WWW.DISS.SELUK.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
(Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии)

 

А.К. Векслер.

Коллаж из текстильных материалов. Учебно-методическое пособие // Письма

в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал.

Методическое приложение. - 2013, МЕТ 005, - CПб., 2013г.

«Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического

образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического

пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению

050100 Педагогическое образование».

УДК 747.012.1;

747.023.2;

Оглавление Введение

Глава 1.

Коллаж из текстильных материалов как вид творческой деятельности в искусстве

Глава 2.

Коллаж из текстильных материалов как вид творческой деятельности современных художников

Глава 3.

Создание самостоятельного произведения на занятиях по дисциплине «Коллаж из текстильных материалов»

Глава 4.

Этапы создания произведения

Глава 5.

Работы студентов кафедры Декоративно - прикладного искусства Факультета Изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена

Литература

Словарь терминов

Автор А.К. Векслер кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, факультета изобразительного искусства, РГПУ им. А.И. Герцена.

Дизайн А.Н. Шемякина Искусство коллажа было освоено многими народами мира, принадлежавшими к разным культурам, именно коллаж как техника, приём и вид творчества превратил многие утилитарные предметы в настоящие произведения искусства, а ремесленника– мастера в художника и позволил кратко, но ёмко выразить художественно– символическое содержание произведения.

Коллаж из текстильных материалов — один из видов профессиональной художественной деятельности в области ДПИ, конечный продукт которой — художественное произведение, созданное из лоскутов ткани различной конфигурации, сшитых между собой или пришитых к единой основе и дополненных вышивкой, аппликацией и различной текстильной фурнитурой.

Векслер А. К.

Дисциплина «Коллаж из текстильных материалов» является частью учебной программы «Художественно–творческий практикум», разработанной в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена на кафедре декоративно–прикладного искусства.

Коллаж был введён в учебный процесс как новый композиционный и технический приём для художественного творчества на факультете изобразительного искусства и является одним из методов работы в системе вузовской подготовки художника–педагога области декоративного творчества.

Дисциплина проводится на 4 курсе бакалавриата и длится 1 учебный семестр. За это время студент должен придумать (выполнить эскизы — коллажи из бумаги) и создать самостоятельное художественное произведение — коллаж из текстильных материалов.

Цель дисциплины:

• ознакомление студентов–бакалавров профиля «Декоративно–прикладное искусство»

(4 курс) с художественными и историческими предпосылками коллажа, как метода работы профессиональных художников, с коллажем из текстильных материалов как самостоятельным художественным произведением;

• развитие у студентов навыков в практической работе, при выполнении задания «Коллаж из текстильных материалов»;

• формирование компетенций в области коллажа из текстильных материалов посредством выполнения практических заданий на основе авторских композиций на определённую тему.

Задачи дисциплины:

• формирование грамотного профессионального декоративно–композиционного мышления;

• освоение коллажного метода работы в текстильных материалах;

• воспитание профессионально подготовленного художника–педагога в области декоративного творчества.

Специфика данного курса позволяет студентам применить на практике знание и понимание законов основ декоративной композиции в области декоративно–прикладного искусства.

• творческую свободу и готовность создавать художественно–образные произвеПри разработке программы по этой дисциплине были определены основные дения, используя пластические и декоративные особенности текстильных матепринципы занятий:

риалов.

• творческое отношение к работе;

• развитие композиционного мышления у студентов; Навыки и умения, полученные и развитые за время обучения дисциплине — • обязательное завершение работы и достижение задуманного результата. «Коллаж из текстильных материалов» влияют на творческое развитие студентов и проявляются в выпускных квалификационных работах, завершающих художественПрограмма учебной дисциплины «Коллаж из текстильных материалов» являет ное образование.

собой цепь последовательно усложняющихся заданий, выполнение которых, позволяет студенту пройти весь творческий цикл создания художественного произведения декоративно–прикладного искусства, начиная с формулирования идеи, создания фор–эскизов, поиска и подбора необходимых текстильных материалов и фактур — достигая законченного произведения декоративно-прикладного искусства в материале. Имеет междисциплинарные связи с такими предметами как: «Декоративная колористическая композиция», «Основы декоративной композиции», «Рисунок», «Графические техники рисунка» и «Живопись».

Работа по дисциплине состоит из лабораторно–практических и самостоятельных занятий, которые проводятся в аудитории–мастерской, специально оборудованной для выполнения заданий по коллажу из текстильных материалов. Учебный маршрут дисциплины «Коллаж из текстильных материалов» проходит по этапам, соответствующим работе профессионального художника по созданию художественного произведения, что позволяет студентам – бакалаврам, обучающимся на профиле «Декоративно–прикладное искусство» изучить законы композиции, необходимые при работе в любом художественном материале, познакомиться с новыми материалами и овладеть опытом работы с тканью как одним из материалов для работы над коллажем.



Занятия по дисциплине «Коллаж из текстильных материалов» развивают у студентов:

• умение создавать художественные декоративные произведения из ткани, использовать выразительные возможности различных текстильных материалов:

тесьму, шнуры, пуговицы и бусины, а также использовать в композиции выразительные возможности орнаментального декора фабричных тканей;

• способность и навыки работы с широкой палитрой «готовых» материалов (натуральные и синтетические ткани: шёлк, бархат, вельвет, искусственный мех и т.п.);

• готовность использовать различные технические приёмы текстильного коллажа:

лоскутное шитьё, квилт, вышивка, аппликация;

Коллаж из текстильных материалов как вид творческой деятельности в искусстве тельно простым техническим приёмом создания аппликации, например, одежда сакского воина — «Зохудожественного произведения; способом эскизи- лотого человека», найденная при раскопках Иссыкского ский приём в художественном творчестве получил В Пазырыкских курганах (V-III вв. до н.э.) благодаря веч- Пазырыкском кургане цветной бумаги, отделочных материалов, тканей и и берестой. В пятом Пазырыкском кургане был найден искусстве живописи (Ж.Брак и П. Пикассо). Худож- выполненным в технике коллажа. И по сей день одежды ников, работающих в технике коллажа, интересовала священнослужителей почти всех конфессий декориру- Войлочный ковер.

жает природе, это «некое игровое пространство, вклю- Примером коллажа из ткани могут служить предчающее в себя самые разные языки культуры»2. Можно меты быта, выполненные в технике лоскутного шитья и отметить, что коллаж не был изобретением художников декорированные различными элементами из текстиля, ХХ в., скорее, его «вынули» из архива культурной памя- кожи, меха, металлических пластин, бусин и раковин.

ти3. Такая техника вырезания (ножницами или ножом, Текстильное приданое бережно хранилось, и передаваили ещё каким-либо острым орудием) и использования лась из поколения в поколение, постепенно превращаоднородных материалов, зафиксированных в одной ясь из бытовых утилитарных вещей, в предметы историплоскости на какой-либо поверхности (основе — фоне ческой и художественной ценности. Ткани, пережившие произведения) относится к древнейшим временам. Она века, могут многое рассказать о прошлой жизни разных так же вязана с появлением стежка, шва на одеждах из народов в различных частях света. Первые одежды, бережно, неоднократно перешивались, перелицовывались, штопались и латались.

Небольшие лоскутки ткани, не пригодные для шитья крупных изделий не выбрасывались, а собирались. Из них шили различные одеяла, покрывала или накидки.

В традиционном искусстве многих народов можно обнаружить образцы лоскутного творчества. Оно имело разные названия: печворк («patch» англ. яз. — заплатка, лоскут и «work» англ. яз. — работа) и квилт («quilt» англ. яз. — стёганое одеяло) — в Англии, Азии и Америке, сашико (яп. — «маленький прокол») — в Японии, лоскутное шитьё (создание орнаментальной текстильной поверхности или целого произведения из лоскутков ткани) — в России, меховая мозаика (создание орнамента или целого произведения из маленьких кусочков меха) — в Сибири, Якутии и на Аляске — способы создания большой поверхности из малых частей. Лоскутное творчество остаётся схожим, в культурах разных народов.

Техника работы с лоскутками различных тканей, ставшая столь популярна в наше время, имеет большую и древнюю историю. В Египетской пирамиде была обнаружена древняя ткань, выполненная в технике текстильного коллажа. В музее Булат, в Каире выставлен образец орнамента, выполненного из кусочков кожи газели. Этот фрагмент ткани датирован 980 г. до н.э. В Скифских курганах были найдены фрагменты стёганых одеял с элементами аппликации, созданные в г. до н.э.-200 г.н.э. Перуанская прибрежная пустыня сохранила много примеров прекрасного текстиля древних индейцев. Известны ткани последней культуры Назка, выполненные в технике пэчворк и имеющие геометрический орнамент6.

Коврик из перьев. Сибирь 19201930 гг.

В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (1509-1867), большой роли при создании традиционных японских изделий. Но широко применяукрашенная узорами из кусочков различной ткани. В IV-IX вв. н.э. паломники, совер- лись типичные техники сшивания и стёжки, называемые сашико. Истоки вышивки шавшие восхождение к храму (пещера — Тысячи Будд, находившаяся на древнем сашико теряются в глубине веков. Не существует никаких письменных свидетельств «шелковом пути»), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных с упоминаниями о корнях этого ремесла, не сохранились древние изделия, которые оставленных кусочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломниче- можно было бы с точностью датировать и установить их авторство. Вышивка састве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в начале ХХ в. археологом шико применялась в утилитарных целях, такие изделия носились, устаревали и высэром Аурелем Стейном (Marc Aurel Stein, 1862-1943, венгерский путешественник и брасывались. До наших времён сохранилось совсем немного старинных вещей, но этнограф, работал на британское правительство, в том числе с разведывательны- можно сказать, что эта вышивка возникла на основе техники, применявшейся для ми целями, за что в 1912 г. получил рыцарский титул). Там же, в пещере «Тысячи починки одежды. Ремесло сашико возникло в Японии в эпоху Эдо (1615-1868), поБудд», были найдены сумочки для ношения святынь, выполненные из очень мелких сле столетней гражданской войны. Простёганная одежда становилась более тёплой кусочков ткани, обильно украшенные вышивкой. В Петсамском монастыре (ХIХ в.) и прочной. Ткани, вытканные вручную изо льна, пеньки, китайской крапивы можно хранится необычайно красивый декоративный покров, выполненный из лоскутков было повторно использовать. Нарядную одежду переделывали в рабочую одежду, разных тканей, в мягкой колористической гамме, свойственной Востоку и Византии. затем в сумки и фартуки. Тряпки для уборки также были простёганы сашико. Таким В мае 1540 г. Ховард Екатерина (англ. Catherine Howard 1520/ 1525-1542), пятая жена же способом простёгивали одежду городских пожарных, а разноцветные подкладки Генриха VIII (английского) получила 23 квилта из королевского гардероба в знак благово- этих курток часто украшали узорами, напоминающими татуировки.

К эпохе Мейдзи (1868-1912) вышивка сашико превратилась в традиционное зим- тическое значение, становились предметами декоративно–прикладного искусства.

нее рукоделие фермерских общин на севере страны, где изза сильных снегопадов В это же время в Италии возникла технология трапункто. Некоторые элементы стёлюбая другая деятельность была невозможна. Традиционно сашико выполнялась ганого узора, нанесённого на белый фон, делались объёмными. Впервые её стали белыми нитками в геометрическом порядке (квадраты, ромбы, шестиугольники, использовать на стёганых жилетах рыцарей ещё в конце XIII века, дополнительно круги) по ткани цвета индиго. Строгое законодательство эпохи Эдо запрещало пред- набивая тканью места, наиболее уязвимые для стрел, кинжалов, мечей и копий.

ставителям низших классов носить одежду из ярких тканей с крупными узорами. Стёжка на этих жилетах была красивой, набивка логично вписывалась в рисунок Крестьяне могли использовать краситель индиго, получаемый из Японского рас- стёжки. Позже во Франции появились стёганые одеяла из шёлковых и камчатных тения Polygonum tinctorium8. Поэтому их сшитые вещи и были сдержанны по цвету. тканей (шелковая китайская ткань с разводами). В Испании работали с лоскутами Простыми стежками «вперед иголку» несколько слоев тканых материалов свободно из парчи и бархата.

Португальские купцы привозили в Европу восточные ковры, одеяла или покры- развиваться в первой половине XVIII в., в Англии. С XVI в. в эту страну начали завозвала, состоящие из трёх слоёв: 1 — лицевой декоративный слой, сшитый в техники ить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. В то время лоскутной мозаики, 2 — прослойка из мягкого материала (ткани или ваты), 3 — считалось признаком достатка иметь в доме одеяло индийского производства, деподкладочная, изнаночная ткань. Чтобы укрепить текстильную поверхность все три корированное вышивкой, набивными узорами или аппликацией. На мануфактурах слоя одновременно простёгивались. Сложные, переплетённые узоры этих текстиль- Англии стали изготавливать одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей — подных предметов становились образцами для английских мастериц в XV в. Постепенно делки под индийские покрывала. В 1721 г. в Англии был издан акт о сохранении и одеяла и покрывала, из предметов повседневного обихода, имеющих только прак- развитии шерстяных и шелковых мануфактур, который запрещал продажу ситца и изделий из него, произведенных в Индии. Такие ткани стали очень дороги и дефицитны. Английские экономные хозяйки использовали лоскутки ситца, оставшиеся после кроя одежды, для других изделий. Элементы узора, имеющие яркий и сложный рисунок, шли на аппликации: их нашивали на шерстяные или льняные полотна.

А из мелких лоскутков разноцветных тканей создавали единое полотно, используя принцип мозаики. В XVIII в. в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии. По прибытии, они оказались в бедственном положении. На покупку новой одежды или ткани для нее не было денег. Но женщины нашли выход из положения. Они собирали хорошие лоскуты ткани от изношенных вещей, а позже, из этих кусочков шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.п. Такая работа была коллективной и объединяла людей, оторванных от родного дома, от своих корней. Вдохновение и энтузиазм, возникавшие во время работы, позволяли создавать подлинные шедевры. И ни с чем не спутаешь английский узор из шестигранников и особую, английскую технику соединения их в единый узор. Жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство Здесь, в Америке, родился квилт. Первоначально это слово обозначало одеяло, 1870, Вермонт, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом музей земли квилт стали называть все изделия, выполненные в этой технике. С квилтом были Баден, Карлсруэ.

связаны разнообразные традиции кроме собственных изделий часто совместно изготавливали квилты для особых событий. Каждый молодой мужчина получал на свой двадцатый день рождения «Квилт свободы». Он был сшит его матерью, сёстрами и подругами из их самых красивых платьев и символизировал самостоятель- правильной геометрической формы нашивается «фигуративное изображение»).

ность хозяина. Так же создавались «Квилты дружбы». Они выполнялись в качестве С 1850 г. появляются белые квилты, декорированные стёжкой9. Выходцы из Голсюрприза к особенному дню. Накануне дня рождения, помолвки или свадьбы устра- ландии предпочитали свободный растительный цветочный узор. Каждое графство ивали вечеринку «Квилта дружбы». Эти квилты — подарки выполнялись гостями из в штате Северная Каролина имеет свой непохожий на другие орнаменты — «Тюльих собственной, привезённой с собой ткани. В те времена девушка до замужества пан». Народ Эмиш, как и мениониты, предпочитали естественный и простой стиль.

должна была изготовить тринадцать квилтов. Тринадцатый квилт делался только Их квилты представляют энергичные геометрические рисунки интенсивных цветов и после обручения. Это был «Квилт невесты» или «Свадебный квилт», отличающий- покрыты плотной сеткой квилтинга — стёжка, рисунок которой является самостояся особенно сложной композицией и тонким колоритом. Часто эту работу делали тельным и не совпадает с орнаментом. Постепенно пэчворк становится выражением подруги невесты. Обычно основным мотивом такого квилта был мотив сердечка. американского народного искусства, появляются различные правила, модели, типы «Альбомные квилты», где в качестве сюжета, использовались узнаваемые персо- и способы, и богато декорированное стеганое одеяло становится обязательным эленажи, архитектурные мотивы, растения и животные — всё, что могло бы напоми- ментом традиционного американского дома.

нать о чём-то важном и дорогом, дарились друзьям или родственникам на память. Лоскутное шитьё получило большое распространение и на всей огромной терИногда такие произведения называют «подарочными» или «автографными». Все ритории России. До середины XVIII в. текстиль был, по преимуществу домотканым.

квилты, изготовленные до 1750 г. выполнены в технике пэчворка (лоскуты ткани, Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины короправильной геометрической формы сшиты между собой). С этого времени в тече- тали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у ние почти сотни лет были популярны квилты с аппликациями (на лоскуты ткани, восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания ши в русской избе располагали перед порогом и перед кроватью, как оберег от злых этих культур, обработки сырья был очень длительным духов. Глубокий сакральный смысл придавался не только форме произведения, но и и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40см, со- цвету. Красный цвет издавна пользовался большой популярностью. В зависимости ответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при от оттенков он именовался «алым, червчатым, черемным, смородовым, маковым, шитье практически не оставалось отходов. Одежда из брусничным, вишнёвым, кирпичным». В русском текстиле, в узорном ткачестве, мадомотканого полотна была крепкой и передавалась стерицы всегда использовали красную нить. Узкими кумачовыми проставками разот старшего поколения к младшему. В России само- деляли вышитый или тканый узор и кружевной край на концах полотенец, нашивали благодаря развитию машинного производства в Рос- мех покрывался бархатными тканями с крупным и мелким узором. Или атласнысии, все больше начали входить в домашний обиход ми тканями с тканным растительным орнаментом, дополненным фигурами людей, недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. животных или птиц, с парчовыми вставками, которые смотрелись как серебряные Ширина ситцевого полотна составляла уже 75-80см, то или золотые листы. Отделка одеяния была вышита шёлковой нитью и золотными есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки или серебряными шнурами. Вся одежда была расшита жемчугом и камнями. Заоставшимися лоскутками стали удлинять детскую одеж- стёжка — удивительное произведение: петлицы, хитро сплетённые из шнура, по ду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья. Самые же бокам украшены тяжёлыми кистями. Кисти унизаны хрустальными, сердоликовыми — лоскутное одеяло10, непременный атрибут убранства Все народы Крайнего Севера владели искусством меховой мозаики, и создавали крестьянского дома. В приданое невесты входило ло- достаточно крупные меховые изделия из тщательно подобранных небольших шкуМихайловского уезда скутное одеяло, а одеяльце для новорожденных детей рок. Примером могут служить эвенкийские меховые ковры–кумаланы. Кумалан явРязанской губернии, XIX в.

шили из кусков отцовской рубахи, как из материи, об- лялся частью оленьей упряжи: поддевался под седло, чтобы оно не протёрло спину ладающей свойствами оберега. У старообрядцев по сей верховому оленю. Меховые ковры, по типу и формам бывают очень разнообразны.

день сохранилась традиция изготовлять лоскутные под- Это зависит от изобретательности мастерицы и от количества и качества имеющихрушники — молельные коврики под руки и колени. В ся меховых шкурок. Встречаются большие прямоугольные ковры (1.5м х 1м), сшитрадиционном русском лоскутном шитье преобладают тые из шести равновеликих квадратов, в центре каждого квадрата вставлен кусочек прямоугольные формы, в отличие от восточной орна- меха белого цвета. Есть ковры, сшитые из равных полосок серого и коричневого ментики, где главенствуют круг и овал. Прямоугольные меха. Эвенкийские мастерицы шили и круглые ковры. Эти ковры являлись обраформы русского лоскута возникли, видимо, как опреде- зом солнца, с центральным кругом и расходящимися от него тёмными и светлыми лённое подражание узорному ткачеству, где главными лучами. Окаймлялся ковёр бахромой из длинноворсового меха13. Многие северные были линия и прямоугольник. Круг, также широко ис- народы украшали одежду и обувь меховой мозаикой. Селькупы, например, шили пользуется в лоскутном шитье как элемент композиции свои одежды из маленьких кусочков разного меха: белки, соболя, лисы. Меховые славянских вещах X-XIII вв. можно рассматривать, как стыковались друг с другом. При сшивании обязательно учитывалось направление символы огня, солнечного божества, очистительных и ворса каждого мехового лоскутка. Цветовой подбор делался таким образом, чтоохранительных знаков. Традиционные коврики–кругля- бы цветные оттенки меха переходили от лоскутка к лоскутку. Также использовался шахматный порядок — чередование тёмных и светлых лоскутков меха14. За такой вид одежды селькупы получили название – «Пегая орда».

Особый расцвет коллажей- аппликаций достиг во времена рыцарства (XIII-XV вв.), с появлением родовых знаков и гербовых щитов. Герб стал отличительным признаком, который о многом говорил людям средневековья. Рыцари придумывали себе гербы (изображения), в которых с помощью символов были зашифрованы совершённые подвиги, напоминания о важных событиях и приметы своих феодалов. Гербы являлись украшением Рыцарский щит XIV в.

фасадов домов, торжественных залов и оружия. В ге- Государственный эрмитаж ральдической символике использовали определённые цвета: золотой — символизировал богатство, силу, верность и постоянство; серебряный — невинность;

голубой — величие и красоту; зеленый — надежду, свободу и изобилие; черный — скромность, образованность, печаль; красный — храбрость и мужество.

Изображения были аллегорическими: крест — символ да — ночной бой; полумесяц — победа над мусульманином; лев — храбрость; орел — доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались по наследству, Рыцарь–феодал приказывал своим вассалам нашивать свой герб на одежду, как знак не меняясь. Но часто в награду за подвиги правители своего военного отряда. Часто на одежде оказывались нашитыми два герба — свой жаловали отличившимся рыцарям свой герб или добав- собственный рыцарский родовой и герб феодала. Все крестоносцы, отправлявшиеся в ляли в их эмблему новые детали. Вырезанные узоры и поход, нашивали на одежду кресты. Чаще всего гербы нашивали на нарамник (от древэлементы из бархата или кожи, прибивались к деревян- неславянского — рамени– плечи; так назывались многие светские и церковные одежды), ным щиткам, а некоторые детали были нарисованы. В или налатник — прямоугольный кусок ткани с отверстием посередине, для головы, наСанкт-Петербурге в Рыцарском зале Государственного деваемый на доспех. Таким образом, мужская одежда того времени представляла собой Эрмитажа выставлен уникальный деревянный щит, вы- сложный текстильный коллаж. В Рейксмузеуме, в Амстердаме, хранится туника, принадполненный итальянскими мастерами в XIV в. Щит треу- лежащая династии Нассау.

гольной формы, обтянут холстом, расписан масляными Этот предмет одежды был изготовлен специально для похорон стадхаудера Фредерикрасками геометрическим и стилизованным раститель- ка Хендрика (Frederick Hendrik, 1625-1647), проходивших 10 мая 1647г. в Дельфте. Туника ным орнаментом. В центре его — лепное изображение украшена гербами Дома Оранских Нассау (нидерл. Oranje–Nassau), которые носил принц.

св. Георгия, поражающего мечем крылатого дракона15. Гербы означали различные аристократические титулы Фредерика Хендрика и были выКаждый новообращенный рыцарь получал свой герб. полнены из бархата, шёлка и парчи красного, золотого и голубого цветов, в технике апГербы служили как отличительными знаками на поле пликации, и дополнены бахромой и вышивкой золотой нитью. У подобных туник было боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. символическое значение: их несли на древке флага во время погребальной процессии16.

Одежда немецких наёмных солдат Ландскнехтов Примером текстильного коллажа в костюме являются одежды немецких наёмных солдат — ландскнехтов, служивших в Германии в XVII в.. Будучи выходцами из разных стран и неимевшими достаточного жалованья они были одеты в пёстрые костюмы из случайно добытых вещей. Ландскнехты сооружали свои коллажновинтажные одежды из «чего попало». Один рукав — от старого колета, другой — от нового. Одна штанина — целая, другая — рваная. Найденной тканью или лентой прикрывалась дыра или заплата. Иногда ленты рядами нашивались на рваную одежду17.

Коллаж из текстильных материалов как вид творческой деятельности Техника создания единых композиций из разных материалов имеет два названия — 2. «Фигуративный коллаж из текстильных материлов» — произведение имеющее аппликация и коллаж.

Аппликация (лат. applicatio — прикладывание) — способ создания художествен- 3. «Коллаж из «текстильных изделий» — такое произведение создаётся с испольных изображений путём наклеивания или нашивания на ткань, бумагу, разноц- зованием «готового платья». Сшитые персонажи таких панно «одеты» в настояветных кусочков материи или бумаги, а также изображение, узор созданные щую одежду. Дети «носят» свои свитера и брюки. Взрослые — одеты по моде тельном искусстве, наклеивание на какую-нибудь основу материалов, отличаю- начала ХХ века. Печать по ткани имитировала текстильный коллаж.

щихся от неё по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное с помощью этого приёма2.

В творчестве профессиональных художников текстиль, как материал для коллажа, появился вначале ХХ в. Художников, создающих коллажи из текстильных материалов гораздо меньше, чем живописцев и графиков. Видимо, это связано с определёнными особенностями работы с тканью — шитьём, вышивкой, пришиванием декоративных элементов и т.п. Некоторые художники используют клей в своих работах, но если такой приём монтажа текстильного коллажа превалирует над шитьём, то текстиль теряет свои истинные качества — лёгкость, мягкость, пластичность, способность к «живой» драпировке. Кроме того, именно в текстильном коллаже швы играют не только функциональную роль, но и декоративную — роль графической линии внутри элемента или контура — по внешней стороне заданного рисунка.

Коллажи из текстильных материалов можно (условно) разделить на несколько групп:

1. «Абстрактный коллаж из текстильных материалов» – коллаж с декоративной, неизобразительной композицией, выполненный на основе лоскутного шитья с аппликативными элементами, дополненный различными синтетическими материалами, шнурами, тесьмами и фурнитурой. Шитьё из лоскута или квилт, широко распространённый в Америке, способствовали появлению такого вида сшитого произведения, как «крези—квилт» (сумасшедший квилт) — на тканую основу в хаотичном порядке нашиты различные по форме, размеру, цвету и фактуре ткани. В ХХ в., в такие произведения художники стали вводить различную тесьНовый словарь иностранных слов. — М.: «Азбуковник», 2008. — С. 80.

му, фурнитуру, раковины каури, бусины и т.п., фотографии и детали различных предметов, даже — детских игрушек.

Создание самостоятельного произведения «Коллаж из текстильных материалов»

На занятиях по дисциплине «Коллаж из текстильных материалов», прежде всего, необходимо научить студентов формулировать идею — это своего рода, предвидение, осознание образа. Здесь необходимо напряжение проектно– композиционного мышления. При этом возникает проблема выбора темы и формы произведения, развивается способность к анализу свойств материала, отбору и синтезу различных текстильных образцов и элементов, к эстетическому восприятию картинной плоскости.

Занимаясь коллажем из текстильных материалов, студенты обретают навыки практической работы в творчестве, что не возможно без освоения технологии работы с текстилем. Опыт эстетической и искусствоведческой оценки своего художественного произведения и произведений, выполненных другими, полученный на занятиях по этой программе, является необходимой и неотъемлемой составляющей в работе художника — педагога.

Специфика создания произведения в технике «Коллаж из текстильных материалов» заключается в том, что процесс является последовательным, многоэтапным, трудоёмким, а также материально затратным. Несомненно, организация таких занятий требует бошой, серьёзной подготовки.

Программа дисциплины предусматривает работу в аудитории мастерской, где проходит:

— обсуждение самостоятельно выполненных заданий;

— просмотр художественно–иллюстративной литературы (художественные альбомы), соответствующей теме задания;

— разбор и обсуждение выполненных этапов задания;

— выполнение фор– эскизов.

Самостоятельная работа вне аудитории предусматривает продолжение работы над эскизами, самостоятельный подбор материала по теме задания.

По окончании работы над проектной частью, после выбора и утвержде основного эскиза, следует выполнение произведения в материале.

Работа с текстильными материалами ведётся в условиях аудитории–мастерской, под руководством педагога. Это помогает студенту грамотно и профессионально выполнить работу в материале, приобрести практические навыки работы с различными текстильными материалами и овладеть разнообразными техническими приёмами выполнения коллажа.

Этапы создания произведения растение, животное, пейзаж, портрет;

зарисовки с предметов и объектов декоративно–прикладного искусства;

3. Выполнение эскизов коллажей из бумаги Эскизы создаются по схеме, отработанной на занятиях по декоративной колористической композиции, в которых определяется: формат, тональное, колористическое 5. Выполнение картона и композиционное решение; степень Выполнение картона – линейного условности изображения; степень напол- рисунка произведения, в «натуральную ненности произведения фактурами; выбор величину» работы, в соответствии с самих фактур — реальные (использова- выбранным эскизом позволяет ещё раз ние разных материалов в коллаже) или уточнить композиционное построение изображённые (живописное или графи- коллажа, «отрисовать» конфигурацию ческое решение произведения); элементов, определиться с размерами 8. Работа в материале непосредственно над коллажем Выполнение деталей и элементов из текстильных материалов и «сборка» всего произведения в единое целое. Лучше всего собирать (сшивать) коллаж из ткани — вручную, Хуцураули М. «Содружество»

тогда линия шва, являющаяся необходимым техническим приёмом, станет дополни- панно для интерьера факультета РКИ РГПУ им. А. И. Герцена Горохова Т. «Еноты» текстильный коллаж Заикина А. «Слон» этапы создания Тульнова М. «Натюрморт» текстильный коллаж Декоративно - прикладного искусства Факультета Изобразительного искусства декоративное панно для интерьера д/с № 63 г.СанктПетербурга, 2010г.

Пантелят И. «Будни и праздники Архангелогородцев»

триптих для интерьера ДХШ № 1 г. Архангельска, 2010г.

Щелчкова А. «Солнце»

паннопортьера для интерьера средней школы о. Соловки, 2007 г. Фрагмент.

панно для интерьера Школы искусств г. Вологды, 2010г.

Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Курсовая работа студентов 4 курса кафедры ДПИ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена Швейкина Н. «Рыба» декоративное панно, Каноник Е. «Петродворец»

Горбанёва Е. «Аллегория муз живопись, поэзия, музыка», 2009г.

1. Андреева Е. Гений Тимура./Пространство Тимура. Петербург — Нью-Йорк. К «Новая книга», 2004.

50-летию Тимура Новикова. СПб.: Санкт-Петербург, 2008.

2. Баранов Д. Парад народов. Каталог выставки. Китай, 2006. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008.

3. Барановска И. Костюм как шутка, игра, каламбур. // Декоративное искусство № 13. Горбачёва Л.М. Костюм средневекового Запада. — М.: «Гитис», 2000.

4 (365). — М.: «Советский художник», 1988. — С. 48-49.

4. Безменова К.В. Коллаж — творческий метод художников ХХ в. // Русский Аван- театральных деятелей, 1987.

гард 1910-1920х годов, проблема коллажа. — М.: Наука, 2005. — 332-344 с.

5. Бейкер Монтано Дж. Crazy квилт, или «сумасшедший лоскуток»: Практиче- Валеева–Сулейманова, Р.Г. Шагеева].– М.: «Советский художник», 1990.

ское руководство. (Секреты мастерства). / пер. с англ. — М.: Издательство 6. Берже Лиза. Пэчворк. Шьём из лоскутов. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «БММ», 2008. 17. Ефимов Ю.Г. Рыцарский зал. – СПб: Государственный Эрмитаж, 2007.

7. Бригитта Марина Штауб-Вахсмут. ПЭЧВОРК И КВИЛТ. — М.: Профиздат, 2007. 18. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. — М.:

8. Векслер А.К. Коллаж как особый вид декоративного искусства / Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. IX: Сборник трудов. / Рос. 19. Зильманович И. Искусство варварского мира. СПб: Государственный Эрмитаж, Гос. пед. ун–т им. А.И. Герцена; [Научн. ред. канд. ис–кусствовед., проф. Н.Н. 2005.

Громов]. — СПб, 2008. С.121-129.

9. Векслер А.К. Лоскутная мозаика — искусство народов мира. Искусство и диалог культур. II международная научно–практическая конференция. Сборник науч- 21. Каплан Н.И. Народное декоративно–прикладное искусство Крайнего Севера и ных трудов. Вып. 2.[Научн. ред. Доктор пед. наук, профессор С. В. Анчуков]. — Дальнего Востока. – М.: «Просвещение», 1980.

СПб.,2009. С.130-138.

10. Векслер А.К. Элементы декора костюмов Народов Севера в контексте современ- Рисунок по ткани / пер. с англ. — М.: «Контэнт», 2008.

ного декоративного искусства (текстиль). Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Сборник статей по материалам межвузовской научно–прак- 23. Меджитова Э. Марийское народное искусство. — Йошкар-Ола: Марийское тической конференции. [Научн. ред. доктор культурологи Махрова Э.В., доктор книжное издательство, 1985.

пед. наук Анчуков С.В., кандидат искусствовед. Иванова А.В.] — СПб., 2009. Часть 25. На грани миров. Шаманизм народов Сибири. [Из собрания Российского этно- 40. Tina Skinner, Sam Hilu Collection. Nomadic embroideries. India’s Tribal Textile Art.

26. Неменский Б.М. Педагогика искусства. — М.: «Просвещение», 2007. 41. http://quilts.com.ua/ist/4.php 27. Новый словарь иностранных слов. — М.: «Азбуковник», 2008.

28. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. — М.: ПАССИМ, 29. Прокофьева Е.Д. Орнамент селькупов. — М.: КСИЭ, 1950. Т. 30 . Рейксмузеум Амстердам // путеводитель. Сост. Марлейн Доминикусван Сус, Инеке Юнгшлегер. — Амстердам: «Mercurius», 2009.

31. Савицкая Л.Л. Коллаж в украинском искусстве 1910-1920х годов. // Русский авангард 1910-1920х годов проблема коллажа. – М.: Наука, 2005. – С. 117-127.

32. Сьюзан Бриско. Сашико японское искусство вышивки. — М.: Арт–Родник, 2007.

33. Художественный текстиль — 90-х гг. Выставка московских художников. // Каталог [вст. ст. Краморенко Л.]. — М.: «Советский художник», 1991.

34. Carolyn Mazloomi. Spirits of the Cloth. Contemporary of African American Quilts. – New York: Clarkson Potter/Publishers, 1998.

35. Christopher Spring, Julie Hudson. Nord African textiles. — Washington: Smithsonian institution press, 1995.

36. Gina Corrigan. Miao textiles from China. — London: British Museum press, 2006.

37. Nikolas Barnard. Living with decorative textiles. Tribal arts from Africa, Asia, and the Americas. – London: Thames and Hudson, 1998. — 192с.: ил.

38. Pasty and Myron Orlofsky. Quilts in America. — London: Abbeville press Publishers, 1992.

39. Patricia T. Herr. Amish Quilts of Lancaster County. — Heritage Center Museum of Lancaster County. Lnc, 2004.

Аппликация [лат. applicatio – прикладывание] — способ создания художественЗатканная золотом (золотканная) материя — ткань или переплетение с исных изображений путём нашивания или наклеивания на ткань, бумагу Атлас (атласное переплетение) — один из трёх базовых типов переплетения, отИндиго личающийся блестящей поверхностью, полученной за счёт увеличения [исп. indigo] — синтетический краситель тёмно-синего цвета, ранее [лат. baccalaureus < bacca laureutus увенчанный лавром] — первая учёная степень, получаемая студентом после освоения базовых программ высшего образования по завершении четырёхлетнего обучения. [англ. quilt стёганое одеяло] — сшитое из трёх слоёв материала одеяло, верх которого выполнен из разноцветных лоскутков (петчворк), Бархат — ткань, поверхность которой покрыта ворсом — выступающими кончи- украшен аппликациями.

Батист — тонкая ткань из льняных или хлопчатобумажных нитей, выполненная в пропущенная через специальное механическое устройство с системой Вельвет — рубчатый вид бархата из хлопчатобумажных нитей, получается путём Коллаж [фр. collage наклеивание] — технический приём в изобразительном ручного или механического разрезания петель, образованных утком. искусстве — наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре, а также произведение, целиком Винтаж [англ. vintage выдержанный, старинный, устаревший] — изделие, товар выполненное с помощью этого приёма.

определённого (прошедшего) периода, представляющий собой нечто «старое», уникальное, высокого качества, новая реальность старой, Газ фасонный — узорная газовая ткань, где использовано сочетание нескольких Джут — нить, полученная из волокон стеблей одноимённого растения семей- произведения складываются в закономерно—наглядное единство.

ства Tillia cees, которое произрастает в Индии.

Крейзи–квилт [англ. crezy quilt сумасшедший квилт] — сшитое из трёх слоёв мате- Сашико «маленький прокол» — национальное искусство вышивки, возникшее в риала одеяло, верх которого выполнен из разноцветных лоскутков, без северной части Японии.

соблюдения правильной последовательности. Отличается от обычного квилта, спонтанным сочетанием цветов, размеров, форм и текстур раз- — нить, полученная из волокон листьев агавы, используется для проличных экзотических тканей (атлас, шелк, тюль), дополнен обильной изводства грубых тканей и верёвок.

вышивкой, пуговицами, лентами, кружевами и бисером.

Кромка — узкий уплотнённый бордюр по длинным сторонам ткани, выполСтиль Лоскутное шитьё — создание (шитьё) орнаментальной текстильной поверхности Текстура [лат. textura ткань, строение] — особенности строения твёрдого вещеили целого произведения из лоскутков ткани. ства, обусловленные характером расположения его составных частей тиснением, что создаёт игру света на поверхности, давая переливы ного узора, нанесённого на белый фон, в котором некоторые элементы Парча — (аксамит, дамаст, брокат) — узорные тяжёлые шелка, обычно золототканые, образованные двумя или несколькими системами основ [лат. facture обработка, строение] — своеобразие, особенно–сти и многими уткам, переплетающимися преимущественно в сарже, с до- художественной техники в произведениях искусства, напр. В изобраполнительными рисуночными утками. зительном искусстве — совокупность технических приёмов обработке [«patch» англ. яз. — заплатка, лоскут и «work» англ. яз.– работа] — — текстиль, сделанный из волосков шерсти, которые сильно свалены лоскутное шитьё, рукоделие, выполняемое сшиванием разноцветных и спрессованы.

лоскутков, образующих узор, композицию.

Ресайклинг — специфический способ создания одежды, изготовление костюма из старых предметов гардероба (одежды и аксессуаров).





Похожие работы:

«ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ ОЦЕНКИ КАДРОВ ОЦЕНКА ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) учебник Национальный фонд подготовки кадров Подготовлено при финансовом содействии Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров в рамках его Программы поддержки академических инициатив в области социально-экономических наук. ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ АКАДЕМИЯ ПРИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ И РЫНКА ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ В...»

«НАТЮРМОРТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ РИСУНОК Иваново 2009 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ (ИГТА) Кафедра конструирования швейных изделий НАТЮРМОРТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу Рисунок для студентов специальности 260902 Конструирование швейных изделий дневной и заочной форм обучения Иваново Настоящие...»

«Содержание 1. О серии НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА 2. Руководство пользователя 2.1. Установка программы и системные требования 2.2. Управление просмотром пособия 2.3. Интерактивные элементы в пособии 3. Применение пособий серии НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА в учебном процессе 4. Наглядные пособия по географии 4.1. Возможности интерактивных наглядных пособий 4.2. Перечень наглядных пособий по географии 5. Методическое содержание карт 5.1. Политическая карта мира 5.2. Государства Зарубежной Европы. Социально-экономическая...»

«СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине Технология машиностроения специальность 151901 Технология машиностроения 1 Содержание Введение..3 1. Сущность и характеристики самостоятельной работы 2. Индивидуальная самостоятельная работа в виде решения ситуационных задач.. 3. Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений...11 4. Индивидуальная самостоятельная работа в виде...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА (ФГБОУ ВПО РГУТиС) Факультет туризма и гостеприимства Кафедра технологии и организации туристической деятельности ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Разработка методических рекомендаций по развитию паломнического туризма на примере Псковской области по специальности: 100201.65 Туризм Воробьева...»

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Н.М. Добрынин КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебное пособие Современная версия новейшей истории государства Рекомендовано...»

«Учреждение образования БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БИБЛИОГРАФИЯ Рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по химико-технологическому образованию в качестве пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-47 01 01 Издательское дело 2-е издание, дополненное и переработанное Минск 2008 УДК 01(075.8) ББК 78.5я73 Б 59 Автор-составитель З. М. Клецкая Р е ц е н з е н т ы: доцент кафедры русской...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции 15–16 февраля 2006 г. Часть 1 Челябинск – 2006 1 УДК 351/354 ББК 74.56 И 73 И 73 Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения...»

«ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 70 2013/2014 учебный год Публичный информационный доклад содержит отчет о работе и предназначен для родителей, администрации города Екатеринбурга, педагогов, социальных партнеров, общественности Публичный отчет МАОУ гимназии №70 г. Екатеринбурга за 2013-2014 учебный год Оглавление Визитка гимназии Введение I. Общая характеристика общеобразовательного учреждения История и достижения Особенности социального заказа...»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе Технология. 8 класс, составленной на основании закона РФ Об образовании и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2003. № 13–54–144/13. Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий: для учащихся: – Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановская государственная текстильная академия (ИГТА) Кафедра технологии швейных изделий МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ) И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ Иваново 2012 Методические указания определяют содержание и требования к оформлению отдельных разделов курсовых проектов (работ) и...»

«Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановская государственная текстильная академия (ИГТА) КАФЕДРА ПРЯДЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СМЕСИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ХЛОПКОПРЯДЕНИИ Методические указания к курсовому проектированию для студентов 3-го курса специальности 280300 и бакалавров по направлению 551200 Иваново 2004 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СМЕСИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ХЛОПКОПРЯДЕНИИ Методические указания к...»

«ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Нижний Новгород 2014 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2014 УДК 7А (07) ББК 75.14р3 П Авторы: Д.И. Воронин, А.В....»

«Горнова Н.А. Информация о реализации ФГОС ООО в МБОУ-Питлярская СОШ Образовательный центр Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития – подчеркнуто в Национальной образовательной инициативе Наша новая школа. В школе необходимо внедрять технологии, которые пригодятся выпускникам в будущей жизни. Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они будут учиться изобретать,...»

«А.В. Терехов, А.В. Чернышов ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет А.В. Терехов, А.В. Чернышов ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия Тамбов Издательство ТГТУ УДК 340.143:004(075) ББК Х.с51я Т Р е це н зе н ты: Кандидат юридических наук, подполковник милиции, начальник кафедры криминалистики и уголовного процесса...»

«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцова 22 октября 2009 г. АЛГОРИТМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Методические рекомендации для организаторов здравоохранения, врачей первичного звена, врачей-специалистов Москва УДК 616-006.04-07- Методические рекомендации рассчитаны на организаторов здравоохранения, врачей первичного...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановская государственная текстильная академия (ИГТА) Кафедра проектирования текстильных изделий ОДНОСЛОЙНЫЕ РЕМИЗНЫЕ ТКАНИ Методические указания к лабораторным работам по курсу Строение и проектирование тканей сложных переплетений для студентов 3 курса специальности 260703 (280400) Проектирование текстильных изделий специализации 280401 Проектирование текстильных полотен...»

«Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования ФГОУ ВПО Московский агроинженерный университет имени В.П. Горячкина С.Н. Киселв, Л.П. Смирнов МАШИНЫ ДЛЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ методические указания и задания для студентов заочников 3-го курса Москва 2010 г. УДК: 631.3 Рецензент: доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой ЭМТП ВГОУ ВПО Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина...»

«А. М. Камчатнов СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК Курс лекций Издание 5-е, исправленное и дополненное Москва 2009 Рецензенты доктор филологических наук, профессор В. Д. Бондалетов кандидат филологических наук, доцент В. А. Маслова Камчатнов А.М. Старославянский язык. Курс лекций. Издание 4-е, исправленное и дополненное Учебное пособие по старославянскому языку составлено в соответствии с программой для студентов филологических факультетов университетов и педагогических вузов. В курсе лекций реализованы идеи...»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Утверждено на заседании кафедры французского языка и методики его преподавания. Протокол № 11 от 03.06.08. Зав. кафедрой Л.В. Абракова СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Программа курса и учебно-методические материалы Для специальности 033200.00 — Иностранный язык с дополнительной специальностью Факультет...»






 
2014 www.av.disus.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Авторефераты, Диссертации, Монографии, Программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.