Pages:     || 2 |

«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...»

-- [ Страница 1 ] --

УДК 37:002:004.4

На правах рукописи

Бектурганова Римма Чингизовна

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования,

этнопедагогика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук

Караганда 2004 1

Работа выполнена в научно-исследовательском институте информатизации профессионального образования Казахского университета международных отношений и мировых языков им.Абылай хана

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Г.К.Нургалиева

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор А.П.Тряпицина доктор педагогических наук, профессор Д.М.Джусубалиева доктор педагогических наук, профессор М.Н.Сарыбеков

Ведущая организация:

Защита состоится «_» _ 2004 года в _ часов на заседании диссертационного совета Д - по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском Государственном университете им. Е.Букетова по адресу:

_

С диссертацией можно ознакомиться в научном читальном зале КарГУ им.Е.Букетова по адресу:

Автореферат разослан «» 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета _

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Постиндустриальный этап развития цивилизации, как период общества открытой информации стимулирует прогрессивное функционирование науки. Концептуально-программный подход определяет отношение к науке, как основе профессионального образования, а качество профессионального образования рассматривается как основа воспроизводства кадрового потенциала государства. Статус информационного общества гарантируется наукой как главным источником ценной информации. Научные знания, определяемые специальными исследованиями, представляют собой основной национальный информационный ресурс.

Проведение научных исследований широко практикуется в мировой образовательной сфере. Считается, что по выполнению научных исследований США занимает лидирующее место в мире - 37 %, Великобритания - 8%, Япония - 7 %, Германия - 6%, Франция - 5 %. Более чем по 2000 темам только педагогического характера проводятся исследования в британских университетах. В университетах Японии, Италии, Франции, США, Турции созданы условия для педагогических исследований, как фундаментального, так и прикладного характера. Основным положением в проведении научных исследований является взаимодействие фундаментальной науки с практикой. В этом плане во Франции активно внедряется унифицирование научных исследований как средство ликвидации отрыва фундаментальной науки от практики. В департаментах университетов создаются группы или лаборатории, направленные на внедрение этой миссии.

Удельный вес науки, научных открытий характеризуется воздействием на качественное преобразование производительных сил и производственных отношений, в педагогической науке – степенью влияния на коренное обновление образовательной системы как основной базы формирования и развития творческих и профессиональных способностей личности. Условием эффективности научно-педагогических нововведений в области образования является степень сформированности исследовательской деятельности педагогов.

«Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога» [В.И.Загвязинский]. Сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, исследующими эту сферу, но и широким кругом педагогов. Это позволит лучше осознать новые цели и задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, пересмотреть даже некоторые принципы образования и воспитания. Однако эффективность этого процесса зависит от степени сформированности исследовательской деятельности педагога-практика.

В психолого-педагогических науках стран СНГ достаточно глубоко и всесторонне исследованы различные аспекты исследовательской деятельности учителей:

- методология научно-исследовательской педагогической деятельности [Г.И.Рузавин, В.П.Кохановский, В.С.Степин, В.Г.Черников, К.Рахматуллин, Г.Н.Волков, Г.М.Добров В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Я.С.Турбовской и др.], - культура научно-исследовательского труда [И.Г.Герасимов, Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, Д.Пельц, Ф.Эндрюс и др.] и исследовательская культура учителей [С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.Г.Воробьев, Б.С.Гершунский, Л.В.Занков, В.И.Загвязинский, З.А.Исаева, Н.В.Кузьмина, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, А.И.Пискунов, В.Э.Тамарин, Г.И.Щукина, Н.Д.Хмель и др.], - проанализированы механизмы педагогического творчества [В.И.Загвязинский, В.А.Кан–Калик, Ю.Н.Кулюткин, Н.В.Кухарев, Н.Д.Никандров, Л.М.Фридман и др.].

В России фундаментальные работы в области исследовательской деятельности педагогов проведены А.И.Кочетовым, В.И.Загвязинским, Н.В.Кухаревым, Г.В.Воробьевым и др.

';

А.И.Кочетов изучали сущность исследовательской деятельности [[Кочетов А.И.].

В.И.Загвязинский считает, что ядро методологической культуры педагога или психолога-исследователя во многом определяется общими и конкретнонаучными подходами и принципами, составляющими содержание общенаучной и специальной методологии.

Ю. К. Бабанский анализирует сущность и специфику исследовательской деятельности педагога в контексте изучения проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Н.В.Кухарев разработал системно-структурную модель становления педагога-исследователя в условиях функционирования общеобразовательной школы как саморазвивающуюся систему. Разработанный Н.В.Кухаревым научно-практический инструментарий ориентирует педагога как исследователя на диагностику и прогнозирование эффективного педагогического труда.

В работах Г.В.Воробьева качество исследовательской деятельности педагога ставится в зависимость от качества реализации методов педагогического исследования и умения исследователя правильно определить проблему адекватности предмета и метода исследования; эффективного наблюдения объекта исследования; аналитического вычленения объекта и его связей;

организации эксперимента; количественной определенности качественных педагогических закономерностей; разработку основ теории формирующего эксперимента; организации научного поиска и доказательства гипотезы.

Ботвинников А.Д. утверждает, что целью педагогических исследований является получение новых, объективно достоверных знаний о сущности процесса обучения, установление связей между его движущими силами, познание педагогических явлений на уровне, позволяющем сознательно ими управлять. Исследователь должен в процессе изучения собственного опыта обучения и практики работы школы накапливать факты, отражающие наблюдаемые явления.

Таким образом, исследовательская культура учителя раскрывается в российскими учеными в контексте анализа исследовательского процесса.

В Казахстане по проблеме подготовки учителей к исследовательской деятельности были выполнены фундаментальные исследования Исаевой З.А., Таубаевой Ш.Т.

Исаева З.А. разработала концепцию поэтапного формирования профессионально-исследовательской культуры будущих учителей в системе университетского образования как осуществление постепенного перехода студентов от созерцательно-теоретического анализа к конструктивномоделирующему типу деятельности, направленной на усвоение методологии научного творчества и развитие исследовательского стиля мышления в условиях активного познавательного процесса.

Таубаева Ш.Т. обосновала концепцию исследовательской культуры как качества инновационно-дидактической деятельности учителя в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы. В разработанной ею модели исследовательская культура представлена как единство методологического, теоретического, методического и технологического компонентов, позволяющих учителя создать собственную систему инновационнодидактической деятельности.

Среди диссертационных работ по проблемам формирования исследовательской деятельности учителей преобладают аспектные исследования в русле педагогических концепций: целостного педагогического процесса Н.Д.Хмель [Т.Н.Бидайбекова, Г.М. Храмова, Л.Н. Маркина, А.А. Молдажанова, В.К. Омарова, Г.Б. Омарова и др.); ценностного ориентирования личности Г.К.Нургалиевой [Р.Ч.Бектурганова].

Программа для магистратуры по педагогическим специальностям основана на гипотезе о том, что исследователь, опираясь на достигнутое в разработке методологии педагогической науки, в состоянии обеспечить опережающую функцию педагогического знания как средства своевременного удовлетворения запросов педагогической практики. [Хмель Н.Д.].

Бидайбекова Т.Н. в своем исследовании охарактеризовала содержание и формы деятельности личности учителя-исследователя. При этом она дифференцировала два вида деятельности: исследовательскую и педагогическую.

Исследовательская деятельность включает добывание знаний об окружающем мире, методы самостоятельного научного исследования и формы познания окружающего мира. Когда сама педагогическая деятельность охарактеризована как передача уже известных знаний, исследование и поиск новых знаний, общепризнанные методы обучения, исследование деятельности в ходе обучения, формы познания модели окружающего мира.

Г.Б.Омарова разработала теоретическую модель компетентности педагогического коллектива школы к научно-исследовательской работе. Среди критериев сформированности компетентности педагогического коллектива школы к научно-исследовательской работе автор называет мотивацию к научноисследовательской деятельности, наличие теоретических знаний об объекте деятельности, овладение методами научного исследования.

Таким образом, до настоящего времени проблема формирования исследовательской деятельности рассматривалась в условиях традиционной системы образования. И все, что наработано в психолого-педагогической науке по данной проблеме имеет колоссальное значение. Однако объективная ситуация организации исследовательской деятельности существенно меняется.

Общепризнанно, что информатизация общества является закономерностью развития современной постиндустриальной цивилизации. Под воздействием этого процесса происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Различные аспекты бурно развивающейся глобальной информатизации общества становятся в последние годы объектами все более пристального внимания со стороны как ученых, так и специалистов-практиков в различных предметных областях. Осознана важность фундаментальной информационной подготовки специалистов как важного фактора их конкурентоспособности, успешной адаптации к быстро меняющимся условиям деятельности и непрерывного образования.

Именно в таком контексте, проблемы информатизации образования изучаются в трудах исследователей научной школы, возглавляемой Г.К.Нургалиевой, в русле идей которой выполнено данное исследование.

Мировая тенденция предполагает переход к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Новый характер отношений требует новой основы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Основополагающее значение в информационном обществе имеют технологии как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества, одна из главных ценностей общества.

«Высокие» технологии являются основой качественно новых производительных сил, а в основе технологий лежит творчество, креативность человека. Поэтому педагогическая проблема формирования творческой личности учителя, способного к исследовательской деятельности является актуальной и в современных условиях развития общества. Новизна проблемы связана с процессами глобализации и информатизации общества на основе нарастающих информационно-коммуникационных технологий.

С появлением информационно-коммуникационных супермагистралей появилась совершенно уникальная система передачи и поиска информации, воплотившая в себе множество функций, и, объединив сети разных стран, была создана глобальная система «Интернет». Интернет можно рассматривать с двух позиций - как средство коммуникации (об этом чуть позже) и как средство массовой информации. Огромные ресурсы информации, прежде недоступные или труднодоступные, стали более доступными, создание научных трудов освободилось от огромного объема пустой рутинной работы, дав простор творческому процессу. Увеличился доступ к первоисточникам в известных крупных библиотеках; стало совершенствоваться программное обеспечение базы данных (знаний, информации), ускорилось интерактивное взаимодействие людей по интересам и, наконец, стало нормой работа в условиях электронной почты. Все это существенно меняет характер исследовательской деятельности, меняются принципы ее организации, появляются новые тенденции развития исследовательской деятельности. Закономерно возникает необходимость изучения сущности исследовательской деятельности в современных условиях вхождения в открытое научно-информационное пространство. Противоречие заключается, на наш взгляд, с одной стороны, в возникновении новых объективных условий для обновления исследовательской деятельности, и с другой - отсутствием современных педагогических технологий приобщения учителей к исследованию с использованием последних достижений техники и технологий в условиях информатизации образования. Поэтому мы сформулировали тему педагогического исследования: «Информатизация исследовательской деятельности учителей на основе информационно-коммуникационных технологий».

Объект исследования – исследовательская деятельность в системе непрерывного профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования – информатизация исследовательской деятельности будущих учителей на основе информационно-коммуникационных технологий.

Цель исследования состоит в методологическом обосновании и технологической разработке педагогических компонентов формирования профессионально-исследовательской деятельности будущих учителей с использованием современных достижений в области информационнокоммуникационных технологий.

Гипотеза исследования. Информатизация исследовательской деятельности учителей будет эффективной при условии, если осмыслить сущность исследовательской деятельности с позиции современных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий с учетом психологопедагогического наследия в развитии исследовательских традиций, то педагогическая технология формирования профессионально-исследовательской компетентности учителя будет осуществляться в условиях обогащенной информационно-обучающей и коммуникативной среды в соответствии с логикой исследовательского процесса, так как реализуется не только репродуктивный, но проективный и продуктивный характер исследовательской деятельности учителей на основе системного, личностно-деятельностного, аксиологического и технологического подходов.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретико-методологические основы процесса формирования исследовательской деятельности личности в условиях информатизации образования.

2. Разработать педагогическую концепцию формирования исследовательской деятельности учащихся на основе использования информационнокоммуникационных технологий.

3. Обосновать критериальную модель исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей.

4.Создать электронно-исследовательскую систему как педагогическую технологию формирования исследовательской деятельности учащихся колледжей.

5. Провести сравнительный анализ педагогических возможностей формирования исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей на основе традиционного и технологического подходов.

6. Провести педагогическую диагностику сформированности исследовательской деятельности учащихся колледжей и доказать степень эффективности экспериментального подхода.

Ведущая идея. Перспективная система образования и подготовки современного специалиста образования должна быть главным средством для формирования системного научного мышления, информационной культуры, информационной компетентности. В условиях информатизации образования на основе информационно-коммуникационных технологий существенно расширяется культурная мера субъектности. Исследовательская деятельность многомерна, т.к. включает, с одной стороны, инвариантные компоненты деятельности (цель-содержание-способы-результат), а с другой стороны, стиль деятельности как культурный потенциал науки и человека науки. Эффективность исследовательской деятельности связана с подготовкой к деятельности самого субъекта науки. Формирование исследовательской деятельности возможно в условиях рефлексируемости субъектных измерений научной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования определили следующие фундаментальные идеи отечественной и зарубежной педагогики, психологии, философии, информологии, соотнесенные с поставленными задачами:

- концептуальные подходы и теории, раскрывающие особенности и тенденции развития современного профессионального педагогического образования [С.Абдыманапов, И.С.Батракова, А.Л.Беляева, В.А.Бордовский, З.И.Васильева, А.Н.Джуринский, В.В.Егоров, К.К.Жампеисова, В.А.Извозчиков, С.Каргин, И.Л.Колесникова, Н.Ф.Родионова, М.Н.Сарыбеков, В.Л.Сластенин, А.П.Тряпицына, Н.В.Чекалева, Н.Н.Хан, Н.Д.Хмель и др.];

- исследования, раскрывающие системный, личностно-деятельностный и аксиологический подходы к изучению педагогических феноменов [З.И.Васильева, Э.Н.Гусинский, В.П.Зинченко, Е.И.Казакова, Л.Н.Лесохина, Г.К.Нургалиева, В.В.Сериков, Е.В.Титова, А.П.Тряпицына, Ю.И.Турчанинова, Г.И.Щукина, Э.Г.Юдин и др.];

- концепции информатизации общества, системы образования и педагогической деятельности, положения о сущности информационнокоммуникационных технологий в образовании [Б.Б.Баймуханов, Е.Ы.Бидайбеков, Д.М.Джусубалиева, А.П.Ершов, В.И.Журавлев, В.А.Извозчиков, Г.З.Казиев, Ж.А.Караев, Ш.Х.Курманалина, В.Г.Кинелев, В.В.Лаптев, Е.И.Машбиц, В.С.Мясков, Г.К.Нургалиева, К.Пауэр, В.М.Полонский, А.Тофлер, В.А.Уханов и др.];

- закономерности педагогического мышления и рефлексии в процессе решения педагогических задач, идеи и теории педагогического моделирования и проектирования [Дж.Брунер, А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, Е.С.ЗаирБек, Е.И.Казакова, М.М.Кашапов, Ю.Н.Кулюткин, В.Е.Радионов, А.А.Реан, Г.С.Сухобская, А.М.Сохор, Н-Ф.Талызина, Дж.Флайвелл, О.Харви, М.А.Холодная, Х.Шредер и др.].

Источниками исследования явились фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; законодательные и нормативно-правовые документы, учебно-методические материалы педагогических заведений и научно-учебно-методических комплексов;

опытно-экспериментальная работа; WEB-страницы по развитию исследовательской деятельности в мире через глобальную сеть Internet.

Личный вклад автора. Автор работает в качестве директора Костанайского педагогического колледжа в течение 12 лет. При ее участии в 1992 году совместно с Костанайским государственным университетом был создан комплекс «педагогический колледж – педагогический вуз» в русле теории непрерывного профессионально-педагогического образования.

В комплексе активно осуществляется программа информатизации образования на основе авторской концепции перевода научно-исследовательской деятельности учащихся и студентов на современные информационнокоммуникационные технологии.

Первый этап исследования (1997–1999 г.г.). Осуществлялся поиск расширения границ объекта и предмета научно-педагогического исследования, формулировался научный аппарат нового уровня его развития. Одновременно шло интенсивное освоение достижений в области информатики и информатизации образования как условия интенсификации исследовательской деятельности специалистов.

Второй этап исследования (2000–2002 г.г.). Развивалась методологическая и теоретическая база исследования; создавалась и апробировалась научно-педагогическая концепция электронной системы исследовательской деятельности; формулировались основные теоретические положения исследования и анализировались научно-педагогические результаты опытноэкспериментальной работы.

Третий этап исследования (2002–2004 г.г.). Апробация результатов исследования.

Базой исследования явились педагогические колледжи Республики Казахстан.

В констатирующем эксперименте исследования участвовало 1200 учащихся колледжей, в том числе 340 учащихся Костанайского педагогического колледжа, 300 – Рудненского педагогического колледжа, 320 – Уральского педагогического колледжа, 240 – Кзылординского педагогического колледжа. На данном этапе эксперимента нами использовался метод анкетирования, тестирования, статистической обработки данных.

Формирующий эксперимент проводился на базе Костанайского педагогического колледжа.

Научная новизна исследования:

раскрыта методология обновления сущности исследовательской деятельности учителей в условиях развития мирового научно-информационного пространства;

обоснована сущность технологического, системного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов в модернизации исследовательской деятельности учителей;

разработана критериальная модель ценностных ориентаций будущих учителей на исследовательскую деятельность как качества исследовательской деятельности в системе непрерывного педагогического образования;

разработана педагогическая технология формирования исследовательской компетентности учащихся колледжей в условиях информатизации образования на основе информационно-коммуникационных технологий.

Практическая значимость исследования: разработана электронноисследовательская программа как информационно-технологический ресурс формирования исследовательской деятельности учителей общим объемом 424 MB на основе объектно-ориентированной программы DELPHI 6, Macromedia Dreamriver 4.

Положения, выносимые на защиту:

Концепция формирования исследовательской деятельности будущих учителей представляет собой педагогическую систему, источником которой являются научная деятельность в сфере образования, характеризующаяся, с одной стороны, инвариантными структурами деятельности и с другой - подготовкой к деятельности самого субъекта педагогической науки.

2. Ценностная ориентация на исследовательскую деятельность является целью и результатом непрерывного профессионально-педагогического образования, характеризующееся мотивированным осознанным отношением к необходимости овладения способами исследовательского процесса: обоснования научного аппарата, определения теоретических основ исследования, операционализации и интерпретации результатов через формализацию знаний.

3. Сущность информатизации исследовательской деятельности будущих учителей заключается в интеллектуально-гуманистической трансформации научной деятельности на основе все более полной генерации и использования информации как главного ресурса совершенствования их профессиональной подготовки. Информатизация исследовательской деятельности будущих учителей на основе информационно-коммуникационных технологий обеспечивает создание образовательного ресурса на основе преемственности и мобильности научно-педагогических знаний, полноту субъективных измерений деятельности, расширяет культурную меру субъектности, предполагает изменение технологии научно-исследовательской работы при сохранении логики исследовательского процесса.

4. Информационные технологии занимают сегодня центральные место в процессе интеллектуализации общества, развития систем образования; позволяют активизировать и эффективно использовать национальные и общемировые информационные ресурсы; позволяют оптимизировать и автоматизировать информационные процессы; обеспечивают информационное взаимодействие между людьми в системе непрерывного профессионального педагогического образования.

5. Педагогическая методика формирования исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей основана на переводе всех компонентов научной деятельности (целевой, содержательный, операционный, оценочно-результативный) на информационно-коммуникационные технологии с актуализацией методов ценностного ориентирования (поиск-оценка-выборпроекция) в реализации исследовательского процесса (постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий) с учетом трех качественных уровней интеллектуальной активности (репродуктивный, проективный, продуктивный) пользователей электронно-исследовательской программы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологическими и теоретическими исходными позициями автора, соответствием содержания научному аппарату исследования, применением комплекса методов изучения проблемы, адекватного исследовательским задачам, планомерностью и этапностью опытно-педагогической работы, репрезентативностью выборки, использованием методов математической статистики, подтверждением выводов опытным путем. В ходе исследования использовался опыт работы диссертанта по руководству деятельностью педагогического коллектива колледжа и преподаванию педагогических дисциплин.

Апробация основных положений и материалов исследования осуществлялась на республиканских, региональных научно-практических конференциях по актуальным проблемам педагогической науки и практики (1992– 1996 гг.), на заседаниях УНМК Костанайского университета и методических объединений Костанайского педагогического колледжа (1992–1994 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируется цель, задачи, рабочая гипотеза, раскрываются ведущая идея, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются этапы и методы исследования, выделяются положения, выносимые на защиту, характеризуются апробация и внедрение результатов исследования.

В первом разделе «Исследовательская деятельность учителя на современном этапе» анализируется философский аспект научной деятельности;

раскрывается проблема исследовательской деятельности в педагогической науке и практике; обосновывается критериальная модель компетентности как качество исследовательской деятельности в системе непрерывного педагогического образования.

Во втором разделе «Модернизация исследовательской деятельности учителя на основе информационно-коммуникационных технологий» определяется роль и значение технологического подхода, дается характеристика электронно-исследовательской программе как информационно-технологический ресурс формирования исследовательской деятельности учителей.

В третьем разделе «Педагогическая технология формирования исследовательской компетентности учащихся колледжей» характеризуется технология обоснования научного аппарата исследования, технология определения теоретических основ исследования, технология операционализации и интерпретации результатов исследования.

В четвертом разделе «Сравнительный анализ качества исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей на основе традиционного и технологического подходов» проведена педагогическая диагностика компетентности учащихся колледжей к исследовательской деятельности в условиях традиционного подхода, представлены пути реализации индивидуальной траектории формирования исследовательской компетентности учащихся в условиях электронной программы.

В заключении охарактеризованы основные результаты по степени новизны и достоверности.

Список использованных источников включает наименований.

В приложении дается вспомогательный материал, раскрывающий процесс исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовательская деятельность учителей является предметом изучения во многих фундаментальных работах и характеризуется, как:

- особая общественно необходимая теоретическая деятельность;

- процесс и результат научной деятельности, познавательная деятельность ученых, направленная на систематическое и целенаправленное изучение объектов, в которых используются средства и методы науки и которые завершаются формулированием знаний об объектах [И.Г.Герасимова];

-творческая деятельность [В.А.Андреев, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, Н.В.Кухарев, Н.Д.Никандров, Л.М.Фридман и др.];

- новаторско-педагогическая деятельность [Ю.К.Бабанский, В.Е.Гмурман, Л.В.Занков, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, Г.К.Селевко, М.Н.Скаткин, И.И.Цыркун и др.];

- научно-педагогическая способность будущего учителя [М.И.Станкин и А.К.Маркова];

- система исследовательских знаний, умений, навыков [Л.Горбунова];

проявление активности в творческой педагогической деятельности [А.А.Ивиным и П.Т.Приходько];

- интуиция, своеобразное озарение, которое как дар дается избранным помимо всякого труда и нисходит на них независимо от усилий их воли [Ф.В.Шеллинг, Н.Гартман, А.Бергсон, Э.Леруа];

Научно-исследовательскую основу педагогической деятельности отмечали В.Е.Гмурман, В.И.Журавлев, В.С.Шубинский, Н.Р.Юсуфбекова и др.

Природа исследовательской деятельности, безусловно, определяется умениями исследовать, способность к проведению исследования. Исследовательские умения ставят учителя в позицию исследователя собственной педагогической деятельности с целью ее коррекции и совершенствования.

Основным «прообразом» исследовательской деятельности в ряде диссертационных работ является исследовательская культура учителя, которая включает в себя философские знания, имеющие устойчивый характер, используемые для осмысления теорий образования и методологические знания, имеющие практико-ориентированный характер, применяемы для реализации собственных идей в практике образования.

Исследовательская деятельность будущего учителя в трудах ученых рассматривается в русле: профессиональной культуры [С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.Г.Воробьев, Л.В.Занков, В.И.Загвязинский, З.А.Исаева, А.И.Кочетов, Н.В.Кузьмина, В.И.Михеев, А.И.Пискунов, Я.Скалкова, Ш.Т.Таубаева, Г.И.Щукина и др.]; методологической культуры [В.В.Краевский, В.А.Сластенин, В.Э.Тамарин, В.А.Мосолов и др.]; педагогической культуры [Т.Бидайбекова, А.А.Молдажанова]; интеллектуальной культуры [И.С.Ладенко, Е.С.Ляхович, Н.П.Лукина и др.];

культуры труда научного работника [И.Г.Герасимов, Т.Кун, Г.Б.Омарова, К.Поппер, И.Лакатос, Ф.Эндрюс и др.]; творческой культуры [В.А.Андреев].

В психолого-педагогической науке предпринимались попытки проводить исследования по следующим направлениям: личностные механизмы и понятийный аппарат исследовательской деятельности учителей [Г.С.Сухобская], содержание и методика формирования научнопедагогического мышления через моделирование и анализ педагогических ситуаций [Е.К.Осипова, В.Э.Тамарин, Д.С.Яковлева]; связь науки и практики [В.В.Краевский].

Мышление ученого-педагога характеризуется некоторыми особенностями. Непременным условием формирования профессиональных способностей является органическое и непрерывное участие педагога-исследователя в практической работе учебно-воспитательного учреждения, в непрерывном контакте с учащимися, в систематическом изучении их деятельности [М.А.Данилов, Н.И.Болдырев]. Педагогу, которому хочется совместить свою педагогическую деятельность с научным исследованием, нужно не просто дополнить одну работу другой, как считает О.С.Анисимов, а преобразовать педагогическую работу, учебную деятельность обучаемого, превратив ее в удобную для моделирования различных исследовательских целей и проблем.

[Анисимов О.С.].

Г.С.Сухобская, Л.Л.Горбунова определили содержательно характеристику исследовательских умений, в частности: умение прогнозировать возможные затруднения и умение конструировать задания, направленные на их разрешение; умение прогнозировать и умение оценивать обучающие воздействия;

умение выбирать и обосновывать критерии оценки деятельности обучаемыми; умение анализировать и обобщать педагогический опыт [Сухобская Г.С., Горбунова Л.Л.].

Анализируя сущность исследователькой деятельности с точки зрения психологов, ученые заостряют свое внимание на проблеме личности ученого, характеристике научного творчества [Я.А.Пономарев и др.], так как это является непосредственной характеристикой научно-исследовательской деятельности личности.

Относительно исследовательских способностей необходимо сказать, что они определяются в тесной взаимосвязи с другими педагогическими способностями: организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, сугистивные, исследовательские и научно-познавательные. Исследовательские способности – это те, которые проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы, тогда как научнопознавательные сводятся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Мы исходим из гипотетического предположения о том, что исследовательская деятельность будущих учителей представляет собой педагогическую систему, источником которой является научная деятельность в сфере образования, характеризующаяся, с одной стороны, инвариантными структурами деятельности и с другой - подготовкой к деятельности самого субъекта педагогической науки. Научная деятельность в сфере образования характеризуется статусом и уровнем развития педагогической науки как специфического типа знания о развивающейся личности в изменяющихся объективных условиях функционирования различных систем и организаций образования.

В науке, как утверждают философы [В.И.Андреев, Г.М.Добров, В.Н.Карпов, Б.М.Кедров, А.К.Марков, В.В.Сериков, Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчева и др.] происходит интенсивный обмен деятельностью. Циркуляция опредмеченного и живого труда в науке задает соответствующую циркуляцию научных (включающую систему методов науки) знаний как внутри науки, так и в рамках общественного производства в целом. Поэтому не существует только одно движение (в частности, интегративное) продукта — знания, ведь сам процесс его циркуляции в научной системе связан с живой деятельностью. В свете этого явно недостаточно определение феномена науки как системы теорий, которые объединяют в единое целое ее исходные принципы, понятия, законы вместе с установленными фактами. Конечно, по сравнению с результатом познавательной деятельности в форме знания остальные компоненты познавательной деятельности отражают объективные интегративные связи более опосредованным путем. Но в том то и дело, что наука включает в свой единый состав наряду с системой научных знаний еще и живой научный труд субъектов познания.

Научная деятельность многомерна, т.к. включает, с одной стороны, инвариантные структуры деятельности (цель-содержание-способы-результат), а с другой стороны, стиль деятельности как культурный потенциал науки и человека науки. Стиль науки связан с подготовкой к деятельности самого субъекта науки. Стилевые структуры научной деятельности иррациональны, т.к. выходят за рамки научной технологии, но они рациональны в силу рефлексируемости социокультурных субъектных измерений научной деятельности. В современной науке изменяется научная технология, отношение к полноте субъективных измерений деятельности, расширяется культурная мера субъектности.

Деятельностный подход к науке позволяет осмыслить и познание, и знание как деятельность — живую (процесс деятельности) и опредмеченную (продукт деятельности) деятельность. Наука как любое другое деятельностное образование не может быть деятельностью только в одной форме (либо живой, либо опредмеченной), она может быть только их единством, так как обе эти формы существуют лишь в связи друг с другом как процесс и результат. Наука представляет собой единство научной деятельности и научного знания, живой и опредмеченной деятельности, научного труда и научного знания. Порождаясь научной деятельностью, научное знание органично и в активной форме вплетается в ее ткань. Выработанное знание детерминирует каждый конкретный акт дальнейшей научной деятельности, т.е. оно побуждает к дальнейшему развитию науки, взаимодействию и появлению методов научного познания с учетом современного развития общества.

Мы исходили из положения о том, что исследовательская деятельность, как и любая другая деятельность человека проявляется через сложную структуру психофизиологических процессов. Простейшими составными элементами ее являются движения, совершаемые человеком, которые объединяются в сложные комплексы, составляющие действия. Структурный аспект деятельности включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности и связан с разными видами передающейся активности. Отдельные действия объединены целью деятельности и структурно соподчинены друг другу. Функцию координатора выполняет программа деятельности, которая определяет что, как и когда должно делаться для достижения цели деятельности [С.Л.Рубинштейн].

Содержание исследовательской деятельности педагогов, на наш взгляд, должно быть ориентирована на освоение педагогической науки как системы теорий в сфере образования, с другой – на освоение логики исследовательского процесса.

Предметом познания исследовательской деятельности учащихся выступает педагогическая наука, которая развивается в настоящее время по следующей номенклатуре специальностей: общая педагогика (13.00.01);

13.00.02 - Теория и методика обучения (по отраслям знаний); 13.00.0З Коррекционная педагогика; 13. 00.04 - Физическая культура; 13. 00.05 Культурно-просветительская деятельность; 13. 00.06 - Теория и методика воспитания; 13. 00.07 - Теория и методика дошкольного образования; 13.

00.08 - Теория и методика профессионального образования. Наше утверждение о значимости педагогических теорий и научных знаний для будущих учителей подтверждается фундаментальными исследованиями в области профессионально-педагогической подготовки известных ученых Васильевой, Сластенина, Сейтешева, Кузьминой, Багаевой, Уманова, Егорова, Тряпициной, Чекалевой, Хмель и др. Все ученые едины во мнении, что исследовательская деятельность является важным компонентом профессиональнопедагогической деятельности и профессиограммы учителей.

С другой стороны, содержание исследовательской деятельности должно быть направлено на овладение логикой исследовательского процесса. Традиционно в педагогике определяется три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий. Первый этап - от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы - в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема - тема - объект - предмет - научные факты - исходная концепция - ведущая идея и замысел - гипотеза задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Логика же второго — собственно исследовательского этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов - проверка гипотезы - конструирование предварительных выводов - их апробирование и уточнение - построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.) и внедрение результатов в практику (В.И.Загвязинский).

Трансформация педагогической науки, как объективной ценности в ценностную ориентацию будущих учителей, как осознанно-значимое отношение к научно-педагогическим знаниям возможно при включении в процесс формирования исследовательской деятельности учащихся механизмов ценностного ориентирования в соответствии с концепцией профессора Г.К.Нургалиевой. Ценностные ориентации – интегральное личностное образование, вбирающее в себя разные уровни и формы взаимодействия внутреннего и внешнего; основанное на оценках субъектом окружающей действительности; способ дифференциации объектов по их значимости. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с когнитивной, эмоционально – мотивационной и поведенческой сферами развития личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. На наш взгляд, ценностное отношение личности к исследовательской деятельности в своем генезисе представляет смысловое преломление научно-педагогического опыта, лежащее в основе системы профессиональных смыслов.

Ценностная ориентация на исследовательскую деятельность является целью и результатом непрерывного профессионально-педагогического образования, характеризующаяся мотивированным осознанным отношением к необходимости овладения способами исследовательского процесса: обоснования научного аппарата, определения теоретических основ исследования, операционализации и интерпретации результатов через формализацию знаний.

Другая часть нашей концепции связана с обоснованием педагогических возможностей информационно-коммуникационных технологий в формировании исследовательской деятельности. Информатизация исследовательской деятельности позволяет создание возможности построения открытой педагогической системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения; коренного изменения технологий получения нового знания посредством более эффективной организации научноисследовательской деятельности обучаемых на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как персонификация процесса обучения.

В диссертации доказывается, что в современных условиях информационный подход имеет методологическое значение для принципиально нового осмысления мира, на основании чего, в частности, педагогическая наука вплотную подошла к непротиворечивому и неконфликтному принятию информационной парадигмы как одной из концептуальных моделей своего развития и функционирования.

В работе на основе аналитического обзора отечественного и зарубежного научно-педагогического опыта в области информатизации педагогической деятельности обоснована необходимость качественной информационной (методологической и теоретической) подготовки специалистов образования как одной из важнейших задач, т.к. основным препятствием для создания и использования образовательных информационных ресурсов является не столько отсутствие технических возможностей, сколько нехватка методического материала и педагогических подходов.

Педагогическая технология информатизации исследовательской деятельности раскрывается в двух аспектах: гарантированность конечного результата и проектирование процесса формирования исследовательской деятельности.

Педагогическую технологию мы рассматриваем как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

В работах ряда ученых (Соколова И.В., Бешенков С.А.) сделан вывод, что в осуществлении информатизации образования у субъектов этого процесса выделяются два противоположных подхода:

• технократический, при котором информационные технологии считаются лишь средством повышения производительности учебного труда и труда преподавателей;

• социально-гуманистический подход, при котором информационная технология рассматривается как важный развития профессиональной личности, формирования у него системного взгляда на окружающий мир.

Мы считаем, что только технологически обогащенное образование в сочетании с усиленной информационно-технологической подготовкой учащихся педагогических колледжей, в обозначенном выше «аналитическом» ключе поможет преодолеть технократизм в развитии общества, будет способствовать поддержке его интеллектуального развития, ускорит на этой основе процесс информатизации образования, формирования исследовательской деятельности учителей.

Таким образом, защищаемая нами педагогическая концепция формирования исследовательской деятельности учителя основана на раскрытии ее сущности, как научной деятельности в сфере образования. Научная деятельность включает в свой единый состав наряду с системой научных знаний еще и живой научный труд субъектов познания образовательного процесса.

Поэтому, исследовательская деятельность включает инвариантные структуры деятельности и стиль деятельности, как потенциал науки и человека науки. Ценностно-ориентирующим механизмом становления молодых исследователей, на наш взгляд, выступает смысловое преломление для них научно-педагогического опыта, лежащее в основе системы профессиональных смыслов и проявляющееся как развитие мотивов деятельности и их реальных отношений к педагогической науке. В современной педагогической науке, как и любой другой, в связи с ростом научно-технического прогресса изменяется технология, которая меняет отношение исследователя к полноте субъективных измерений деятельности, что в свою очередь расширяет культурную меру субъектности. Определяющим фактором в этих взаимообусловленных процессах является педагогическая методология, интегрирующая системный, личностно-деятельностный, аксиологический, информационный и технологический подходы.

Целевой компонент процесса формирования исследовательской деятельности учителя связан с моделированием ожидаемого педагогического результата, как идеального образа проектируемой личности.

Модель формирования исследовательской деятельности учащихся колледжей проектируется нами в ключе вышеизложенных теоретических позиций и выступает как совокупность критериев, показателей и признаков, характеризующих разноуровневую активность в познании алгоритмов обоснования научного аппарата, методологии, операционализации этапов и интерпретации результатов исследования на основе анализа достижений педагогической науки и практики (Рисунок 2, 3).

Динамическая модель как выражение координации необходимого и возможного в конкретных элементах структуры исследовательской деятельности будет представляться как способ взаимодействия и координации ее мотивов, условий, целей и средств. При этом естественным образом выделяются две основные функциональные линии, соответствующие содержательному и динамическому аспектам развития деятельных процессов /К.К.Платонов/. Содержательная сторона будет воплощаться в предметноцелевом плане, представляющем собой схему взаимодействия и координации целей и средств деятельности. Динамическому аспекту соответствует динамическая модель как способ взаимодействия и координации мотивов деятельности и условий их реализации. Это объясняется тем, что активность субъекта начинается с взаимодействия его потребностей и мотивов с условиями их реализации.

В модели 4 критерия формирования исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей. Каждый критерий представлен рядом показателей и признаков, дифференцированные по двум этапам (репродуктивный и продуктивный).

- Знание сущности формулирования гипотерезультатов исследования, - Умение различать проблему и тему исслеумение определять причинно-следственную Репродуктивный - Умение разработать структуру исследовафакты в определенных рамках, педагогической литературы по теме исслестремление к определению практической и - Знание-осознание сущности формулировапо исследуемой проблеме, - Знание-осознание способов формулировасвоего микроисследования, - Знание-осознание способов формулироваственного микроисследования, методов исследования в своем микроисПродуктивный Содержательный компонент процесса формирования исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей связан с разработкой и внедрением в образовательную практику электронной исследовательской программы «Исследовательская деятельность педагога» (ЭИП).

ЭИП является одним из инструментов освоения учащимися и проектирования преподавателем содержания исследовательской деятельности учащихся в информационном аспекте. В диссертации доказано, что изучать эту программу учащиеся могут при элементарных навыках работы с компьютером, когда электронные средства обработки информации могут осознаваться в качестве средств обучения, а не предмета познания.

Функциональным узлом ЭИП является система критериев и показателей исследовательской деятельности учащихся колледжей (рис.2), рассматриваемый нами как целевой компонент процесса формирования исследовательской деятельности учащихся.

Гипертекст ЭИП выступает как базис содержания подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности, к работе с научно-педагогической информацией, характеризуется как способ организации информационнопедагогической среды. При формировании содержания ЭИП за основу был взят государственный образовательный стандарт по специальности «Учитель начальных классов». Государственные стандарты для педагогических колледжей утверждены Министерством образования и науки Республики Казахстан 1.09.2002 г. Изучение ведется в рамках взаимосвязанных курсов «Педагогика», «Психология», «История педагогики», «Методика воспитательной работы», «Методика обучения (по предметам)». Интеграция предполагает учет взаимосвязей между этими дисциплинами, исключение дублирования учебного материала, согласованность и унификацию понятий, правил изложения и оформления учебного материала.

Изложение теоретического материала с использованием гипермедиа была представлена в аспектных исследованиях [А.И.Тажигуловой, Г.Б.Ахметовой] и не составила теперь особой сложности. Организация тестового контроля также разработана достаточно подробно и используется весьма широко. Но ядром образовательной программы является конструирование исследовательского процесса, так как именно это формирует у обучаемого необходимые навыки, обеспечивает формирование исследовательской компетентности.

Исходя из понимания сущности понятия «педагогической технологии», как упорядоченной системы процедур, неукоснительное выполнение которых обеспечивает достижение планируемого результата по заданным параметрам, мы вышли на проектирование процесса формирования исследовательской деятельности в логике целевого компонента предмета исследования.

Сущность педагогического исследования составляет обоснование научного аппарата, определение теоретических позиций, операционализацию и интерпретацию результатов, что является содержательным основанием педагогической технологии формирования исследовательской деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий и архитектуры программного продукта, как совокупности определенных алгоритмических действий, которые предполагают выполнение последующих шагов.

Алгоритм определения научного аппарата исследования:

- выбрать объектную область исследования, т.е. той сферы педагогической действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы и противоречия;

- предварительно провести анализ ближайшей области педагогического процесса, в состав которой предполагаемый объект исследования;

- определить значимость, новизну и перспективность исследовательской проблемы;

- изучить объективную потребность в решении обозначенной проблемы;

- соотнести выбор объектной области исследования со своим образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем;

- сформулировать в первом варианте тему исследования в контексте обозначенной проблемы;

- тщательно проанализировать различные элементы или компоненты этой темы;

- найти проведенные ранее исследования по сходной тематике и найти их единство и различия;

- сформулировать гипотезу исследования как теоретическую причинноследственную конструкцию, прогнозирующую конечные результаты преобразования;

- описать в гипотезе ожидаемые существенные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, как наиболее повторяющиеся тенденции;

- сформировать методологический аппарат, выработать обобщенную концепцию как свод основных теоретических положений;

- под воздействием осмысления каждого пласта фактического материала постоянно проводить корректировку исходной концепции — гипотезы;

- определить задачи исследования;

Алгоритм определения теоретических основ исследования:

- определить характер исследования;

- активно использовать теоретические методы исследования;

- определить способ и этапы построения теории;

- соотнести теоретические положения исследования с выдвинутой гипотезой;

- разработать основы теории констатирующего эксперимента;

- разработать объективные характеристики-параметры, систему критериев, показателей и признаков измерения предмета исследования;

- проводить периодические срезы состояния действительности;

- выявить и распознать факты педагогической действительности;

- интерпретировать факты в определенных рамках и установить связи между ними;

Алгоритм операционализации исследования:

- определить валидную и надежную процедуру измерений изучаемого педагогического явления;

- переформулировать абстрактные теоретические психологопедагогические понятия в конкретные термины;

- провести категоризацию и упорядочение педагогических явлений;

- определить степень соответствия измерений изучаемым понятиям, т.е.

уточнить валидность измерений;

- разработать программу исследования;

- выбор адекватных целям и задачам методов изучения объекта и предмета исследования;

- определить вид и сущность эксперимента;

- разработка стратегии исследования;

- разработать технологию анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, включая создание диаграмм и гистограмм, ранжирование с целью вывода наиболее отличительных признаков и среднего статистического показателя;

Алгоритм интерпретации результатов исследования.

- провести систематизацию результатов научно-педагогического исследования по признакам новизны, достоверности и практической направленности;

- дать интерпретацию полученных результатов на основе рабочей гипотезы и выделения связей и закономерностей;

- сформулировать выводы в соответствии с поставленными задачами;

- выявить объективное значение полученных результатов для педагогической теории и практики;

- провести сверку принятых концептуальных толкований с альтернативными;

- литературному оформлению результатов исследования;

- провести апробацию результатов исследования в соответствии с имеющимися в практике видами и способами;

- определить логику, вид (жанры) изложения результатов исследования;

Операционный компонент процесса формирования исследовательской деятельности предполагает выработку практических умений. ЭИП разработана с учетом 2-х типов заданий, реализующих репродуктивную, и продуктивную активность обучаемого.

Сущность репродуктивного уровня заданий заключается в поиске необходимой информации, в умении работать с информационным массивом. В программе составлен целый цикл из 30 заданий, направленных на осмысление сущности понятий, педагогических концепций по интересующим учащихся проблем на основе учета закономерностей формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и Талызина). Например, учащийся выбирает в гипертексте все определения понятия «методология», выписывает их, анализирует их по ключевым словам на предмет единства и различия, выбирает наиболее полное определение. При этом предусмотрены способы активизации внутренней и внешней речи.

Продуктивный уровень заданий заключается в овладении способами сравнительного анализа. В программе предлагаются задания на изучение разных моделей предметов исследования. Например, учащиеся, сравнивая критериальную, функциональную и динамическую модели исследовательской культуры личности познают метод моделирования. Это позволяет учащимся перейти к моделированию предмета собственного микроисследования. В соответствии с алгоритмом действий всех этапов исследования учащиеся выполняют задания. Обращаясь к базе данных, учащийся анализирует сходные работы по: базовым теоретическим положениям исследования;

ведущим категориям и терминам; критериям, показателям и признакам изучаемого предмета исследования; содержанию контент-анализа основных идей исследования. В гипертексте, информационном поле программы учащиеся имеют возможность проанализировать по единому алгоритму целый ряд близких по теме работ. Данный уровень предполагает овладение способами конструирования научного аппарата своего собственного микроисследования. В условиях ЭИП учащемуся предлагается выбрать один из вариантов: или он выступает в качестве педагога-наблюдателя и начинает свою деятельность с исследования педагогической практики по имеющимся в базе данных видеоматериалам и формулирует идеи, которые принимают в последующем форму законов и принципов педагогической теории; или он выступает в роли педагога-конструктора, который начинает свою работу с некоторой идеи (концепции), а заканчивает реализацией этой идеи в форме педагогической практики.

Выполнение всех заданий проводится с опорой на базу данных (Рисунок 4) в соответствии с 4-мя этапами формирования исследовательской деятельности. В базе данных информация представлена по шифрам научнопедагогических специальностей, датам защиты, фамилиям соискателей и их руководителей, по научному аппарату исследований.

При составлении базы данных мы использовали 4 номера информационных бюллетеней АГУ имени Абая по защищенным диссертационным исследованиям в области психологии, педагоги и методики преподавания частных дисциплин за 1991-1994 (выпуск 1), 1995-1997 (выпуск 2), составленные М.Ш.Хасановым, Т.С.Садыковым, Г.К.Нургалиевой и Н.М.Сагитовой. База данных носит мобильный характер, т.е. может регулярно дополняться.

Анализируется база с помощью следующих операций: «Поиск», «Результаты поиска», «Редактирование базы данных». Каждая панель имеет свое функциональное назначение. «Поиск» предполагает выбор соответствующих параметров, определяемых галочкой фамилии, имени и отчества ученого, шифр специальности, интересуемую тему исследования и год защиты диссертации или дипломного проекта. Для того, чтобы найти работу по характеру исследования можно выбрать «галочкой» тип исследования: докторскую или кандидатскую диссертацию, дипломную или курсовую работу. Далее для получения результата поиска необходимо нажать на кнопку «Найти». В другой базе данных мы использовали справочник КАО имени И.Алтынсарина (составители А.К.Кусаинов, Ш.Т.Таубаева, Ы.Наби), который структурирован, в отличие от предыдущей базы, по годам и направлениям.

Одной из особенностей ЭИП явилось создание некоторого информационно-коммуникативного пространства. С этой целью в ЭИП были привнесены адреса сайтов организаций образования в Интернет. Мы это рассматривали как источник для покрытия постоянного дефицита педагогической информации; среду для публикаций, полученных в результате исследований; инструмент обмена текущей информацией между педагогами, работающими в разных школах. Постоянная оперативная связь с коллегами и методистами помогают складываться профессиональному обществу педагогов. Это способствует созданию «сетевого профессионального сообщества».

Работа в ЭИП предполагает освоение Всемирной паутины Интернет, где учащиеся педагогического колледжа тренируются проводить поисковое исследование. Будущие учителя проводят поиск по теме исследования. Ниже мы предлагаем обзор научно-педагогических сайтов, которые проанализированы молодыми учеными:

- http://borytko.nm.ru/ - Сайт Николая БОРЫТКО (Сайт, посвященный педагогическим исследованиям, консультированию в сфере образования и подготовке педагогов);

- shishkinstreet.narod.ru (Кафедра педагогики ВГПУ. Сайт, посвященный педагогическим исследованиям и подготовке педагогов в системе непрерывного образования), - http://www.itop.ru/publ/zagvozdkin.html (Вхождение в мировую гуманитарную мысль как актуальная задача развития методологии педагогических исследований на современном этапе);

- http://shishkinstreet.narod.ru/research.html – программа специализации «педагогическое исследование»;

- http://shishkinstreet.narod.ru/tutoring.html - образовательная программа повышения квалификации работников образования «Школа индивидуального образования»;

- http://www.infosport.ru/Press/tpfk/1997N2/p47-49.htm - Социальнопедагогические исследования студенческих коллективов академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта;

- http://cpr-pokrov.narod.ru/ - Центр педагогических исследований «Покров»;

- gcon.pstu.ac.ru Библиотека совета;

- www.kcn.ru (научно-педагогические школы КГУ: Физика: Исследование магнитных и полупроводниковых материалов);

- www.informika.ru - Courier of Education: #5(8) 1998 –voprcont;

- www.zankov.ru (экспериментально-педагогические исследования Л.В.Занкова и их роль в развитии теории и практики обучения);

- conf.mitme.ru (маркетинговые исследования и онлайн – анкетирование);

- www.pereplet.ru (изучение литературы в школе);

- www.ipkpro.aaanet.ru (Городской центр внешкольной работы «Досуг»);

- imc.misa.ac.ru (Статистическая обработка данных);

- Сайт www.cs.msiu.ru (методы исследования);

- www.mks.ru (дополнительные методы исследования);

- binnup.narod.ru (Методы исследования);

- www.chem.msu.su (Программа курса «Физические методы исследования»);

www.cbook.ru (Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук).

деятельности стало возможно в режиме NetMeeting. Учащийся педагогического колледжа создает коммуникативную ситуацию, которая может быть обеспечена с использованием РС, web-камеры и микрофона.

сформулировать устно или письменно.

Устный ответ формируется с использованием микрофона, в режиме которого проходит коммуникативная ситуация с собеседником на дистанции.

Особенность ЭИП заключается в том, что программа представляет собой интеграцию двух компонентов: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть включает определение общих алгоритмов исследования, вариативный компонент конкретной научно-исследовательской работой учащихся, которую он выполняет в соответствии с заданными алгоритмами исследовательских действий. Практическое использование учащимися ЭИП осуществляется в процессе выполнения ими курсовых работ.

ЭИП содержит множество возможностей реализации методов ценностного ориентирования личности. Например, в условиях ЭИП учащемуся предлагается выбрать один из вариантов осуществления исследовательского процесса:

- или он выступает в качестве педагога-наблюдателя и начинает свою деятельность с исследования педагогической практики по имеющимся в базе данных видеоматериалам и формулирует идеи, которые принимают в последующем форму основных теоретических положений микроисследования;

- или он выступает в роли педагога-конструктора, который начинает свою работу с некоторой идеи (концепции, идеальной модели), а заканчивает реализацией этой идеи в форме педагогической практики.

Оценочно-результативный компонент процесса формирования исследовательской деятельности предполагает, с одной стороны, автоматизированное тестирование в ЭИП теоретических знаний по организации исследовательского процесса, с другой – самооценку сформированности исследовательской деятельности в соответствии с нашей моделью. Сформированность исследовательской деятельности учащихся проверялась по качеству выполненных курсовых и дипломных работ: в какой степени учащимся удалось отразить все этапы исследования в работе; насколько они смогли проанализировать информационный массив и педагогическую практику, как провели эксперимент и смогли ли оценить его результаты.

Мы исходим из того, что ЭИП является автоматизированной педагогической технологией, направленной на конструирование преподавателем и освоение учащимися содержания исследовательской деятельности как компонента будущей профессиональной деятельности учащихся. Другое дело, что как инструмент проектирования содержания будущей профессиональной деятельности он изначально не рефлексируется или рефлексируется очень слабо. Традиционно считается, что исследовательская деятельность активно осваивается при изучении теоретических курсов педагогики и психологии, на педагогической практике. Попытка отрефлексировать эти формы обучения в единстве, т.е. привнося в электронную программу «живые» фрагменты реальной педагогической практики осуществлена в данном исследовании.

Приступая к работе по технологии, мы решили выявить отношение учащихся вообще к исследовательской деятельности: понимают ли они, что такое научный аппарат исследования; в какой степени они осознают роль теории в проведении микроэксперимента; владеют ли они методами педагогического исследования; умеют ли они делать выводы и ориентированы ли они на получение педагогического результата.

Как мы и предполагали, учащиеся больше знакомы с методами исследования. Средний показатель сформированности высокого уровня составляет 14,6%, среднего уровня- 35,4%. Понятно, что они знакомы с методами исследования из основных курсов по педагогике и психологии, что дает им некоторые представления об операционализации процесса исследования.

Учащиеся также имеют слабое представление о научном аппарате микроисследования (соответственно 12,6 и 26,4%). Знают, что такое цель, задачи, понимают, что надо сформулировать тему, а чаще ждут ее в готовом виде.

Нет представления об объекте и предмете исследования, сильно затрудняются в определении гипотезы, определении причинно-следственных связей.

Определение теоретических основ исследования учащиеся также слабо себе представляют. Только 10,2% учащихся смогли объяснить, что основу исследования составляет теория.

Самый низкий показатель по осознанию учащимися необходимости интерпретации результатов микроисследования (6,8%).

Приступая к освоению ЭИП как педагогической технологии исследователькой деятельности учащимися должны были пройти специальные тренинговые курсы. Мы пришли к выводу, что работать по предложенной нами автоматизированной системе учащиеся могут работать при уже имеющихся хороших навыках работы с компьютером. Наша программа, как электронное средство обработки информации могут осознаваться не только в качестве средства обучения, а как предмета познания. При таком условии значение программы для профессиональной подготовки будущих учителей существенно возрастает.

Тренинговые курсы были направлены на овладение приемами практического использования ЭИП: изучение приемов навигации; использования клавиатуры, микрофона, видео, принтера в процессе работы с целью выполнения заданий; способов регистрации и тестирования; условиями работы с базой данных и.т.д.

По суждениям самих учащихся они увидели возможность создания индивидуальной образовательной траектории обучения отдельно для каждого учащегося, мониторинга исходного и результирующего уровней подготовки.

Их привлекло то, что работа в тренажерном режиме обеспечивает систематичность и последовательность на максимально доступном для учащихся уровне, развивает их самостоятельность.

Основная часть эксперимента была связана с выполнением учащимися рефератов, курсовых и дипломных работ. Работа с ЭИП предполагается в объеме часов, отведенных на выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ в соответствии с учебным типовым планом.

Тематике рефератов, курсовых и дипломных работ выстраивалась по принципу преемственности и последовательности в русле одной исследовательской проблемы. В базе данных все выполненные учащимися на разных этапах исследовательской деятельности сохраняются. Предоставляется возможность использования результатов работы других учащихся с тем, чтобы показать новый уровень работы.

Например, учащиеся работали по следующей тематике: «Формирование интереса к учению в процессе проведения уроков иностранного языка в нестандартной форме у учащихся 5 — 6 классов (Жилкайдарова К.М.);

«Виды воспитания молодёжи в условиях Костанайского педагогического колледжа» (Тайлакова Н.А.); «Моделирование как метод обучения составным задачам» ( Сахновская Л.Н.); «Профессионально-педагогическая этика, как основа становления профессионального мастерства будущего учителя»

(Забирова А.Ж.); «Проблема развития творческого потенциала учащихся в условиях Костанайского педагогического колледжа» (Наурызбаева Д.А.) и т.д.

Преподавателю, при работе учащихся с ЭИП отводится роль тьютораконсультанта, что предполагает высокий уровень владения самим преподавателем педагогической технологии, представленной в ЭИП.

По завершению эксперимента мы получили динамику роста признаков, характеризующих ориентацию учащихся на овладение научным аппаратом, Диагностика изучения сформированности исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей (в % соотношении)

В С Н В С Н

1 выбора объектной области исследования, 2 предварительно проведения анализа ближайшей области педа- 20,8 36,1 43,1 46,9 36,3 16, гогического процесса 3 определения значимости, новизны и перспективности исследо- 11,8 23,7 64,5 53,6 29,8 16, вательской проблемы 4 изучения объективной потребности в решении проблемы 5 соотношения выбора объект.области исследован. с образовани- 13,2 27,4 59,4 53,4 36 10, 6 формулирования в первом варианте темы исследования 7 анализа различных элементов или компонентов этой темы 8 поиска проведенных ранее исследований 10 описания в гипотезе ожидаемых существенных взаимосвязей 11 формирования методологического аппарата 12 постоянного проведения корректировки исходной гипотезы 2 активного использования теоретических методов исследования 10,3 33,9 55,8 44,2 31,9 23, 4 соотношения теоретических положений исследования с выдви- 12,1 36,3 51,6 40,8 35,2 нутой гипотезой 5 разработки основы теории констатирующего эксперимента 13,9 31,9 54,2 44,2 31,9 23, 6 разработки объективных характеристик-параметров 14 35,2 50,8 45,9 34,9 19, 7 проведения периодических срезов состояния действительности 12,4 37,5 50,1 36,1 39,7 24, 8 выявления и распознавания факты педагогической действитель- 19,3 36,8 43,9 44,7 31,4 23, ности 1 определения валидной и надежной процедуры измерений 13,8 48,8 17,4 58,9 49,2 11, 2 переформулирования абстрактные понятия в конкретные 10,1 31,6 48,3 56,1 39,7 14, 3 проведения категоризации и упорядочение пед.явлений 17,7 25,9 56,4 22,4 37,5 40, 6 выбора адекватных целям и задачам методов изучения 19,3 33,8 46,9 64,2 31,9 3, 9 разработки технологии анализа данных экспериментов 20,1 31,6 38,3 59,3 36,8 13, 2 проводить интерпретацию на основе рабочей гипотезы 7,6 38,8 53,6 64,2 31,9 3, 4 выявления объективного значения полученных результатов 4,2 36,9 58,9 56,2 31,9 11, 5 проведения сверки концептуальных толкований с альтернативн. 2,4 37,5 60,1 56,1 39,7 4, 6 литературного оформления результатов исследования 9,3 36,8 53,9 45,7 46,4 7, определение теоретических основ исследования, операционализацию процесса исследования, интерпретацию полученных результатов.

Целостное представление исследовательского процесса позволило учащимся понять логику построения научного аппарата. Больше половины учащихся (60,9%), стали проявлять большой интерес к сравнительному анализу сходных тем, больше интересовались процедурой анализа противоречий. Средний статистический коэффициент данных констатирующего и формирующего экспериментов составил 48,3%.

В процессе работы с электронной исследовательской программой почти половина учащихся (50,4%) стали лучше разбираться в результативности своего микроисследования.

На 38,2% повысилось число учащихся, которые закрепили навыки использования методов педагогического исследования и активно их реализовали в своем микроисследовании.

Сложнее подвергалось освоение педагогической теории, хотя здесь также была зафиксирована динамика до 38% учащихся.

Сравнительный анализ педагогических возможностей формирования исследовательской деятельности учащихся в процессе традиционного и электронного обучения обнаружил следующее:

1. Гибкость и комфортность ЭИП. Необходимый для проведения исследования объем научно-педагогической литературы в форме первоисточников (публикации, статьи, авторефераты, монографии) по актуальным проблемам современного образования сосредоточен в гипертексте программы.

Возможность заниматься в удобное для учащихся время и индивидуальном темпе являются особенно привлекательными. В ходе эксперимента учащимся была предоставлена возможность выбора изучения спецкурса «Формирование исследовательской культуры» по одной из двух образовательных технологий, традиционной или электронной. Все до одного учащиеся предпочли изучать спецкурс по экспериментальной технологии. Более того, по результатам выполнения курсовых и дипломных работ их качество по сравнению с прошлыми учебными годами повысилось в среднем на 25 %. При анкетном опросе учащихся высказали следующие мнения: «интересно работать на компьютере»; «доступность информации»; «не надо идти в библиотеку»; «можно смотреть видеофрагменты из школьной жизни несколько раз»;

«много материала»; «хорошо, что есть примеры того, как надо выполнять работу» и т.д.

2. Лучшее понимание и запоминание учебного материала. В связи с тем, что ЭИП отвечает принципам модульности, визуальности и интерактивности, то в итоге степень понимания учащимися логики исследовательского процесса повысилась в среднем на 50-60% по сравнению с тем же показателем для аналогичного традиционного курса. Степень запоминания учебного материала при этом также повысилась в среднем на 40-50%.

3. Существенное сокращение времени на изучение учебного материала.

ЭИП существенно повышает степень контроля учащегося над временем и скоростью изучения данного курса при условии, что все его учебные материалы и учебные задания доступны ему в электронном читальном зале с первого дня учебного процесса. Исследование показало, что это приводит к экономии до 30% времени, регламентированного для изучения спецкурса в традиционных условиях.

4. Мобильность учебного материала. Известно, что ежегодно появляются сотни педагогических исследований. Таким образом, при изучении спецкурса по исследовательской деятельности требуется частое дополнение содержания курса и программного обеспечения. Для традиционных печатных учебников и пособий такое требование является весьма проблематичным, в то время как ЭИП позволяет сравнительно легкое и сколь угодно частое (в предельном случае, один раз в учебный год, семестр или четверть) обновление содержания спецкурса. В результате учащиеся в своих курсовых и дипломных работах ссылаются на последние авторефераты, тогда как традиционно они практически в работах учащихся колледжей не упоминаются.

5. Современность электронной исследовательской программы. Современная школа требует от учителей знания современных информационнокоммуникационных технологий, элементарного пользованию компьютерами.

Обучение по ЭИП наилучшим образом подходит для решения этой задачи.

ЭИП реализует принцип "обучения использованию новых информационных и коммуникационных технологий в школе через активное изучение и использование тех же технологий в процессе обучения в колледже".

6. Повышение качества образования будущих учителей. ЭИП основана на материалах ведущих ученых-педагогов и специалистов в данной области.

В программе используются многочисленные гипертекстовые ссылки на лучшие информационные источники в заданной прикладной области, что несомненно ведет к повышению качества образования. Вторым важным фактором, повышающим качество процесса обучения является наличие базы данных с большим числом часто задаваемых студентами вопросов по курсу и ответами ведущих преподавателей или экспертов на эти вопросы. При традиционном образовании, зачастую, авторы учебников и монографий не имеют просто физической возможности ответить на вопросы, возникающие в процессе обучения учащихся. При использовании базы данных вопросов и ответов в ЭИП эта проблема практически полностью решена.

7. Технологичность, т.е. возможность изучения спецкурса по исследовательской деятельности, как учащимися колледжей, так и студентами, магистрантами, аспирантами, учителями. Программа представляет собой базу данных (знаний), которой они могут пользоваться в период всей профессиональной деятельности.

В результате исследования нами были определены функции ЭИП, которые обеспечивают включение ее в модель информационно-педагогической среды колледжа, как средства ее конструирования и развития через систему информационных связей с внешними факторами (социальными, техническими, технологическими, культурологическими, научно-исследовательскими и др.):

1. Информационная функция выражается в процессе доведения до обучающихся нового знания, которое достигнуто в педагогической науке. В отличие от традиционного подхода, информационная функция выражается в создании продуманной и эффективной системы трансляции знаний, воспроизводстве деятельности субъектов исследовательского процесса, расширения исследовательских задач за счет разнообразных методов управления информационными потоками в современном образовании;

2. Интерактивная функция обеспечивает образовательную коммуникацию в развивающемся научно-образовательном пространстве; реализует возможности варьирования содержания и форм коммуникационных взаимодействий; развивает сотрудничество партнерства в исследовательском процессе. В отличие от традиционного подхода, ЭИП обеспечивает персонализацию исследовательского процесса, каждый учащий имеет возможность живого общения в условиях электронной почты, режима «чат», интернетфорумов;

3. Образовательно-стимулирующая функция реализуется за счет той части программы, которая заключает в себе по отношению к каждому участнику образовательного процесса новый объем знаний, развивающий и повышающий его культурный, образовательный и профессиональный уровень, мотивирует и стимулирует его информационные потребности в педагогической сфере, и, как следствие, направленность на профессиональнопедагогическую деятельность и интерес. В отличие от традиционного подхода, ЭИП ориентирует учащегося на собственную траекторию развития в достижении результатов исследовательской деятельности;

4. Системообразующая функция направлена на концентрацию необходимых и ценных для исследовательской деятельности, как совокупности локальных, системных и функциональных знаний, установления связей между ними, что позволяет определять их иерархический статус, путь и логику пополнения научных фактов о предмете познания. В отличие от традиционного подхода, ЭИП представляет собой базу данных (знаний, информации), которая имеет открытый, мобильный и развивающийся характер.

5. Практическая функция реализуется на уровне организации научнообразовательной среды колледжа в роли средства и связующего звена с внешним информационно-образовательным пространством, а также внутри ЭИП между наукой и практикой, между педагогическими и информационными технологиями; способствует корреляции преемственности в формировании информационной компетентности специалиста образования. Определяет общую направленность специалиста, расширяет возможности трансляции и использования достижений в этой области. В отличие от традиционного подхода, ЭИП дает возможность тренинга по заданному в программе алгоритму исследовательских действий.

6. Ценностно-ориентационная функция направлена на формирование избирательного отношения к профессионально-педагогической информации, циркулирующей в научно-информационной среде; на осознание, формулировку, удовлетворение и развитие информационных потребностей специалиста образования как важного фактора личностного роста и самореализации в профессиональной педагогической деятельности, определяющих в определенной мере принятие научных регулятивов с целью практических преобразований. В отличие от традиционного подхода, ЭИП реализует контролируемое участие каждого учащегося в поиске информации, оценке различных точек зрения, аргументированного выбора своей позиции и проекции своих действий.

7. Социально-психологическая функция определяет изменение существующих стереотипов мышления в поиске, методах и средствах работы с информацией в сторону активного восприятия и системного познания окружающей действительности на основе осознания информационной картины мира и освоения разнообразных методов работы с информационными моделями и системами. В отличие от традиционного подхода, ЭИП предполагает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого начинающего исследователя в освоении алгоритма исследовательского процесса.

8. Прогностическая функция направлена на оперативное включение в процесс профессиональной подготовки будущих педагога новых тенденций и направлений развития педагогической науки, определяющих стратегию развития профессиональной деятельности. В отличие от традиционного подхода, ЭИП обеспечивает включение новой информации в процесс исследовательской деятельности.

9. Интеллекторазвивающая функция учитывает одну из важнейших особенностей информационного общества - интеллектуализацию всех областей человеческой деятельности, что требует существенного роста объема и качества, как совокупного информационного ресурса, так и интеллекта каждой отдельной личности. В отличие от традиционного подхода, ЭИП является одним из инструментов построения информационных и обучающих систем любой степени сложности за счет таких его свойств, как свертывание и иерархизация информации и установление различных связей между объектами педагогической науки.

Проведенный нами эксперимент дал возможность сформулировать в диссертации некоторые закономерности формирования исследовательской деятельности учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий:

- взаимообусловленность сущности исследовательского процесса (целевой-содержательный-операционный-результативный) и алгоритма конструирования электронной программы (модуль-гипертекстинтерактивные задания-тесты). В ходе эксперимента мы вынуждены были постоянно корректировать электронную программу в соответствии со всеми алгоритмами «шагами» микроисследования учащихся;

- взаимосвязь между модулем электронной программы как совокупности локальных, системных и функциональных знаний и этапами исследовательского процесса (обоснование научного аппарата исследования; определение теоретических основ исследования; операционализация процесса исследования; интерпретация полученных результатов). Мы выявили, что модуль может иметь инвариантный и вариативный компоненты, дифференцируемые в зависимости от уровня педагогического образования (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное);

- взаимосвязь между гипертекстом электронной исследовательской среды, как объекта познания, понятийного базиса и содержанием программ по психолого-педагогическим дисциплинам и спецкурса по исследовательской деятельности, как информационно-образовательной сферы;

- взаимосвязь между интерактивными заданиями электронной программы (поиск – оценка – выбор - проекция) и уровнями исследовательской активности учащихся (репродуктивный, творческий, исследовательский), которые являются условием деятельностной, личностноориентированной, аксиологической направленности обучения на всех уровнях профессионально-исследовательской подготовки;

- взаимосвязь между тестированием и самоаттестацией исследовательских умений в соответствии с критериальной, функциональной и динамической моделями, способствующими рефлексии научного роста и достаточности выбранной индивидуальной траектории обучения;

- использование информационно-коммуникационных технологий в осуществлении процесса формирования исследовательской деятельности обусловливает единство профессионального образования, научноисследовательской и психологической подготовки к овладению работой на компьютере.

В результате проведенного исследования нами получены следующие научно-педагогические результаты и сформулированы выводы:

1. В диссертации доказывается, что в современных условиях информационный подход имеет методологическое значение для принципиально нового осмысления процесса профессиональной подготовки специалистов всех направлений и, в частности, педагогов независимо от уровня их профессионального образования.

Перспективная система профессионального образования будущих учителей должна быть ориентирована на освоение ими современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий, как одного из главных факторов повышения их творческого потенциала, формирования системного научного мышления и информационной культуры. На наш взгляд, педагогическая наука вплотную подошла к непротиворечивому и неконфликтному принятию информационной парадигмы как одной из концептуальных моделей своего развития и функционирования.

Процессы информатизации образования проявляются и в обновлении содержания образования, и в развитии его форм, и в совершенствовании и разработке новых педагогических методов и технологий. Однако перевод содержания и технологий образовательного процесса на современные электронные носители может осуществляться только при условии сохранения достижений педагогической науки и ее методологии, как фундаментальной основы проектирования современных педагогических технологий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

2. Педагогическая концепция формирования исследовательской деятельности учителей основана на системном, личностно-деятельностном, аксиологическом, информационном и технологическом подходах. Развитие этой деятельности обусловлено закономерностью активного взаимодействия субъектов исследовательского процесса на основе диалоговости и открытости, полемичности и дискуссионности современной педагогической науки.

Исследовательская деятельность включает инвариантные структуры деятельности от цели до результата и стиль деятельности, как потенциал науки и человека науки. Ценностно-ориентирующим механизмом становления молодых исследователей, на наш взгляд, выступает смысловое преломление для них научно-педагогического опыта, лежащее в основе системы профессиональных смыслов и проявляющееся как развитие мотивов деятельности и их реальных отношений к педагогической науке.

Критериальная модель исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей была представлена в диссертации как исследовательская стратегия. Моделирование - это процесс иерархизация педагогических и исследовательских целей и задач, а также систематизации критериев, показателей признаков предмета исследования. Модель исследовательской деятельности учащихся педагогических колледжей отображает и воспроизводит в более простом виде взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, помогает формализовать результаты образовательного процесса, предусматривает проведение расчетов, логического анализа с тем, чтобы по результатам исследования можно было делать заключения об изменениях ориентации учащихся на исследовательскую деятельность. В диссертации представлена критериальная, динамическая и функциональная модели исследовательской деятельности учащихся. Критериальная модель рассматривается нами как выражение и способ координации всех компонентов. При этом естественным образом выделяются две основные функциональные линии, соответствующие содержательному и динамическому аспектам развития деятельных процессов. Содержательная сторона воплощается в предметно-целевом плане, представляющем собой схему взаимодействия на 4-х этапах исследовательской деятельности. Динамическому аспекту соответствует 2-х ступенчатая активность учащихся от репродуктивного к продуктивному. Это объясняется тем, что активность субъекта начинается с взаимодействия его потребностей и мотивов с условиями их реализации. В контексте описания функциональной модели можно указать развитие потребности в научной информации, мотивационный поиск, целеобразование, предметное преобразование, контроль и оценка. Таким образом, в совокупности все аспекты модели исследовательской деятельности учащихся выражают одновременно простое и сложное. Простота состоит в ее построении, а сложность - в глубоком отражении основных и существенных сторон изучаемого объекта.

4. В диссертации приведены результаты анализа источников по проблемам развития постиндустриального общества и показано, что наступившая эпоха информатизации общества требует высокого качества профессиональной подготовки учителя в области использования современных информационно-коммуникационных технологий. Но пока еще уровень подготовки педагогов к их использованию остается низким, учителя еще не способны проектировать свою деятельность в соответствии с достижениями информационно-коммуникационных технологий. Поэтому разработанная нами электронно-исследовательская программа по своему концептуальному построению представлена как автоматизированная педагогическая технология. Сущность ее заключается в системной интеграции способов познавательной и исследовательской деятельности на основе личностно-деятельностного и аксиологического подходов в соответствии с закономерностями функционирования и развития информационно-образовательного пространства. Модульность, визуальность, интерактивность программы позволяют аккумулировать во взаимосвязи научные и практические знания, посредством которых эффективно раскрывается ее содержание:

-закономерности трансляции и освоения педагогической науки в целенаправленном образовательном процессе;

-закономерности преобразования предметного знания в средство развития молодого исследователя;

-закономерности и методы поиска, хранения, преобразования информации, как с помощью традиционных источников информации, так и современных информационно-коммуникационных средств, глобальной сети Интернет.

5. Сравнительный анализ педагогических возможностей традиционного и технологического подходов показывает, что в случае применения средств электронной исследовательской системы существенно изменяется в положительном направлении эффективность формирования исследовательской деятельности учащихся. Обучение на основе технологического подхода реализует принципы модульности, визуальности и интерактивности. Модульность обеспечивает целостное восприятие исследовательского процесса и способствует дифференциации субъектами образовательного процесса локальных, системных и функциональных знаний. Визуальность ориентирована на «живое» воспроизведение ситуаций педагогической практики как объекта наблюдения, апробации и реализации методов педагогического исследования. Интерактивность способствует установлению профессионального общения учащихся с представителями педагогической науки независимо от расстояний и принадлежности к организации образования. Кроме того, в отличии от традиционного подхода технологический в значительной степени обеспечивает индивидуализацию обучения технологии исследовательского процесса и оперативный поэтапный контроль результатов выполнения учащимися микроисследований.

6. Эффективность проведенного исследования подтверждается результатами многолетнего эксперимента и новым качеством микроисследований учащихся. В колледже возникла особая ситуация активного отношения к освоению и использованию информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся проявляют большой интерес и растущую потребность в подготовке к занятиям по электронным учебникам и мультимедийным программам.

Многие из них связывают свои микроисследования с тематикой по информатизации образования и методов конструирования электронных учебных изданий для начального образования. В колледже уже в течение несколько лет функционирует электронный читальный зал по модулю «15+1», позволяющий учитывать компьютерное время учащихся.

Перспективу исследования мы связываем с дальнейшей разработкой педагогической технологии формирования научно-исследовательской культуры специалистов всех уровней и направлений профессионального образования в условиях информатизации общества.

Pages:     || 2 |