Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Физика. 10 класс» составлена в соответствии с федеральным компонентом

образования: сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. -М.: Вентана – Граф, 2007) и авторской программы Физика 7-11классы, разработанной Л.Э. Генденштейном, Ю. И. Диком, Л.А Кириком, В.А Коровиным (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.:Дрофа, 2008). Рабочая программа ориентирована на учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений «Физика 10», Генденштейн Л.Э и Дик Ю.И. М.: Мнемозина, 2009.

Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в рабочей программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изучение физики в 10 на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и е применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества – важнейший элемент общей культуры.

Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром. Для этого нужно вовлекать ученика в процесс познания, учить его думать, сопоставлять, ставить вопросы, делать выводы. Для будущих гуманитариев это так же важно, как идля будущих «естественников».

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики на базовом уровне в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе.

Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.

Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11 классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы фокусируется внимание на центральной теме и е практическом применении. Особое внимание уделяется взаимосвязи теории и практики.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет, изучаемый в 10 классе, рассчитан на 68 часов, в том числе на лабораторные работы - 12 часов, контрольные работы – 3 часа.

Содержание тем учебного курса «Физика – 10 класс» соответствуют темам федерального компонента государственного стандарта общего образования примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).

Распределение учебных часов по разделам и темам программы:

1. Физика и методы научного познания - 1 час.

2. Механика – 25 часов.

3. Молекулярная физика и термодинамика - 16 часов.

4. Электродинамика - 13 часов.

5. Зачеты – 4 часа 6. Резерв учебного времени - 9 часов.

Резерв учебного времени использован для усиления практической направленности обучения: выполнение экспериментальных работ и решения задач, а т.ж. для проведения диагностических работ и дополнительных уроков по темам, вызвавшим наибольшие трудности. Итоговый контроль проводится в форме кратковременных тестовых тематических заданий, индивидуальных домашних заданий, разноуровневых самостоятельных и контрольных работ.

Результаты обучения Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

Блочная система преподавания курса Данная система позволяет более четко структурировать материал, высвободив больше времени на практическую часть обучения (решение разноуровневых задач и выполнение лабораторных работ). Каждый блок включает в себя изучение теории, один или несколько уроков – практикумов по решению задач и лабораторную работу. В начале темы учащийся получает технологическую карту, где прописаны его действия на различную оценку. Таким образом, учащийся много времени работает самостоятельно, прибегая к консультациям учителя. Домашняя работа также предлагается учащемуся индивидуальная.

Основное содержание курса (68 часов) Физика и научный метод познания (1 ч) Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.

Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?

М ЕХАНИКА (25 ч) Кинематика Система отсчета. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.

Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Лабораторные работы 1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

Динамика Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системыотсчета и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона.

Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон Всемирного тяготении. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.

Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона.

Измерение сил.

Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Лабораторные работы 3. Определение жесткости пружины.

4. Определение коэффициента трения скольжения.

Законы сохранения в механике Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность.

Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

5. Изучение закона сохранения механической энергии.

Статика Статика, рычаг, плечо силы, условие равновесия рычага, момент силы, центр масс, первое условие равновесия тел, правило моментов, гидростатика, давление, гидростатическое давление, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды и их основное свойство, гидравлический пресс, гидродинамика, уравнение неразрывности несжимаемой жидкости, уравнение Бернулли.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (16 ч)

Молекулярная физика Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории.

Количество вещества. Температура и ее измерение. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы.

Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.

Термодинамика Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики.

Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризисы. Охрана окружающей среды. Фазовые переходы.

Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изопроцессы.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы 6. Изучение изопроцессов.

7. Проверка уравнения состояния идеального газа.

8. Измерение относительной влажности воздуха.

9. Измерение коэффициента поверхностного натяжения.

10. Определение удельной теплоемкости твердого тела ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (13 ч) Электрические взаимодействия. Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода электрических зарядов. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона.

Электрическое поле. Свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Линии напряженности.

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

Связь между разностью потенциалов и напряженностью электростатического поля. Электроемкость. Конденсаторы.

Энергия электрического поля. Эл.ток, условия существования тока, направление тока, действия тока, сила тока, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, вольт-амперная характеристика, последовательное и параллельное соединение проводников, работа тока, закон Джоуля – Ленца, мощность тока, ЭДС, Закон Ома для полной цепи, короткое замыкание. Проводимость металлов, сверхпроводимость, полупроводники, собственная и примесная проводимость полупроводников, полупроводниковый диод, транзистор, Электролитическая диссоциация, проводимость электролитов, электролиз, закон электролиза Фарадея, термоэлектронная эмиссия, проводимость вакуума, вакуумный диод, электронно-лучевая трубка, проводимость газов, газовый разряд и его типы.

Электрометр.

Взаимодействие зарядов.

Электрическая цепь.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Электролиз.

Газовый разряд.

Лабораторные работы 11. Определение электроемкости плоского конденсатора 12. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока Зачеты по четвертям – 4 часа Резерв учебного времени — 9 часов Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

• отличать гипотезы от научных теорий;

• делать выводы на основе экспериментальных данных;

• приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Задачи организации учебной деятельности Задачи изучения курса – выработка компетенций:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

рд ен-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Методы и технологии обучения В 10 классе ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский;

- проблемный;

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение;

- обучение блоками;

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий:

- личностно ориентированное обучение;

- системно – деятельностный подход;

- обучение с применением ИКТ;

- уровневая дифференциация;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология дистанционного обучения Виды деятельности Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Критерии оценивания На уроках физики оценивают прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет-страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Отдается приоритет письменной формы оценки знаний над устной.

1. Оценка устных ответов обучающихся Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 1/2 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 1/2 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок I. Грубые ошибки 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки 1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты 1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.

4.Оценка тестов Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью или допускается несколько ошибок по невнимательности, то есть 90 – 100 %;

Оценка 4 ставится за работу, выполненную правильно на 90 – 75 %;

Оценка 3 ставится за работу, выполненную правильно на 75 – 50 % ;

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок больше 50%;

Перечень нормативных и учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

1. Сборник нормативных документов. Физика/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.:Дрофа,2004.

2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / Сост. В.А. Коровин - М.:Дрофа,2001.

3. Кабардин О.Ф. Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7кл/Критерии оценивания тестов/- М.:Просвещение, 4. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 кл.: Методические материалы для учителя. – 2-е изд. – М.:

Илекса, 5. В.А.Волков, Поурочные разработки по физике: 10 класс,. – М.: Вако, 2008.

6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 10-11 классы.: Учебн.-метод. пособие.– М.: Дрофа, 2005.

7. Кирик Л.А. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 10 класс,- М: Дрофа, 2007.

8. Интернет-ресурсы.

Литература для обучающихся 1. Физика. 10 класс. В 2 частях. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Е.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат.—М.: Мнемозина, 2. Л.Е.Генденштейн. Физика 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Е.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, Н.Ю. Ненашев; под ред. Л.Е.Генденштейна. – 2-е изд. Испр. — М.: Мнемозина, 3. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 4. Сборник задач по физике: Для 9 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – М.:

Просвещение, 5. Л.Е.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат. Физика – 10. Тетрадь для лабораторных работ. М.: ИЛЕКСА, 6. Касьянов В.А., Коровин В.А. Физика – 10. Тетрадь для лабораторных работ. – М.: Дрофа, Введение (1 час) Математические изучения физики. Наблюдения презентация будут встречаться Раздел 1. Механика (25 часов) Блок 1. Прямолинейное движение (4 урока) 2 Прямолинейное Лек- Механика, основная задача Презентация, Знать основные Фронталь- §1- механическое ция механики, механическое конспекты, понятия, формулы ный опрос Учить Решение Комб. Г. № 2.21, 2.28, 3.31, 3.38, 3.41, Технологиче Уметь решать Фронталь- Индивиду Блок 2. Криволинейное движение (4 урока) 7 Решение Комб. Г. № 4.24, 4.28, 4.29, 4.38, 4.39 Технологиче Уметь решать Фронталь- С. № 93, Блок 3. Относительность движения (1 час) 10 Относительность Комб. Относительность скорости, Презентация, Знать основные § Блок 4. Динамика (6 уроков) Блок 5. Гравитация (2 часа) 17 Гравитация Лек- Всемирное тяготение, Закон Презентация, Знать основные Проверка § 11 - Блок 6. Законы сохранения (4 урока) 19 Законы Лек- Импульс тела, импульс силы, Презентация, Знать основные Проверка § 16 - 21 Решение Комб. Г. № 11.30, 11.56, 11.33, 11.35 Технологиче Уметь решать Проверка Индивиду Блок 7. Статика (2 часа) Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика (16 часов) Блок 8. Основы МКТ (2 урока) 28 Решение Комб. Г. № 14.24, 14.25, 16.8, 16.12 Технологиче Уметь решать Фронталь- Индивиду Блок 9. Газовые законы (5 уроков) 29 Газовые законы Лек- Микро- и макропараметры, Презентация, Знать основные Проверка § 27, 29, Блок 10. Агрегатные состояния вещества (3 урока) Блок 11. Термодинамика (6 часов) 37 Термодинамика Лек- Термодинамика, внутренняя Презентация, Знать основные § 31 – 34, Повторить тему «Основы МКТ и термодинамика»

Раздел 3. Электродинамика (13 часов) Блок 12. Электростатика (5 часов) 44 Решение Комб. Г. № 21.22, 21.31, 21.33 Технологиче Уметь решать Фронталь- Индивиду 46 Решение Комб. Г. № 23.44, 23.46, 23.47, 23.49 Технологиче Уметь решать Проверка Индивиду Блок 13. Постоянный электрический ток (4 урока) 49 Решение Комб. Р. № 777, 779, 784, 792, 800, Технологиче Уметь решать Фронталь- Индивиду Блок 14. Ток в различных средах (4 урока) 53 Решение задач Комб. Р. № 865, 884, 895, 906 Технологиче Уметь решать Фронталь- Индивиду Раздел 4. Зачеты (4 часа) четверть четверть четверть четверть Раздел 5. Резерв (9 часов) Рабочая программа учебного предмета «Физика. 11 класс» составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10-11 классы, Физика. Естествознание. Содержание образования: сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. -М.: Вентана – Граф, 2007) и авторской программы Физика 7-11классы, разработанной Л.Э. Генденштейном, Ю. И. Диком, Л.А Кириком, В.А Коровиным (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. – М.:Дрофа, 2008). Рабочая программа ориентирована на учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений «Физика 11», Генденштейн Л.Э и Дик Ю.И. М.: Мнемозина, 2010.

Изучение физики в 11 на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и ее применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества – важнейший элемент общей культуры.

Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром. Для этого нужно вовлекать ученика в процесс познания, учить его думать, сопоставлять, ставить вопросы, делать выводы. Для будущих гуманитариев это так же важно, как и для будущих «естественников».

Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11 классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы фокусируется внимание на центральной теме и ее практическом применении. Особое внимание уделяется взаимосвязи теории и практики.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет, изучаемый в 11 классе, рассчитан на 68 часов, в том числе на лабораторные работы - 10 часов, контрольные работы – 5 часа.

Содержание тем учебного курса «Физика – 11 класс» соответствуют темам федерального компонента государственного стандарта общего образования примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).

Распределение учебных часов по разделам и темам программы:

1. Магнитное поле и электромагнитная индукция - 10 часов.

2. Колебания и волны – 15 часов.

3. Оптика - 17 часов.

4. Квантовая и ядерная физика - 9 часов.

5. Строение и эволюция Вселенной – 9 часов.

6. Зачеты – 4 часа.

7. Резерв учебного времени - 7 часов.

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ (10 ч)

Магнитное поле Магнитное поле, вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции, правило магнитной стрелки, постоянные магниты, гипотеза Ампера, правило правого буравчика, соленоид, однородное магнитное поле, электромагниты, сила Ампера и Лоренца, правило левой руки, движение заряженной частицы в магнитном поле.

Демонстрации:

Взаимодействие постоянных магнитов, спектры магнитных полей.

Лабораторные работы 1. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током Электромагнитная индукция Магнитный поток, электромагнитная индукция, индукционный ток, случаи возникновения индукционного тока, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, вихревое электрическое поле, ЭДС индукции в движущимся проводнике, самоиндукция, индуктивность, ЭДС самоиндукции, энергия магнитного поля.

Демонстрации:

Опыт Ленца, возникновение индукционного тока.

Лабораторные работы 2. Изучение явления электромагнитной индукции КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (15 часов) Механические колебания Колебания, условия возникновения колебаний, колебательная система, пружинный и математический маятник, свободные колебания, амплитуда, период, частота, циклическая частота, фаза колебаний, гармонические колебания, основное уравнение колебательного движения, закон сохранения энергии при колебательном движении, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс.

Демонстрации:

Колебательные системы, механический резонанс Лабораторные работы:

3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника Электромагнитные колебания Э/м колебания, колебательный контур, закон сохранения энергии для колебательного контура, формула Томсона, автоколебательные системы, генератор на транзисторе.

Переменный электрический ток Переменный эл.ток, генератор и его устройство, активное, емкостное, индуктивное и реактивное сопротивление в цепи переменного тока, действующие значения силы тока и напряжения, типы электростанций, проблема передачи электроэнергии на расстояние, трансформатор, его устройство и принцип работы, коэффициент трансформации.

Демонстрации:

Модель генератора, работа трансформатора.

Лабораторные работы 4. Изучение устройства и работы трансформатора Механические волны Механические волны, упругая среда, продольные и поперечные волны, длина волны, уравнение бегущей волны, источники звука, слышимый диапазон, ультразвук, инфразвук, высота, тембр и громкость звука, скорость распространения звука в различных средах, эхо, резонанс.

Демонстрации:

Волновая машина, источники звука, различные параметры звука, звуковой резонанс.

Электромагнитные волны Основные положения теории Максвелла, вихревое эл.поле, э/м волна, направление распространения э/м волн, закрытый и открытый колебательный контур, опыты Герца и выводы из них, интенсивность волны, радиосвязь, заслуга Попова и Маркони, радиовещание, принцип действия радиопередатчика и приемника, модуляция и виды модуляции, детектор, телевидение.

ОПТИКА (17 часов) Геометрическая оптика Корпускулярная и волновая теории света, геометрическая оптика, световой луч и пучок, закон прямолинейного распространения света, точечный и неточечный источник света, тень и полутень, методы измерения скорости света, принцип Гюйгенса, закон отражения света, построение изображения в плоском зеркале, преломление света, закон преломления света, относительный и абсолютный показатель преломления, оптическая плотность среды, ход лучей в треугольной призме и плоскопараллельной пластине, полное внутреннее отражение, предельный угол полного отражения.

Демонстрации:

Прямолинейное распространение света, отражение света, преломление света, полное внутреннее отражение Лабораторные работы 5. Определение показателя преломления стекла Линзы, виды линз, оптическая сила линзы, построение изображения в линзах, формула тонкой линзы, увеличение линзы, глаз, зрение, очки.

Демонстрации:

Различные виды линз, ход трех лучей в собирающей и рассеивающей линзе Волновая оптика Волновая оптика, опыт Ньютона, спектр, дисперсия, изменение параметров света при переходе из одной среды в другую, интерференция, разность хода двух волн, условие максимума и минимума, когерентные источники, интерференция света, интерференция в тонких пленках, кольца Ньютона, принцип Гюйгенса-Френеля, дифракция, дифракционная решетка, условие максимума в дифракционной решетке, поляризация света Демонстрации:

Дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация.

Лабораторные работы:

6. Наблюдение интерференции и дифракции света.

7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

Элементы теории относительности Опыт Майкельсоно-Морли, релятивистская теория относительности, постулаты СТО, относительность продольных размеров, промежутков времени, массы, релятивистский закон сложения скоростей, связь энергии и массы, принцип соответствия Бора.

Излучение и спектры Источники света, виды источников света, люминесценция и ее виды, спектроскоп, типы спектров, закон Кирхгофа, спектральный анализ, закон Стефана – Больцмана, закон Вина, абсолютно черное тело, инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение, шкала электромагнитных волн.

Демонстрации:

Различные виды люминесценции, Спектроскоп.

Лабораторные работы:

8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектра.

КВАНТОВАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА (9 часов) Квантовая физика Квант, энергия кванта, постоянная Планка, фотон, масса и импульс фотона, давление света, длина волны де Бройля, корпускулярно-волновой дуализм, фотоэффект, законы фотоэффекта, работа выхода, красная граница фотоэффекта, формула Эйнштейна для фотоэффекта, планетарная модель строения атома, постулаты Бора, серии излучения, индуцированное излучение, лазер.

Давление света, Фотоэффект.

Ядерная физика Регистрирующий прибор, счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, трек, радиоактивность, -, - и лучи, зарядовое и массовое число, радиоактивный распад, ядерные реакции, протон, нейтрон, нуклоны, изотопы, правила смещения Содди, период полураспада, закон радиоактивного распада, ядерные силы, энергия связи, дефект масс, цепная ядерная реакция, критическая масса, ядерный реактор, достоинства и проблемы эксплуатации АЭС, вредное влияние радиации на живой организм, поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза излучения, термоядерная реакция.

Демонстрации:

Счетчик Гейгера, камера Вильсона.

Лабораторные работы:

9. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.

10. Моделирование радиоактивного распада.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 часов) Земля, Луна, законы Кеплера, параллакс, определение расстояния до тел Солнечной системы и их размеров Температура солнца, его строение, поверхность Солнца Планеты земной группы, планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы, происхождение Солнечной системы Расстояния до звезд, светимость и температура звезд Эволюция звезд Наша Галактика, другие галактики, квазары Красное смещение, закон Хаббла, теория Большого взрыва, сценарии будущего Вселенной.

Демонстрации:

Солнечные паяна в телескоп Зачеты по четвертям – 4 часа Резерв учебного времени — 7 часов Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

• отличать гипотезы от научных теорий;

• делать выводы на основе экспериментальных данных;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.

рд ен-ориентированных:

Методы и технологии обучения В 11 классе ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский;

- проблемный;

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение;

- обучение блоками;

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий:

- личностно ориентированное обучение;

- системно – деятельностный подход;

- обучение с применением ИКТ;

- уровневая дифференциация;

- здоровьесберегающие технологии;

Познавательная деятельность:

Информационно-коммуникативная деятельность:

Рефлексивная деятельность:

Критерии оценивания На уроках физики оценивают прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Отдается приоритет письменной формы оценки знаний над устной.

2. Неумение выделять в ответе главное.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную правильно на 90 – 75 %;

Оценка 3 ставится за работу, выполненную правильно на 75 – 50 % ;

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок больше 50%;

Перечень нормативных и учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

3. Кабардин О.Ф. Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7кл/Критерии оценивания тестов/- М.:Просвещение, 4. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 кл.: Методические материалы для учителя. – 2-е изд. – М.:

Илекса, 5. В.А.Волков, Поурочные разработки по физике: 11 класс,. – М.: Вако, 2008.

7. Кирик Л.А. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 11 класс,- М: Дрофа, 2007.

8. Интернет-ресурсы.

Литература для обучающихся 1. Физика. 11 класс. В 2 частях. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Е.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат.—М.: Мнемозина, 2. Л.Е.Генденштейн. Физика 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Е.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, Н.Ю. Ненашев; под ред. Л.Е.Генденштейна. – 2-е изд. Испр. — М.: Мнемозина, 3. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 4. Сборник задач по физике: Для 9 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – М.:

Просвещение, 5. Л.Е.Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат. Физика – 11. Тетрадь для лабораторных работ. М.: ИЛЕКСА, 6. Касьянов В.А., Коровин В.А. Физика – 11. Тетрадь для лабораторных работ. – М.: Дрофа, Раздел 1. Магнитное поле и электромагнитная индукция (10 уроков) Блок 1. Магнитное поле (4 урока) 2 Урок решения Комб. Г. № 5.15 – 5.19, 5.36, 5.38, Технологиче Уметь решать Фронталь- Индивиду Блок 2. Электромагнитная индукция (6 уроков) 6 Урок решения Комб. Р. № 838, 923, 926, 932, 941 Технологиче Уметь решать Фронталь- Индивиду поле.

Электромагнитная индукция»