. Ситуационная задача: при наличии конкретных медицинских показаний и по заключению консилиума больным назначить индивидуальное лечебное питание.

71. Ситуационная задача: при наличии конкретных медицинских показаний и по заключению консилиума больным назначить индивидуальное зондовое питание. Разработать рацион 72. Тестовая задача: из перечисленного химического состава продуктов (дать перечень 3-4 составов продуктов) указать правильный состав для базовой диеты.

73. Тестовая задача: из перечисленного химического состава продуктов (дать перечень 3-4 составов продуктов) указать правильный состав для диеты больных сахарным диабетом.

74. Тестовая задача: из перечисленных продуктов (дать перечень 10- продуктов и в их числе 4-5 продуктов, не рекомендуемых к применению) указать продукты, применение которых противопоказано при целиакии.

75. Тестовая задача: из перечисленных сотрудников лечебно – профилактического учреждения (дать перечень 7-9 должностей сотрудников) указать входящих в состав бракеражной комиссии.

Квалификационные требования к врачу-диетологу По общим, организационным и юридическим вопросам, а также разделам диетологии и смежным специальностям, знания включают все элементы теоретической подготовки, что достаточно для последующего углубления знаний, самостоятельного приобретения и совершенствования навыков.

Врач-диетолог должен знать:

Организацию питания в организациях здравоохранения Республики Беларусь.

Нормативно-техническое обеспечение организации питания в организациях здравоохранения.

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение лечебного питания Методологические основы питания здорового и больного человека.

Современное представление о рациональном питании.

Физиологические нормы питания.

Пищевые продукты и показатели их качества. Общую характеристику пищевых продуктов.

10. Принципы питания отдельных групп населения.

11. Принципы питания детей.

12. Принципы питания пожилых и старых людей.

13. Питание в условиях повышенного радиационного фона.

14. Методологические и методические основы лечебного питания.

15. Механизмы и направленность лечебного питания.

16. Основные лечебные диеты и их характеристику.

17. Структуру и особенности лечебного питания при некоторых заболеваниях.

18. Методологические и методические основы лечебного питания. Базовый рацион – ДИЕТА Б, ДИЕТА О.

19. Питание при болезнях сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения, артериальная гипертензия, заболевания почек, нефропатия беременных (ДИЕТА Н).

20. Питание при хронических заболеваниях почек с резко выраженными нарушениями азотовыделительной функции почек и выраженной азотемией, цирроз печени с печеночной энцефалопатией (ДИЕТА Н1).

21. Питание при заболеваниях органов пищеварения (ДИЕТА П).

22. Питание при заболеваниях эндокринной системы (ДИЕТА Д).

23. Питание при туберкулезе (ДИЕТА Т).

24. Разгрузочные и специальные диеты.

25. Нетрадиционные подходы к лечебному питанию.

26. Нутрицевтики и их использование в коррекции питания населения.

27. Классификацию биологически-активных добавок (БАД). Законодательные и организационные основы использования БАД.

28. Принципы проведения контроля лечебного питания в организации здравоохранения.

29. Принципы проведения контроля качества готовых блюд.

30. Правила отбора проб в целях производственного лабораторного контроля.

31. Организацию работы пищеблока лечебно-профилактических учреждений.

32. Особенности организации учета пищевых продуктов в государственных организациях здравоохранения.

33. Технологию приготовления диетических блюд.

34. Рецептуры основных диетических блюд.

Врач-диетолог должен уметь:

оценивать статус питания больного;

применять картотеку блюд по стандартным диетам;

составлять меню-требования по форме 12-МЗ согласно перспективному сводному меню с учетом среднесуточного набора пищевых продуктов;

проводить отбор проб в целях производственного лабораторного контроля;

осуществлять контроль качества готовых диетических блюд;

составлять акт, при установлении некачественности пищевых продуктов, обнаруженных при приемке;

составлять карточки-раскладки по форме 13-МЗ на каждое блюдо, изготавливаемое в организации здравоохранения;

вести журнал «Здоровье» по форме 14-МЗ;

производить взаимозаменяемость продуктов при приготовлении диетических блюд;

10. проводить консультации больных по здоровому питанию;

11. проводить консультации по назначению больным дополнительного питания;

12. проводить консультации по назначению больным индивидуального лечебного или энтерального питания.





Похожие работы:

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА Гераськин М. И., Кузнецова О. А. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ САМАРА 2007 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА Гераськин М. И., Кузнецова О. А. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ Учебное пособие САМАРА 2007 УДК 65. Инвестиционный менеджмент: модели и методы: Учеб. пособие. Гераськин М.И.,...»

«Современные проблемы управления человеческими ресурсами: [учебное пособие по направлению Менеджмент], 2010, 275 страниц, 5996102714, 9785996102716, ТюмГНГУ, 2010. В пособии рассмотрены современные проблемы управления персоналом. Особое внимание уделено профессиональному становлению и развитию персонала. Проанализированы причины и механизмы развития синдрома профессионального выгорания Опубликовано: 25th September Современные проблемы управления человеческими ресурсами: [учебное пособие по...»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска средняя общеобразовательная школа №50 Рассмотрено Утверждено на заседании МО учителей решением МС учреждения естественно-математического цикла протокол № от Протокол № от Приказ № от Руководитель МО _ Директор школы Крылова В.М. Рабочая программа по математике 5 класс Разработчик: Абрамова Р.И., учитель математики МОУ СОШ №50 г. Мурманска Мурманск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по математике составлена на основе...»

«Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России Кафедра поликлинической терапии Методическое пособие по ведению дневника и составлению Отчета студента по производственной практике Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения для студентов 5 курса лечебного факультета Оренбург – 2012 г. Государственное бюджетное...»

«ЕНЧО ТИЛЕВ. О НЕКОТОРЫХ РУССКИХ И НЕМЕЦКИХ РЕАЛИЯХ И О ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ ОБОИХ ЯЗЫКОВ. – В: ДЕСЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ МАПРЯЛ 2010. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ТРАДИЦИОННОЙ И КОРПУСНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ. ВЕЛИКО ТЪРНОВО, 2010, СТР. 133-137. О НЕКОТОРЫХ РУССКИХ И НЕМЕЦКИХ РЕАЛИЯХ И О ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ ОБОИХ ЯЗЫКОВ Е.Т.Тилев (Болгария, Пловдив) В этом исследовании русской и немецкой фразеологии...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный университет путей сообщения ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский государственный университет путей сообщения в г. Перми (ПИЖТ УрГУПС) Проектирование процессов оказания услуг Методические указания по выполнению курсовых работ (проектов)...»

«Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Полоцкий государственный университет В. Ф. Коренский ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ, МАШИН И МАНИПУЛЯТОРОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов специальностей 1-36 01 01, 1-36 01 03 В двух частях Часть 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН Новополоцк ПГУ 2008 УДК 621-01(075.8) ББК 34.41я73 К66 Рекомендовано к изданию советом машиностроительного факультета в качестве учебно-методического комплекса...»

«План работы методического совета по специальности клиническая психология на 2012-2013 учебный год. Председатель – зав. кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, д.м.н. Барыльник Ю.Б. Секретарь – ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, к.м.н. Самойлова Д.Д. Сроки Обсуждаемые вопросы Ответственные Итоги летней Зам. декана лечебного экзаменационной сессии за факультета и факультета Сентябрь 2011-2012 учебный год клинической...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА Б.Е. БАЙГАЛИЕВ, А.В. ЩЕЛЧКОВ, А.Б. ЯКОВЛЕВ, П.Ю. ГОРТЫШОВ ТЕПЛООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений РФ, обучающихся по...»

«Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова– Ленина ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТРОРАЗВЕДКУ Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации специальности Геофизика по программе Методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых в промысловой и разведочной геофизике Казань 2009 Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО Казанский государственный университет им....»

«УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ) Управляемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения является одним из видов организации учебного процесса в высшем учебном заведении. Целями самостоятельной работы по дисциплине Гражданское право являются: - приобретение студентами навыков самостоятельного изучения нормативноправовых актов, а также научной и учебной литературы по указанным темам. - получение знаний о формировании гражданского права Республики...»

«И ОНАЛ ЬНЫ Министерство транспорта Российской Федерации АЦ Н Е ТЕТН ЫЕ ПР Федеральное агентство железнодорожного транспорта ОЕКТЫ ГОУ ВПО Дальневосточный государственный РИ университет путей сообщения О И Образование ПР Кафедра Информационные технологии и системы Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Рекомендовано Методическим советом ДВГУПС в качестве учебного пособия Хабаровск Издательство ДВГУПС УДК 004.056(075.8) ББК З973.2-018.2я К Рецензенты: Доктор технических...»

«Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО Уральский радиотехнический колледж им. А.С.Попова Учебное пособие по дисциплине ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ для специальностей 210308, 230101, 210306, 080802 (для очной, заочной форм обучения) 2007 Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 210306, Зам. директора по НМР Н.В. Ветлужских _ _ 2007 г. Одобрено ЦМК Управления, экономики и права Протокол № _ От 2007 г. Председатель...»

«Новые поступления учебной литературы. Июль 2011 г. Аннотация: В учебном пособии объясняются механизмы воздействия СМИ на формирование массового сознания и поведения, рассмотрены функции СМИ, показана их манипулятивная роль в обществе. Подробно проанализировано воздействие таких каналов массовой коммуникации, как газеты, радио, телевидение, кино, Интернет. Рассмотрены тенденции раз вития влияния СМИ на общество. Для студентов высших учебных заведений гуманитарных специальностей. Может быть...»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина Н.Е. Кабдин АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы Москва 2002 2 УДК 62 – 83 Рецензент: доктор технических наук, заведующий кафедрой Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина Судник Ю.А. Составитель: Кабдин Н.Е. Автоматизированный электропривод. Методические...»

«ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.И.ТЮПА АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки Филология 3-е издание, стереотипное ACADEM'A Москва Издательский центр Академия 2009 УДК 82.09(075.8) ББК 83я73 Т984 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор филологического факультета Московского государственного...»

«МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИИ ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В.А.Подвербный, В.В.Четвертнова ПРОЕКТ УЧАСТКА НОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ. ЧАСТЬ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ И ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛИНИИ. ОПИСАНИЕ РАЙОНА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИРКУТСК 1999 УДК 625.111 Подвербный В.А., Четвертнова В.В. Проект участка новой железнодорожной линии. Часть 1. Определение категории и основных параметров железнодорожной линии....»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан экономического факультета В.В. Московцев _ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ Направление подготовки: 0800100.68 Экономика Профиль подготовки: Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях, Государственные и муниципальные финансы Квалификация (степень)...»

«Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра лесозащиты и древесиноведения ЛЕСНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 1-75 01 01 Лесное хозяйство Минск 2011 УДК 630*4:595.7(075.8) ББК 28.691.89я73 Л50 Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционноиздательским советом университета Составители: А. И. Блинцов, А. В. Хвасько Рецензент кандидат сельскохозяйственных наук,...»

«Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Московской области Воскресенский индустриальный техникум ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа, методические указания и задания на контрольную работу для студентов заочного отделения Специальности 030912 Право и организация социального обеспечения Воскресенск 2013 Стр. 1 Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И...»






 
2014 www.av.disus.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.